Изучение потребителей и сегментация товарного рынка продукции ОАО «ЛУКОЙЛ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие механизмов анализа и изучения потребителей и сегментация товарного рынка продукции предприятия.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Изучить теоретические основы анализа и изучения рынка.
Проанализировать маркетинговую ситуацию на предприятии ОАО «ЛУКОЙЛ»
Изучить потребителей и сегментацию товарного рынка продукции ОАО «ЛУКОЙЛ»

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...31. Теоретические основы анализа и изучения рынка…………………………...5
Содержание и направления анализа рынка…………………………………5
Уровни, методы и эффективность сегментирования рынка……………...10
2. Анализ текущей маркетинговой ситуации на предприятии ОАО «ЛУКОЙЛ»………………………………………………………………………18
2.1 Характеристика предприятия……………………………………………….18
2.2 Анализ маркетинговой деятельности на ОАО «ЛУКОЙЛ»………………22
3. Изучение потребителей и сегментация товарного рынка продукции ОАО «ЛУКОЙЛ»………………………………………………………………………27Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

курсовая.зиновьева.docx

— 70.25 Кб (Скачать файл)

 

      Компания  является одним из крупнейших налогоплательщиков России, формируя около 5% фискальных доходов  консолидированного бюджета страны. Во многих городах Компания выполняет градообразующие функции, обеспечивая основной объем налоговых платежей и занятость населения. Фактические налоговые платежи Компании в 2011 году превысили 100 млрд рублей.

 

      ЛУКОЙЛ  обладает преимущественно капиталоемкими производствами и финансирует крупномасштабные инвестиционные проекты. В стадиях подготовки или реализации находятся крупные программы - разработка нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорской провинции, Северного Каспия и Ямала, развитие нефтехимических комплексов, модернизация перерабатывающих заводов, создание мощного танкерного флота.

 

      Инвестиции  Компании на 2001-2010 годы оцениваются  на сумму до 900 млрд. рублей (эквивалент 30 млрд. долларов США). В 2011 году - 64 млрд. рублей.

 

      Один  из приоритетов - научно-техническое  развитие. Компания в числе первых стала применять современные технологии в добыче и переработке нефти. НК "ЛУКОЙЛ" принадлежат более 500 зарегистрированных патентов на изобретения, промышленные образцы и модели. Ежегодно на рынок поставляется до 10 видов новых или модифицированных продуктов под товарным знаком "ЛУКОЙЛ”

 

      ЛУКОЙЛ  интенсивно развивает сеть сбыта  нефтепродуктов не только в России, но и за рубежом. Компания располагает  сетью АЗС в республиках Прибалтики, странах Восточной и Центральной Европы.

 

      Увеличение  рыночной доли зарубежных операций - одна из составных частей стратегии развития Компании.

 

      Рост  доли зарубежных операций Компании свидетельствует  о постепенной трансформации ЛУКОЙЛ в международную корпорацию.

 

      В настоящее время зарубежные запасы составляют 30% от общих запасов нефти Компании. Доля добычи и переработки нефти за пределами России в общих объемах производства ЛУКОЙЛ составляет соответственно 3% и 30%.

 

      Компания  активно разрабатывает проекты  по разведке и добыче нефти и газа на территории республик бывшего  СССР.

 

      В Казахстане она имеет доли в 3-х  действующих проектах:

 

      • 5% в разработке нефтяного месторождения Тенгиз

 

      • 15% в Соглашении о разделе продукции по газоконденсатному месторождению Карачаганак

 

      • 50% в разработке нефтяного месторождения Кумколь

 

      В Азербайджане также разрабатываются 3 проекта.

 

      Компании  принадлежат:

 

      • 10% долевого участия в разработке морских месторождений Азери, Чыраг, Гюнешли

 

      • 5% долевого участия в Соглашении о разделе добычи на месторождении Шах-Дениз

 

      • 60% долевого участия в Соглашении о разведке, разработке и долевом разделе добычи по перспективному блоку D-222 (Ямала)

 

      В дальнем зарубежье ЛУКОЙЛ имеет  долевое участие в следующих  проектах:

 

      • Разработка второй очереди месторождения Западная Курна в Ираке - 68,5%

 

      • Разработке месторождения Мелейя в Египте - 6%

 

      ЛУКОЙЛ  планирует наращивать объемы работ  по зарубежным проектам в качестве одного из основных условий обеспечения  своего устойчивого развития.

 

     Проведем  анализ потребителей ОАО «ЛУКОЙЛ».

 

     Рассмотрим  доли основных потребителей продукции  предприятия в общем, объеме реализации его продукции (таблица 2). 

 

     Сегментация рынка по группам потребителей производилась  в соответствии с факторами, приведенными в табл. 3.  

 

     По  совпадению у определенных групп потребителей нескольких значений переменных можно сделать вывод о наличии определенного сегмента рынка.

 

     Возможно  провести сегментацию рынка потребителей по максимальному числу факторов. В данной работе, кроме анализа  данных был применен также метод внешнего наблюдения, интервьюирование и анкетирование покупателей и посетителей  ОАО «ЛУКОЙЛ».

 

         Для повышения конкурентоспособности  и правильного определения емкости рынка, помимо сегментации рынка по группам потребителей, производится сегментация рынка по продукту, то есть по наиболее важным для его продвижения на рынке параметрам, при этом используется метод составления функциональных карт (метод двойной сегментации).

 

     Сущность  метода заключается в том, что  на основе выделенных сегментов рынка по группам потребителей и сопоставления их с различными значениями факторов (функциональных и технических параметров изделия), выбранных для анализа, определяется, какие из параметров более всего подходят для выделенной группы потребителей.

 

     Наиболее  распространенными для оценки рынка  по продукту являются параметры: цена, каналы сбыта, технические характеристики. Результаты анализа методом двойной сегментации оформляются в виде матрицы, по строкам которой откладывается значение фактора, а по столбцам - сегменты рынка по потребителям.

 

     Емкость рынка фирмы по каждому изделию  может быть рассчитана по формуле: 

 

     Где:

 

     i = 1,2,...n - индекс сегмента рынка  по прод.

 

     j = 1,2,..., m - индекс географического  сегмента рынка,

 

     dj - общее число изделий, проданных на j-ом географическом сегменте,

 

     bji - доля i-го сегмента рынка по продукту на j-м географическом сегменте рынка.

 

     Рассчитаем объем рынка г.Пермь в сегменте бензина Аи-92, имея ввиду, что все полученные величины будут носить приблизительный, прогнозируемый характер, из-за быстрого изменения, динамичности данного сегмента рынка.

 

     Доля ОАО «ЛУКОЙЛ» в данном сегменте составляет 30%, в среднем продается 6 млн. тонн в месяц. Следовательно, объем данного сегмента рынка в денежном выражении будет составлять: 

 

     6000000*100/30*12 = 240 млн. т. в год 

 

     Средняя цена изделия составляет 32 руб. литр. Следовательно, емкость рынка составляет:

 

      240 млн. т. * 32 = 7 680 млн. руб. в год.

 

 

     После сбора и анализа данных, можно  сделать следующие выводы о рынке потребителей товаров ОАО «ЛУКОЙЛ»:

 

     - основными покупателями являются жители Перми и области. Данному факту благоприятствует расположение точек АЗС в городе;

 

     - возраст покупателя находится  в пределах 20-49 лет; 

 

     - уровень дохода целевой аудитории  составляет 20000-25000 рублей в месяц на душу населения. Не стоит пренебрегать и достаточно большим сегментом покупателей, имеющих доход свыше 25000 рублей, так как они составляют целевую аудиторию покупателей престижных автомобилей, ездящих на АИ-95;

 

     - предприятию ОАО «ЛУКОЙЛ»  следует воспользоваться стратегиями  концентрированного (целевого) маркетинга, предлагающих для каждого целевого  рынка (сегмента) соответствующие товары  и комплексы маркетинга;

 

     - решив, на каком сегменте выступать, предприятие должно разработать стратегию проникновения в этот сегмент. Для этого определяются позиции всех имеющихся конкурентов и принимается решение о собственном позиционировании.

 

 

 

 

 

Заключение 

 

      Рассмотрев  и проанализировав внешнюю и  внутреннюю среду организации необходимо сделать основные выводы по данной теме. Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми. Основными переменными внутренней среды организации, которые требуют внимания руководства, являются: цели, структура, задачи, технология и люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности  они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на другие.

 

      От  внутренних переменных зависит внутреннее благополучие организации, и их взаимодействие способствует достижению общих целей организации. Однако успех организации также зависит от внешнего окружения организации, без которого невозможен жизненный цикл любой организации. Руководитель должен учитывать внешнее окружение. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, остальные факторы – к среде косвенного воздействия. Так же как и внутренние переменные, факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Внешняя среда имеет свойства сложности и неопределенности.

 

      Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая себе тем самым возможности существования. Задача менеджеров состоит в налаживании такого взаимодействия организации с внешней средой, которое бы обеспечивало возможность достижения организацией поставленных целей и давало ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

 

      В условиях нестабильной и сложной  внешней среды необходимо осуществлять постоянный мониторинг внешней среды и на основании собранной информации пытаться прогнозировать тенденции и возможные ситуации во взаимодействии.

 

      Сегодня единственно правильным вариантом  поведения современного предприятия  для достижения эффективного долгосрочного  функционирования и успешного развития является детальное рассмотрение внешней  и внутренней среды предприятия, и их взаимосвязи. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного анализа с учетом индивидуальных особенностей предприятия при соответствующим кадровом, финансовым и техническом обеспечении. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.

 

      Как следует из вышесказанного, анализ среды – очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что не зная среды, организация не может существовать. Однако она не плывет в окружении, как лодка, не имеющая руля, весел и паруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям. Поэтому в структуре процесса стратегического управления вслед за анализом среды следует установление миссии организации и ее целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

      

  1. Абрамов В.И. Маркетинг: учеб. пособ. / В.И. Абрамов. Тула: изд-во «Тула», 2010. - 357 с.

  1. Академия рынка. Маркетинг: Пер. с фр. - М.: Экономика, 2009. – 204 с.

  1. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. -М.: Финстатинформ, 2011. – 112 с.

  1. Блеквелл Э. Как составить бизнес-план. - М: ИНФРА-М, 2008. – 487с.

  1. Бочаров В.В. Финансовый анализ. – С-Пб: Питер, 2009. –240 с.

  1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – 2-е изд. Перераб. Доп. – М.: Финпресс, 2010. -  214 с.

  1. Горемыкин В.А. Бизнес-планы: организация и методика.-М.:СТИ МГУС, 2008. – 524с.

  1. Горфинкель, Экономика предприятия: Учеб. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.

  1. Грузинова. Экономика предприятия: Учеб. / Под ред. В.П. Грузинова. М.: ЮНИТИ, 2008

  1. Драчева Е.Л.  Менеджмент: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 3-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2008

  1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 5-е изд.: Новое знание, 2008. 421 с.

  1. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 2010.

  1. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2007. - 319 с.

  1. Жуков В.В. Разработка бизнес-плана. - М.: Издательство МЭИ, 2009. – 390с.

  1. Каплина С.А. Роль бизнес-плана на предприятии. - Ростов-на-Дону: ФБК, 2008. –250с.

  1. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 2008. - 450 с.

  1. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2011. – 263с.

  1. Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой / В.Л. Лунев. - М.: Финпресс, 2010. -  498 с.

  1. Моисеева А.К., Аниськин Ю.П. Составление бизнес-плана на предприятии. - М.: Внешторгиздат, 2009. - 510с.

  1. Ребрин Ю. И. Основы бизнеса. – Таганрог: ТРТУ, 2007. – 516с.

  1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: ООО «Новое знание», 2010. - 688 с

Информация о работе Изучение потребителей и сегментация товарного рынка продукции ОАО «ЛУКОЙЛ»