Исследовании основных форм и проблем взаимодействия малого и крупного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании основных форм и проблем взаимодействия малого и крупного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики, а также разработке научно-обоснованных рекомендаций по увеличению эффективности взаимодействия малого и крупного бизнеса в российских условиях с позиции мирового опыта.
Задачи, поставленные автором для достижения цели включают:
•Выявить роль и место малого бизнеса в мировой экономике в условиях глобализации;
• Определить сложившиеся предпосылки для сотрудничества малых предприятий с крупным бизнесом в развитых странах и в России;
• Раскрыть сущность основных форм взаимодействия крупных компаний с малыми предприятиями;

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 64.60 Кб (Скачать файл)

Интрапренерство — это образование в рамках крупного предприятия небольшого, часто временного коллектива для разработки или реализации некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного предприятия. В 1980-е гг. появилась концепция интрапренерства как специфического внутрифирменного предпринимательства, которая в настоящее время, как форма взаимодействия крупного и малого бизнеса, достаточно успешно существует на промышленных предприятиях.

Успешное  развитие экономики в стране в  целом, во многом определяется взаимодействием  крупного и малого бизнеса, которые  являются основными элементами экономической  системы. Крупный бизнес привносит  в эту систему стабильность и  управляемость, а малый бизнес, формирующий  конкурентную среду, обеспечивает гибкость и индивидуальный подход. Связь с  секретными ведомствами позволяет  крупному бизнесу обеспечивать главное: проверку потенциального партнера, налаживание  контактов с президентами, министрами и крупными бизнесменами стран, что  обеспечивает организацию конфиденциальных переговоров на любом уровне. Пользуясь  возможностями спецслужб, корпорации получают хорошие конкурентные преимущества, в свою очередь государственная  разведка использует возможности крупного бизнеса для обеспечения безопасности страны. Кроме того, крупный бизнес определяет развитие и уровень эффективности  рыночного хозяйства, развиваясь самостоятельно. Он структурирует экономику в  целом за счет:

— крупного финансирования проектов,

— способности  экономить на трансакционных издержках,

— эффективного использования человеческих ресурсов,

— реальных конкурентных преимуществ на отраслевых, национальных и мировых рынках.

Малый бизнес в этой системе обладает способностью максимально быстро адаптироваться к изменившимся внешним условиям, способствует усилению конкуренции, обеспечивает определенную долю занятости населения. Малые компании активизируют структурную  перестройку в отраслях, влияют на структуру цен потребительского рынка. Общий объем оборота малых  предприятий в России в 2010 г. составил 10247,0 млрд руб., что на 16,4% выше по сравнению с 2009 г. [15]. Малый бизнес делится на сегменты: компании выполняющие заказы крупных и средних предприятий, так называемые малые инновационные фирмы; предприятия, возникшие в результате консолидации физических лиц; компании образовавшиеся в результате дробления предприятий; компании образовавшиеся в результате создания дочерних фирм; малые предприятия ставшие впоследствии аффилированными структурами крупных фирм.

Основные  стимулы к взаимосвязям малых  промышленных предприятий с крупными:

— увеличение масштабов производства — 54%,

— расширение масштабов исследований и разработок — 31%,

— пополнение научно-лабораторной базы — 12%,

— проведение испытаний продукции и последующая  организация — 14%,

— другое — 4%. [16, с. 22].

В современном  мире появилось понятие корпоративно-конкурентной среды, которая объединила в крупные  и сильные концерны юридически и  коммерчески независимые субъекты. Эта среда создает конкуренцию  внутри и за пределами концерна. Мировой опыт показывает, что этот сектор является основой современной  экономики. Для определения наиболее эффективной формы взаимодействия крупного и малого бизнеса в корпоративно-конкурентной среде необходимо учитывать следующие  факторы: степень внедрения инновационных  технологий, условия конкуренции  хозяйствующих субъектов, ресурсное  обеспечение деятельности субъектов  предпринимательства, развитие кластерных технологий и промышленных зон в  регионе.

Процесс управления взаимодействием крупного и малого бизнеса имеет в целом хаотичный  характер. Возникает множество организационных, финансовых и кадровых проблем в  процессе практической реализации этого  взаимодействия. В этих условиях появление  новых форм взаимодействия, таких  как аутсорсинг, аутстаффинг, требует предметных научных исследований с целью повышения эффективности их функционирования и управления. В то же время для появления таких форм были созданы объективные предпосылки:

— возникновение  факторов, стимулирующих консолидацию крупного и малого бизнеса против внешних воздействий (слабая государственная  поддержка, неблагоприятные экономические  условия);

— необходимость  экономии средств в условиях слабой доступности кредитно-инвестиционных ресурсов;

— использование  более рациональных способов ведения  хозяйственного процесса и использования  производственных и иных ресурсов;

— появление  между крупным и малым бизнесом различного рода взаимосвязей при решении  общих задач. 

1.3 Государственное  стимулирование хозяйственных связей  между крупным и малым бизнесом  на региональном уровне

Малый бизнес в промышленно развитых странах  пользуется поддержкой государства. В  большинстве из них широко применяются  такие меры содействия, как программы  финансовой помощи, льготные кредиты, снижение или полное освобождение от налогов, субсидии и снижение налогов  на инвестиции, создаются региональные фонды поддержки малого предпринимательства. Особое место отводится мероприятиям по поддержке малого бизнеса при  проведении программ, направленных на развитие экономики отдельных регионов. Каждая такая программа по-своему использует возможности взаимодействия местных крупных и малых предприятий  для решения поставленных в ней  конкретных задач.

В американской практике сложилось следующее понимание  требований, предъявляемых к программе  развития экономики района:

-промышленное  развитие района должно включать  социальные цели, и прежде всего  - цель создания рабочих мест, сокращения местной безработицы;

-малые и  средние предприятия не могут  сами по себе обеспечить развитие  в данной зоне. Только их гармоничное  взаимодействие с крупными предприятиями  может увеличить объем местного  производства и общую численность  занятых;

-зоны индустриального  развития должны быть сгруппированы  и обязательно иметь центр,  обеспечивающий повышение темпов  промышленного развития и предназначенный  играть роль катализатора в  экономике района;

-ассортимент  выпускаемой продукции должен  расширяться в ходе накопления  предпринимателями и менеджерами  технических знаний, их умения сделать определенные товары, объектами массового производства, соединяя вместе усилия многих мелких фирм и ремесленных мастерских;

-программа  не должна жестко привязываться  к мобилизации уже имеющихся  в районе капиталов.

Стимулирование  связей малого бизнеса с крупной  промышленностью - одна из доминирующих тенденций при разработке современных  региональных программ, проводимых в  промышленно развитых странах. Например, во Франции большое значение придается  мобилизации местных малых и  средних предприятий через организацию  региональных субподрядов, а также  передаче технологии малым и средним  фирмам. Ставится задача включения  этих предприятий в процессы международного обмена, в экспортные операции с  опорой на банковский и крупный промышленный капитал.

В поддержке  устойчивых кооперационных связей «своих»  МП с крупным бизнесом весьма заинтересованы местные власти, поскольку в небольших  городах и населенных пунктах  США именно МП являются нередко единственными  работодателями для населения и  главными источниками бюджетных  поступлений. От их судьбы зависят перспективы  развития хозяйства региона, обновления его инфраструктуры. Конверсия таких  предприятий почти всегда проходит при активном участии властных структур и содействии местных общин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1

Для анализа  проблем взаимодействия крупных  и малых предприятий последние  были условно разделены на несколько  групп:

-«дочерние»  и «ассоциированные» малые предприятия - в уставном капитале которых головное крупное предприятие имеет, соответственно, более 50% («дочернее») или меньшую долю собственности («ассоциированное»);

-арендные  малые предприятия, связанные  с головным крупным предприятием  лишь договором аренды его  производственных и или иных  площадей;

-«внешние»  малые предприятия, связанные  с крупным предприятием производственно-кооперационными  или иными хозяйственными связями.

Основная  масса крупных предприятий имеет  взаимодействие со всеми названными группами малых предприятий, хотя относительная  значимость этих связей и характер возникающих при этом проблем  существенно различаются. Природа  этих различий позволяет внести элементы типизации в подходы к крупным  предприятиям:

предприятия «высоких технологий» инновационной  направленности;

перерабатывающие  предприятия-гиганты, преимущественно  монопрофильные;

многопрофильные предприятия легкой промышленности;

вновь возникшие  многопрофильные частные предприятия.

Руководители  всех крупных предприятий имеют  определенный опыт (как позитивный, так и негативный) формирования кооперационных связей с МП, полностью или частично созданными в результате децентрализации  головного предприятия. Следует  отметить, что в ряде случаев даже при небольшом числе образованных на базе головного предприятия МП последние могут оказывать весомое  воздействие на результаты его деятельности:

- решающий  вклад (более 50%) МП вносят в  основное производство, снабжение,  оптовую и розничную торговлю;

- существенный (25%) - в рекламу и маркетинг;

незначительный (менее 5%) - во вспомогательное производство, НИОКР и содержание социальной инфраструктуры.

Однако имеют  место и откровенно негативные примеры  воздействия данной категории МП на материнские крупные предприятия. Например, на стартовом этапе некоторых  предприятий, ими (или же при их участии) в целях расширения зон хозяйственной  деятельности и «освоения новых  территорий» создается некоторое  число МП, численность занятых  на которых доходит до 100 чел. постоянного  персонала. Впоследствии по ряду причин остается существовать всего несколько  МП, из них реально работают только одно-два, сохраняющие, хотя и в постоянно  сужающемся объеме, сотрудничество с  материнским предприятием. При этом практически все созданные МП постепенно утрачивали хозяйственные  взаимосвязи с материнским предприятием. Значительная часть «собственных»  МП создаются как «кормушки» для  руководства материнской компании, либо для ухода от налогов, и очень  редко такие предприятия бывают действительно нужны для дела. В таких случаях трудно ожидать, что между крупными и малыми дочерними  предприятиями могут сложиться  связи производственно-технологического характера. К «сепаратизму» стремятся  те подразделения головного предприятия, где дела идут намного лучше, чем  в остальных подразделениях. Руководство  прибыльных подразделений не хочет  находиться в зависимости от головного  предприятия, в частности, всячески стремится освободиться от платежей по его долгам, высоких накладных  расходов и затрат на содержание социальной сферы.

Степень акционерного контроля над созданными МП варьируется  в весьма широких пределах - от практически  полного подчинения, когда головное предприятие удерживает в своих  руках до 100% акций МП, до полной самостоятельности  последних.

В этой связи  напрашивается вывод о том, что  создания дочерних и ассоциированных  МП требует более «жесткой» привязки малых предприятий к головному  крупному предприятию, предполагающей, в частности, безусловное право  головного предприятия на контроль финансово-хозяйственной деятельности МП, смену (обновление) его руководства. Однако это не укладывается с повышением гибкости и эффективности работы МП.

Главной общей  целью децентрализации является повышение гибкости и эффективности  работы предприятия в условиях рыночной экономики. Вместе с тем имеются  и более конкретные мотивы:

-перераспределение  прибыли с целью ухода от  налогообложения;

-необходимость  избавиться от неэффективных  подразделений;

-стремление  выяснить эффективность отдельных  подразделений;

-создать  «центры роста» на выделившихся  МП, избавив их от накопившихся  проблем головного предприятия:  задолженность, груз социальной  инфраструктуры, высокие накладные  расходы;

-снизить  риск новых инвестиций и достичь  экономии капиталовложений за  счёт привлечения предпринимательского  капитала на принципах долевого  участия;

-повысить  престиж головного предприятия.

Положительными  сторонами создания при головном предприятии МП является:

-повышение  гибкости в приспособлении к  рыночным условиям;

-повышение  трудовой дисциплины и рост  производительности труда;

-более эффективное  использование основных средств;

-уменьшение  потерь от хищений имущества  предприятий;

-снижение  себестоимости продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.

Когда пять лет назад "Татнефть" объявила об утверждении специального корпоративного проекта по поддержке развития малого и среднего бизнеса, нашлось немало желающих найти в этой инициативе второе дно.

Газеты  пестрели заголовками о "гаражных распродажах" нефтяников, которые  собирались привлечь предпринимателей предложением площадей и оборудования, высвобождавшихся в процессе реструктуризации компании. Хватало скептиков и  среди бизнесменов: к чему бы крупной  компании вдруг начать проявлять  интерес к малым и средним  предприятиям? Поэтому первое в республике соглашение о сотрудничестве между "Татнефтью", Агентством по развитию предпринимательства РТ и Торгово-промышленной палатой, заключенное в рамках корпоративного проекта акционерного общества, было встречено неоднозначно, по принципу "поживем - увидим".

Информация о работе Исследовании основных форм и проблем взаимодействия малого и крупного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики