Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:36, лекция
Почему одни страны богатые, а другие бедные ? Этот на первый взгляд простой вопрос имеет непосредственное отношение к одной из наиболее сложных проблем современности, связанной с неравномерностью экономического развития. Неравномерность экономического развития явилась причиной того, что в истории имели место революции и государственные перевороты; того, что тоталитарные правительства и военные диктатуры лишали целые нации политической свободы, а каждого отдельного человека его личной свободы, а зачастую и жизни.
С 1933 г. президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт (1882-1945) к этому моменту положение в стране было черезвычайным. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием «Новый курс» Рузвельта. Теоретической базой реформ стало учение выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Исходя их теории Кейнса основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в экономику. В осуществлении нового курса выделяется два этапа:
Основные мероприятия «Нового курса» включали:
1. Спасение банковской системы;
Конгресом США был принят закон орегулировании сельского хозяйства, который предусматривал:
При реализации этого закона запахали 10 млн. акров засеянных хлопком площадей, уничтожили ¼ всех посевов, забили 23 млн. голов рогатого скота и 6,4 млн. голов свиней. Мясо убитых животных шло на удобрения. К 1936 г. доходы фермеров возросли на 50 %. Однако 10 % всех ферм разорились. Благодаря активной регулирующей роли государства, страна смогла выйти из кризиса, прибыли американских монополий резко пощли вверх. В «Новом курсе», правительства Рузвельта воплотились черты либерально-реформаторского варианта развития экономики. Важнейшим инструментом его экономического курса стал государственный бюджет, на основе которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ.
Экономический кризис 1929-1933 г. не миновал и Великобританию. Спад промышленного производства составил 15%, сократились посевные площади, объем внешней торговли упал в 2 раза, торговый баланс был дефицитным, безработица составляла от 30 до 35%. В Великобритании кризис начался позже чем в других странах, в конце 30-х годов. В марте 1931 г. для изучения экономического положения страны была создана королевская комиссия по национальной экономике под руководством финансиста Дж. Мэя. В июле 1931 г. был опубликован доклад королевской комиссии.
Формально доклад был посвящен – оценке ожидаемого бюджетного дефицита ( 120 млн. фунтов). Комиссия предлагала уменьшить государственные расходы на 96 млн. фунтов стерлингов и увеличить прямые и косвенные налоги на 24 млн. фунтов стерлингов. В сентябре 1931 г. более ста американских и французских банков предоставили Великобритании заем в размере 80 млн. фунтов стерлингов. 10 сентября 1931 г. был принят измененный более жесткий бюджет. В соответствии с планом экономии бюджетных средств были уменьшены оклады госслужащих и учителей, сокращены общественные работы. Возрасли вклады населения на социальное страхование, а выплаты сократились. Пособия по безработице были снижены на 10%, был введен закон о проверке нуждаемости( если безработный находился на иждевении своей семьи он лишался пособия). В целом регулирование госрасходов оказало стабилизирующий эффект, бюджет был хорошо сбалансирован, финансовая стабильность позволила вернуть доверие к правительству. Кроме того, правительством был отменен золотой паритет фунта стерлинга, в результате обесценился бумажный фунт- его стоимость к концу 1931 г. снизилась на 30%, что привело к росту цен на внутреннем рынке. Потеря доверия к фунту была вызвана предсказаниями комиссии Мэя о дефиците бюджета. В 1934 году политика экономии была смягчена, восстановлены сокращенные в 1931 г. пособия по безработице, половина урезанных зарплат ( остальные – в 1935-36гг.), был снижен подоходный налог в 1935 г., был отменен закон о нуждаемости. В 1934 г. Великобритания окончательно вышла из кризиса и объем промышленного производства достиг уровня 1929 г.
В 1931 г. был создан стерлинговый блок страны-члены которого устанавливали курс своих валют в соответствии с курсом английского фунта, хранили свои валютные резервы в английских банках, проводили торговые расчеты на основании фунта стерлингов. Страны этого блока, а также доминионы, скандинавия и Япония последовали за Великобританией, отменившей золотой стандарт. А так как США, Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Италия и др. страны не отказались от золотого стандарта стерлинговые товары приобрели внезапное ценовое преимущество. Большинство стран в связи с этим повысило пошлины на британские товары, но положительное воздействие на торговый баланс это оказало. А позже Великобритания также ввела пошлины ( не менее 10% стоимости всех видов ввозимых в Великобританию товаров). Эта мера позволила оградить внутренний рынок Великобритании от иностранной конкуренции, что положительно сказалось на платежном балансе ( за счет сокращения импорта). Цены в Великобритании оставались достаточно стабильными (рост лишь на 10%).
ТЕМА 6. ЭКОНОМИКА СТРАН С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМОЙ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Вторая мировая война (1939-1945 гг.) была развязана Германией, Италией и Японией. В войну были вовлечены более 60 государст с населением свыше 4/5 жителей планеты. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии, Африки и на Атлантическом, Тихом, Индийском и Северном Ледовитом океанах. Действующите армии гнасчитывали 110 млн. человек. В войне было уничтожено 55 млн. человек, национальные богатства стоимостью 316 млрд. долл. Военные расходы превысили показатель расходов в первой мировой войне в 4,5 раза. В тяжелом экономическом положении оказались почти все страны участницы, в том числе и страны Западной Европы. Лишь США, находясь в географическом удалении от военных действий за годы войны удвоили промышленное производство и утроили прибыли промышленных корпораций. В стратегических отраслях промышленное производство значительно возрасло. Так, в алюминевой промышленности в 6 раз, самолетостроении – в 16 раз, производство синтетического каучука в 400 раз и т.п. В результате США стали обладателями 2/3 промышленного производства и золотого запаса мира.
2.План Маршала и его вклад
в возрождение послевоенного
хозяйства стран Западной
Специально созданная при президенте США комиссия по анализу необходимой помощи иностранным государствам подтвердила катастрофическое положение западноевропейской экономики..Отметила значительное снижение довоенного производства и высокие потребности в импорте в этих странах. Была принята программа сотрудничества удовлетворяющая следующим критериям: повышение самоокупаемости экономического –возрождения Европы: повышение отдачи от американской помощи США выступили в качестве своеобразного спонсора. Официальным автором программы «Восстановления и развития» Европы стал генерал, бывший начальник генерального штаба США, назначенный в 1947 г. государственным секретарем Джордж Кэтлетт Амаршал (1880-1959). План Маршала был выдвинут 5 июня 1947 г. Его основные положения прошли согласование с представителями крупнейших монополий и банков. Летом 1947 г. на совещании министров иностранных дел Великобритании, Франции, СССР Советский Союз подверг критике идею плана, рассматривая его как вмешательство во внутренние дела европейских стран, раскола Германии и разделения Европы на две противоборствующие группы государств. Отказ от участия в плане Маршала нашей страны был поддержан Албанией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Румсынией, Чехословакией, Югославией, Финляндией.
В июле 1947 года на Парижской конференции 16 европейских государств – участниц плана Маршала ( Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Италия, Люксенбург,Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, а позже и ФРГ) утвердили Комитет европейского экономического сотрудничества. Этот Комитет составил сводную заявку на американскую помощь в 29 млрд. долл. В апреле 1948 г. американский конгресс принял «Закон о помощи иностранным государствам». Оказание экономической помощи осуществлялось на основен двусторонних соглашений. За четыре года выполнения плана Маршала (1948-1951гг.) США оказали европейским странам помощь в объеме 17 млрд. долл. 2/3 этой суммы досталось Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. Германии оказывалось явное предпочтение. Поставки продовольствия, топлива и удобрений составляли 70% от всей помощи. Однако главный смысл плана заключался в возрождении и развитии внутриевропейской торговли, активизации производственных мощностей для ускоренного выпуска продукции, укрепления национальных валют.
Все поставки по плану Маршала были разделены на три группы:
3. Эконом ичеческая программа Л. Эрхарда в ФРГ.
Главным архитектором хозяйственных реформ послевоенной Германии стал Людвиг Эрхард – директор управления хозяйства объединенных западных зон оккупации в 1948 г., министр народного хозяйства ФРГ (1949-1963гг.), заместитель федерального канцлера (с 1957 г.) и канцлер в 1963-1966 гг. В 1956 г. вышла в свет его книга «Благосостояние для всех». Основываясь на теории неолиберализма, он создал концепцию «социального рыночного хозяйства» и воплотил ее на практике в Германии. Его теория была также реализована в Испании, на Тайване, в Южной Корее. Эта теория порадила «чудо» ХХ века – стремительное социально-экономическое развитие отдельных государств.
При реализации программы Л. Эрхарда самой непопулярной и жесткой стала денежная реформа. 21 июня 1948 г. рейхсмарки были объявлены недействительными. Вместо них каждый житель получил по 40 новых дойчмарок, потом к ним добавили еще по 20. Пенсия и заработная плата подлежали выплате в новых марках в соотношении 1:1. Половину наличности и сбережений можно было обменять в соотношении 1:10.Временно замороженная вторая половина позже обменивалась в соотношении 1:20. Денежные обязательства предприятий пересчитывались также в соотношении 1:10. Предприятия получив наличность для выплаты первой заработной платы, в дальнейшем должны были существовать за счет сбыта готовой продукции.
Обязательства банков и учреждений бывшего Рейха, в основном анулировались. Новый эмиссионный банк – Банк немецких земель регулировал свои отношения с частными банками, определяя размер обязательных резервов.
Через три дня после денежной последовала реформа цен.Цены были отпущены на свободу и возросли на несколько процентов, в той же пропорции, что и заработная плата. Последняя росла в основном за счет производительности труда и увеличивалась в год на 1/3.
Сохранению стабильности валюты и избежанию гиперинфляции способствовало принятие закона против произвольного завышения цен. Периодически публиковались каталоги уместных цен, соответствующих покупательной способности населения.
Анализируя ход и первые итоги этой программы экономического возрождения можно выделить следующие ее фазы.
Первый период (1948-1949 гг.) денежная (валютная) и ценовая реформы, повышение ставок реальной заработной платы, с учтом роста производительности труда и значительного роста производства.
1950 г. – год наибольшей напряженности немецкого послевоенного хозяйства.
1951 г.-перелом в сторону
Третья фаза- 1952 г. – прекращение роста цен.
Четвертая фаза (1953-1954 гг.) – рост объема выпускаемой продукции и повышающаяся на этой основе заработная плата, при ростущей производительности труда. При этом цены не только не росли, а стабилизировались и даже снижались. Изменилась структура экономики в пользу производства товаров народного потребления. Строительство справилось с задачей предоставления нормального жилья миллионам беженцев и пострадавшим от бомбандировок. В 1954 году был вдвое превышен уровень производства 1936 г.
В 1954 г. наметился переход к пятой фазе- высокой конъюктуры. ФРГ становится передовой страной Западной Европы, обгоняя в экономическом плане своих бывших победителей. В середине 50-х годов ФРГ выходит на второе место после США по объему золотых запасов.
4. Роль индикативного
планирования в развитии
Францией довольно быстро был пройден период послеовенного восстановления народного хозяйства. 1949-1953 гг. наблюдается оживление экономики. С 1954 г. начался период подъема. По темпам промышленного производства в 1954-1958 гг. Франция обогнала большинство развитых капиталистических стран. Одной из причин быстрого подъема стало обновление основного капитала и ориентация политики не на колониальные методы борьбы и ростовщичество, а на инвестиции в национальное производство. К середине 50-х годов общий объем ежегодных инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с довоенным уровнем в 2,% раза, выпуск промышленной продукции к 1958 г. возрос больше чем в два раза. Для Франции была характерна высокая степень государственного вмешательства в экономику. Ей принадлежит приоритет в применении индикативного (необязательного) планирования. В 1946 г. во Франции был образован государственный комиссариат по планированию. Основной задачей первого плана страны (1947-1953 гг.) были модернизация национального сектора и восстановление народного хозяйства. Укрепление конкурентоспособности частных фирм стало задачей второго плана (1954-1957 гг.). Переход от протекционизма к «открытой экономике» предусматривал третий план (1958-1961 гг.). Четвертый и пятый плны были направлены на создание фирм-гигантов европейского типа. Шестой план (1971-1975 гг.) предусматривал создание национальных компаний международного масштаба. Уделялось внимание увеличению нормы прибыли и стимулированию накоплений. В седьмом плане (1976-1980 гг.) провозгдлашалась политика «промышленной переориентации». Хотя планирование во Франции носило индикативный характер, в отношении государственных предприятий оно являлось обязательным. Экономическая политика проводимая во Франции в этот период, получила название политики «дирижизма». Ее отличительными чертами были: прямые административные методы вмешательства в экономику, контроль за ценами, эмиссией ценных бумаг, кредитной деятельностью и т.п.