Исследование и оценка конкурентоспособности товара Холопеничкого филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение и оценка конкурентоспособности товара Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат». Для достижения указанной цели необходимо выявить множество факторов, способствующих улучшению качества товара, выявить и подавить конкурентов, действующих на тех же рынках, что и наше предприятие, а также привлечение еще большего числа покупателей. Для этого необходимо знать и планировать не только свою тактику и стратегию работы предприятия, но и своих конкурентов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Исследование и оценка конкурентоспособности товара.
Понятие и сущность конкурентоспособности.
Параметры, характеризующие конкурентоспособность.
Сегментация рынка. Характеристика основных сегментов рынка.
Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг.
Организационно-экономическая характеристика Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат». Товарный ассортимент.
Исследование и оценка конкурентоспособности товара Холопеничкого филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат».
Характеристика товарных рынков Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат».
Основные потребители продукции Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат».Основные сегменты рынка.
Характеристика спроса на товары в сравнении с основными конкурентами.
Основные направления повышения конкурентоспособности продукции и качества продукции, производимой Холопеничским филиалом ОАО «Борисовский молочный комбинат».

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 252.12 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. Исследование и оценка конкурентоспособности товара.
    1. Понятие и сущность конкурентоспособности.
    2. Параметры, характеризующие конкурентоспособность.
    3. Сегментация рынка. Характеристика основных сегментов рынка.
    4. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг.
  2. Организационно-экономическая характеристика Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат». Товарный ассортимент.
  3. Исследование и оценка конкурентоспособности товара Холопеничкого филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат».
    1. Характеристика товарных рынков Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат».
    2. Основные потребители продукции Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат».Основные сегменты рынка.
    3. Характеристика спроса на товары в сравнении с основными конкурентами.
    4. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции и качества продукции, производимой Холопеничским филиалом ОАО «Борисовский молочный комбинат».

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   На сегодняшний день маркетинг  в РБ находится на начальном  этапе своего развития. Дело в  том, что еще не так давно  в 95% случаев понятие маркетинг  ассоциировалось со словами: «сбыт», «продажи», «реклама». Понятие  маркетинга как управленческой  функции только приходит к  руководству белорусских предприятий.  Это связано с тем, что в  стране долгое время отсутствовала  жесткая конкуренция и не работали  рыночные механизмы. Сегодня же, чтобы выжить, нужны грамотные  и обоснованные решения, а именно: какую продукцию про- изводить  и в каком объеме, чтобы ее можно было гарантированно реализовать и при этом  получить прибыль, кто является целевым потребителем продукции, чем продукция предприятия отличается от продукции конкурентов, какую выбрать стратегию ценообразования, чтобы максимизировать прибыль не только в краткосрочном, но и долгосрочном периоде, каким способом наиболее эффективно продвигать товар на рынок.

     К сожалению, только  у 45% белорусских предприятий  есть отдел маркетинга, к тому  же из них только 27% отметили, что  данные отделы выполняют на  самом деле функции маркетинга, а не продаж.

    Данный факт свидетельствует  о том, что до сих пор для  большинства белорусских топ  менеджеров характерно принятие  управленческих решений по старинке, основываясь на интуиции либо  опыте ведущих специалистов и  руководства компании. Однако данный  подход изжил себя. В условиях  быстроменяющейся конъюнктуры рынка,  чтобы не только развиваться  дальше, но и издерживать существующие  позиции на рынке, предприятие  должно в первую очередь владеть  главным оружием в конкурентной  борьбе – информацией, сбор  и анализ которой является  одной из ключевых  функций  маркетинга на предприятии.

   Также трудно приуменьшить  роль и значение конкуренции  как фактора, предопределяющего  характер стратегии и тактики  маркетинга, практической маркетинговой  деятельности.

    На сегодняшний день  высокая конкуренция дает предпринимателю,  любому хозяйственному руководителю  ряд проверенных живой практикой  рецептов выхода на положительные  коммерческие результаты хозяйственной  деятельности в рыночных нишах  с ограниченными рисками.  Это,  прежде всего, определенная последовательность проведения аналитической работы, выход на наиболее благоприятные сегменты рынка; формирование

 в интересах предприятия  изменяемых факторов внешней  среды, в том числе и поведения  потребителей, подавление легальными  методами деятельности конкурентов,  создание благоприятного образа  предприятия и всей его деятельности  в глазах общественности. Для  того, чтобы выживать, предприятие должно уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникать на его пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открываться для него.

   Первоначальными  и главными  задачами Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат» являются: наращивание объемов производства, расширение ассортимента продукции и продвижение ее на рынок.

   Целью написания  данной  курсовой работы является изучение  и оценка конкурентоспособности  товара Холопеничского филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат». Для достижения указанной цели необходимо выявить множество факторов, способствующих улучшению качества товара, выявить и подавить конкурентов, действующих на тех же рынках, что и наше предприятие, а также привлечение еще большего числа покупателей. Для этого необходимо знать и планировать не только свою тактику и стратегию работы предприятия, но и своих конкурентов.

   При выполнении данной  работы, мною были применены следующие  методы: монографический, абстрактно-логический, метод анализа и синтеза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Исследование и оценка конкурентоспособности товара.

 

    1. Понятие и сущность конкурентоспособности.

 

    Понятие конкуренции имеет множество значений, поэтому универсального ее определения не существует. Одни считают, что конкуренция – это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Другие толкуют это понятие как механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства.  [1]

      Вместе с этим  существует еще одно понятие,  как конкурентоспособность. Это  комплексная многоаспектная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными  товарами-конкурентами как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. [2]

    Каждый покупатель приобретает  тот товар, который наиболее  полно удовлетворяет его личные  потребности, а масса покупателей  – тот, который более полно  соответствует требованиям, чем  товары-конкуренты. Поэтому конкурентоспособность  товара, т.е. возможность сбыта  на данном рынке, можно определить, только сравнивая товары конкурентов  между собой. Конкурентоспособность  товара – это его характеристика, отражающая отличие от аналога  как по степени соответствия  конкретной потребности, так и  по затратам на ее удовлетворение.[4]

    Конкурентоспособность  любого товара может быть определена  только в результате его сравнения  с другими изделиями и поэтому  является относительным показателем.  Поэтому для оценки уровня  конкурентоспособности необходимо  сопоставить различные его характеристики (качественные и ценовые) с  показателями идеального (если такой  существует) или просто наиболее  ходового товара, признанного в  данном сегменте рынка. [5]

    При разработке  конкурентоспособной продукции  товаропроизводители должны ориентироваться  на оценку всех рыночных факторов, основанную на исследовании потребностей  покупателей, требований рынка.  Для того чтобы продукция была  пригодна для удовлетворения потребностей и представляла интерес для покупателя она должна обладать набором соответствующих параметров.

Конкуренция – (от лат. Concurrence – сталкиваться) – борьба независимых  экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

В зависимости от классификационного признака различают

следующие виды конкуренции:

По состоянию рынка выделяют: совершенная (свободная), несовершенная, регулирующая.

Совершенная (свободная) конкуренция  основана на частной

собственности и хозяйственной  обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:

   *  Объём производства отдельной фирмы является незначительным и    не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара; 

   * Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

   * Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;

   * Продавцы действуют независимо друг от друга;

   * Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.

Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между

производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.

Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий.

Регулирующая конкуренция. Для  того, чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те

отрасли , где в них существует наибольшая потребность.

По способам соперничества выделяют: ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.

Неценовая конкуренция проводится, главным образом,

посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи.

Повышение качества может осуществляться по двум

основным направлениям:

  • первое – совершенствование технических характеристик товаров;
  • второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей.

Неценовая конкуренция посредством  улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.

 

 

    1. Параметры, характеризующие конкурентоспособность.

 

Параметры, характеризующие конкурентоспособность:

   * технические параметры.

 Данные показатели характеризуют  технический уровень товара, определяемый такими параметрами, как прочность, функциональность, безопасность и др.;

   * технико-экономические параметры.

 К ним относятся: надежность, материалоемкость, удобство монтажа  и т.д.;

   * организационно-коммерческие параметры.

Это цена, условия поставки и оплаты, уровень сервисного обслуживания и  др.;

   * сложившийся уровень репутации поставщика;

   * характер межличностных отношений партнеров;

    Таким образом, конкурентоспособность  – это совокупность потребительских  и стоимостных характеристик  товара, а также деловая репутация  поставщика, определяющие успех  на рынке, т.е. преимущество  именно данного товара над  другими в условиях широкого  предложения конкурирующих товаров-аналогов.

    Конкурентоспособность  - понятие, четко привязанное к  конкретному рынку и времени  продажи, которое можно определить, только сравнивая товары конкурентов  между собой.

   Нет, и не может быть  «абсолютной» конкурентоспособности  или неконкурентоспособности: оба  эти понятия связаны с рынком  и временем, а также разнообразными  факторами, влияющими на рынок.

    Число параметров конкурентоспособности  зависит от вида и сложности  изделия в техническом и эксплуатационном  отношениях, а также от требуемой  точности оценки, цели исследования  и других внешних факторов.

К числу основных параметров, характеризующих  конкурентоспособность, относятся  расходы на покупку (цена товара) и  расходы, связанные с эксплуатацией. Сумма этих расходов носит название цены потребления. Цена потребления  многих товаров значительно выше продажной цены. Поэтому наиболее конкурентоспособен тот  товар,  который предлагают по минимальной  цене на рынке, а тот, у которого минимальная  цена потребления за весь его службы у потребителя.

     Конкурентоспособность  определяется только теми  свойствами, которые представляют заметный  интерес для покупателя.

    Конкурентоспособность  товара определяется как отношение  полезного эффекта к совокупным  затратам:

 

К = Эполез./ З;

 

    Исходя из этого, сводный  показатель конкурентоспособности  рассчитывается по формуле:

 

Jконк = Jконк.тех : Jконк.эк;

 

    Расчету сводного показателя  предшествует расчет двух частных  параметрических  индексов: индекса  конкурентоспособности по экономическим  параметрам. Оба этих показателя  рассчитываются путем соотнесения  характеристик рассматриваемого  товара и товара-эталона:

Информация о работе Исследование и оценка конкурентоспособности товара Холопеничкого филиала ОАО «Борисовский молочный комбинат»