Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 22:01, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании основных форм и проблем взаимодействия малого и крупного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики, а также разработке научно-обоснованных рекомендаций по увеличению эффективности взаимодействия малого и крупного бизнеса в российских условиях с позиции мирового опыта.
Задачи, поставленные автором для достижения цели включают:
•Выявить роль и место малого бизнеса в мировой экономике в условиях глобализации;
• Определить сложившиеся предпосылки для сотрудничества малых предприятий с крупным бизнесом в развитых странах и в России;
• Раскрыть сущность основных форм взаимодействия крупных компаний с малыми предприятиями;
Интрапренерство — это образование в рамках крупного предприятия небольшого, часто временного коллектива для разработки или реализации некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного предприятия. В 1980-е гг. появилась концепция интрапренерства как специфического внутрифирменного предпринимательства, которая в настоящее время, как форма взаимодействия крупного и малого бизнеса, достаточно успешно существует на промышленных предприятиях.
Успешное
развитие экономики в стране в
целом, во многом определяется взаимодействием
крупного и малого бизнеса, которые
являются основными элементами экономической
системы. Крупный бизнес привносит
в эту систему стабильность и
управляемость, а малый бизнес, формирующий
конкурентную среду, обеспечивает гибкость
и индивидуальный подход. Связь с
секретными ведомствами позволяет
крупному бизнесу обеспечивать главное:
проверку потенциального партнера, налаживание
контактов с президентами, министрами
и крупными бизнесменами стран, что
обеспечивает организацию конфиденциальных
переговоров на любом уровне. Пользуясь
возможностями спецслужб, корпорации
получают хорошие конкурентные преимущества,
в свою очередь государственная
разведка использует возможности крупного
бизнеса для обеспечения
— крупного финансирования проектов,
— способности экономить на трансакционных издержках,
— эффективного использования человеческих ресурсов,
— реальных конкурентных преимуществ на отраслевых, национальных и мировых рынках.
Малый бизнес в этой системе обладает способностью максимально быстро адаптироваться к изменившимся внешним условиям, способствует усилению конкуренции, обеспечивает определенную долю занятости населения. Малые компании активизируют структурную перестройку в отраслях, влияют на структуру цен потребительского рынка. Общий объем оборота малых предприятий в России в 2010 г. составил 10247,0 млрд руб., что на 16,4% выше по сравнению с 2009 г. [15]. Малый бизнес делится на сегменты: компании выполняющие заказы крупных и средних предприятий, так называемые малые инновационные фирмы; предприятия, возникшие в результате консолидации физических лиц; компании образовавшиеся в результате дробления предприятий; компании образовавшиеся в результате создания дочерних фирм; малые предприятия ставшие впоследствии аффилированными структурами крупных фирм.
Основные стимулы к взаимосвязям малых промышленных предприятий с крупными:
— увеличение масштабов производства — 54%,
— расширение масштабов исследований и разработок — 31%,
— пополнение научно-лабораторной базы — 12%,
— проведение
испытаний продукции и
— другое — 4%. [16, с. 22].
В современном
мире появилось понятие
Процесс управления
взаимодействием крупного и малого
бизнеса имеет в целом
— возникновение факторов, стимулирующих консолидацию крупного и малого бизнеса против внешних воздействий (слабая государственная поддержка, неблагоприятные экономические условия);
— необходимость
экономии средств в условиях слабой
доступности кредитно-
— использование более рациональных способов ведения хозяйственного процесса и использования производственных и иных ресурсов;
— появление
между крупным и малым бизнесом
различного рода взаимосвязей при решении
общих задач.
1.3 Государственное
стимулирование хозяйственных
Малый бизнес
в промышленно развитых странах
пользуется поддержкой государства. В
большинстве из них широко применяются
такие меры содействия, как программы
финансовой помощи, льготные кредиты,
снижение или полное освобождение от
налогов, субсидии и снижение налогов
на инвестиции, создаются региональные
фонды поддержки малого предпринимательства.
Особое место отводится мероприятиям
по поддержке малого бизнеса при
проведении программ, направленных на
развитие экономики отдельных регионов.
Каждая такая программа по-своему
использует возможности взаимодействия
местных крупных и малых
В американской практике сложилось следующее понимание требований, предъявляемых к программе развития экономики района:
-промышленное
развитие района должно
-малые и
средние предприятия не могут
сами по себе обеспечить
-зоны индустриального
развития должны быть
-ассортимент
выпускаемой продукции должен
расширяться в ходе накопления
предпринимателями и
-программа
не должна жестко
Стимулирование
связей малого бизнеса с крупной
промышленностью - одна из доминирующих
тенденций при разработке современных
региональных программ, проводимых в
промышленно развитых странах. Например,
во Франции большое значение придается
мобилизации местных малых и
средних предприятий через
В поддержке устойчивых кооперационных связей «своих» МП с крупным бизнесом весьма заинтересованы местные власти, поскольку в небольших городах и населенных пунктах США именно МП являются нередко единственными работодателями для населения и главными источниками бюджетных поступлений. От их судьбы зависят перспективы развития хозяйства региона, обновления его инфраструктуры. Конверсия таких предприятий почти всегда проходит при активном участии властных структур и содействии местных общин.
2.1
Для анализа проблем взаимодействия крупных и малых предприятий последние были условно разделены на несколько групп:
-«дочерние»
и «ассоциированные» малые
-арендные
малые предприятия, связанные
с головным крупным
-«внешние»
малые предприятия, связанные
с крупным предприятием
Основная
масса крупных предприятий
предприятия «высоких технологий» инновационной направленности;
перерабатывающие предприятия-гиганты, преимущественно монопрофильные;
многопрофильные предприятия легкой промышленности;
вновь возникшие
многопрофильные частные
Руководители
всех крупных предприятий имеют
определенный опыт (как позитивный,
так и негативный) формирования кооперационных
связей с МП, полностью или частично
созданными в результате децентрализации
головного предприятия. Следует
отметить, что в ряде случаев даже
при небольшом числе
- решающий вклад (более 50%) МП вносят в основное производство, снабжение, оптовую и розничную торговлю;
- существенный (25%) - в рекламу и маркетинг;
незначительный (менее 5%) - во вспомогательное производство, НИОКР и содержание социальной инфраструктуры.
Однако имеют
место и откровенно негативные примеры
воздействия данной категории МП
на материнские крупные
Степень акционерного контроля над созданными МП варьируется в весьма широких пределах - от практически полного подчинения, когда головное предприятие удерживает в своих руках до 100% акций МП, до полной самостоятельности последних.
В этой связи
напрашивается вывод о том, что
создания дочерних и ассоциированных
МП требует более «жесткой»
Главной общей целью децентрализации является повышение гибкости и эффективности работы предприятия в условиях рыночной экономики. Вместе с тем имеются и более конкретные мотивы:
-перераспределение прибыли с целью ухода от налогообложения;
-необходимость избавиться от неэффективных подразделений;
-стремление
выяснить эффективность
-создать
«центры роста» на
-снизить
риск новых инвестиций и
-повысить престиж головного предприятия.
Положительными сторонами создания при головном предприятии МП является:
-повышение гибкости в приспособлении к рыночным условиям;
-повышение трудовой дисциплины и рост производительности труда;
-более эффективное
использование основных
-уменьшение потерь от хищений имущества предприятий;
-снижение себестоимости продукции.
2.2.
Когда пять лет назад "Татнефть" объявила об утверждении специального корпоративного проекта по поддержке развития малого и среднего бизнеса, нашлось немало желающих найти в этой инициативе второе дно.
Газеты пестрели заголовками о "гаражных распродажах" нефтяников, которые собирались привлечь предпринимателей предложением площадей и оборудования, высвобождавшихся в процессе реструктуризации компании. Хватало скептиков и среди бизнесменов: к чему бы крупной компании вдруг начать проявлять интерес к малым и средним предприятиям? Поэтому первое в республике соглашение о сотрудничестве между "Татнефтью", Агентством по развитию предпринимательства РТ и Торгово-промышленной палатой, заключенное в рамках корпоративного проекта акционерного общества, было встречено неоднозначно, по принципу "поживем - увидим".