Изучение потребителей и сегментация товарного рынка продукции ОАО «ЛУКОЙЛ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие механизмов анализа и изучения потребителей и сегментация товарного рынка продукции предприятия.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Изучить теоретические основы анализа и изучения рынка.
Проанализировать маркетинговую ситуацию на предприятии ОАО «ЛУКОЙЛ»
Изучить потребителей и сегментацию товарного рынка продукции ОАО «ЛУКОЙЛ»

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...31. Теоретические основы анализа и изучения рынка…………………………...5
Содержание и направления анализа рынка…………………………………5
Уровни, методы и эффективность сегментирования рынка……………...10
2. Анализ текущей маркетинговой ситуации на предприятии ОАО «ЛУКОЙЛ»………………………………………………………………………18
2.1 Характеристика предприятия……………………………………………….18
2.2 Анализ маркетинговой деятельности на ОАО «ЛУКОЙЛ»………………22
3. Изучение потребителей и сегментация товарного рынка продукции ОАО «ЛУКОЙЛ»………………………………………………………………………27Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

курсовая.зиновьева.docx

— 70.25 Кб (Скачать файл)

 

      В конце 2000 года ЛУКОЙЛ становится владельцем американской компании Getty Petroleum Marketing Inc., владеющей 1 260 бензоколонками в 13 штатах на северо-востоке США.

 

      Для управления и координации действий Компании в секторе нефтехимии создан холдинг ЗАО "ЛУКОЙЛ-Нефтехим", владеющий активами предприятий нефтехимии. Функции оператора по морским и речным перевозкам грузов возложены на ОАО "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер", под управлением которого - все морские и речные суда Компании.

 

      В настоящий момент завершаются сделки по приобретению дочерней компанией ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг:

 

      1. 100% пакета акций канадской нефтедобывающей  компании Bitech Petroleum, владельца лицензионных  участков в Республике Коми, на  Сахалине, а также в Египте, Марокко,  Тунисе, Колумбии;

 

      2. 55% доли в ООО "АмКоми" с  целью консолидации активов в  Тимано-Печорской провинции;

 

      3. 50% долю участия в ООО "Пермьтекс"  у SOCO для упрочения позиций  в Уральском регионе.

 

      ОАО "Нефтяная компания "ЛУКойл" - лидер  российского топливно-энергетического комплекса, первая российская вертикально-интегрированная нефтяная компания, работающая по принципу "от нефтяной скважины до бензоколонки".

 

      Сегодня «ЛУКойл» это:

  1. деятельность в 40 регионах России и 25 странах мира

  1. одни из крупнейших доказанных запасов нефти в мире среди негосударственных нефтяных компаний

  1. более 130 тыс. сотрудников, работающих в России и за рубежом

  1. 24% всей добываемой в России нефти 

  1. 14% всех производимых в России нефтепродуктов 

  1. это свыше 3950 автозаправочных станций на территории России, республик бывшего СССР, дальнего зарубежья

 

      "ЛУКОЙЛ" быстро развивалась, консолидируя  разрозненные активы. Это сопровождалось  ростом объемов производства, расширением  ресурсной и сбытовой базы, диверсификацией и глобализацией бизнеса, улучшением корпоративных стандартов.

 

      Доказанные  запасы нефти Компании на 1 января 2011 года составили 2 млрд. т, что составляет около 1 % всех достоверных запасов  нефти в мире.

 

      В 2010 году Компания добыла 77,7 млн. т нефти (2% общемировой добычи) и 5 млрд. м3 природного газа. Добыча нефти в 2010 году возросла на 2,8%, добыча газа - более чем на 6% по сравнению с 2009 годом. Переработка нефти (с учетом процессинга на сторонних НПЗ) превысила 45 млн. т. В общем «картина» выглядит так: наиболее значимый вклад в деятельность группы ЛУКОЙЛ вносят дочерние общества Компании:

 

      Добыча  нефти: ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", ООО "ЛУКОЙЛ - Астраханьморнефть", ООО "ЛУКОЙЛ - Калининградморнефть", ООО "ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефть", ООО "ЛУКОЙЛ - Пермнефть", ОАО "Нефтяная компания "Коми ТЭК", ЛУКОЙЛ ОВЕРСИЗ ХОЛДИНГ

 

      Переработка нефти: ООО "ЛУКОЙЛ - Пермнефтеоргсинтез", ООО "ЛУКОЙЛ - Волгограднефтепереработка", ОАО "ЛУКОЙЛ - Ухтанефтепереработка", ЛУКОЙЛ-Европа Холдинг Лтд.

 

      Предприятия нефтепродуктообеспечения: ООО "ЛУКОЙЛ - Адыгея", ООО "ЛУКОЙЛ - Астраханьнефтепродукт", ООО "ЛУКОЙЛ - Волгограднефтепродукт", ООО "ЛУКОЙЛ - Вологданефтепродукт", ООО "ЛУКОЙЛ - Кировнефтепродукт", ООО "ЛУКОЙЛ - Пермнефтепродукт", ООО "ЛУКОЙЛ - Челябнефтепродукт", ООО "ЛУКОЙЛ -

 

      Крупнейшая  российская нефтяная компания

 

      2 млрд. т - доказанные запасы нефти

 

      77,7 млн. т - добыча нефти

 

      45 млн. т - переработка нефти

 

      5 млн. потребителей

 

      5% фискальных доходов бюджета

 

      100 млрд. рублей - налоговые платежи

 

      64 млрд. рублей инвестиций

 

      Как любое сложное образование, организация состоит из отдельных взаимосвязанных частей, т.е. имеет определенную структуру. Под организационной структурой фирмы понимается её организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и её подразделениями целями и распределением между ними функций.

 

      Схема организационной структуры НК ЛУКОЙЛ подтверждает факт тот, что изменения  стратегий и организационная  структура находятся в тесной взаимосвязи. Стратегия компании является основным фактором, определяющим ее организационную структуру; многоцелевая стратегия усложняет организационную структуру компании, совершенствуя которую компания обеспечивает эффективность решения стратегических задач. Как известно, можно выделить несколько этапов в развитии фирмы, а именно 6. Нефтяная компания ЛУКОЙЛ находится на высшем уровне своего развития, т.е. компания занимает ведущее место среди НК на национальном рынке, и постепенно завоевывает позиции на мировом, расширяя сеть филиалов и представительств.12 

 

     Описываемую организационную структуру  можно смело назвать функционально-линейной структурой (штабное управление)

 

 

 

      2.2 Анализ маркетинговой  деятельности на ОАО «ЛУКОЙЛ» 

 

     Принципиальное значение в обеспечении жизнедеятельности предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ» в условиях рыночной стихии имеет обоснование стратегического курса, тактики поведения в конкретно складывающейся обстановке. Благополучие предприятия зависит от многих факторов: экономической и политической ситуации в стране, потребительского спроса на нефтепродукты, степени "жестокости" конкуренции, качества материально-технической базы, квалификации кадров, уровня организации и технологии строительного производства.

 

     Маркетинговая деятельность предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ» - долговременная политика предприятия как субъекта рыночной экономики, заключающаяся в выработке конкретного курса его поведения на основе анализа внешних условий его функционирования, оценки внутренних возможностей предприятия, тщательной разработки организационно-технических результатов. При выработке направления основная задача заключается в долгосрочном согласовании возможностей предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ» с ситуацией на рынке с целью занятия соответствующего положения на рынке и решения задач, стоящих перед предприятием.

 

     Наличие долгосрочной программы своих действий позволяет руководителям предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ» принимать системные, нацеленные решения в области оперативной деятельности. Направление маркетинговой деятельности определяют программы.

 

     На  предприятии ОАО «ЛУКОЙЛ» существуют краткосрочные и среднесрочные маркетинговые программы. Краткосрочные программы рассчитаны на один или два года и в силу этого практически не затрагивают стратегических целей предприятия, то есть тех основных целей, которые оно должно достичь. Другими словами, они в целом не способны повлиять на стратегические цели фирмы. Однако это не означает, что их не следует согласовывать со стратегическими целями. Фактически именно краткосрочные программы являются средством достижения стратегических целей. Среднесрочные программы - это программы, которые рассчитаны на срок от двух до пяти лет, долгосрочные - на срок более пяти лет.

 

     На  предприятии ОАО «ЛУКОЙЛ» функционирует отдел маркетинга и сбыта, который подчиняется его директору.

 

     Количественный  и качественный состав данного отдела приведен в таблице 1.

 

     Отдел маркетинга и сбыта возглавляется  начальником, который назначается и освобождается от должности руководителем предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ». Он осуществляет поиск и изучение потенциальных рынков прибыльного сбыта продукции концерна: выявляет неудовлетворенность спроса па изучаемом рынке, а также возможности предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ» по его удовлетворению;

 

     • выявляет требования, запросы, пожелания потребителей к качеству, ассортименту, оформлению и методам реализации продукции предприятия;

 

     • участвует в выработке стратегии рыночного поведения ОАО

 

     • осуществляет сбор, изучение, оценки, анализ и обогащения отечественных и зарубежных материалов о состоянии, емкости и тенденциях развития потенциальных рынков сбыта продукции, возможности и экономической целесообразности выхода на эти рынки;

 

     • занимается сбором и систематизацией данных о предприятиях и инофирмах, выпускающих аналогичную продукцию, поведении конкурентов и их намерениях на изучаемых рынках;

 

     • проводит сопоставительный анализ свойств и качества продукции предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ» и фирм-конкурентов;

 

     • организовывает изучение потребительских оценок, мнений, претензий потребителей в отношении качества и ассортимента предлагаемых изделий, их восприимчивость к рекламе; выявление и учет неудовлетворительного спроса и потребности в товарах, которые может освоить предприятие;

 

     • относиться с уважением к коммерческим интересам предприятия, не допускать разглашения сведений, составляющую коммерческую или иную охраняемую законодательством тайну предприятия.

 

     Маркетинг является основополагающим для экономической, технической, производственно, коммерческой, организационной политики и деятельности предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ».

 

     Концепция маркетинга основывается на определении  потребностей и реальных покупательских оценок ассортимента и качества товаров и признает необходимость производства и сбыта к этим потребностям и оценкам, причем лучше и эффективнее, чем это делают конкуренты.

 

     Основу  системы маркетинга составляет совокупность организации, которые взаимодействуют в процессе обеспечения необходимыми товарами: поставщики материалов и комплектующих изделий, общественность, финансовые круги, пресса и рекламные агентства, правительственные организации и законодательные органы, маркетинговые посредники, потребитель.

 

     Управление  качеством продукции на основе концепции  маркетинга включает следующие этапы:

 

     • изучение рынка и оценка возможностей предприятия по удовлетворению его требований («анализ ситуации»);

 

     • выработка рыночного поведения предприятия в условиях конкуренции производителей аналогичной продукции;

 

     Задача  специалистов по маркетингу состоит  в том, чтобы разработать план и стратегию создания и реализации товара, следить за их выполнением, контролировать результаты и вносить  необходимые уточнения в программу маркетинга.

 

     Выполнение  этой задачи предполагает следующие  действия:

 

     • разработка перспективного и годового планов маркетинга (в том числе прогноз объема продажи) конкретного товара;

 

     • изучение потребности в товаре и спроса па него.

 

     • сотрудничество с рекламными агентствами- с целью разработки рекламных компаний:

 

     • стимулирование заинтересованности торговых работников в увеличении объема сбыта товаров;

 

     • сбор информации об отношении потребителей и работников торговли к товару;

 

     • постоянная работа по совершенствованию товара с целью удовлетворения меняющихся требований потребителя, контакты с разработчиками и изготовителями продукции, экономическими и другими службами;

 

     • корректировка плана маркетинга и др.

 

     Основными задачами маркетинговой деятельности являются:

 

     • поиск и изучение состояния рынков сбыта продукции, выявление

 

     потребителей, формирование рыночной политики предприятия;

 

     • формирование банка данных для принятия обоснованных

 

     маркетинговых решений;

 

     • планирование, участие в выполнении и контроль реализации

 

     мероприятий, направленных на обеспечение эффективности  деятельно 

 

     предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ» в условиях рынка,

 

     • разработка необходимых управляющих воздействий.

 

     Основными функциями службы маркетинга являются:

 

     • определение рыночной ситуации, установление рынков сбыта продукции:

 

     • оценка потребности в изделиях, аналогичных продукции предприятия и возможности в удовлетворении этой потребности по сегментации рынка и по каждому виду изделий;

 

     • определение оптимального ассортимента продукции;

 

     • определение рыночной доли но каждому виду продукции;

 

     • определение причин спроса на все виды продукции;

 

     • прогнозирование и определение рыночного спроса на продукцию предприятия;

 

     • изучение групп покупателей и их покупательской способности;

 

     • поиск информации о продукции, перспективной для рынков сбыта;

 

     • поиск информации о конкурентах, методах их работы, тенденциях развития техники;

 

     • подготовка руководству предприятия отчетов о работах но маркетингу.  

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Изучение потребителей  и сегментация товарного рынка  продукции ОАО «ЛУКОЙЛ» 

 

      Любая организация существует в тесном единстве с внешним окружением, которое играет большую роль в её жизни, так как служит источником ресурсов, необходимых для поддержания деятельности. Организация получает сырьё, энергию, информацию, человеческие и другие ресурсы из внешней среды, преобразует их в продукты или услуги и передаёт во внешнюю среду. Она находится в процессе постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность существования и развития.14

 

      Существуют  функциональные области внешней  среды одна, из которых государственная  среда, которая играет не маловажную роль в жизни НК «ЛУКОЙЛ»

 

      О значении НК "ЛУКОЙЛ" в российской экономике скажут несколько цифр. Компания обеспечивает свыше 23% общероссийской добычи и экспорта нефти, свыше 14% нефтепереработки и является крупнейшим поставщиком разных видов топлива. Заводы Компании выпускают более 100 видов продукции переработки и нефтехимии. Клиентская база НК "ЛУКОЙЛ" - более 5 млн. потребителей: физических лиц, коммерческих предприятий и государственных учреждений.

Информация о работе Изучение потребителей и сегментация товарного рынка продукции ОАО «ЛУКОЙЛ»