Исследовании основных форм и проблем взаимодействия малого и крупного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании основных форм и проблем взаимодействия малого и крупного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики, а также разработке научно-обоснованных рекомендаций по увеличению эффективности взаимодействия малого и крупного бизнеса в российских условиях с позиции мирового опыта.
Задачи, поставленные автором для достижения цели включают:
•Выявить роль и место малого бизнеса в мировой экономике в условиях глобализации;
• Определить сложившиеся предпосылки для сотрудничества малых предприятий с крупным бизнесом в развитых странах и в России;
• Раскрыть сущность основных форм взаимодействия крупных компаний с малыми предприятиями;

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 64.60 Кб (Скачать файл)

Стоял благословенный 2004 год. В последующие месяцы примеру нефтяной компании, высвобождавшей таким образом непрофильные активы, последовали и другие крупные предприятия республики, решившие провести программу аутсорсинга. Так, ОАО "КАМАЗ" создало "Камский индустриальный парк "Мастер" (ОАО "КИП-Мастер") - технопарк, ориентированный на машиностроительную отрасль. Одновременно ОАО "POZIS" вывело непрофильные активы под управление профессионального подрядчика на базе собственного технопарка. Дают работу малым предприятиям иОАО "Казаньоргсинтез", ОАО "Нижнекамскнефтехим" и многие другие предприятия. Отношение к сотрудничеству крупного и малого бизнеса менялось, слово "технопарк" перестало удивлять, о "распродажах" уже не вспоминали. 
 
Серьезным испытанием на прочность стали последние кризисные месяцы. Не секрет, что они достаточно сильно ударили по экономическому положению компаний, вызвали волну незапланированных оптимизаций, вплоть до сокращения рабочих мест. Разумеется, почувствовало на себе все удары финансового кризиса и предпринимательское сообщество, в том числе и связанное разного рода подрядными взаимоотношениями с большими предприятиями. Спад заказов, сложности с получением кредитов в один "прекрасный" момент в скором времени действительно могут похоронить идею поддержки малого бизнеса со стороны акул реального сектора.  
 
На фоне проблем, захлестнувших "КИП-Мастер", известий о замораживании финансирования высокотехнологичных парков, "ВиД" решил выяснить, как в эти сложные времена обстоят дела с корпоративным проектом ОАО "Татнефть". Полученная информация приятно удивила. Пять лет спустя можно констатировать: цели программы - повышение деловой активности на Юго-востоке Татарстана, создание новых рабочих мест и обеспечение социальной стабильности в регионе деятельности компании - выполняются, даже несмотря на кризис. По отзывам кураторов проекта, этому есть два немаловажных объяснения. Во-первых, это реально работающая социально ориентированная политика "Татнефти", несущей ответственность за регион присутствия. Во-вторых, личное участие генерального директора компании Шафагата Тахаутдинова, чьей инициативой и было создание проекта по содействию малому бизнесу. А людям знающим объяснять не нужно: Тахаутдинов не бросает дела на полпути. Да, компания оптимизирует производство, но в то же время создает много рабочих мест. В ходе проводимой реорганизации акционерное общество открыло целые комплексы малых и средних предприятий по направлениям бизнеса, и уже сегодня количество последних не уступает количеству предприятий основного производства "Татнефти". За последние пять лет число созданных рабочих мест приблизилось к 6 тысячам.  
 
Как все начиналось 
 
Итак, пять лет назад "Татнефть" выступила с инициативой взаимовыгодного сотрудничества с заинтересованными сторонами по вопросу поддержки малого и среднего бизнеса. Основной формой взаимодействия стало создание новых перспективных производств товаров и сервисных услуг на базе высвобождающихся мощностей компании. И сегодня в регионе существуют все необходимые условия для развития малого и среднего бизнеса: мощная сеть банковских услуг, лизинговые и консалтинговые компании, платежеспособность населения.  
 
Более того, "Татнефть" создала некоммерческую организацию "Фонд развития предпринимательства" для оказания помощи и координации работ с бизнесменами, а вслед за фондом - и Координационный совет с рабочей комиссией по рассмотрению коммерческих предложений от предпринимателей, в состав которого входят представители администрации по всем направлениям деятельности компании. На сегодня фондом предоставлены льготные кредиты для развития бизнеса на общую сумму 34 млн. рублей. Причем направления "частников" самые различные - от гостиничных и бытовых услуг до производства продуктов питания или изготовления черепицы.  
 
Среди первых субъектов бизнеса, которым помог фонд, можно назвать ООО "Шугуровский швейный цех" (Лениногорский район), получившее на приобретение оборудования 1 млн. рублей. Цех является дочерней компанией ОАО "Азнакай киемнэре" - базового предприятия по пошиву спецодежды для предприятий "Татнефти" и других татарстанских и российских компаний-потребителей. Причем на эту высоту бывший азнакаевский филиал Казанской швейной фабрики №5, не переживший кризис 90-х, также вывела "Татнефть". 
 
Но наибольшую известность получила деятельность дочернего предприятия "Татнефти" ООО "Инновационно-производственный технопарк "Идея-Юго-восток" - одного из направлений реализации корпоративного проекта. 
 
Была бы Идея… 
 
Технопарк был открыт 24 июня 2004 года совместно с ИПТ "Идея" при поддержке Правительства республики. "Идея-Юго-восток" расположен в Лениногорске, он дает работу более чем 400 работникам из 10 компаний, арендующих офисные помещения в его бизнес-центрах. Всего в базе Технопарка находится около 100 проектов. 
 
"Татнефть" выкупила полуразрушенные площади ГУП "Лениногорский механический завод". Реконструкция производственных площадей Технопарка была поручена структурному подразделению компании - НГДУ "Лениногорскнефть". На строительные работы, благоустройство территории, ремонт и наладку существующей производственной базы, а также монтаж закупаемого оборудования "Татнефть" дополнительно предоставила 51 млн.рублей.  
 
С самого начала компания ежегодно размещает на площадкеООО "ИПТ "Идея-Юго-восток" заказы на производство. Так, в 2007 году заказ "Татнефти" составил более 32 млн. рублей, в 2008 году - 100 млн. рублей, в 2009 году планируется около 150 млн. рублей. И вложения эти оправданы, поскольку сегодня в рамках реализации проектов "Татнефть" расширяет международное сотрудничество. Так, сфера взаимодействия с малым бизнесом еще теснее связала крупнейшую татарстанскую компанию с предприятиями Германии, Венгрии, Испании, Белоруссии. 
 
Первым одобренным проектом по поддержке развития малого и среднего бизнеса на Юго-востоке РТ стало ООО "АгроИдея", появившееся в феврале 2005 года. Предприятие производит навесное оборудование и сборку сельскохозяйственной техники. На сегодняш на нем трудятся более 55 человек, средняя заработная плата рабочих составляет 10,5 тыс. рублей.  
 
На "АгроИдее" изготавливают культиваторы КСН-3, КСН-4 и самосвальные тракторные полуприцепы ПСТ-12. Их постоянным заказчиком являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ и сельхозпроизводители республики. А в 2008 году совместно с ОАО "Бобруйскагромаш" "АгроИдея" освоила производство самосвальных полуприцепов ПСТ-6, ПСТ-9, зернозагрузчиков 33-50, прессподборщиков ПРФ-180. В целом же объем выпущенной продукции в завершившемся году составил более 130 млн. рублей, в то время как в 2007 году этот показатель оставался на уровне 55 млн. рублей. 
 
Хорошо забытое старое 
 
"АгроИдея" - проект чрезвычайно интересный. Его успех заключается в том, что предприятие возродило хорошо забытую форму организации производства - кооперацию. Да-да, ту самую, которая была так востребована во времена сотрудничества стран СЭВ, когда одно государство делало часть изделия, второе - узлы, а в третьем осуществлялась сборка. Вы спросите, что же здесь уникального, многие крупные республиканские предприятия идут по тому же пути? Да, действительно - крупные. А речь идет о представителе малого бизнеса, существующем всего несколько лет и ставшим за это время ключевым звеном в масштабной цепи.  
 
"Бобруйскагромаш" поставляет в Лениногорск машинокомплекты - отправить раму или редуктор за сотни километров куда более эффективно, чем везти из Белоруссии массивную кабину. Эту основу "АгроИдея" комплектует другими узлами: колеса берутся у"Нижнекамскшины", некоторые узлы изготавливаются на базе механических производств "Татнефти". А непосредственно сборка, покраска, продажа происходят на "АгроИдее". Примером того же самого является и производство культиватора КСН-3. Испанская компания "Белотта" поставляет стойки, лемеха и диски, "Нижнекамскшина" - колеса, Заинский мехзавод - колесные диски. А уже изготовление рамы, валов, подъемного механизма, сборка, покраска осуществляются на "АгроИдее". 
 
Получается, что малое предприятие стало ключевым - оно обеспечивает гораздо большее количество рабочих мест и, в целом, дает мощный синергетический эффект. 
 
Кстати, сошедшая с лениногорских сборочных площадок сельхозтехника чрезвычайно востребована у республиканских аграриев. За время существования производства предприятие не получило ни одной рекламации, наоборот - лишь запросы на увеличение поставок. Так, в рамках развития АПК республики выполнен заказ ОАО "Татнефть" и Минсельхозпрода РТ на сумму 115 млн. рублей. Произведены прочие изделия и нестандартные металлоконструкции на сумму 10,6 млн. рублей. Общий объем реализованной продукции составил 126 млн. рублей. Выполненные обязательства говорят о высоком потенциале компании и способности к дальнейшему освоению новых программ для развития АПК.  
 
В 2009 году начнет функционировать "Дилерско-коммерческий центр "БелАгроИдея". Основной задачей центра является расширение географии продаж выпускаемой техники ООО "АгроИдея" и ОАО "Бобруйскагромаш" в Поволжье и СНГ. 
 

Женские руки 
 
Еще одним очень важным проектом в рамках поддержки компанией "Татнефть" малого и среднего бизнеса стало предприятие по производству чулочно-носочных изделий - ООО "Азалия-Юго-восток", появившееся недавно в поселке Джалиль Сармановского района. Технический запуск производства состоялся 15 сентября 2007 года. 
 
Учредителем и оператором данного предприятия выступил технопарк "Идея-Юго-восток", а "Татнефть" и Альметьевская чулочно-носочная фабрика "Алсу" предоставили имущественный комплекс и оборудование. Более ста работниц новой фабрики приступили к труду после курсов на базе учебного комбината ОАО АЧНФ "Алсу", и это большая поддержка для поселка. Не секрет, что в любом промышленном районе, а особенно в нефтедобывающем, создать рабочие места для женщин куда сложнее, чем для их сыновей и супругов.  
 
Проектом предусмотрена толлинговая схема взаимодействия (работа на давальческом сырье от "Алсу"). И сейчас малое предприятие выпускает чулочно-носочный полуфабрикат, проходящий окончательную обработку на ОАО АЧНФ "Алсу". В дальнейшем планируется переход на полный производственный цикл. Объем продукции, выпущенной в 2008 году, превысил 10 млн. рублей.  
 
В перспективе планируется привлечение внешнего инвестора и расширение номенклатуры, что позволит в дальнейшем использовать этот механизм для создания сети малых предприятий в других районах Юго-востока республики. 
 
Нестандартное мышление 
 
К слову, это не единственный пример создания "Татнефтью" технопарка. Так, одной из площадок развития малого и среднего бизнеса стали пустующие производственные помещения бывшего ООО "Татнефть-СНЭРС". Новый технопарк оказался чрезвычайно востребованным. Сегодня эти 3,7 гектара недвижимого имущества "Татнефти" дают работу 150 специалистам. Компания предлагает представителям малого и среднего бизнеса аренду через свою "дочку" - ООО "Татнефть-Актив". Последняя же славится не только льготными схемами оплаты арендных платежей, но и содействует в продвижении продукции малых предприятий по всему Юго-востоку РТ.  
 
А на данный момент продолжается второй этап реализации корпоративного проекта "Татнефти" по поддержке развития малого и среднего бизнеса. Он начался в том же 2007 году и представляет собой организацию "Технополиса" на территории деятельности компании. На сегодня созданы три производственные площадки, формализована схема взаимодействия, увязывающая инновационную, производственную и внешнюю деятельность хозяйствующих субъектов и отображающая потенциал компании, содействующей развитию малого и среднего бизнеса.  
 
С мыслями о создании новых рабочих мест организовывался и новый проект "Татнефти" в Особой экономической зоне "Алабуга". Так, именно на территории ОЭЗ было решено реализовать совместное предприятие ОАО "Татнефть" и германской компании "Preiss-Daimler" - ООО "П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно". Оно займется изготовлением материала, который будет востребован в нефтяной отрасли как сырье для стеклопластиковых труб. В то же время уже с октября здесь будут производиться прямой ровинг (применяется как армирующий материал для наполнения пластика, намотки, машинного напыления, стеклопластиковых труб и т.д.), маты стеклянные (используются для производства стеклопластиковых панелей, корпусов лодок, ванн, транспортных средств, автомобильных бамперов, боксов и т.д.), стеклосетки (предназначены для штукатурных работ, армирования асфальтобетонного покрытия, тепловой изоляции и т.д.). Мощности предприятия рассчитаны на производство стекловолокна и продукции на его основе до 21 тыс. тонн в год.  
 
По итогам 2008 года на объекте было освоено 140 млн. рублей инвестиций, общий объем которых составил 63,6 млн. евро. На сегодня почти завершено строительство административно-бытового корпуса. Этот завод даст работу 300 татарстанцам. 
 
Такое плодотворное сотрудничество между малым и крупным бизнесом станет залогом успешного внедрения других проектов и позволит обеспечить развитие региона и улучшение социально-экономического уровня. Недаром сегодня Татарстан входит в число лидеров и по сегменту развития малого и среднего бизнеса. В первую очередь - за счет того, что поддержка предприятий осуществляется в тандеме государства и крупных компаний. 
 
Опыт нефтяной компании достойно расценивается республиканским руководством. Так, заместитель Председателя Правления Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев, лично знакомый с проектами, осуществляемыми совместно с "Татнефтью", признался, что вначале к инициативе такой крупной компании поддержать малый бизнес относились настороженно. Действительно, было странно: какой резон промышленному гиганту помогать организовывать мелкие производства? К тому же подобной программы ни одной компанией Татарстана на тот момент не предлагалось. А сейчас корпоративный проект "Татнефти" называют грамотно выстроенной политикой в отношении малого бизнеса. "Это реально работающие проекты с серьезной управляющей компанией. На ее предприятиях постоянно увеличивается оборачиваемость средств. А "Татнефть", разумно использующая высвобождающиеся мощности и площади, сообщает этим проектам еще более активный экономический заряд", - высказал свое мнение господин Николаев. 
 
Время, действительно, все расставляет на свои места. Ни одно из созданных в рамках проекта предприятий не закрылось, не сбавило обороты и даже не отказалось от планов по развитию. Создаются новые рабочие места. И это ли не главное доказательство того, что программа работает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении, можно отметить, что  развитие и появление новых форм взаимодействия крупного и малого бизнеса  — это эволюционный процесс на современном этапе. Он связан с характерными для инновационной экономики  процессами, такими как: рост роли научно-технического прогресса, развитие информационных технологий, переход к индивидуальному (штучному) производству, ориентированному на потребности  заказчика. Выбор одной из форм взаимодействия крупного и малого бизнеса компенсирует недостатки, обусловленные размером участвующей организации, а полученные результаты способствуют повышению  эффективности работы в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Валиев  И.Н. Формы взаимодействия человека  и общества [http://www.egpu.ru/lib/] // Библиотека  ЕГПУ.,

2.Производственный аутсорсинг как форма взаимодействия крупных и малых промышленных предприятий / Е.Е. Сидоренко, Е.Н. Чижова. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2009. – 127

3. Грязнова А.Г., Думной Н.Н. В поисках новой теории: Книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями – М.: КНОРУС, 2008.

4.Егорова Н.Е. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. – М.: ЦЭМИ РАН, ИСЭПП РАН, 2009.

5.Месарович М.Н. Основания общей теории систем // Общая теория систем. – М.: Мир. – 2008.

6. Сапсай Б.П. Взаимодействие малых предприятий с крупным производством на региональном уровне. – М.: Время. – 2008.

7. Взаимодействие малого и крупного бизнеса //Информационно- аналитический сборник материалов VII Всероссийской конференции представителей малых предприятий, Москва, апрель 2009 г. – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2009.

8.Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2000–2004 гг.: Информационно-аналитический доклад /Подгот. А.Г. Литваком, А.М. Шестоперовым, О.М. Шестоперовым. – М.: ИКЦ « Бизнес-Тезаурус», 2009.

9. Шестоперов О.Н. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России. – Вопросы экономики, 2010, № 2.

Интернет  источники

10   www.expert.ru - Сайт журнала «Эксперт»

11 www.nissi.ru/analinics – сайт Научного института системных исследований проблем предпринимательства.

 


Информация о работе Исследовании основных форм и проблем взаимодействия малого и крупного бизнеса в условиях глобализации мировой экономики