Использование информационных технологий в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Слово "информация" стало явным фаворитом в словаре современности. Осмысление информации как важнейшего свойства объективного мира привело к становлению и развитию теории информации, приданию понятию "информация" общенаучного статуса. Цивилизационный сдвиг, характеризуемый выделением информации в ведущий фактор развития социума, не вызывает сомнений сегодня. Множатся приметы новой формы социальной организации - информационного общества, явившегося результатом развития информационного типа технологии. Интеллектуализация и информатизация производства и управления формируют новый тип экономики.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления
1.1 Информационная структура современного государственного управления
Глава 2. Информационно-аналитическое обеспечение процесса государственного управления пресс-службами
2.1 Информационные технологии

2.2 Роль информации в политике
2.3 Связи с общественностью как сектор информационно-аналитической деятельности в управленческом процессе

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 51.48 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

 

на тему:

 

«Использование информационных технологий в государственном управлении»

 

 

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления

1.1 Информационная структура современного  государственного управления

Глава 2. Информационно-аналитическое  обеспечение процесса государственного управления пресс-службами

2.1 Информационные технологии

 

2.2 Роль информации в политике

2.3 Связи с общественностью как  сектор информационно-аналитической  деятельности в управленческом  процессе

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

Введение

 

Настоящая работа посвящена вопросам развития информационных технологий и  их роли в развитии современного управления.

 

Слово "информация" стало явным  фаворитом в словаре современности. Осмысление информации как важнейшего свойства объективного мира привело  к становлению и развитию теории информации, приданию понятию "информация" общенаучного статуса. Цивилизационный  сдвиг, характеризуемый выделением информации в ведущий фактор развития социума, не вызывает сомнений сегодня. Множатся приметы новой формы  социальной организации - информационного  общества, явившегося результатом развития информационного типа технологии. Интеллектуализация и информатизация производства и  управления формируют новый тип  экономики.

 

Возрастающая значимость информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в развитии основных сфер жизнедеятельности современного общества и государственного управления обусловила перевод в последнее  время вопросов использования информационных технологий в разряд приоритетных направлений  государственной политики Российской Федерации.

 

Осознание роли информации в усложнившемся  процессе управления обществом в  целом и отдельными его подсистемами - важный шаг, сделанный социальными  науками в XX веке. Информация является предметом управленческого труда, так было и будет всегда. Оперируя информацией, субъект социального  управления реализует сущность управления, которая в наиболее общем виде может быть определена как "направляющее, организующее и регулирующее воздействие  на общественные процессы" . Управление осуществляется, как известно, посредством системы действий циклического характера. Сбор и обработка информации- этап, который начинает фазу цикла, являясь одновременно завершающим этапом предыдущей фазы цикла. На начальном этапе акцент делается на информацию о состоянии проблемной ситуации, на заключительном этапе - на информацию о результатах реализации управленческого решения. Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учебное пособие. М.: Экономика, 2000.

 

По всему миру муниципальные  и региональные органы власти внедряют новые технологии, которые способствуют реализации таких благих целей современного управления, как открытость, прозрачность, подотчетность, вовлечение граждан  в процессы управления и демократия. Сведения о распределении бюджетных  средств и о расходах, данные о  производительности труда, судебные процедуры, а также другие официальные документы, созданные государственными структурами  и хранящиеся у них, теперь доступны обществу через интернет. Современные  технологии также помогают государственным  учреждениям делать публичные сообщения  и отслеживать различные процедуры, например, подачу заявок на получение  лицензий.

 

С помощью современных технологических  решений люди могут направлять свои предложения и жалобы. Граждане и  коммерческие организации имеют  больше возможностей для обращения  по поводу введения необоснованных правил и процедур. А наличие данных о  таких обращениях позволяет выявлять ошибки и нарушения. Информационные потоки, проходящие через интернет, приближают власть к гражданам. При  этом процессы управления становятся менее формальными и более  ориентированными на диалог, чем при  традиционных способах взаимодействия. В свою очередь с помощью средств  электронного участия (e-participation) люди могут активнее участвовать в местном самоуправлении. Они имеют возможность лучше понять реализуемые задачи и установки, их вклад в эти процессы будет полнее, и они смогут оказывать влияние на направление и характер развития условий жизни. Государственное управление. Основы теории и организации: Междисциплинарный учебник для ВУЗов и госслужащих, проходящих подготовку, переподготовку и повышение квалификации / Под ред. В.А.Козбаненко. М.: Статут, 2000.

 

 

Глава1. Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления

 

Информационные технологии играют все более заметную роль в современном  мире -- без них невозможно принятие надежных обоснованных решений в политике, бизнесе, науке и других сферах жизни как государства в целом, так и отдельных людей. Так, информационная «магистраль» Интернет объединяет более ста стран мира. Информационное обеспечение бизнеса позволяет осуществлять международную интеграцию рынков товаров и услуг, труда, инвестиций и финансов. Информационные технологии становятся важнейшими механизмами ускорения темпов развития. Если вначале XX в. господствовал принцип «Винтовка рождает власть», то сегодня можно говорить о том, что «информация рождает власть и правит миром». Информация становится решающим фактором эффективного функционирования управленческой системы, социального состояния общества, темпов экономического развития. Информационное обеспечение процесса управления приобретает все более превалирующее значение в сравнении с обеспечением общества энергией и капиталами. Управленческий аспект информации связан с тем, что всякое управление любой системы является информационным процессом и заключается в сборе, передаче, переработке и использовании информации.

 

Опыт России последних лет показал, что важно учитывать «общественность» в ее интерпретации в русле  западноевропейской и русской национальной традиций. В процессе взаимодействия власти и общественности необходимо использовать средства массовой информации, которые определяют уровень сознания и населения всей страны, подвигают  его на конкретные действия, добиваются согласия на те или иные программы правительства. Поддерживают определенные стандарты политического поведения, обеспечивают движение от события к информации и далее к символу. Поле деятельности политической общественности находится в области управления общественным мнением. Возможность гласного, публичного высказывания людей в СМИ и влияния на политическую элиту составляет суть той общественности, которая выступает в качестве лидеров мнений.

 

В современном постиндустриальном обществе информация становится стратегическим ресурсом, а информационные технологии являются одним из инструментов повышения  эффективности государственного и  муниципального управления. Внедрение  информационных технологий в сферы  государственного и муниципального управления является задачей стратегической важности.

1.1 Информационная структура современного  государственного управления

 

Информационная структура -- одна из наиболее актуальных и технологически сложных проблем современного государственного управления. Информационная структура, выступая каркасом системы государственного управления, влияет на состояние субъекта и объекта, реализацию основных функций, выбор форм и методов связей с общественностью. Субъект управления - структурно-организованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействия на объект с целью перевода его в новое состояние, -- использует государственную информацию как основной ресурс управленческого воздействия. Объект управления -- структурированная социальная общность, также использует информацию, прежде всего социальную и широкодоступную, и функционирует под направляющим воздействием субъекта для достижения общих целей. Механизмы и технологии, обеспечивающие эффективное субъектно-объектное взаимодействие, включены в информационную структуру как формы и виды связей.

 

В прежней управленческой системе  тоталитарного общества традиционно  доминировала и преобладала информационная структура, которая складывалась под  воздействием господствующей государственной  идеологии и характеризовалась  безоговорочной верой чиновника  любого ранга и гражданского населения  в истинность ее положений. Одностороннее  идеологическое видение действительности приводило к складыванию внутренне  противоречивой системы информирования, размывающей почву целостного осмысления социально-политических процессов. Это  приводило к неизбежному одностороннему отбору фактов и сведений аппаратом  управления и возникновению фатальных  ошибок. Что касается гражданского населения, то замалчивание неугодных  фактов, дезинформация и приукрашивание реальной социально-экономической  ситуации порождало двойственность общественного сознания, когда в  мыслях было одно, на словах другое, а  в реальной деятельности -- третье.

 

Особенность современной политической ситуации состоит в том, что осуществляется переход от жестко централизованной структуры к разделению власти на несколько ветвей, от единственной государственной идеологии к  политическому плюрализму, от старой «человеческой» технологии устного  и письменного слова к широкому использованию информационных технологий, формированию современной информационной структуры государственного управления. Ответы Губернатора Омской области  Л.К. Полежаева на вопросы, заданные во время проведения Интернет пресс-конференций. Омск, 2002.

 

Государственное управление как исполнительно-распорядительная деятельность аппарата предполагает позитивную, организующую и творческую деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей. Они осуществляют на правовой основе хозяйственную, социально-культурную и административно-политическую функции. Эффективная реализация вышеназванных  функций невозможна без разветвленной, гибкой и динамичной информационной структуры. Для того чтобы разделение власти было защищено от злоупотреблений, ошибок и дилетантизма, необходим  баланс в обладании информацией  и социальными знаниями. Поэтому  начиная с 1993 г. Администрация Президента, Правительство и двухпалатный Парламент  Российской Федерации концентрируют  материальные, финансовые и административные ресурсы и направляют их на формирование информационной структуры государственного управления. Создание информационной инфраструктуры страны осложняется  такими факторами, как географическая протяженность, недостаточно развитая инфраструктура, переходное состояние  экономики, распад старой системы ценностей  и низкая компьютерная грамотность  населения.

 

Современная информационная структура  России включает в себя информацию, информационные ресурсы, программные  средства вычислительной и телекоммуникационной техники, информационные сети и системы, банки и базы данных, интеллектуальные информационные технологии, высокопрофессиональный персонал, обеспечивающий их создание и использование.

 

Информация, циркулирующая в аппарате власти федерального и регионального  уровней, -- это сложный и многообразный тип информации. Она огромна по объему, разнообразна по содержанию и характеризуется изменчивостью в динамике. Значительная часть ее связана с формированием и реализацией управленческих воздействий. Другая, не менее значимая, выражает взаимосвязи государственного аппарата с потребностями и интересами миллионов граждан.

 

Все информационные потоки, включенные в управленческий коммуникационный процесс, можно разделить на три  группы:

 

1) информация, циркулирующая внутри  органов государственной власти;

 

2) информационные потоки между  органами управления разного  уровня;

 

3) информационные потоки между  органами управления и объектами  управления во внешней информационной  среде.

 

Движение информации регулируется специальными управленческими структурами. Это могут быть структурные подразделения  внутри и вне органов государственного управления. Они обеспечивают мониторинговую деятельность, собирают информацию для  разработки моделей и вариантов  управленческих решений. К ним можно  отнести информационно-аналитические  центры, управления по связям с общественностью, пресс-центры, информационно-поисковые  системы, информационные агентства, комитеты по статистике, средства массовой информации.

 

Сегодня в системе государственного управления существенно изменилось отношение к аналитическим службам  на федеральном и региональном уровнях, расширяется само понимание сути аналитической и экспертной работы. Особенно усиливается роль различных  видов экспертизы -- правовой, макроэкономической, международной, научно-технической, криминальной и др.

 

К аналитической деятельности большинство  экспертов федеральных аналитических  служб относят те процессы и процедуры  интеллектуальной деятельности, которые  имеют признаки творчества, позволяющего создавать новую информацию, выявлять скрытые проблемы или их аспекты, предлагать нетрадиционные способы  их решения. Все это позволяет  сократить перебор управленческих решений и время принятия позитивных решений.

 

Специалисты информационно-аналитических  служб в региональных администрациях вкладывают в понятие «аналитическая деятельность» самое разное содержание:

 

· * информатизацию управленческих процессов;

 

· * освоение компьютера для машинописных работ;

 

· * создание справочно-информационных систем и технологий.

 

Все информационно-аналитические  службы регионов можно разделить  на три класса:

 

Службы первого класса занимаются упорядочением информационных ресурсов и создают для этого соответствующие  справочные массивы (правовая информация, письма жителей региона, различные  справки и документы по ситуации, подготовленные традиционными методами).

 

Службы второго класса занимаются аналитической обработкой, используя  базы данных («пресса», «статистика», «реформы», создают муниципальные информационные системы).

 

Службы третьего класса разрабатывают  аналитические и экспериментальные  технологии, обслуживающие чрезвычайные ситуации, а также избирательные  кампании.

Информация о работе Использование информационных технологий в государственном управлении