История Экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 21:02, реферат

Описание работы

В России, в результате, так называемых "демократических реформ", реализованных с помощью государственных переворотов 1991 и 1993 годов, установлен режим власти, полный и многосторонний анализ структуры которой предстоит ещё произвести, но по результатам деятельности власти и по механизму управления государством и обществом, эту власть, по форме, следует отнести к фашисткой, а по механизму и способам формирования и управления, бандитской. Реализованный в России механизм власти, не смотря на его претензию на демократию с реальной демократией, то есть с народовластием, ничего общего, помимо только механизма выборов, не имеет. Поскольку, при выборах в различные уровни власти России массировано используется технология зомбирования и внушения, что, фактически приводит к массовому, в масштабах всей страны, гипнозу всего населения страны и выводит людей из режима контроля за своей деятельностью, то говорить о демократичности и законности таких выборов не предоставляется возможным.

Файлы: 1 файл

История экономики.docx

— 43.34 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В конце ХХ века реформы государственного управления проводились практически во всех развитых странах мира. Специфика России заключается в том, что собственно административные реформы, связанные с необходимостью повышения эффективности государственного управления, совпали с распадом СССР и построением нового государства. Это значительно усложнило ход реформ и наложило специфический отпечаток на все проводимые преобразования.

После августа 1991 г. в России началось формирование новых институтов власти, основанных на учете как национальных особенностей страны, так и современных мировых достижений. Тогда же возник устойчивый интерес общественности - прессы, практиков, исследователей - к этой проблематике. В результате за последние годы появился значительный массив литературы, посвященной созданию новой российской государственности, становлению современных органов власти и методов управления. Его можно разделить на две части:

1) официальные материалы,

2) издания научного и  публицистического характера.

События августа 1991 года и особенно октября 1993 года сильно изменили политический строй в стране. К тому времени стало очевидным, что на практике Советы в политической системе СССР при главенстве однопартийной системы играли лишь второстепенную роль. В демократических условиях периода перестройки роль Советов могла быть иной, и такие позитивные изменения действительно происходили. Но до конца полноценным независимым органом государственной власти они так и не стали. Хотя повсеместные попытки Советов поставить себя выше исполнительной власти были. [1]

В ходе знаменитых событий сентября-октября 1993 года в Москве появились знаменитые Указы Президента РФ Бориса Ельцина от 21.09.93 № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" (о роспуске Верховного Совета, назначении выборов в Федеральное Собрание и проведению референдума по принятию Конституции 1993 года) и от 09.10.93 № 1617 "О реформировании представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации". На смену советам должны были прийти законодательные органы власти нового поколения. В декабре 1993 года была принята и новая Конституция России, которая подразумевала формирование новых органов государственной власти, включая местные парламенты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Социально-экономического положения страны в 1993 году

 

Несмотря на продолжающееся действие ряда долговременных факторов, развитие экономической ситуации в России во все большей степени определяется ходом осуществления экономической реформы, последовательностью и скоординированностью проводимых преобразований.

Первый этап реформы (начало 1992 года) проходил под активным воздействием решений Правительства в области либерализации цен, хозяйственной и внешнеэкономической деятельности, жестких мер, направленных на финансовую стабилизацию, что позволило к середине 1992 года замедлить инфляционные процессы, сократить бюджетный дефицит, нормализовать потребительский рынок. Производство начало испытывать ограничивающее воздействие потребительского спроса, создавались условия для начала структурной перестройки в отраслях, "отсечения" неэффективных производств, без чего кризис в народном хозяйстве реально преодолен быть не может. [2]

Однако последовавшее массовое, без целевой, структурной селекции кредитование хозяйства, лишь временно "загасившее" проблему неплатежей (которая вскоре стала вновь воспроизводиться), затормозило структурные преобразования. Конечно, часть кредитов носила сезонный характер и была вынужденной (АПК, завоз товаров на Крайний Север). В результате страна вошла в 1993 год со значительным спадом производства (19% по валовому внутреннему продукту, 18% - по промышленности), резким, почти вдвое, уменьшением инвестиционной активности, угрожающе высокими темпами инфляции, составлявшими 25-27% в месяц, кризисом взаимных платежей, ощутимым снижением уровня жизни подавляющей части населения.

В 1993 году в сложных условиях внутриполитической ситуации, противоборства различных ветвей власти Правительству, тем не менее, удалось осуществить существенные шаги по дальнейшему продвижению реформы. Усилия были сконцентрированы на проведении умеренно жесткой финансовой и денежно-кредитной политики с целью сокращения инфляции, динамичном продолжении процесса приватизации, принятии конкретных мер по поддержке производства и инвестиций, дальнейшей либерализации внешнеэкономической деятельности на основе ограничения сферы лицензирования и квотирования, сокращения импортных дотаций, перехода к единому валютному курсу рубля и других направлениях.

Значительно более последовательно, чем в предыдущем году осуществлялась денежно-кредитная политика. Этому способствовало соглашение между Правительством и Центральным банком, закрепившее ключевые ориентиры развития кредитно-денежной сферы России. В ходе его реализации были значительно сокращены масштабы кредитования экономики Центральным банкой как по линии кредитов Правительству, так и, особенно, коммерческим банкам: среднемесячные темпы прироста кредитования ЦБ коммерческих банков в 1993 году составляли 13-15%, что более чем в 2 раза ниже показателей 1992 года. Жестко проводилась политика ЦБ в области ставки рефинансирования коммерческих банков, результатом явилось постепенное сближение к осени 1993 г. рыночной ставки процента и учетной ставки ЦБ. К этому моменту были отменены и льготные кредиты.

Существенные шаги делались в упорядочении системы расчетов России с республиками бывшего СССР. С мая 1993 г. практически прекращено техническое кредитование центральных банков этих республик. Выделяемые кредиты с данного момента проводятся только через бюджет и контролируются Правительством. [5]

Одним из итогов указанных мер в сочетании с изменением системы обязательной продажи валюты (только через рынок), снижением импортных дотаций и поступлением на валютный рынок страны около двух миллиардов долларов МВФ и МБРР явилось улучшение позиций российского рубля и относительная стабилизация его курса по отношению к доллару по существу в течение всего второго полугодия 1993 г.

Проводимая ограничительная кредитно-денежная политика позволила несколько ослабить инфляционное давление на экономику. Нет сомнений, что без осуществления такой политики предотвратить гиперинфляцию не удалось бы. Сводный индекс потребительских цен уменьшился с 26% в январе 1993 г. до 18% в мае, а после резкого роста к концу лета до 264 (что во многом было обусловлено освобождением цен на уголь и повышением закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию нового урожая) вновь неуклонно сокращался, достигнув 13% в декабре. В январе он несколько превысил 20%. Качественно схожий характер имела динамика индекса цен производителей.

Вместе с тем, инфляция остается достаточно высокой, и говорить об окончательном переломе тенденции в ее динамике преждевременно. В целом за 1993 год рост потребительски” цен составил 9,4, а цен производителей в промышленности - 10 раз. [5]

Сильное сжатие реальной денежной массы в июне-октябре 1993 г. повлекло за собой усиление компенсирующих эффектов в виде роста неплатежей и увеличения скорости обращения денег. Если с января по июль 1993 г. просроченная задолженность поставщикам по отношению к денежным средствам на счетах предприятий в промышленности и строительстве сократилась с 128 до 85%, то, начиная с августа, она постоянно нарастала, составив в ноябре 137%. Хотя относительная величина неплатежей 1993 году оставалась намного меньшей, чем в предыдущем, когда указанное соотношение достигало 260%, чувствительность предприятий к ним существенно возросла. К концу 1993 года значительно возросли количество простаивающих предприятий и потери рабочего времени. Если в июне простаивало 2237 предприятий и производств, то в ноябре - 2772, а в декабре - 3262. Теперь главная причина спада производства - не разрывы хозяйственных связей, а ограничения спроса, отсутствие денег и заказчиков.

Динамично и масштабно проходили в 1993 году процессы разгосударствления и приватизации. Укрепляются позиции негосударственного сектора экономики, в котором сейчас непосредственно занято уже свыше 30 млн. человек, или более 40% работающих, "малой" приватизацией охвачено около 70% предприятии торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Набирает силу процесс трансформирования государственной формы собственности в производстве. Так, в промышленности по состоянию на 1 ноября 1993 г. в частной и смешанной формах собственности находилось более трети крупных и средних предприятий, выпускающих около 40% промышленной продукции. Наибольшее распространение получили негосударственные формы собственности в промышленности стройматериалов (44% всех предприятий отрасли), в легкой (51%) и пищевой (36%) промышленности. [2]

Начался процесс осуществления перехода к формированию единого сельскохозяйственного рынка России, регулируемого новыми рыночными методами. Основной организационно-правовой формой хозяйствования на селе стали товарищества различных типов (число их составило 11,5 тысяч). К настоящему времени на долю сельхозпредприятий с государственной формой собственности приходится не более 15% сельскохозяйственных угодий и стоимости произведенной продукции.

Все эти процессы дополняются приобретением в собственность гражданами недвижимости и, прежде всего, квартир. Всего на конец 1993 года приватизировано 8,6 млн. квартир, или 24% от общего числа квартир.

В то же время количественные параметры процесса приватизации (нарастание темпов и масштабов) превалируют над качественными. Приватизация пока не в полной мере реализует свои возможности, слабо влияет на характер производства, его эффективность. В ряде случаев дополнительные издержки вызывались допущенными при приватизации нарушениями технологических связей. В целом размеры спада выпуска продукции, динамика производительности труда примерно одинаковы по промышленным предприятиям различных форм собственности. Доля частной собственности в общем объеме производства пока не велика (менее 5%), и она еще не оказывает существенного влияния на создание конкурентной среды.

В условиях острого недостатка финансовых ресурсов, необходимости сдерживать инфляцию Правительство, тем не менее, принимало меры по поддержке производства. Так, в целях сдерживания падения объемов добычи нефти принимались меры, стимулирующие ввод в эксплуатацию неработающих скважин и новых нефтяных месторождений за счет установления дополнительных квот и лицензий по экспорту нефти, необходимых для оплаты этих работ, а также льгот по уплате таможенных пошлин. Аналогичного рода государственная поддержка оказывалась ряду предприятий черной и цветной металлургии в проведении технического перевооружения и реконструкции. Существенная помощь в форме государственных кредитов и дотаций была оказана оборонным отраслям и АПК. Принимались оперативные меры по поддержке отдельных производств. [6]

Все это позволило несколько стабилизировать ситуацию, предотвратить обвальный спад производства. В промышленности темпы снижения производства замедлились по сравнению с 1992 годом по всем отраслям, кроме топливно-энергетического комплекса (за счет угольной и газовой промышленности). В 1993 году возросло производство отдельных видов товаров длительного пользования и пищевой промышленности. Несколько замедлились темпы спада сельскохозяйственного производства.

Вместе с тем инерцию экономического спада преодолеть не удалось. Валовой внутренний продукт в целом за год был на 12% ниже, чем в 1992 голу, промышленное производство - на 16%.

Динамика промышленного производства в 1993 году в существенной степени определялась движением кредитных ресурсов и состоянием платежей. Наибольший спад производства против соответствующего периода прошлого года отмечался в 1 квартале - 19,3%. Во II квартале он составил 16,6% и в III - 13,6%. Однако, прежде всего, под влиянием повышения цен на энергоносители в июле-августе, спад производства в IV квартале увеличился до 15,6%. В наибольшей степени он проявился в химической и нефтехимической промышленности, черной металлургии и машиностроении. Для оценки динамики промышленного производства нужно также учитывать "провальный" ее характер во второй половине 1992 г., что улучшило картину во втором полугодии 1993 г. С учетом данного обстоятельства результаты работы промышленности во второй половине 1993 г. заметно хуже.

При этом кризис затронул не только те отрасли, в которых прогнозировалось наибольшее сокращение производства (военная промышленность, отдельные отрасли машиностроения, цветная металлургия), но и те, которые производит конкурентоспособную, в той числе экспортную продукцию и товары народного потребления.

Особенно опасно, что в машиностроении, химической промышленности и ряде других отраслей происходит свертывание производства наукоемких видов продукции, определяющих технический и технологический уровень промышленности. Положение усугубляется тем, что доля инвестиций в этих отраслях, в том числе обеспечивающих выпуск наукоемкой продукции, остается незначительным.

Вместе с тем продолжали функционировать неэффективные в новых условиях производства. Сырье и материалы потреблялись в значительных объемах при сокращении выпуска готовой продукции. Возросла энергоемкость и металлоемкость производства.

На первый план выходят проблемы, связанные с низкой эффективностью и конкурентоспособностью отечественной промышленности. Помимо спросовых ограничений и низкой инвестиционной активности на снижение эффективности производства существенное влияние оказывают и организационно-технологические факторы, в том числе институционального характера. Предприятия, являющиеся собственностью государства, не только не подотчетны центру, но и не имеют реального владельца. На таких предприятиях образовался "вакуум" собственности, что предопределяет необходимость проведения в 1994 году реформы управления государственными предприятиями на принципах "отделения финансов предприятий от финансов государства". Только в этом случае заработает механизм банкротств неэффективных предприятий. При включении такого механизма и корректировки приоритетов государственной структурной политики в направлении учета социальных ограничений и перехода от глобальных приоритетов к "точечным" станет реальным обеспечение селективной поддержки отдельных производств и объектов. [4]

Информация о работе История Экономики России