Источники финансирования инновационной деятельности промышленных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ аспектов финансирования инновационной деятельности на предприятиях.
Для достижения цели исследования были выделены следующие задачи:
-дать понятие и определить цели инновационной деятельности
- проанализировать способы и формы финансирования инновационной деятельности
- выявить проблемы и противоречия финансирования инновационной деятельности

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты финансирования инновационной деятельности предприятий
1.1 Понятие, сущность и функции инноваций
1.2 Цели, виды инноваций и их классификация
1.3 Формы и источники финансирования инновационной деятельности промышленных предприятий
2. Анализ финансирования инновационной деятельности на промышленных предприятиях
2.1 Анализ способов и форм финансирования инновационной деятельности на промышленных предприятиях
2.2 Анализ проблем и противоречий финансирования инновационной деятельности
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Экономика иноваций.docx

— 80.25 Кб (Скачать файл)

Эффективная инновационная политика требует от предпринимателя умения ориентироваться в имеющихся  научных разработках, создания условий  для восприимчивости работников предприятия к быстрым непрерывным  изменениям, а в необходимых случаях  — формирования собственных исследовательских  подразделений с целью организационного объединения разработки новшества  с его испытанием и серийным изготовлением. Это позволяет максимально совместить в едином процессе все стадии —  генерация идеи, прикладные разработки, производство, сбыт, эксплуатация.

Особую сложность для предпринимателя  представляет стадия сбыта новой  продукции, т. е. передача ее от «донора» (поставщика) «реципиенту» (потребителю). Предприниматель-товаропроизводитель  обычно исходит из двух стратегий  «вторжения» па рынок новшества: «программированное внедрение», предлагающее, что реципиент приспосабливается  к новому товару, и «адаптированное  внедрение», связанное с изменением последнего в соответствии с требованиями реципиента.

Передача новшества реципиенту часто предполагает обучение его  обращению с товаром. Поэтому  производители нередко принимают  на себя не только само обучение, но и расходы с этим связанные. Одновременно предприниматели осуществляют тренинг собственных агентов-коммивояжеров, развивающий их способность убеждать реципиента, заранее прорабатываются различные ситуационные приемы психодрамматического характера, которые могут возникнуть со стороны потенциального заказчика. От степени распространения новшества (диффузии) зависит прибыльность нововведений. Поэтому предприниматель должен учитывать не только экономические и производственные условия, но и культурные и психологические различия потребителей из разных стран и регионов, а также половозрастные особенности реципиентов. Коммерческий успех одного нововведения становится основой для последующих инноваций, тогда как «инновационная боязнь» является следствием предыдущих неудачных нововведений, приводящих к «психологическому барьеру», связанному со страхом потери статуса, банкротства и т.д. Зачастую психологический барьер вызван недостаточной квалификацией предпринимателя, неумением привлечь к инновационной деятельности работников различных должностных групп, эффективно использован специфику человеческого фактора производства.

Принятию решения об осуществлении  инновационного проекта предшествует тщательное сопоставление предполагаемых  затрат на его реализацию (учитывая оценку технического и коммерческого риска) и финансовых возможностей компании, что получает отражение в бизнес-плане. Финансовое положение компании определяет возможность и эффективность использования заемных средств для осуществления инноваций.

В современных условиях эффективной  формой реализации инновационной деятельности является управление капиталом, вкладываемым в инновации с учетом особенностей протекания инновационного процесса.

Особенности инновационного процесса создают условия для взаимного  влияния инновационных и инвестиционных циклов в процессе создания новшеств и возможности для их взаимодействия с целью минимизации объемов  инвестиционных ресурсов и оптимального использования авансируемых средств; сокращения продолжительности инвестиционного  и инновационного циклов и достижения коммерческого эффекта от реализации инновационного продукта.

Инновационная деятельность традиционно  предполагает последовательность инвестиций, а не параллельное инвестирование всех или нескольких этапов жизненного цикла  новаций.

В то же время потеря коммерческого  эффекта инновации связана с  тем, что перерывы в финансировании подчас носят длительный характер, меняются как заказчики, так и  специализация будущих производств.

В основе теории совмещения инновационного и инвестиционного циклов лежит  положение: новшество есть результат  деятельности. На каждой относительно самостоятельной стадии инновационного цикла может возникнуть определенный результат, который может стать  самостоятельным товаром. Однако результат  конкретной  стадии  инновационного  цикла  в  непрерывной цепи его взаимопревращений выступает по отношению к конечному инновационному продукту лишь как его промежуточная форма, т. е. промежуточный продукт.

Поэтому инвестиционная политика освоения новшества может быть ориентирована  на конечный продукт и на эффективное  воспроизводство новации на любой  из относительно самостоятельных стадий инновационного процесса. Сам процесс  движения инновационного цикла в  данной цепи может быть прекращен, если инвестор видит целесообразность превращения  в товар промежуточного результата (методика исследования, «ноу-хау» технологии и т. д.) [19, с.169].

Нововведение — это совокупность процесса и результата, а инвестиционный цикл инноваций содержит также следующие  признаки процесса: последовательность, стадийность, относительная самостоятельность  стадий и этапов. Поскольку инвестиционный цикл охватывает все стадии инновационного цикла, для реализации инновационного продукта необходимо сквозное инвестирование процессов создания и освоения нововведения. Взаимосвязь инновационного и инвестиционного  процессов проявляется посредством  реализации следующих видов их финансового  обеспечения.

Первый этап. Оценка экономической  целесообразности создания и использования  инновационного продукта.

Второй этап. Определение субъектов  инновационных отношений, источников и форм их финансового обеспечения; распределение авансируемых средств  по фазам инновационной деятельности; определение степени риска и  прогнозирование эффекта на каждой фазе.

Третий этап связан с преобразованием  ресурсов в конкретные объекты инновационного продукта.

Четвертый этап. Выявление промежуточных  эффектов от реализации инноваций и  инвестиций.

Пятый этап. Финансовое обеспечение  расширенного воспроизводства инноваций.

Шестой этап. Возмещение затраченных  финансово-кредитных   средств   и   получение   коммерческого эффекта.

В отечественной и зарубежной экономической  литературе отсутствует однозначное  определение финансового рычага. Финансовые рычаги определяются как  инструмент финансовых методов регулирования, служащих для реализации экономического воздействия государства на интересы субъектов производства, базирующегося  на использовании товарно-денежных отношений в конкретных условиях.

В условиях стабильных экономических  систем зрелые экономические отношения  предоставляют инновационной деятельности необходимые условия. Сюда, в первую очередь, необходимо отнести законодательное  оформление инновационной деятельности, а также закрепление на уровне нормативно-правовых актов характер воздействия финансовых рычагов  на инновационную активность. Таким  образом, финансовые рычаги являются выражением экономических взаимоотношений, закрепленных в нормативно-правовых актах и  направленных на стимулирование экономических  агентов как участников производственного  процесса.

Критерии эффективности инновационной  деятельности должны быть положены в  основу выбора оптимальных рычагов  финансовой политики. Ключевой критерий эффективности — уровень прибыли, остающейся в распоряжении инновационного предприятия — главная цель его деятельности в экономическом проблемы цели.

Зарубежная практика свидетельствует, что в условиях нестабильных экономических  систем, характеризующихся высоким  уровнем инфляционных процессов, а  также их сильного влияния на поведение  экономических агентов, рычаги прямого  стимулирования (дотации из государственного бюджета, субвенции) должны отступить  на второй план. Решающая роль здесь  принадлежит рычагам косвенного стимулирования: налоговым льготам, кредиту, процентным платежам за кредит, страхованию, амортизационным отчислениям  и т. д. В данном случае степень  стимулирующего влияния нельзя определить однозначно для всех перечисленных  типов финансовых рычагов косвенного воздействия. Во многом она (степень) зависит  от состояния совокупного спроса и предложения в экономической  системе и природы этих инструментов, характеризующей  их существенные отличия между собой.  Основным  рычагом косвенного стимулирования инновационной активности в сфере промышленного производства должны выступать налоги и кредит (кредитные ресурсы частных финансовых институтов, а также государственный кредит, но направленный только в сферу реального  промышленного  производства).  Амортизационные отчисления находятся под жестким влиянием уровня спросовых ограничений в конкретных отраслях промышленности, а потому далеко не однозначны в применении к стимулированию различных групп инноваторов. Страхование как рычаг косвенного стимулирования эффективен лишь в случае достаточности развития инфраструктурной и нормативно-правовой базы  и в случаях   целевого   использования   средств   страховых фондов для инновационной деятельности.

Отечественная система финансирования инновационной деятельности постоянно  развивается. До 1991 г. она основывалась на бюджетных ассигнованиях и  децентрализованных источниках целевого назначения. В ходе реорганизационных  мероприятий, проводившихся в 1990—1991 гг. в нашей стране, было отменено регламентированное   распределение   прибыли   по   формам экономического стимулирования, ликвидировано большинство отраслевых централизованных фондов, упрощена система контроля за оплатой труда, либерализованы цены. Порядок финансирования инновационных проектов в каждом конкретном случае стал зависеть от характера внедряемых мероприятий и финансовых источников,   привлекаемых  субъектами   инновационной деятельности. В настоящее время основными источниками средств, используемых для финансирования инновационной деятельности являются:

·  бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;

·  средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые создаются предприятиями и региональными органами управлениями;

·  финансовые ресурсы различных типов коммерческих   структур   (ФПГ,   инвестиционных   компаний, коммерческих банков и др.);

·  кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;

·  конверсионные   кредиты   для    инновационных проектов, реализуемых в ВПК;

·  иностранные инвестиции;

·  средства отечественных и зарубежных научных инновационных фондов;

·  частные накопления физических лиц [20, с.83].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

1 Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. С. Д. Ильинковой. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2002. – 377с. 
2 Титов А.Б. «Маркетинг и управление инновациями». - СПБ: Наука, 2001. – 418с. 
3 Друкер П.Ф. Инновационные понятия: Практика и принципы L.:Pan Books, 1996. – 548с. 
4 Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М.: Экономика, 1999. – 318с. 
5 Друкер П. Инновация и предпринимательство.- М.: ИНФРА-М, 2001. – 522с. 
6 Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1992. – 624с. 
7 Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь./ Под ред. Л.М. Гохберта.-М.: ЦИЕН, 1999. –426с. 
8 Сайто Б. Инновация как средство экономического развития.-М.: Прогресс, 2003. – 480с. 
9 Инновационный менеджмент. Справочное пособие./ Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – СПБ.: Наука, 1999. – 594с. 
10 Инновационный менеджмент / С.Д. Ильенкова. Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 327 с. 
11 Оголева Л.Н., Радиновский В.М. Инновационная деятельность предприятия: Учебное пособие.-М.: Изд-во Финансовой академии при Правительстве РФ, 1997. – 624с. 
12 Крылов Э.И., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инвестиционной деятельности: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384с. 
13 Пилипенко А.В. Инновационная активность российских предприятий: условия роста. – М.: Маркет Д.С., 2003. – 432 с. 
14 Янковский К.П., Мухарь И.Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СПб: Питер, 2001. – 448с. 

16 Кокурин Д.Н. «Инновационная деятельность» – М.: ИНФРА-М, 2001. – 522с.

17 Морозов Ю.П. «Инновационный  менеджмент» Учебное пособие.  – М.: Прогресс, 2001. – 326с.

18 Калбуров С.В. Инновационные процессы в промышленности США и Японии. - М., 1999. – 368с.

19 Валдайцева С.В. «Оценка бизнеса и инноваций».Методические рекомендации – М.: ИНФРА-М, 2001. – 398с.

20 Денисов Г.А. «Прикладная наука  и инновационная деятельность»  – М.: Прогресс, 2002. – 410с.

21 Инновационный менеджмент: Учебник / Медынский В.Г.-М.: ИНФРА-М,2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Источники финансирования инновационной деятельности промышленных предприятий