Экологическое страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 23:09, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических положений о понятии экологического страхования, о его видах и формах, тенденциях развития обязательственных отношений в сфере экологического страхования, регулирующих их правовых норм, а также законодательства об экологическом страховании, и соответствующих им практических рекомендаций. Такая цель предопределила постановку следующих задач: систематизировать исследования по определению понятия экологического страхования и классификацию его видов; изучить динамику премий и выплат по данному виду страхования за последние годы; выделить проблемы и перспективы экологического страхования в России.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................................3
1 Теоретические основы экологического страхования................................................4
1.1 Общие понятия экологического страхования.........................................................4
1.2 Типы экологического страхования..........................................................................5
1.3 Виды экологического страхования..........................................................................7
1.4 Задачи экологического страхования........................................................................8
1.5 Условия и механизм экологического страхования................................................9
2 Анализ структуры и динамики изменения сборов и выплат по экологическому страхованию.................................................................................................................................11
3. Проблемы и перспективы развития экологического страхования.......................12
3.1 Проблемы развития экологического страхования................................................12
3.2 Перспективы развития экологического страхования...........................................14
Заключение.....................................................................................................................17
Список использованной литературы...........................................................................19

Файлы: 1 файл

реферат по экономике.docx

— 43.23 Кб (Скачать файл)

Однако ситуация несколько  иная, когда ущерб нанесен природным  ресурсам, право пользования которыми и извлечение выгоды принадлежит  всем в равной степени. В этом случае трудно применимы принципы ответственности в соответствии с гражданским правом, поскольку не вовлечено право собственности. В ряде европейских стран в соответствии с отдельными положениями публичного права государство, как доверительный собственник, может наделяться правом потребовать от загрязнителя исправить экологический ущерб или возместить расходы по его исправлению. Законодательство делает также возможным обязать потенциального загрязнителя принять предупредительные меры или соответствовать минимальным требованиям экологических стандартов.

Для того чтобы механизм страхования ответственности за нанесение вреда окружающей среде  начал действовать, необходимо наличие  ясных условий, позволяющих надежно  прогнозировать вероятность страхового случая. Такие же условия должны существовать и для определения  объема ущерба, его вида, а также  механизма возмещения (страховое  покрытие только внезапного и случайного события, или ограниченное покрытие накапливаемого вреда, или же полное покрытие).

Преднамеренное загрязнение, например, никогда не будет иметь  страхового покрытия, и всегда будут  различия в отношении видов ущерба, механизма реализации и страховых  сумм. Риски изменения технических, научных и экономических аспектов охраны окружающей среды принимают  такие формы, что делает адаптацию  к ним страховой отрасли особенно сложной.

В отношении случайного и  внезапного ущерба, страховщики, оценивания вероятность события, могут использовать статистические данные, например, по пожарам, взрывам и т.д. Затем, обобщая имеющиеся  данные об юридической ответственности, нормативно-правовом регулировании  проектирования и эксплуатации промышленных предприятий, свойств известных  веществ, страховщики могут прийти к достаточно точной картине риска, который они страхуют. Также здесь  должны учитываться вероятности  изменения технических, юридических, экологических и других аспектов.

Ситуация становится более  сложной, когда событие не является внезапным и случайным. В этом случае страховщик должен иметь дело с выбросами, которые накапливаются  постепенно: например, на промышленном предприятии за годы нормальной, безаварийной, разрешенной деятельности. Первоначально  такой случай не может быть признан  произошедшим и на этом основании  не может быть отнесен к конкретному  временному периоду. Угроза здоровью человека может появиться в результате медленного накопления токсичных веществ в передаточной среде.

 

 

Заключение

 

В современных условиях развития общества при переходе экономики  России на рыночные принципы отношений, существующие методы финансирования природоохранных  мероприятий являются недостаточными.

В настоящее время практически  отсутствуют возможности привлечения  средств от предприятий на реализацию предупредительных природоохранных  мероприятий и ликвидацию последствий  нанесенного ими вреда вследствие негативного воздействия хозяйственной  деятельности, а также компенсацию  возникшего ущерба третьим лицам.

Учитывая, что в структуре  экономики продолжают лидировать особенно опасные для окружающей среды  отрасли, в первую очередь добыча и первичная переработка природных  ресурсов, то, следовательно, реализация программ снижения экологических рисков в этой сфере должна быть приоритетной. Необходимо законодательно урегулировать  сочетание экологических интересов  человека, государства и предпринимателей посредством создания системы отношений, построенной на основе их конструктивного  взаимодействия и распределения  ответственности, обеспечивая при  этом защиту прав граждан и надежную охрану окружающей среды.

В мировой практике экологическое  страхование получает широкое распространение  при страховании гражданской  ответственности за ущерб вследствие аварии на опасном производстве. Накопленный  международный опыт дает ориентиры  в отношении установления тарифных ставок, страховых взносов и других элементов страхования.

Внедрение механизма экологического страхования в Российской Федерации  требует принятия соответствующего закона, в котором для юридических  и физических лиц устанавливается  и законодательно закрепляется степень  возмещения ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества, порчей земель, леса, природных вод и т.п., а  также расходов на экологическое  оздоровление территорий. При этом открывается возможность не только компенсировать нанесенный ущерб от аварийного загрязнения окружающей среды, но и получить дополнительное финансирование на модернизацию основных фондов, реконструкцию очистных сооружений и осуществление иных природоохранных  мероприятий.

Таким образом, внедрение  и развитие института экологического страхования позволит существенно  снизить экологические риски, уменьшить  затраты государства на обеспечение  экологической безопасности и гарантировать  права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу и возникшего в результате страхового события.

Обязательное экологическое  страхование является одним из важнейших  направлений привлечения внебюджетных средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Обязательное экологическое страхование должно стать одним из способов создания страхового финансового резерва  в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях.

Процесс страхования сам  по себе вознаграждает тех, кто минимизирует будущие экологически риски и  издержки общества. В результате механизм обязательного экологического страхования  становится инструментом регулирования  и управления экологическим риском с возможностью значительного снижения ущерба третьим лицам. Применение такого прямого экономического стимула  может быть эффективным дополнением  к традиционным способам экономико-правового  регулирования обеспечения экологической  безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1 Емельянов А.М. Оценка  значения социальной ставки дисконтирования  для России и проведение межстрановых  сравнений // Финасы и кредит  №46(286), 2007.

2  "Конституция Российской  Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

3 Орлов А.И., Федосеев В.Н. Проблемы управления экологической безопасностью // Менеджмент в России и за рубежом №6, 2006.

4 Постановлением Правительства  РФ № 1387 от 22 ноября 1996 г. "О  первоочередных мерах по развитию  рынка страхования в Российской  Федерации".

5 Постановлением Правительства  РФ от 24 ноября 1998 г. № 1371 «О  регистрации объектов в Государственном  реестре опасных производственных  объектов».

6 Роумен Р. Environmental due diligence: оправданные траты? // Commercial Real Estate Северо-запад №8 (12), 2008.

7 Скамай Л.Г., Мазурина  Т.Ю. «Страховое дело» Учебное  пособие – М.: Инфра-М, 2007.

8 Скороход Л. ЭкоСтрахование // Деловое Прикамье № 34, 2010, Стр.7.

9 Соколовский И.К. «Экономика  природопользования» Учебное пособие  - М.: Инфра-М, 2005.

10 Сплетухов Ю.А., Дюжев  Е.Ф. Страхование: учебное пособие  – М.: Инфра-М, 2006.

11 Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7-ФЗ (ред. от 14.03.2009г.) «Об охране окружающей среды».

12 Федеральный закон от 21.07.1997г. № 116-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

13 Федорова Т. А. Страхование:  учебник. – М.: Экономистъ, 2005.

14 Шахов В.В. Страхование:  учебник для вузов. – М.: Юнити, 2003.

15 Яжлев И.К. О перспективах страхования экологических рисков // Электро-инфо № 11 2004 г.

 

 

 

 


Информация о работе Экологическое страхование