Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:36, лекция
Почему одни страны богатые, а другие бедные ? Этот на первый взгляд простой вопрос имеет непосредственное отношение к одной из наиболее сложных проблем современности, связанной с неравномерностью экономического развития. Неравномерность экономического развития явилась причиной того, что в истории имели место революции и государственные перевороты; того, что тоталитарные правительства и военные диктатуры лишали целые нации политической свободы, а каждого отдельного человека его личной свободы, а зачастую и жизни.
ТЕКСТ ЛЕКЦИЙ ПО КУСУ «История экономики»
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИКИ.
Почему одни страны богатые, а другие бедные ? Этот на первый взгляд простой вопрос имеет непосредственное отношение к одной из наиболее сложных проблем современности, связанной с неравномерностью экономического развития. Неравномерность экономического развития явилась причиной того, что в истории имели место революции и государственные перевороты; того, что тоталитарные правительства и военные диктатуры лишали целые нации политической свободы, а каждого отдельного человека его личной свободы, а зачастую и жизни. Миллроны умерли без какой либо необходимости от голода, недоедания, болезней, но не потому, что еда или другие ресурсы были недоступны, а потому что они не могли быть предоставлены тем, кто в них нуждался. Разрыв в доходах между сравнительно небольшим числом зажиточных государств и подавляющим большинством бедных государств не только сохраняется, но и становится больше год от года.
Ситуация может показаться парадоксальной. Если некоторые страны богатые, а другие нет, то почему бы бедным не попробовать применять те же методы и политики, которые сделали богатые страны богатыми? В действительности такие попытки имели место, но без особого успеха. Проблема оказывается намного сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Во-первых, не существует единого мнения по поводу того, какие факторы сыграли основную роль в росте доходов в богатых странах. Во-вторых, даже если существовала общая точка зрения на эту проблему, вряд ли можно было утверждать, что те же методы и политики дали бы те же результаты, будучи примененныеми в других географических, культурных, экономических и исторических условияъ, соответствующих настоящему положения бедных стран.
Существует несколько подходов к изучению истории экономики – к счастью они не взаимоисключающие. Исторический анализ может сфокусироваться, в отличие от других подходов, на истоках существующих в настоящий момент, отражающих неравномерный уровень развития стран. Конечно даже правильная диагностика истоков проблемы сама по себе не может гарантировать эффективное ее решение, но без такой диагностики можно вряд ли надеется, что эта проблема будет вообще решена. Во-вторых, фокусируя внимание исследователя на примерах роста и спада из прошлого, исторический подход изолирует сами фундаментальные основы экономического развития от вопросов, связанных с эффективностью или желательностью применения той или иной политики для решения текущих экономических проблем. Другими словами, обращение к историческому анализу помогает сохранить объективность и ясность мысли.
Государственные деятели при формировании государственной политики, зачастую недостаточно серьезно относятся к потенциалу исторического подхода, объясняя это тем, что современная ситуация уникальна и поэтому результаты исторического анализа вряд ли могут быть полезны для решения текущих проблем. Подобное отношение к историческому подходу есть пример двойного заблуждения. Во –первых, те, кто ничего не знают о прошлом, не способны делать о нем какре-либо обобщения. Во-вторых, подобное отношение косвенно отрицает единообразие природы, включая человеческое поведение и поведение социальных институтов – предпосылка на которой базируется все научное исследование. Подобные взгляды объясняют то, насколько просто, без исторической перспективы, перепутать симптомы проблемы с ее причинами.
Существует много причин для
того, чтобы изучать историю
Предметом истории экономики является изучение процесса исторического развития конкретных форм общественного производства на примере отдельных стран в различные эпохи. История экономики относится к числу общеобразовательных дисциплин и способствует созданию основы для более глубокого усвоения курсов экономической теории, мировой экономики, экономики зарубежных стран и истории экономических учений.
Экономическая история выделилась в самостоятельную науку во второй половине Х1Х-ХХ вв. Структурно в истории экономики можно выделить три части:
Изучение истории экономики не сводится к чисто механическому запоминанию событий. Выделение и изучение тех или иных фактов и дат, осуществляется потому, что они представляют собой наиболее важные вехи глобального экономического развития.
2. Методы экономического
и исторического исследования
используются историей
В арсенале методов, которыми пользуется история экономики, присутствуют как общенаучные методы познания: диалектический,логический, описательный, так и специальные: исторические, экономические, математические и др.
Источниками данных об экономическом развитии могут служить:
3.Связь истории экономики с другими экономическими и историческими дисциплинами;
История экономики тесно связана с экномическими и с историческими дисциплинами, однако она имеет свой собственный предмет изучения. История экономики – наука пограничная, она находится на стыке двух дисциплин, истории и экономики. Однако, исторические дисциплины не придают большого значения экономическим законам, а экономические, в свою очередь, примерно также относятся к истории. История, как научная дисциплина, преимущественно изучает хронология важнейших событий, а также пытается выявить причинно - следственные связи между этими событиями. Экономика, как наука, изучает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между людьми, возникающие в процесс производства. История же экономики изучает экономическое развитие в исторической перспективе.
Среди функций истории экономики необходимо рассмотреть такие как:
Задачи курса история
5. Проблемы периодизации истории экономики, формационный , цивилизационный и другие подходы к ее изучению
Существуют различные точки зрения на понимание исторического процесса. Одна из них проводит идею универсальности историчяеских закономерностей и основных этапов, через которые прошло человечество в своем развитии. Другой подход отрицает закономерности в историческом развитии различных стран и регионов. Существует великое множество подходов к периодизации истории экономического развития, т.е. к делению истории экономики на отдельные периоды. Признавая за каждой из научных школ право на периодизацию, история экономики собирает, описывает и систематизирует исторические факты, события, явления экономической жизни, а затем объединяет их в единую картину хозяйственного развития и выводит общие закономерности, которые подтверждают, что законы экономического развития имеют форму проявления в виде общей тенденции.
В зависимости от того, что именно берется за основу периодизации, следует выделить следующие основные критерии:
Количество вариантов каждого из этих подходов за счет комбинирования основ классификации может быть достаточно много, поскольку реальная экономика представляет большое многообразие элементов в общей картине человеческой жизнедеятельности.
Формационный подход выдержал множество
проверок и критики, данная концепция
является методологически добротно
сработной периодизацией
Цивилизационный подход имеет свою солидную научную аргументацию и большое число стронников, которые рассматривают исторический процесс, как смену цивилизаций.
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО, РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО И ФЕОДАЛЬНОГО СПОСОБОВ ПРОИЗВОДСТВА.
В целом эпоха существования
первобытной экономики
Главным результатом развития первобытнообщинного производства стал переход от присваивающего характера ведения хозяйства к производящему.
2. Известные варианты
развития рабовладельческих
Рабство является исторически первой грубой физической формой эксплуатации человека. Рабовладельческий тип производства просуществовал около четырех тысячелетий в странах Ближнего, Среднего и Дальнего Востока и Средиземноморья.
История человечества знает две модели развития рабовладельческой экономики: азиатскую (древневосточную) и античную (Греция и Рим). Можно выделить следующие основные черты:
3. Основные черты азиатского способа производства.
Азиатская система впервые сложилась в странах древней Азии и древней Африки ( Египет, Вавилон, Ассирия, Персия, Индия, Китай), а также в ряде стран Латинской Америки ( государства ацтеков, инков, майя и некоторые другие).
Азиатская система выражала более высокий уровень развития производительных сил, нежели первобытнообщинная. Здесь повсеместно использовались металические орудия труда, появились мельницы, ирригационные сооружения, каналы, дамбы, водохранилища. Получило распространение садоводство, огородничество, строительное и военное дело, возникли деньги, торговля. Выделились купцы, ростовщики. Зародилась астрономия, математика, философия. Возникло государство.
Главной отраслью общественного производства было сельское хозяйство. Важнейшей отличительной особенностью азиатской системы было то, что земля находилась в государственной собственности, которая тесно переплеталась с частной собственностью господствующего класса (светская военная и религиозная аристократия). Господствующий класс совпадал с госапаратом. Прибавочный продукт созданный трудом крестьян – членов общины поступал госаппарату и распределялся в соответствии с занимаемыми местами в административной иерархии. Данную систему называют политарной ( от греческого “государство”). За общиной оставалось право пользования землей. Положение крестьян порою мало отличалось от положения рабов. Сложилась централизованная система управления общественным производством.
4. Античная система, античный полис, развитие торговля и ремесла.
Античная система достигла классической формы в 5-ом веке до н.э. в Древней Греции и Древнем Риме и просуществовала до 5 в н.э. Здесь рабство стало основой общественного строя. Все население делилось на свободных и рабов. Первые пользовались всеми гражданскими, имущественными и политическими правами. Последние были бесправны. Свободные люди делились на классы крупных землевладельцев (рабовладельцев) и класс мелких крестьян, ремесленников. Зажиточные слои последних, также использовали рабский труд. Интересы господствующего класса охраняло государство. Главной отраслью было сельское хозяйство. Каменные орудия уступили место металлическим. Развивались основы математики, физики, астрономии, медицины, истории, философии, литература, театральное искусство, архитектура,скульптура и т.п. Выросли города, появились деньги, рынки.