Источники финансирования инновационной деятельности промышленных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ аспектов финансирования инновационной деятельности на предприятиях.
Для достижения цели исследования были выделены следующие задачи:
-дать понятие и определить цели инновационной деятельности
- проанализировать способы и формы финансирования инновационной деятельности
- выявить проблемы и противоречия финансирования инновационной деятельности

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты финансирования инновационной деятельности предприятий
1.1 Понятие, сущность и функции инноваций
1.2 Цели, виды инноваций и их классификация
1.3 Формы и источники финансирования инновационной деятельности промышленных предприятий
2. Анализ финансирования инновационной деятельности на промышленных предприятиях
2.1 Анализ способов и форм финансирования инновационной деятельности на промышленных предприятиях
2.2 Анализ проблем и противоречий финансирования инновационной деятельности
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Экономика иноваций.docx

— 80.25 Кб (Скачать файл)

Тема «Источники финансирования инновационной деятельности промышленных предприятий»

Реферат

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты  финансирования инновационной деятельности  предприятий

1.1 Понятие, сущность и  функции инноваций 

1.2 Цели, виды инноваций и их классификация

1.3 Формы и источники финансирования инновационной деятельности промышленных предприятий

2. Анализ финансирования инновационной деятельности на промышленных предприятиях

2.1 Анализ способов и форм финансирования инновационной  деятельности на промышленных предприятиях

2.2 Анализ проблем и противоречий финансирования инновационной деятельности

Заключение

Список используемых источников

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Инновационный  процесс  играет важную роль в экономике любой  страны. Инновации  в значительной степени определяют экономический  рост государства, занятость населения  и составляет существенный элемент  базы, на которой основывается экономическое  развитие общества. Поэтому проблема, связанная с эффективным внедрением инноваций, заслуживает серьезного внимания.

Актуальность темы заключается  в том, инновационная  деятельность на рынке, представляет собой один из наиболее важных аспектов функционирования любой коммерческой организации.

В связи с развитием  рыночных отношений хозяйственную  деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей  неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает  неясность и неуверенность в  получении ожидаемого конечного  результата, а, следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще  крупным  инновационным проектам.

Целью работы является анализ аспектов финансирования инновационной  деятельности на предприятиях.

Для достижения цели исследования были выделены следующие 

задачи:

-дать понятие и определить цели инновационной деятельности

- проанализировать способы и формы финансирования инновационной деятельности

- выявить проблемы и противоречия финансирования инновационной деятельности

Объектом исследования является предприятия

Предмет исследования - финансирование инновационной деятельности предприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты финансирования инновационной деятельности предприятий
    1. Понятие, сущность и функции инноваций

В мировой экономической  литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в  реальный, воплощающийся в новых  продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП [1, с.34]. 

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная  деятельность", "инновационный  процесс", "инновационное решение" и т. п. Для уточнения понятия "инновации" познакомимся с различными взглядами  на ее сущность.

В литературе насчитываются  сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры  выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и  др [2, с.79]. 

Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования [3, с.51].  
 В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.  
 Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций - рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.  
 Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.  
 Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения [5, с.46].  
 Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:  
 1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).  
 2. Внедрение продукции с новыми свойствами. 

3. Использование нового сырья. 

4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения. 

5. Появление новых рынков  сбыта. 

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности[6,с.173].  
 В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. 

Инновации свойственны как  динамический, так и статический  аспекты. В последнем случае инновация  представляется как конечный результат  научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный  круг проблем. 

Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс  связан с созданием, освоением и  распространением инноваций. 

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и  экономическая эффективность. 

Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет  признано уникальным в определенной области [8, с.55].  
 Следует обратить внимание на то, что научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей. 

Из вышеизложенного следует, что инновацию - результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе. 

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую  необходимость, осознанную через потребности  рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные  виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации  производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.  
 Следовательно, научно-технические инновации должны: а) обладать новизной; б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю[9,с.49].  
 Распространение нововведений, как и их создание является составной частью инновационного процесса (ИП). 

Инновационная деятельность какого-либо предприятия означает инновационный  процесс. Он направлен на разработку и реализацию результатов научно-технических изысканий в виде нового продукта или нового технологического процесса.

В общем плане, инновационный процесс — это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. 
 Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса.

К этим элементам относятся: 

  • инициация инновации; 
  • маркетинг инновации; 
  • выпуск (производство) инновации; 
  • реализация инновации; 
  • продвижение инновации; 
  • оценка экономической эффективности инновации; 
  • диффузия (распространение) инновации.

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация — это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т.д.). 

После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые  исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок. 
Затем производится продажа инновации, то есть появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия. 

Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли и др.). Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации. 

Инновационный процесс заканчивается  диффузией инновации. Диффузия (лат. diffusio — распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках. Внедряя инновации в практику предпринимательской деятельности, очень важно знать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс.

Подразделение инноваций  на конкретные группы по определенным признакам называют классификацией инноваций. В практике управления инновациями используют различные классификаторы инноваций.  
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).  
По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий). 

По стимулу появления (источнику) можно выделить: 

  • инновации, вызванные развитием науки и техники; 
  • инновации, вызванные потребностями производства; 
  • инновации, вызванные потребностями рынка. 

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить: 

  • инновации на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и др.); 
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); 
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной). 

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют: 

  • радикальные (базисные) инновации, которые реализуют крупные изобретения и формируют новые направления в развитии техники; 
  • улучшающие инновации, которые реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; 
  • модификационные (частные) инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии [10, с.47]. 

Информация о работе Источники финансирования инновационной деятельности промышленных предприятий