Издержки предприятия, их особенности, состав и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является углубление теоретических знаний, приобретенных в процессе изучения курса «Экономика предприятия», а также применение теоретических знаний на практике в процессе анализа себестоимости продукции, затрат предприятия, и выявления путей их снижения.
В процессе написания курсовой работы будут решены такие задачи:
рассмотрение теоретических вопросов, касающихся сущности такой экономической категории, как затраты предприятия, а также вопросов, касающихся путей снижения себестоимости продукции;
определение состава и необходимости текущего и капитального финансирования предприятия;
выявление особенностей формирования производственных затрат на предприятии;
выявление в процессе анализа главных резервов снижения затрат;
выработка рекомендаций по снижению затрат на предприятии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…3
1.Затраты предприятия и их характеристика……………………….….5
1.1. Издержки предприятия: понятие, состав, сущность в современных условиях……………………………………………………………………..…5
1.2. Классификация затрат предприятия их виды и характеристика.…7
1.3. Капитальное и текущее финансирование предприятий……….…11
2. Особенности формирования производственных затрат предпри-ятия…………………………………………………………………………….14
2.1. Себестоимость продукции и ее характеристика………………….14
2.2. Калькулирование себестоимости продукции и методика ее расче-та……………………………………………………………………………….16
2.3. Направления относительного сокращения затрат предприятия в современных условиях………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………25
Библиографический список……….……………………………………..27

Файлы: 1 файл

Издержки предприятия их особенности состав и структура — копия.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

Определенное значение имеет классификация и по ряду других признаков. Так, в зависимости от участия в производственном процессе различают производственные затраты и внепроизводственные (коммерческие). Первые (производственные) связаны с изготовлением товарной продукции ( изделий, работ, услуг) предприятия, определяют ее производственную себестоимость. Это имеет значение и при оценке запасов готовой продукции. Что касается второго вида затрат (коммерческих), то они в  совокупности с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость.

 Издержки необходимо изучать и с позиции целесообразности расходования- целесообразные, производственные затраты для данного и производства и непроизводственные, которые образуются в связи с имеющимися недостатками в технологии  и организации производства (брак продукции, потери от простоев и др.)

Имеются и другие подходы  к классификации. Но подробно рассматривать их здесь нет необходимости. Их используют при решении различных задач развития деятельности предприятий.

 

1.3. Капитальное и текущее финансирование предприятий

Путем капитального финансирования осуществляются капитальные вложения, которые представляют собой долговременные затраты на строительно-монтажные работы, приобретение машин, оборудования, инвентаря, прочие капитальные работы. Капитальные вложения обеспечивают воспроизводство основных фондов в заранее выбранных форме и составе и оцениваются с точки зрения сопоставления конечного производственного результата с фактическими затратами.

С осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий  и объектов непроизводственной сферы, приобретением основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов связаны долгосрочные инвестиции, получение и рациональное использование которых требует применения специальных, согласованных с инвестором, методик инвестиционного проектирования.

Капитальные вложения осуществляются за счет таких источников, как:

• накопленные  общие финансовые ресурсы предприятия в виде нераспределенной прибыли, которая решением собственников может быть использована для увеличения основного капитала;

• специальные фонды накопления (развития) предприятий, которые создаются из прибыли для решения заранее установленных задач, требующих капитальных вложений;

• дополнительные собственные  средства, которые формируются путем размещения новых титулов прав собственности, например, акций, между прежними собственниками (закрытая подписка), новыми (открытая подписка) или и теми и другими;

• ресурсы финансово-кредитных  организаций путем особого рода заимствований – долгосрочных ссуд;

• ресурсы иных предприятий, организаций (в том числе финансово-кредитных) и физических лиц путем размещения целевых или, реже, общих долгосрочных займов предприятия;

• средства государственных  бюджетов и внебюджетных фондов в виде целевого финансирования, в том числе целевых и налоговых кредитов.

Путем текущего финансирования осуществляются расчеты  с поставщиками материально-технических ресурсов (в основном – оборотных производственных фондов), с персоналом предприятия (выплата заработной платы) и с государством (уплата налогов и иных обязательных платежей).

Фундаментальным источником текущего финансирования является доход предприятия, однако, поскольку оплата и отгрузка произведенных и приобретаемых товаров, продукции, работ и услуг не совпадают по времени, у предприятия появляется дебиторская или кредиторская задолженность. Часть такой задолженности возникает неизбежно: это, прежде всего, авансовые и залоговые платежи, а также возможное нарушение платежно-расчетной дисциплины, приводящее к появлению просроченной задолженности.

При предоставлении поставщиком покупателю рассрочки  по оплате отгруженной продукции, а также просрочке платежей, недостачах, растратах и хищениях, порче ценностей возникает дебиторская задолженность. Несвоевременная оплата счетов за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги приводит к тому, что предприятия-изготовители значительную массу собственных оборотных средств отвлекают из оборота на неопределенное время.

Для покрытия дебиторской  задолженности за счет балансовой прибыли создаются резервы по сомнительным долгам: по задолженности, которая не погашена в установленные сроки и не обеспечена юридически полноценными обязательствами или гарантиями. Каждое предприятие обязано вести учет просроченной дебиторской задолженности, ежеквартально составлять перечень предприятий-дебиторов и сдавать его в налоговые органы в качестве приложения к балансу.

Устранению  причин возникновения неуправляемой задолженности способствует реформирование банковской системы, развитие вексельного обращения, стимулирование долгосрочных инвестиций и производительного использования капитала банков.

 

2. Особенности формирования  производственных   затрат предприятия

2.1. Себестоимость продукции  и ее характеристика

Себестоимость продукции  является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность производственного объединения, предприятия. Себестоимость продукции - это затраты предприятия в денежном выражении на ее производство и сбыт. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.

В зависимости от объема включаемых затрат различают цеховую, производственную и полную себестоимость. В цеховую себестоимость входят затраты отдельных цехов на изготовление продукции. Она является исходной базой для определения промежуточных внутризаводских планово-расчетных цен при организации внутризаводского хозяйственного расчета. Производственная себестоимость охватывает затраты предприятия на производство продукции. Помимо цеховой себестоимости в нее входят общезаводские расходы. Полная себестоимость продукции включает все затраты, связанные с ее производством и реализацией. Она отличается от производственной себестоимости на величину внепроизводственных расходов и исчисляется только по товарной продукции.

Для анализа уровня и  динамики изменения стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной  и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции.

Смета затрат на производство - наиболее общий показатель, который  отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены, во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции. Во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские, проектные и др.); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещений.

Для анализа уровня себестоимости  на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени  затраты на производство должны приводиться к одному объему. Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании, хозяйственном расчете, планировании и сравнительном анализе.

Показатель снижения себестоимости сравнимой товарной продукции применяется для анализа изменения себестоимости во времени при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции на тех предприятиях, которые имеют устойчивый по времени ассортимент изделий. Под сравнимой понимают такую продукцию, которая производилась серийно или массово в предшествующем году. К ней относится и частично модернизированная продукция, если эти изменения не привели к введению новых моделей, стандартов и технических условий.

Остальные встречающиеся на практике показатели себестоимости можно подразделить по следующим признакам:

- по составу учитываемых  расходов - цеховая, производственная, полная себестоимость;

- по длительности расчетного  периода - месячная, квартальная,  годовая, за ряд лет;

- по характеру данных, отражающих расчетный период, - фактическая  (отчетная), плановая, нормативная, проектная  (сметная), прогнозируемая;

- по масштабам охватываемого  объекта - цех, предприятие, группа  предприятий, отрасль, промышленность и т.п.

 

2.2. Калькулирование себестоимости продукции и методика ее расчета

При характеристике планирования английский ученый Акоф подчеркнул, что «план-это проект желаемого будущего и путей его эффективного достижения». Перспективное планирование в этой работе рассматривают как стратегическое, или корпоративное. Целью этого планирования является управление будущими операциями, чтобы достичь желаемой цели, в период свыше одного года. А краткосрочное планирование должно отражать текущие условия и натуральные человеческие  и финансовые ресурсы, которыми предприятие располагает на данный период.

Калькулирование представляет собой способ группировки затрат и определение себестоимости всего объема товарной продукции и ее отдельных видов по статьям расходов, производственной и полной.

В качестве объекта калькулирования  выступают отдельные виды продукции, работ, услуг, продукция подразделений основного и вспомогательного производств, продукция разной степени готовности и вся товарная продукция предприятия.

Калькулирование себестоимости продукции должны осуществлять все промышленные предприятия, независимо от их организационно-правовых форм собственности. На предприятии, в зависимости от способа включения затрат в себестоимость тех или иных видов продукции (работ, слуг), затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые - это затраты, которые возможно на основе первичных  документов отнести к затратам определенного вида продукции, работ, услуг (материалы, покупные полуфабрикаты, заработная плата рабочих и др.)

В число косвенных включаются затраты, которые одновременно относятся ко всем видам продукции, работ, услуг. Их включают в себестоимость продукции при определении общей суммы по окончании каждого месяца путем распределения.

На предприятиях используют различные методы исчисления себестоимости товарной и отдельных видов продукции: нормативный способ калькулирования, способ суммирования затрат, Директ-костинг, Абзорпшенкостинг («Absorption costing»), способ исключения затрат на побочную продукцию, способ прямого расчета, способ пропорционального распределения затрат и комбинированный способ калькулирования.

Наиболее широко на предприятиях по выпуску товаров народного  потребления применяется нормативный способ. Калькулирование себестоимости  по нормативным издержкам может применяться там, где имеет место повторение операций при производстве. Если же нет повторения операций, то невозможно установить нормы. Нормативная себестоимость представляет собой один из видов себестоимости, в процессе калькулирования которой используют нормативы, утвержденные предприятием. В их число включается комплекс зданий, нормативов, норм и смет, которые используются для планирования, организации и контроля производственного процесса. Эти нормативы представлены в виде плановых зданий, нормативных документов технической подготовки производства, в виде нормативов расходов ресурсов и вспомогательных материалов.

Известно, что плановую себестоимость  предприятия составляют на квартал  или год. Нормативную же себестоимость  рассчитывают на месяц по цехам и  предприятию в целом, при оценке брака и остатков незавершенного производства. По каждому кварталу и году проверяют соответствие плановой и нормативной себестоимости, анализируют и в их методику вносят необходимые коррективы в целях повышения обоснованности плановых расчетов.

В западных странах считают наиболее эффективным способом управления затратами их регулирование на стадии  возникновения. Там устанавливают нормативы на материалы, труд и услуги, потребляемые в процессе осуществления производственных операций, а не нормативы затрат на готовую продукцию.

Нормативы затрат устанавливают или  по фактическим данным прошлых периодов оценки использования труда и  материалов или на основе технического анализа. Сущность последнего состоит в изучении каждой операции на основе точного учета материалов, труда и оборудования и контрольного обследования операций. При использовании  первого подхода существует опасность перенесения в нормативы прошлых ошибок и недочетов. Для этого нормативы лучше устанавливать на основе средних результатов за прошлые периоды. При техническом анализе предприятия сосредотачивают внимание на изыскании наиболее рационального сочетания ресурсов, производственных технологий и качества продукции.

Калькулирование  себестоимости  продукции способом суммирования затрат используется в машиностроении и других сложно-технических сферах. В этом случае себестоимость единицы продукции определяется путем суммирования затрат по процессам технологического цикла или по отдельным частям изделия в разрезе калькуляционных статей и деления полученных сумм на фактическое количество выпущенной продукции. Наиболее часто этот метод используется при расчете фактической производственной себестоимости.

Директ-костинг представляет собой  метод калькулирования  себестоимости продукции, основанный на разделении всех затрат на постоянные и переменные, с отнесением постоянных на реализованную продукцию. Сторонники данного метода считают, что постоянные производственные расходы – это затраты,  связанные со способностью производить ( содействовать производству), а не с выпуском единиц конкретной продукции. Поэтому их учитывают как периодические затраты и сразу списывают на реализованную продукцию.

В книге «Financial management» указано, что независимо от учетной политики на предприятии этот метод необходим в управленческом учете. Его содержание предусматривает: учет конкретных производственных затрат; относить постоянные расходы всей суммой на финансовый результат и не разносить их по видам продукции; деление затрат на постоянные и переменные, что дает возможность проводить анализ безубыточности; использование более гибкого ценообразования, что позволяет увеличить конкурентоспособность продукции и уменьшает возможность «оседания» продукции на складе; возможность определения прибыли, которую приносит продажа каждой дополнительной единицы продукции, планирование цен и скидок на определенный объем продаж; оценку запасов готовой продукции на складе только по переменным затратам.

Информация о работе Издержки предприятия, их особенности, состав и структура