Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 22:01, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании основных форм и проблем взаимодействия малого и крупного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики, а также разработке научно-обоснованных рекомендаций по увеличению эффективности взаимодействия малого и крупного бизнеса в российских условиях с позиции мирового опыта.
Задачи, поставленные автором для достижения цели включают:
•Выявить роль и место малого бизнеса в мировой экономике в условиях глобализации;
• Определить сложившиеся предпосылки для сотрудничества малых предприятий с крупным бизнесом в развитых странах и в России;
• Раскрыть сущность основных форм взаимодействия крупных компаний с малыми предприятиями;
Введение
Актуальность темы. В период стремительного роста количества и экономической мощи транснациональных корпораций (ТНК) малому бизнесу предсказывалось скорое исчезновение под давлением ожесточающейся конкуренции со стороны крупных компаний. Но в последние десятилетия в связи с изменением объективных экономических условий, повышением неопределенности экономической среды, индивидуализацией потребительских предпочтений и вступлением развитых стран в эру общества потребления, значение малых и средних предприятий (МСП) значительно возросло. В немалой степени этому способствовало появление ряда предпосылок для взаимовыгодного сотрудничества малого и крупного бизнеса.
Основная
тенденция мировой экономики
на современном этапе —
В этих условиях
для государства важной задачей
является поддержка взаимодействия
малого и крупного бизнеса путем
создания общих условий функционирования
бизнеса, создания технопарков, поддержки
малого предпринимательства. В мировой
экономике накоплен существенный опыт
в этой сфере, который представляет
несомненный интерес для
Цель работы заключается в исследовании основных форм и проблем взаимодействия малого и крупного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики, а также разработке научно-обоснованных рекомендаций по увеличению эффективности взаимодействия малого и крупного бизнеса в российских условиях с позиции мирового опыта.
Задачи, поставленные автором для достижения цели включают:
•Выявить роль и место малого бизнеса в мировой экономике в условиях глобализации;
• Определить сложившиеся предпосылки для сотрудничества малых предприятий с крупным бизнесом в развитых странах и в России;
• Раскрыть сущность основных форм взаимодействия крупных компаний с малыми предприятиями;
• Дать оценку состояния малого бизнеса в России и его готовности к сотрудничеству с крупными компаниями;
• Выявить проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса в РФ в сфере взаимодействия малых предприятий с крупным бизнесом и выработать предложения по их решению;
• Разработать рекомендации по применению мирового опыта в области взаимодействия малых предприятий с крупными компаниями в российских условиях.
Объектом исследования являются малые предприятия, с одной стороны, и крупный бизнес с другой.
В данной работе понятия «малый бизнес» и «малые предприятия» рассматриваются как синонимы в соответствии с устоявшейся в мировой экономике практикой. Под «крупным бизнесом» понимаются те компании и фирмы, которые по своим масштабам и разнообразию рода деятельности не могут быть отнесены к категории малых и средних.
Предметом исследования являются такие формы взаимодействия малого и крупного бизнеса как субподряд, франчайзинг и аутсорсинг, а также кластерные структуры.
Проблемам в области взаимодействия малого и крупного бизнеса уделяется значительное внимание в трудах российских авторов Т.А. Алимовой, Б.А. Аникина, А.О. Блинова, А.В. Бусыгина, Е.М. Бухвальда, В.П. Буянова, А.В. Виленского, Д.Н., Землякова, C.Oi Календжяна, Г.Б. Клейнера, М.Г. Ла-пусты, В.В. Масленникова, В.А. Рубе, Б.П. Сапсая, С.А. Силинга, С.А. Сосны, А.Н. Спартака, Ю.Л. Старостина и др.
Среди зарубежных исследователей в диссертации нашли отражение работы Дж. Даннинга, Р. Коуза, М. Портера, Д. Стэнворта, О. Уильямсона, Дж. Хейвуда, А. Чандлера.
1.1 Крупный и малый бизнес: специфика преимуществ и недостатков
Партнерские
отношения субъектов малого и
крупного предпринимательства
Крупные субъекты предпринимательства
являются главными элементами рыночного
хозяйства, определяют его развитие и
уровень эффективности. Развиваясь сами,
они структурируют экономику в целом.
Доминируя в наукоемких, инфраструктурных
и природоэксплуатирующих отраслях экономики,
промышленные гиганты и их объединения
обеспечивают технологический прогресс
и экономический рост в развитых странах.
Несомненно, крупному бизнесу присущ ряд
неоспоримых экономических преимуществ.
К их числу можно отнести возможность
осуществлять крупномасштабное финансирование
проектов, наличие эффективных механизмов
использования человеческого капитала,
способность обеспечить экономию на трансакционных
издержках и реальные конкурентные преимущества
на отраслевых, национальных и мировых
рынках. Кроме того, крупный бизнес может
позволить себе существенную технологическую
экономию и на масштабе производства,
и на росте или масштабе сферы деятельности.
К тому же, крупные предприятия играют
существенную роль в реализации государственных
социальных программ в части медицинского
обеспечения, профессионального образования
и охраны материнства и детства.
Но с изменением объективных условий хозяйствования,
эволюции конкурентных отношений, неопределенностью
и неустойчивостью рыночной среды актуализируются
такие качества хозяйствующего субъекта,
как гибкость, быстрота реакции, скорость
внедрения и освоения новых технологий.
Вышеуказанные факторы объясняют переход
промышленного производства к использованию
гибких производственных линий, на которых
продукция изготавливается более мелкими
партиями, но зато с применением всевозможных
модификаций. Это обусловливает возрастающую
привлекательность малого бизнеса для
крупных хозяйственных структур.
В современных экономических условиях
небольшие размеры предприятий становятся
их важнейшим преимуществом и определяют
экономические, научно-технические и организационные
факторы их успешной деятельности. Малые
предприятия сокращают издержки за счет
узкой специализации, ускоренных темпов
разработки и внедрения проектов, применения
гибких технологий, оптимального использования
производственных фондов, преобладания
горизонтальных связей в структуре управления.
Эффективность их работы достигается
также за счет снижения степени бюрократизации,
более низкого уровня заработной платы,
что делает их продукцию более дешевой
и создает дополнительное конкурентное
преимущество перед крупными предприятиями.
Малое предпринимательство – это наиболее
мобильная и динамичная часть российской
экономики, способная быстро адаптироваться
к внешним условиям. Малый бизнес сегодня
обеспечивает значительную долю занятости,
способствует усилению конкуренции и
является альтернативой крупному бизнесу.
В Российской Федерации по состоянию на
1.01.2009 г. число зарегистрированных малых
предприятий в расчете на 100 тыс. жителей
составило 656,6 ед. и увеличилось по сравнению
с 1.01.2008 г. на 48,8 ед..
Малый бизнес не противостоит крупным
и средним компаниям, а тесно взаимодействует
с ними, участвует в ускорении инновационного
процесса и в структурной перестройке
народного хозяйства. Развитие малого
бизнеса способствует возрождению народных
промыслов; «отсеву» нерентабельных и
убыточных предприятий; рациональному
использованию небольших местных источников
сырья и отходов крупных производств;
формированию конкурентной среды на рынках
факторов производств.
Малое предпринимательство – необходимый
элемент рыночной экономики, позволяющий
решать важные социально-экономические
задачи. Это подтверждается опытом развитых
стран, где малый бизнес занимает прочные
позиции в развитии национальных хозяйств.
Так, в США предприятия малого бизнеса,
производящие около 40% валового продукта,
обеспечивают занятость почти половины
трудоспособного населения, осваивая
вдвое больше нововведений, чем крупные
фирмы. Они представляют собой основные
генераторы инновационных процессов в
промышленности, динамично реагируя на
изменение структуры потребления. Малые
фирмы активизируют структурную перестройку
отраслей, преодолевая монополизм в экономике,
влияют на структуру цен потребительского
рынка и т.д.
Аналогичная картина наблюдается также
в Германии, Канаде, Великобритании, где
доля малого бизнеса в производстве составляет
60-70%.
Показательным является также участие
МБ в экспорте продукции ведущих стран.
По оценке экспертов, доля малых и средних
фирм в промышленном экспорте ряда развитых
стран составляет: Германии и Нидерландов
– примерно 40%, Италии – 20-25%, США и Японии
– 15%. Если же учесть их участие в комплектации
готовой продукции, вывозимой за рубеж
крупными фирмами, то их доля в стоимости
экспорта промышленных товаров приблизится
к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии.
При этом сфера, где малый бизнес приобрел
особое значение, - международная торговля
технологиями. Например, 50% лицензий, проданных
США, приходится на малые предприятия,
инновационные фирмы. Помимо технологий
важными статьями экспорта малого бизнеса
является продукция машиностроительной,
металлообрабатывающей, химической, электротехнической,
текстильной и других отраслей промышленности
[1].
Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать
традиционным образом, как это делается
в стационарной экономике, например, только
по количественным показателям; такая
оценка будет поверхностной. Малый бизнес
характеризует малое предпринимательство
как особый сектор общественного производства,
удельный вес которого весьма незначителен.
В развитии взаимоотношений малых и крупных
предприятий можно выделить два основных
периода:
· ранний
период реформ (1990 – 1996гг.), в котором преобладала
специфическая российская модель их взаимодействия;
· период
становления рыночных отношений (1997 –
по н.в.), когда эта модель стала сближаться
с классической западной моделью.
Большую роль в формировании российской
модели взаимодействия имели способы
и экономические механизмы образования
малых предприятий.
В первый период значительная доля малых
предприятий (более 30%) образовывалась
в результате непосредственного дробления
предприятий и означала, по сути, перетекание
средств из государственного сектора
в частный [1].
Другая часть предприятий образовывалась
путем создания дочерних фирм. Они образовались
при крупном предприятии; их учредителем
или одним из учредителей выступало само
предприятие. Такие фирмы обычно были
ориентированы на решение конкретных
задач, связанных с деятельностью «материнского»
предприятия.
Третья группа малых предприятий образовывалась
как автономные фирмы, которые в последствии
становились аффилированными структурами
крупных предприятий. Многие малые предприятия,
относящиеся к этой группе, были созданы
в ходе процессов приватизации (полной
или частичной) государственной собственности.
Наиболее характерным способом организации
таких предприятий стало создание трудового
коллектива с последующим выкупом основных
фондов. Таким путем прошли почти все предприятия
розничной торговли, предприятия пищевой
промышленности и другие предприятия,
небольшие по количеству работающих и
номенклатуре выпускаемой продукции.
Другие предприятия образовались в результате
консолидации физических лиц (несколько
будущих предпринимателей объединяли
свои капиталы для совместной деятельности).
Это была наиболее распространенная форма
для мелкооптовых и розничных торговых,
посреднических фирм, компаний, оказывающих
услуги населению.
Малые фирмы, взаимодействуя с крупными
предприятиями, сыграли значительную
роль в первоначальном накоплении капитала
и в процессах приватизации. Используя
дочерние малые фирмы как собственные
карманные структуры, крупные предприятия
осуществляли накопление капиталов с
использованием экономических механизмов
трансфертных цен (аккумуляция прибыли
за счет разницы цен при покупке-продаже
сырья и готовой продукции) и ухода от
налогообложения (неучтенный оборот);
скупали через малые предприятия приватизационные
чеки и акции приватизируемого предприятия
и т.д. [1].
Пятая часть российского ВВП создается
в торговле.
Также российскому рыночному хозяйству
присущи малые инновационные фирмы –
это компании, выполняющие заказы крупных
и средних предприятий; компании, работающие
в сфере услуг, где эффект масштаба невелик
или неочевиден. Поэтому крайне необходимо
стимулировать, направлять развитие именно
этого сектора малого бизнеса в общественных
интересах [2, с. 24].
Другими словами, малый бизнес - достаточно
сложное и неоднородное образование, каждый
сегмент которого имеет свои проблемы
и нуждается в специфических моделях взаимодействия
с государством. Между тем сегодня государственная
политика в отношении малого бизнеса строится
на основе самых общих и формальных представлений.
С одной стороны, правительство вроде
бы признает, что малый бизнес нужно развивать
и поощрять просто потому, что так принято
в развитых странах. С другой - малое предпринимательство
воспринимается чиновниками как часть
податного сословия, главной обязанностью
которого является наполнение бюджета.
1.2 Формы
сотрудничества крупного и
Сущность
процесса взаимодействия заключается
во взаимовыгодном сотрудничестве, разделении
мира на сферы влияния, во взаимной
безопасности для поддержания стабильности.
Сотрудничество существует везде и
повсеместно, оно определяется временем,
целями, желанием и т.д. Взаимодействие
— это объективная и
В современных
условиях крупный и малый бизнес
не могут существовать изолированно,
поскольку нуждаются друг в друге,
а объективные причины ведут
к интеграции этих секторов экономики.
Взаимодействие крупного и малого бизнеса
предполагает значительное расширение
имущественной базы представителя
малого бизнеса путем организационно-
При определении
понятия формы взаимодействия следует
исходить из основополагающего понимания
данного явления как связи
и способа взаимодействия частей
и элементов предмета и явлений.
Формы организации
К основным формам взаимодействия крупного и малого бизнеса в современных условиях можно отнести: франчайзинг; венчурное финансирование; лизинг; кластеризацию; аутсорсинг; субподряд; интрапренерство.
Одной из современных
форм взаимодействия крупного и малого
бизнеса является система франчайзинга,
в которой крупная компания создает
свою собственную внутреннюю структуру,
включающую все бизнес-функции, связанные
с передачей нематериального
актива (финансового, юридического, рекламного
и т.д.). Эта форма дает возможность
обеспечить компании поддержку в
конкурентной борьбе, создать новый
бизнес, выйти на новые рынки. Слово
«франчайзинг» происходит от старого
французского термина, определяющего
право на свободу ведения какой-либо
деятельности. Концепция франчайзинга
в современном понимании
Франчайзинг получил развитие в России в конце 90-х гг., в основном в виде представительств крупных иностранных фирм, передавших свою торговую марку российским малым предприятиям.
Начиная с 2009 г., ежегодный рост количества предприятий, открываемых по франшизе в России, оценивается примерно в 35%. Столь значительный рост обусловлен стремлением диверсифицировать риски, возникшие у предпринимателей в период кризиса. По темпам распространения франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. По состоянию на сентябрь 2011 года в России насчитывается 603 франчайзора с 12998 корпоративными и 22014 франчайзинговыми предприятиями.
Основными направлениями использования франчайзинга в мире являются: торговля продовольственными и промышленными товарами, сфера общественного питания, сфера оказания услуг.
Выручка предприятий общественного питания в России в 2010 г., по оценке Росстата, составила 25,3 млрд долл., из них 3,7% составили компании, работающие через франчайзи [4].
По итогам 2010 г. в России насчитывалось 485 франчайзеров, 8,6 тысяч корпоративных предприятий франчайзеров и более 20,7 тысяч франчайзинговых точек [4]. Лидером франчайзинга является сфера розничной торговли — 57% всего рынка, сфера общественного питания составила около 16% от общего количества действующих франчайзеров, сфера услуг в пределах 25%. Производственный франчайзинг в России пока развит слабо
Средние данные по американскому франчайзингу за 2010 г. следующие: лидерами рынка в США продолжают оставаться сети быстрого питания; в 2009–2010 гг. в стране работало 33900 точек. В целом в 2010 г. оборот мирового рынка франчайзинга увеличился на 36% и составил $3 трлн., прогнозируется увеличение за 2011 г. до $3,5 трлн.
Венчурное финансирование
является еще одной формой взаимодействия
крупного и малого бизнеса и предполагает
создание крупным бизнесом малых
предприятий для реализации конкретных
инновационных проектов. Венчурный
бизнес начал формироваться
В России венчурное
финансирование только начинает развиваться
в рамках программы Европейского
банка реконструкции и
Лизинг, как форма взаимодействия — это деятельность крупного бизнеса, направленная на финансирование малого бизнеса. Он осуществляется в форме передачи субъектам малого и среднего бизнеса соответствующего имущества в аренду чаще всего с правом последующего выкупа. История арендных отношений насчитывает более 4000 лет. Современный лизинг появился в середине ХХ века. В начале 1940-х гг. продавец автомобилей из Чикаго Золи Фрэнк придумал отдавать в аренду не один, а целый парк машин. Первые лизинговые компании появились спустя десять лет — в середине 50-х гг. XX века. В некоторых источниках содержится точная дата — 1954 год. С этого времени начинается современная история лизинга [9]. В современной России объективная потребность в лизинге достаточно велика: с одной стороны для малого бизнеса — это инвестиционные средства на приобретение оборудования, с другой стороны, для крупных предприятий — это возможность избавиться от простаивающих оборудования и производственных площадей. Рынок лизинга в России по итогам 2010 г. вырос в 2,3 раза [10], при этом объем нового бизнеса составил около 730 млрд рублей (2010 г.) в сравнении с 325 млрд руб. (2009 г.) [11]. Это было обусловлено стабилизацией экономической ситуации в стране, смягчением критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями, ростом доли лизингодателей из госсектора.
Еще одной формой взаимодействия крупного и малого бизнеса является кластеризация. Кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющие друг друга [12]. В основе этого взаимодействия лежит модернизационный процесс, базирующийся на инновациях. Еще М. Портер обнаружил, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах компании одной отрасли обычно имеют свойство концентрироваться в одном регионе. Всемирный интерес к теме кластеров возник в конце 1970 гг., когда была озвучена концепция «Третьей Италии». Когда Юг Италии развивался крайне медленно, традиционно богатый Северо-Запад находился в глубоком кризисе, а Северо-Восток и центр Италии показывал высокие темпы роста. В секторах экономики, где преобладали небольшие фирмы, в определенных районах образовывались их кластеры, которые быстро росли, развивали ниши, экспортные каналы сбыта и требовали все больше рабочей силы [13]. Однако в России кластеризация пока только начинается. Потребность в объединении типа кластера поддерживается со стороны федеральных структур.
Одной их эффективных
форм взаимодействия малых и крупных
фирм в современных условиях является
аутсорсинг. Внедрение его в практику
позволяет снизить постоянные расходы,
увеличить
Для малой
фирмы такая форма
Субподряд является еще одной формой взаимодействия крупного и малого бизнеса, которая распространена в сфере производства. Причинами использования данной формы взаимодействия являются: более низкие издержки производства у субподрядчика; временная потребность производственных мощностей на крупном предприятии из-за перегруженности заказами; потребность в производстве небольших партий товаров; быстрая адаптивность к требованиям рынка и т.д.