Использование информационных технологий в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Слово "информация" стало явным фаворитом в словаре современности. Осмысление информации как важнейшего свойства объективного мира привело к становлению и развитию теории информации, приданию понятию "информация" общенаучного статуса. Цивилизационный сдвиг, характеризуемый выделением информации в ведущий фактор развития социума, не вызывает сомнений сегодня. Множатся приметы новой формы социальной организации - информационного общества, явившегося результатом развития информационного типа технологии. Интеллектуализация и информатизация производства и управления формируют новый тип экономики.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления
1.1 Информационная структура современного государственного управления
Глава 2. Информационно-аналитическое обеспечение процесса государственного управления пресс-службами
2.1 Информационные технологии

2.2 Роль информации в политике
2.3 Связи с общественностью как сектор информационно-аналитической деятельности в управленческом процессе

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 51.48 Кб (Скачать файл)

 

Телекоммуникационный обмен информацией  системы «Почта» с внешними абонентами происходит путем приема и оперативной  передачи сообщений.

 

Система «Контур» имеет локальный  оптоволоконный доступ к информации и устанавливается в соответствии с функциональными обязанностями  работников аппарата высших органов  власти и управления. Содержит такие  информационно-поисковые подсистемы, как: «Документы СНГ», «Социально-экономический мониторинг», «Чрезвычайные ситуации», «Регион», «Социальная сфера» и др. Базы данных указанных подсистем содержат тематический набор слайдов о социально-экономическом положении страны, ее развитии в региональном разрезе, о приватизации, валютном и денежном рынках, митингах, забастовках, беженцах, безработице.

 

К базам данных систем «Почта» и  «Контур» подключены все высшие органы власти и управления субъектов РФ, представители Президента на местах. В свою очередь, из субъектов Федерации  через информационно-поисковые системы  налажено поступление региональной нормативно-правовой информации, аналитической  информации о развитии регионов, оценке и анализе общественно-политической ситуации, о социально-экономическом  мониторинге, а также обзоров  региональных СМИ, оперативной и  другой информации. При этом обеспечивается невмешательство в объемы, характер и структуру информации, поступающей  из субъектов Федерации.

 

Необходимость применения информационно-поисковых  систем в госаппарате была вызвана  следующим рядом причин:

 

· * большой объем информации и  постоянное его изменение привел к тому, что поиск необходимой  информации для целей управления прежними методами стал делом длительным и трудоемким;

 

· * сложился чрезвычайно широкий  круг потребителей информации в аппарате и ее использовании в практической деятельности;

 

· * возникла острая необходимость  в оперативном получении точной и исчерпывающей информации;

 

· * возросла потребность в интеграции информационных ресурсов.

 

Таким образом, актуальным стал фактор улучшения доступа всех работников госаппарата к информации, что  возможно только при условии развития информационных технологий и средств  телекоммуникаций. Лаптенок А. Искусство информации. Выборы: работа с общественностью. Общественное мнение и власть: механизмы взаимодействия. Киев, 1999.

2.1 Информационные технологии

 

Разработка информационных систем, внедрение информационных технологий и обеспечение их деятельности в  госаппарате были возложены на ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной  связи и информации) в соответствии с Указом Президента РФ от 21 февраля 1994 г. «О совершенствовании деятельности в области информатизации органов  государственной власти Российской Федерации». Если в начале 90-х годов главным направлением было обеспечение государственных органов оперативной связью, информатизация и компьютеризация системы власти и гражданского общества, то с переходом к новому столетию упор был сделан на формирование национальной информационной структуры, сохранение и развитие информационных ресурсов, а также выход в мировую информационную систему Интернет, участие в "международном информационном обмене и деятельности Европейской Комиссии, направленной на формирование информационного общества в Европе. Дальнейшая глобализация и технологизация политического процесса еще более остро обозначила проблему информационных технологий и их использование в государственном управлении.

 

Термин «информационные технологии» -- один из новейших в политологической науке. Он включает в себя понятия «технология» и «информация», В отечественной политологии разработка проблем информационных технологий связана с такими именами, как А.И. Пригожий, В.В. Щербина, А.Н. Мелюхин, Ж. Тощенко, Т.В. Закупень и др.

 

Государственное управление -- это управление в масштабах общества, призванное создавать и закреплять законодательно, обеспечивать и гарантировать реализацию условий для любых видов человеческой деятельности. Оно предполагает использование некоторых информационно-технологических приемов и методов. Другими словами, речь идет о создании механизмов рационального управления развитием и функционированием политики, умело и органично сочетающей в себе централизацию с самоуправлением в условиях демократии.

 

Информационные технологии позволяют  обеспечить информационные потребности  государственного управления основных ветвей власти на функциональном, отраслевом и территориальном уровнях.

 

Информационные технологии управленческого  процесса -- это средства организации управленческого труда, направленные на упорядочивание системы процессов и действий должностных лиц по получению, переработке, использованию и распространению информации.

 

Это механизм регулирования информационных потоков внутри органов государственной  власти, между органами управления и объектами управления и внешней  информационной средой. Информационные технологии способствуют качеству управленческих решений и связаны с качественной стороной использования информационных ресурсов.

 

Информационные технологии управленческого  процесса представляют собой автоматизированную поддержку технологии управления и  включают в себя информационные потоки, базы данных, алгоритм поиска, оценку и  принятие решения. Петров В.П. Объект управления -- население. М., 1995.

 

При исследовании темы «информационные  технологии» целесообразно рассмотреть  такие понятия, как «информационный  поток», «информационные массивы, или  банки, информации», «информационные  каналы прямой и обратной связи».

 

Информационный поток -- это совокупность сообщений с одинаковыми или близкими свойствами. Для органов государственной власти поток управленческой информации -- это законы, указы, постановления, распоряжения, сводки и другие документы.

 

Проблема упорядочивания и совершенствования  информационных потоков решается в  соответствии с целями, задачами, функциями  государственных структур и требованиями внешней среды.

 

Банки информации -- это хранилища документов, сведений, данных. Как правило, они сосредоточены в архивах, библиотеках, службах делопроизводства, информационно-поисковых системах.

 

Управленческие связи могут  быть реализованы по каналам прямой и обратной связи. Одним из инструментов создания обратной связи являются избирательные  технологии, направленные на информирование общественности, исследование и формирование общественного мнения избирателей, вовлечение общественности в процесс  принятия решений.

 

Наибольшую значимость информационные технологии имеют при принятии решений. Решение -- это проект изменения общественных отношений и их упорядочение в конкретных политических ситуациях, который оформляет и согласовывает интересы участников управленческого процесса. В зависимости от субъекта, принимающего управленческое решение, а также от уровня отражения в нем общественных интересов различают:

 

· решения центральных органов  государственной власти, осуществляемые в форме законов, нормативно-правовых актов (эти решения исходят из общегосударственных интересов  и связаны как с определением стратегического курса развития, так и с задачами оперативного управления обществом);

 

· решения, принимаемые политическими  партиями как выражение групповых  интересов;

 

· решения, принимаемые в системе  местной власти как форма согласования общегосударственных и региональных интересов.

 

Принятие управленческого решения -- основная характеристика динамики управленческого процесса. Оно включает в себя технологические преобразования актов государственной власти и конкретные механизмы управления социальными процессами.

 

Процесс принятия управленческого  решения складывается из следующего ряда управленческих циклов:

 

· * сбора информации о состоянии  объекта управления,

 

· * подготовки и выработки решения,

 

· * организации людей и ресурсов на выполнение решений и контроль их исполнения.

 

Технология процесса формирования решений предусматривает следующие  этапы:

 

· * изучение проблемы, ее постановку и анализ;

 

· * сбор исходной информации, ее переработку  и синтез;

 

· * оценка альтернатив и выбор  оптимального варианта;

 

· * принятие решения.

 

Инструментом принятия решений  может быть информационно-аналитическая  система. В данном случае она выполняет  информационную, трансформационную  и управляющую функции.

 

Понятие «информационные технологии»  применимо к процессу управления и исследованию информационных процессов  в обществе в целом. Что касается общества, то анализ этого феномена связан с поиском наиболее эффективных  форм использования всех видов информации и реализацией различных видов  коммуникативных политик в организации  диалога власти с общественностью. Следует заметить, что сложившаяся  в предшествующую эпоху организационно-технологическая  система управления очень скоро  перестала удовлетворять вызовам  времени и соответствовать новой  политической и экономической ситуации в стране. По мере усложнения социальных связей возникли новые требования по совершенствованию процесса управления, связанные с регулированием, сохранением, поддержанием и эффективностью системы  управления.

 

Использование информационных технологий на уровне федерации и других ступеней организации управленческого процесса (в республиках, краях (областях), городах, районах) связано с решением проблем  информатизации и компьютеризации, организацией прямых и обратных связей, обеспечением доступа деловых кругов и населения к государственной  информации.

 

Развитие информационных технологий создает уникальные возможности  для активизации и эффективного развития демократии, экономики, политики, государства и гражданского общества. В частности, реальностью становится виртуальная жизнь в сети (коммерческие сделки, реклама, развлечение и отдых, поиск и получение оперативной  информации из информационных источников различных стран мира).

 

2.2 Роль информации в политике

 

Политический аспект использования  информации связан с тем, что любое  государство стремится использовать информацию так, чтобы гарантировать  его безопасность и обеспечить национально-государственные  интересы.

 

Государство определяет пределы распространения  внешней по отношению к нему информации на своей территории. Современная  ситуация характеризуется, с одной  стороны, расширением гласности  и свободы распространения информации; с другой стороны, необходимостью информационной безопасности. Свободный обмен информацией предполагает решение двух взаимно противоположных проблем: обеспечить лучшую информированность населения, в полном объеме реализовать права граждан на гласность и получение общественно значимой информации и обеспечить ее защиту и сохранность.

 

С начала XX в. конфигурация мировой  и российской информационных систем претерпела радикальную трансформацию. В единую технологическую цепь сложились  такие элементы, как компьютер, телефон, радио, телевидение, космическая связь. Распространение локальных и  глобальных информационных сетей создают  принципиально новое качество трансграничного  информационного обмена. Все это  влияет непосредственным образом на политику, международные отношения, национальную и международную безопасность. Сегодня 120 стран мира ведут работы или завершают отдельные разработки по развитию возможного информационно-компьютерного  воздействия на информационный ресурс потенциального противника.

 

В условиях перехода социально-политической системы к новому состоянию встает проблема обеспечения информационной безопасности общества, государства, личности в условиях становления российской государственности на принципах  демократии, законности, открытости информации. В настоящее время при решении  проблем национальной безопасности -- политической, экономической, военной, экологической и др. -- вес информационных факторов непрерывно растет. Значение информации и обеспечение оперативного доступа к ней в политической борьбе всегда было бесценным и решающим на любых уровнях как внутри государства, так и на международной арене.

 

Во-первых, это касается системы  принятия политических решений, стратегических и тактических задач управления. Здесь важны качество информации (ее достоверность, своевременность  и полнота), используемой для принятия решений органами власти и управления, обеспеченность прав политических партий, общественных движений на свободное  выражение своих программ, избирательных  платформ через пресс-центры и средства массовой информации, а также регулярное информирование населения о политической и социально-экономической жизни  страны.

 

Во-вторых, незаконное использование, хищение или искажение государственной  тайны, деловой (банковской, коммерческой, статистической) информации, персональных данных ведут к тяжелым экономическим  потерям и политическим ошибкам. Противозаконный сбор и использование  информации, манипулирование ею (дезинформация, клевета, шантаж, безальтернативность), хищение из архивов, библиотек, использование вопреки интересам общества и граждан. С помощью электронных средств разоряются банки, дестабилизируется работа промышленности и транспорта, уничтожаются жизненно важные базы данных, выводится из строя система государственного управления.

 

В-третьих, информационно-психологические  воздействия, реализуемые через  средства массовой информации и под  влиянием зарубежных прессы, радио  и телевидения, создают атмосферу  напряженности и политической нестабильности в обществе, могут спровоцировать социальные, этнополитические, религиозные  конфликты и массовые беспорядки. Информация влияет на формирование духовного  мира, вызывает девиантное поведение социальных групп или отдельных индивидов.

 

Наконец, уровень развития информационных технологий, на которых основываются современные системы разведки, управления войсками и высокоточным оружием, существенно  предопределяет исход межгосударственных конфликтов. http://www.nestor.minsk.by

 

2.3 Связи с общественностью, как  сектор информационно-аналитической  деятельности в управленческом  процессе

 

Связи с общественностью -- новый сектор информационно-аналитической деятельности в управленческом процессе. Это сравнительно новое направление в области информационных и общественных коммуникаций. Оно возникло на стыке многих видов научной, производственной, культурной и общественной деятельности -- журналистики, политологии, психологии, рекламы, информатики, конфликтологии и теории управления.

 

Из информационных технологий это  направление заимствует такие приемы, как организация экспертной и  аналитической работы, проведение выставок и презентаций, прогнозирование, организация  информационно-имиджевых кампаний, аналитическое обеспечение избирательных кампаний. Все методы и приемы работы по связям с общественностью в государственном управлении выкристаллизовались в последние годы в государствах с развитой демократией и высоким уровнем жизни. Пришло понимание и в России того, что общество надо активно «уговаривать» и осторожно провоцировать к определенным поступкам цивилизованным, доброжелательным способом, избегая грубых форм психологического давления и манипулирования массовым сознанием.

Информация о работе Использование информационных технологий в государственном управлении