Использование информационных технологий в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Слово "информация" стало явным фаворитом в словаре современности. Осмысление информации как важнейшего свойства объективного мира привело к становлению и развитию теории информации, приданию понятию "информация" общенаучного статуса. Цивилизационный сдвиг, характеризуемый выделением информации в ведущий фактор развития социума, не вызывает сомнений сегодня. Множатся приметы новой формы социальной организации - информационного общества, явившегося результатом развития информационного типа технологии. Интеллектуализация и информатизация производства и управления формируют новый тип экономики.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления
1.1 Информационная структура современного государственного управления
Глава 2. Информационно-аналитическое обеспечение процесса государственного управления пресс-службами
2.1 Информационные технологии

2.2 Роль информации в политике
2.3 Связи с общественностью как сектор информационно-аналитической деятельности в управленческом процессе

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 51.48 Кб (Скачать файл)

 

В информационном обеспечении государственной  власти наибольшая значимость принадлежит  информационно-аналитическим службам. Аналитическая деятельность «встроена» в процесс управления. Здесь решаются организационные, технические, кадровые вопросы. Именно они выявляют и формулируют  информационные потребности руководства  для управления. От работы информационно-аналитических  центров зависит наиболее точный и полный охват функций, закрепленных за органом власти или отдельным  работником, учет специфики видов  информации, свойственной отдельным  звеньям управления, установление оснований и видов ответственности работников аппарата за предоставление и обработку информации.

 

В современной системе государственного управления существенно изменилось отношение к аналитическим службам  на федеральном и региональном уровнях. Расширяется само понимание сути аналитической и экспертной работы. Особенно усиливается роль различных  видов экспертизы -- правовой, макроэкономической, международной, научно-технической, криминальной и др.

 

Специалисты для информационно-аналитических  центров готовятся в Институте  проблем управления РАН и проходят стажировку в Аналитическом центре при Президенте РФ и Центре экономической  конъюнктуры.

 

В задачи информационно-аналитических  центров входит:

 

· * информационно-аналитический мониторинг экономической, социально-политической, экологической, криминогенной ситуации в регионе;

 

· * анализ, диагностика, моделирование  и прогнозирование управленческого  процесса;

 

· * поиск и обнаружение проблемных областей в сфере федерального и  регионального управления, а также  методов их решения;

 

· * экспертиза важнейших управленческих решений, инвестиционных проектов;

 

· * подготовка и обоснование на основе информации альтернатив управляющих  решений для лица, принимающего решение  и их обоснование;

 

· * подготовка прогнозов, аналитических  обзоров и ретроспективных справок.

 

Рассмотреть место информационно-аналитической  службы в системе современного государственного управления можно на примере работы информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации. Его основная задача заключается в обеспечении  эффективной и аналитической  поддержки работы Совета Федерации.

 

Верхняя палата российского парламента -- Совет Федерации не принимает законов, а только одобряет или отклоняет тексты, принятые Государственной Думой. Эффективное выполнение данной функции требует организации регулярного взаимодействия органов Совета Федерации с Государственной Думой, а при необходимости и с другими органами власти на всех этапах подготовки законопроектов. Таким образом, он выполняет функцию связующего звена между федеральной системой власти и властными органами субъектов Федерации. Палата сформирована из действующих руководителей субъектов Федерации, т.е. из практиков, постоянно сталкивающихся в своих регионах со всем многообразием социально-экономических, политических и иных проблем. Руководители регионов получают возможность непосредственно участвовать в формировании политики федеральных властей, а согласованные с ними решения федерального уровня получают дополнительную опору при реализации ее в регионах России.

 

Совет Федерации также участвует  в программах взаимодействия с парламентами других стран и с международными организациями.

 

В связи с этим основной задачей  аналитической деятельности становится обеспечение всех функций Совета Федерации -- в части формирования как внутренней, так и внешней социально-экономической государственной политики.

 

Особенно важной является задача аналитического обеспечения членов Совета Федерации  объективной и полной информацией, необходимой для принятия взвешенного  решения с учетом интересов Российской Федерации. Можно выделить следующие  значимые виды информации:

 

· * о положении в сфере, регулируемой законопроектом;

 

· * о выдвигавшихся концепциях закона в ходе работы над ним в  Государственной Думе;

 

· * насколько учтены позиции и  интересы субъектов Федерации в  окончательной редакции законопроекта;

 

· * к каким последствиям, как  позитивным, так и негативным, может  привести его реализация.

 

Информационно-аналитическое управление Совета Федерации ведет работу по нескольким направлениям:

 

· * готовит аналитические и информационные материалы для членов верхней  палаты;

 

· * оперативно распространяет информацию по наиболее злободневным вопросам;

 

· * активно участвует во всех парламентских  слушаниях;

 

· * организует выпуск Аналитического вестника по важнейшим проблемам  ведения Совета Федерации;

 

· * разрабатывает информационно-аналитические  доклады по наиболее важным, перспективным  проблемам обеспечения подъема  экономики, развития федерализма, совершенствования  базовых, системообразующих законов;

 

· * делает заключения на законопроекты, подготовленные в порядке законодательной  инициативы членами Совета Федерации

 

В частности, информационно-аналитическое  управление Совета Федерации участвовало  в организации и информационно-аналитическом  обеспечении Петербургского экономического форума, проведенного по инициативе Совета Федерации и Межпарламентской Ассамблеи  государств-участников Содружества  Независимых Государств. Управление разработало все необходимые  информационно-аналитические материалы, тематику «круглых столов». К столетнему юбилею заседаний Всемирной парламентской  ассамблеи (сентябрь 1998 г.) управлением  была подготовлена информация, которая  позволила мировой общественности наиболее полно представить всю  многогранную деятельность Совета Федерации  и его роль в жизни России (Жиров, 3-4).

 

Деятельность информационно-аналитических  центров тесно связана с пресс-службами -- новым и не менее значимым для процесса государственного управления элементом информационной структуры.

 

информационный технология управление общественность

 

Глава 2. Информационно-аналитическое  обеспечение процесса государственного управления пресс-службами

 

Пресс-службы являются самостоятельными подразделениями различных органов  власти. Они действуют при Президенте, правительстве, парламенте и в регионах. Пресс-служба Президента является самостоятельным  подразделением Администрации Президента. Руководитель Пресс-службы приравнивается по должности к начальнику управления Президента Российской Федерации.

 

Пресс-служба правительства входит в состав такого структурного подразделения  Аппарата правительства, как Управление правительственной информации, образованное Постановлением правительства от 3 мая 1995 г.

 

В Государственной Думе проблемами информационной политики занимается Комитет  по информационной политике и связи. Комитет сформирован на основе пропорционального  представительства депутатских  объединений.

 

В его структуре работают следующие  подкомитеты:

 

· * по печати и экономической поддержке  СМИ;

 

· * по связи и информатике;

 

· * по телевидению и радио.

 

Пресс-служба -- структурное подразделение аппарата Государственной Думы на правах управления. Есть свой пресс-центр и у Совета Федерации. Пресс-центр возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Председателем Совета Федерации. Руководитель пресс-центра является также пресс-секретарем Председателя Совета Федерации. Примером региональной информационно-организационной структуры управления можно назвать Департамент по делам печати и информации правительства Москвы, Управление по связям с общественностью и прессой правительства Санкт-Петербурга и др.

 

Пресс-служба Государственной Думы состоит из следующих подразделений:

 

· * отдел средств массовой информации в составе,

 

· * сектор парламентских корреспондентов,

 

· * сектор анализа СМИ,

 

· * отдел информационного взаимодействия в составе,

 

· * сектор оперативной информации,

 

· * сектор информационных изданий,

 

· * сектор информационного обеспечения.

 

Телерадиослужба (на правах отдела) в составе 4 секторов и одной группы.

 

В задачи пресс-службы входит:

 

· * подготовка и распространение  в средствах массовой информации официальных сообщений о важнейших  мероприятиях в Государственной  Думе;

 

· * объективное информирование субъектов  РФ, населения страны, зарубежной общественности о парламентской деятельности через  издания и телерадиослужбу;

 

· * аккредитация представителей отечественных  и зарубежных СМИ, освещающих деятельность парламента;

 

· * взаимодействие с пресс-службами Президента, Совета Федерации, правительства, а также с информационными  службами и организациями в вопросах взаимного информационного обеспечения  и распространения решений органов  государственной власти по различным  аспектам экономической, социальной, международной, культурной политики.

 

В практическую деятельность пресс-службы входит организация пресс-конференций, брифингов, информационных встреч фракций, комитетов, депутатских групп, осуществление  оперативного сбора и экспресс-анализ материалов центральной и региональной печати, российских и зарубежных информационных агентств, а также сообщений с  мест, участие в организации информационного  освещения проводимых Думой международных  мероприятий.

 

Основные задачи Управления правительственной  информации фактически идентичны тем, которые выполняют пресс-службы парламента.

 

В целом для большинства развитых пресс-служб законодательной, представительной и исполнительной власти федерального и регионального уровней характерны следующие функции и задачи:

 

· * разъяснение того, что сказала  или сделала администрация;

 

· * анализ последствий постановлений, указаний, решений и т.д., принятых администрацией;

 

· * систематическая работа со средствами массовой информации (газеты, радио, телевидение);

 

· * неформальные контакты с главными редакторами и ведущими журналистами;

 

· * написание и опубликование  статей;

 

· * подготовка и озвучивание докладов, сообщений, рассылка пресс-релизов, опровержение негативной информации;

 

· * работа с общественными организациями, политическими партиями и движениями;

 

· * взаимодействие с лидерами «общественного мнения»;

 

· * работа с предприятиями региона (реформирование, перераспределение  собственности, налоги и др.);

 

· * выявление «точек роста» плохих и критических ситуаций, тенденций;

 

· * структурирование и формальное описание текущих или латентных  проблем и ознакомление с ними администрации и общественности;

 

· * владение методами психологических, социологических, политологических, демографических  и других исследований объекта управления;

 

· * прогнозирование падения авторитета власти;

 

· * формирование позитивного имиджа администрации;

 

· * умение работать в чрезвычайных, кризисных ситуациях;

 

· * руководство избирательными кампаниями и получение положительных результатов.

 

Кроме всего вышеперечисленного, работникам пресс-служб необходимо быть психологически готовыми к восприятию отрицательных  событий, просчетов в действиях  администрации, собственных ошибок, а также к несправедливым обвинениям со стороны общественности и средств  массовой информации.

 

Специфика работы пресс-служб в  системе государственного управления связана с высокой и ответственностью и повышенной требовательностью  и оперативностью при обработке  и предоставлении информации лицам, принимающим решения (ЛПР). Работа пресс-служб, равно как и эффективная деятельность информационно-аналитических центров, во многом зависит от возможностей пользования информационно-поисковыми системами.

 

Создание и совершенствование  работы информационно-поисковых систем (ИПС) является одним из важнейших  направлений в информационном обеспечении  органов государственной власти и управления. Они обеспечивают управленческий процесс, отвечают реальным потребностям госаппарата, повышают качество и удобство работы, уменьшают ворох ненужных бумаг, повышают аналитические и  управленческие возможности его  работников.

 

Сегодня в органах государственной  власти и управления Российской Федерации  действуют крупномасштабные информационно-поисковые  системы, которые дают возможность  рассылать информацию по электронной  почте, осуществлять информационный обмен  с регионами, подключаться к информационным фондам других ведомств, осуществлять обмен информацией с зарубежными  сетями. Афанасьев ВТ. Социальная информация. М, 1994.

 

Администрация Президента, палаты Федерального Собрания, Аппарат правительства  и органы высшей судебной власти страны имеют устойчивый обмен данными  с внешними источниками информации. Их компьютерные проекты -- одни из самых сложных в российской Федерации.

 

 

Информационно-справочное обеспечение  высших органов власти осуществляется двумя основными поисковыми системами - «Почта» и «Контур», различающимися базами данных, источниками информации, методами доступа к информации.

 

Система «Почта» имеет теледоступ к источникам информации и включает в себя такие информационно-поисковые  системы, как «Право», «Директивные документы», «Гарант». Базы данных этих подсистем содержат нормативно-правовую информацию (более 1 200 документов).

 

С экономической информацией работают «Экостат», «Социально-экономическая статистика», «Регистр промышленных предприятий». Базы данных указанных подсистем включают в себя справочно-статистическую, социально-экономическую информацию по регионам страны, экспресс-информацию Госкомстата России, экономическую информацию по СНГ, данные о 24 тысячах промышленных предприятий России и выпускаемой ими продукции.

 

Общественно-политическая информация представлена в «Аналитических обзорах», «Оперативной информации». База данных этих подсистем содержит аналитические  обзоры информационного управления и пресс-службы Администрации Президента РФ, Аналитического центра при Президенте РФ, библиотеки Администрации Президента, Управления Президента РФ по работе с  обращениями граждан, Центра экономических  реформ при правительстве РФ. Сюда же входит научно-техническая информация Росинформресурса, текущие сводки Госкомстата, информация МВД РФ (оперативные сводки, борьба с преступностью, криминальное состояние в России), общие сводки ИТАР-ТАСС, оперативная информация МЧС, отклики региональной прессы на действия правительства по вопросам экономики.

Информация о работе Использование информационных технологий в государственном управлении