Исследовании основных форм и проблем взаимодействия малого и крупного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании основных форм и проблем взаимодействия малого и крупного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики, а также разработке научно-обоснованных рекомендаций по увеличению эффективности взаимодействия малого и крупного бизнеса в российских условиях с позиции мирового опыта.
Задачи, поставленные автором для достижения цели включают:
•Выявить роль и место малого бизнеса в мировой экономике в условиях глобализации;
• Определить сложившиеся предпосылки для сотрудничества малых предприятий с крупным бизнесом в развитых странах и в России;
• Раскрыть сущность основных форм взаимодействия крупных компаний с малыми предприятиями;

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 64.60 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Актуальность  темы. В период стремительного роста  количества и экономической мощи транснациональных корпораций (ТНК) малому бизнесу предсказывалось  скорое исчезновение под давлением  ожесточающейся конкуренции со стороны крупных компаний. Но в последние десятилетия в связи с изменением объективных экономических условий, повышением неопределенности экономической среды, индивидуализацией потребительских предпочтений и вступлением развитых стран в эру общества потребления, значение малых и средних предприятий (МСП) значительно возросло. В немалой степени этому способствовало появление ряда предпосылок для взаимовыгодного сотрудничества малого и крупного бизнеса.

Основная  тенденция мировой экономики  на современном этапе — глобализация — способствует углублению международного разделения труда и усилению научно-технического прогресса. Это приводит к серьезному ужесточению конкуренции и постоянному  росту номенклатуры выпускаемых  товаров, выполняемых работ и  оказываемых услуг, и даже крупнейшие ТНК не в состоянии производить  все операции собственными силами. Передавая малым предприятиям (МП) выполнение части бизнес-процессов  с применением аутсорсинга, а  также производство определенных деталей  и узлов по контрактам субподряда крупные корпорации могут сосредоточиться  только на важнейших операциях. При  этом передача функций управления не самоцель, а средство получения конкурентных преимуществ. Стремление оптимизировать организационную структуру компаний, прежде всего ТНК, приводит к применению принципа «снабжения извне» ко многим функциям и видам деятельности, которые  раньше выполнялись самими компаниями.

В этих условиях для государства важной задачей  является поддержка взаимодействия малого и крупного бизнеса путем  создания общих условий функционирования бизнеса, создания технопарков, поддержки  малого предпринимательства. В мировой  экономике накоплен существенный опыт в этой сфере, который представляет несомненный интерес для России.

Цель работы заключается в исследовании основных форм и проблем взаимодействия малого и крупного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики, а  также разработке научно-обоснованных рекомендаций по увеличению эффективности взаимодействия малого и крупного бизнеса в российских условиях с позиции мирового опыта.

Задачи, поставленные автором для достижения цели включают:

•Выявить  роль и место малого бизнеса в  мировой экономике в условиях глобализации;

• Определить сложившиеся предпосылки для  сотрудничества малых предприятий  с крупным бизнесом в развитых странах и в России;

• Раскрыть сущность основных форм взаимодействия крупных компаний с малыми предприятиями;

• Дать оценку состояния малого бизнеса в России и его готовности к сотрудничеству с крупными компаниями;

• Выявить  проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса в РФ в сфере взаимодействия малых предприятий с крупным  бизнесом и выработать предложения  по их решению;

• Разработать  рекомендации по применению мирового опыта в области взаимодействия малых предприятий с крупными компаниями в российских условиях.

Объектом  исследования являются малые предприятия, с одной стороны, и крупный  бизнес с другой.

В данной работе понятия «малый бизнес» и «малые предприятия» рассматриваются как  синонимы в соответствии с устоявшейся  в мировой экономике практикой. Под «крупным бизнесом» понимаются те компании и фирмы, которые по своим  масштабам и разнообразию рода деятельности не могут быть отнесены к категории  малых и средних.

Предметом исследования являются такие формы взаимодействия малого и крупного бизнеса как  субподряд, франчайзинг и аутсорсинг, а также кластерные структуры.

Проблемам в  области взаимодействия малого и  крупного бизнеса уделяется значительное внимание в трудах российских авторов  Т.А. Алимовой, Б.А. Аникина, А.О. Блинова, А.В. Бусыгина, Е.М. Бухвальда, В.П. Буянова, А.В. Виленского, Д.Н., Землякова, C.Oi Календжяна, Г.Б. Клейнера, М.Г. Ла-пусты, В.В. Масленникова, В.А. Рубе, Б.П. Сапсая, С.А. Силинга, С.А. Сосны, А.Н. Спартака, Ю.Л. Старостина и др.

Среди зарубежных исследователей в диссертации нашли  отражение работы Дж. Даннинга, Р. Коуза, М. Портера, Д. Стэнворта, О. Уильямсона, Дж. Хейвуда, А. Чандлера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Крупный и малый бизнес: специфика преимуществ и недостатков

Партнерские отношения субъектов малого и  крупного предпринимательства обеспечивают конкурентоспособность товаров  и услуг, что является одной из предпосылок организации системы  их взаимодействия. Мировой опыт показывает, что корпоративный сектор является основой современной экономики. Соотношение крупного и малого бизнеса  в России колеблется в региональном измерении от 1:5 до 1:25, тогда как  в странах Западной Европы и в  США этот показатель подходит к уровню 1:500  
Крупные субъекты предпринимательства являются главными элементами рыночного хозяйства, определяют его развитие и уровень эффективности. Развиваясь сами, они структурируют экономику в целом. Доминируя в наукоемких, инфраструктурных и природоэксплуатирующих отраслях экономики, промышленные гиганты и их объединения обеспечивают технологический прогресс и экономический рост в развитых странах.  
Несомненно, крупному бизнесу присущ ряд неоспоримых экономических преимуществ. К их числу можно отнести возможность осуществлять крупномасштабное финансирование проектов, наличие эффективных механизмов использования человеческого капитала, способность обеспечить экономию на трансакционных издержках и реальные конкурентные преимущества на отраслевых, национальных и мировых рынках. Кроме того, крупный бизнес может позволить себе существенную технологическую экономию и на масштабе производства, и на росте или масштабе сферы деятельности.  
К тому же, крупные предприятия играют существенную роль в реализации государственных социальных программ в части медицинского обеспечения, профессионального образования и охраны материнства и детства.  
Но с изменением объективных условий хозяйствования, эволюции конкурентных отношений, неопределенностью и неустойчивостью рыночной среды актуализируются такие качества хозяйствующего субъекта, как гибкость, быстрота реакции, скорость внедрения и освоения новых технологий. Вышеуказанные факторы объясняют переход промышленного производства к использованию гибких производственных линий, на которых продукция изготавливается более мелкими партиями, но зато с применением всевозможных модификаций. Это обусловливает возрастающую привлекательность малого бизнеса для крупных хозяйственных структур.  
В современных экономических условиях небольшие размеры предприятий становятся их важнейшим преимуществом и определяют экономические, научно-технические и организационные факторы их успешной деятельности. Малые предприятия сокращают издержки за счет узкой специализации, ускоренных темпов разработки и внедрения проектов, применения гибких технологий, оптимального использования производственных фондов, преобладания горизонтальных связей в структуре управления. Эффективность их работы достигается также за счет снижения степени бюрократизации, более низкого уровня заработной платы, что делает их продукцию более дешевой и создает дополнительное конкурентное преимущество перед крупными предприятиями.  
Малое предпринимательство – это наиболее мобильная и динамичная часть российской экономики, способная быстро адаптироваться к внешним условиям. Малый бизнес сегодня обеспечивает значительную долю занятости, способствует усилению конкуренции и является альтернативой крупному бизнесу. В Российской Федерации по состоянию на 1.01.2009 г. число зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей составило 656,6 ед. и увеличилось по сравнению с 1.01.2008 г. на 48,8 ед..  
Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств. 
Малое предпринимательство – необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.  
Так, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д.  
Аналогичная картина наблюдается также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%.  
Показательным является также участие МБ в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40%, Италии – 20-25%, США и Японии – 15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности [1].  
Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.  
В развитии взаимоотношений малых и крупных предприятий можно выделить два основных периода:  
 
·          ранний период реформ (1990 – 1996гг.), в котором преобладала специфическая российская модель их взаимодействия;  
 
·          период становления рыночных отношений (1997 – по н.в.), когда эта модель стала сближаться с классической западной моделью. 
 
Большую роль в формировании российской модели взаимодействия имели способы и экономические механизмы образования малых предприятий. 
 
В первый период значительная доля малых предприятий (более 30%) образовывалась в результате непосредственного дробления предприятий и означала, по сути, перетекание средств из государственного сектора в частный [1].  
 
Другая часть предприятий образовывалась путем создания дочерних фирм. Они образовались при крупном предприятии; их учредителем или одним из учредителей выступало само предприятие. Такие фирмы обычно были ориентированы на решение конкретных задач, связанных с деятельностью «материнского» предприятия.  
 
Третья группа малых предприятий образовывалась как автономные фирмы, которые в последствии становились аффилированными структурами крупных предприятий. Многие малые предприятия, относящиеся к этой группе, были созданы в ходе процессов приватизации (полной или частичной) государственной собственности. Наиболее характерным способом организации таких предприятий стало создание трудового коллектива с последующим выкупом основных фондов. Таким путем прошли почти все предприятия розничной торговли, предприятия пищевой промышленности и другие предприятия, небольшие по количеству работающих и номенклатуре выпускаемой продукции.  
Другие предприятия образовались в результате консолидации физических лиц (несколько будущих предпринимателей объединяли свои капиталы для совместной деятельности). Это была наиболее распространенная форма для мелкооптовых и розничных торговых, посреднических фирм, компаний, оказывающих услуги населению.  
Малые фирмы, взаимодействуя с крупными предприятиями, сыграли значительную роль в первоначальном накоплении капитала и в процессах приватизации. Используя дочерние малые фирмы как собственные карманные структуры, крупные предприятия осуществляли накопление капиталов с использованием экономических механизмов трансфертных цен (аккумуляция прибыли за счет разницы цен при покупке-продаже сырья и готовой продукции) и ухода от налогообложения (неучтенный оборот); скупали через малые предприятия приватизационные чеки и акции приватизируемого предприятия и т.д. [1]. 
Пятая часть российского ВВП создается в торговле.  
Также российскому рыночному хозяйству присущи малые инновационные фирмы – это компании, выполняющие заказы крупных и средних предприятий; компании, работающие в сфере услуг, где эффект масштаба невелик или неочевиден. Поэтому крайне необходимо стимулировать, направлять развитие именно этого сектора малого бизнеса в общественных интересах [2, с. 24].  
 
Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная политика в отношении малого бизнеса строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Формы  сотрудничества крупного и малого  бизнеса

Сущность  процесса взаимодействия заключается  во взаимовыгодном сотрудничестве, разделении мира на сферы влияния, во взаимной безопасности для поддержания стабильности. Сотрудничество существует везде и  повсеместно, оно определяется временем, целями, желанием и т.д. Взаимодействие — это объективная и универсальная  форма движения и развития, которая  определяет существование и структурную  организацию любой материальной системы .

В современных  условиях крупный и малый бизнес не могут существовать изолированно, поскольку нуждаются друг в друге, а объективные причины ведут  к интеграции этих секторов экономики. Взаимодействие крупного и малого бизнеса  предполагает значительное расширение имущественной базы представителя  малого бизнеса путем организационно-правовых мероприятий и значительных финансовых вложений со стороны крупного бизнеса.

При определении  понятия формы взаимодействия следует  исходить из основополагающего понимания  данного явления как связи  и способа взаимодействия частей и элементов предмета и явлений. Формы организации взаимодействия показывают, как одна сторона побуждает  другую к выполнению действий, которые  необходимы для нее на данном этапе.

К основным формам взаимодействия крупного и малого бизнеса в современных условиях можно отнести: франчайзинг; венчурное  финансирование; лизинг; кластеризацию; аутсорсинг; субподряд; интрапренерство.

Одной из современных  форм взаимодействия крупного и малого бизнеса является система франчайзинга, в которой крупная компания создает  свою собственную внутреннюю структуру, включающую все бизнес-функции, связанные  с передачей нематериального  актива (финансового, юридического, рекламного и т.д.). Эта форма дает возможность  обеспечить компании поддержку в  конкурентной борьбе, создать новый  бизнес, выйти на новые рынки. Слово  «франчайзинг» происходит от старого  французского термина, определяющего  право на свободу ведения какой-либо деятельности. Концепция франчайзинга в современном понимании получила свое начало в 1840 году, когда основное большинство пивоваров Германии предоставляло франшизы определенным тавернам, позволяя их владельцам эксклюзивно  продавать пиво.

Франчайзинг получил развитие в России в конце 90-х гг., в основном в виде представительств крупных иностранных фирм, передавших свою торговую марку российским малым предприятиям.

Начиная с 2009 г., ежегодный рост количества предприятий, открываемых по франшизе в России, оценивается примерно в 35%. Столь  значительный рост обусловлен стремлением  диверсифицировать риски, возникшие  у предпринимателей в период кризиса. По темпам распространения франчайзинга Россия входит в число мировых  лидеров. По состоянию на сентябрь 2011 года в России насчитывается 603 франчайзора с 12998 корпоративными и 22014 франчайзинговыми предприятиями.

Основными направлениями  использования франчайзинга в мире являются: торговля продовольственными и промышленными товарами, сфера  общественного питания, сфера оказания услуг.

Выручка предприятий  общественного питания в России в 2010 г., по оценке Росстата, составила 25,3 млрд долл., из них 3,7% составили компании, работающие через франчайзи [4].

По итогам 2010 г. в России насчитывалось 485 франчайзеров, 8,6 тысяч корпоративных предприятий франчайзеров и более 20,7 тысяч франчайзинговых точек [4]. Лидером франчайзинга является сфера розничной торговли — 57% всего рынка, сфера общественного питания составила около 16% от общего количества действующих франчайзеров, сфера услуг в пределах 25%. Производственный франчайзинг в России пока развит слабо

Средние данные по американскому франчайзингу за 2010 г. следующие: лидерами рынка в США продолжают оставаться сети быстрого питания; в 2009–2010 гг. в стране работало 33900 точек. В целом в 2010 г. оборот мирового рынка франчайзинга увеличился на 36% и составил $3 трлн., прогнозируется увеличение за 2011 г. до $3,5 трлн.

Венчурное финансирование является еще одной формой взаимодействия крупного и малого бизнеса и предполагает создание крупным бизнесом малых  предприятий для реализации конкретных инновационных проектов. Венчурный  бизнес начал формироваться правительством в США в 1950-х годах. Был создан специальный институт — SBA (Small Business Administration) и принят закон об инвестициях в малый бизнес. Государство начало осуществлять льготное кредитование малого бизнеса. В случае одобрения со стороны SBA какого-либо проекта, государство предоставляло под него льготный кредит.

В России венчурное  финансирование только начинает развиваться  в рамках программы Европейского банка реконструкции и развития, Фонда поддержки предпринимательства  в научно-технической сфере. Основным препятствием на пути развития данной формы взаимодействия крупного и  малого бизнеса в России, является практически полное отсутствие законодательной  базы по венчурному бизнесу и ее недостаточность в области регулирования использования авторских прав и защиты интеллектуальной собственности. Например, объем рынка венчурных инвестиций в США увеличился в 2010 г. на 14% .

Лизинг, как  форма взаимодействия — это деятельность крупного бизнеса, направленная на финансирование малого бизнеса. Он осуществляется в  форме передачи субъектам малого и среднего бизнеса соответствующего имущества в аренду чаще всего  с правом последующего выкупа. История  арендных отношений насчитывает  более 4000 лет. Современный лизинг появился в середине ХХ века. В начале 1940-х гг. продавец автомобилей из Чикаго Золи Фрэнк придумал отдавать в аренду не один, а целый парк машин. Первые лизинговые компании появились спустя десять лет — в середине 50-х гг. XX века. В некоторых источниках содержится точная дата — 1954 год. С этого времени начинается современная история лизинга [9]. В современной России объективная потребность в лизинге достаточно велика: с одной стороны для малого бизнеса — это инвестиционные средства на приобретение оборудования, с другой стороны, для крупных предприятий — это возможность избавиться от простаивающих оборудования и производственных площадей. Рынок лизинга в России по итогам 2010 г. вырос в 2,3 раза [10], при этом объем нового бизнеса составил около 730 млрд рублей (2010 г.) в сравнении с 325 млрд руб. (2009 г.) [11]. Это было обусловлено стабилизацией экономической ситуации в стране, смягчением критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями, ростом доли лизингодателей из госсектора.

Еще одной  формой взаимодействия крупного и малого бизнеса является кластеризация. Кластер  — это группа географически соседствующих  взаимосвязанных компаний и связанных  с ними организаций, действующих  в определенной сфере и характеризующихся  общностью деятельности и взаимодополняющие  друг друга [12]. В основе этого взаимодействия лежит модернизационный процесс, базирующийся на инновациях. Еще М. Портер обнаружил, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах компании одной отрасли обычно имеют свойство концентрироваться в одном регионе. Всемирный интерес к теме кластеров возник в конце 1970 гг., когда была озвучена концепция «Третьей Италии». Когда Юг Италии развивался крайне медленно, традиционно богатый Северо-Запад находился в глубоком кризисе, а Северо-Восток и центр Италии показывал высокие темпы роста. В секторах экономики, где преобладали небольшие фирмы, в определенных районах образовывались их кластеры, которые быстро росли, развивали ниши, экспортные каналы сбыта и требовали все больше рабочей силы [13]. Однако в России кластеризация пока только начинается. Потребность в объединении типа кластера поддерживается со стороны федеральных структур.

Одной их эффективных  форм взаимодействия малых и крупных  фирм в современных условиях является аутсорсинг. Внедрение его в практику позволяет снизить постоянные расходы, увеличить конкурентоспособность  бизнеса, повысить эффективность деятельности за счет передачи не основных видов  бизнеса малому предприятию-аутсорсеру. Аутсорсинг в России появился в 1990-е гг., когда возникла и распространилась идея деления функций на основные и второстепенные и передачи второстепенных на сторону.

Для малой  фирмы такая форма взаимодействия, основанная на долгосрочных договорных отношениях, позволяет укрепить свои конкурентные позиции на целевом  рынке. Причиной активного распространения  аутсорсинга в России является усложнение бизнес-процессов компаний, что обусловлено  повышением сложности требований рынка. Необходимость соответствовать  конкурентной ситуации создает перегруженность  фирм. Нормативно деятельность аутсорсинга  закреплена только в Санкт-Петербурге, где в том числе и для малых компаний создана специальная программа «Финансовый аутсорсинг» [14].

Субподряд является еще одной формой взаимодействия крупного и малого бизнеса, которая распространена в сфере производства. Причинами использования данной формы взаимодействия являются: более низкие издержки производства у субподрядчика; временная потребность производственных мощностей на крупном предприятии из-за перегруженности заказами; потребность в производстве небольших партий товаров; быстрая адаптивность к требованиям рынка и т.д.

Информация о работе Исследовании основных форм и проблем взаимодействия малого и крупного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики