Экономическая безопасность региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 19:06, реферат

Описание работы

Впервые термин «экономическая безопасность» появился в 70-е г. ХХ в. Он достаточно быстро получил распространение в развитых капиталистических странах. Именно тогда, отстаивая реалистичную оценку сложившейся международной обстановки, представители прежде всего стран Западной Европы выступили за использование экономических методов обеспечения национальной безопасности. Одной из главных задач экономической безопасности является сохранение и укрепление позиций страны в мировой экономической системе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….стр.3
1. Экономическая Безопасность региона……………………………………стр.5
2.Угрозы экономической безопасности региона…………………….……стр.7
3.Экономико-правовые аспекты обеспечения экономической безопасности региона………………………………………стр.9
4. Анализ положения экономической безопасности в регионе…….……стр.13
5.Исследования ученых в области экономической безопасности региона……………………………………………...стр.22
Заключение…………………………………………………………………стр.27
Список литературы………………………………………………………...стр.29

Файлы: 1 файл

Referat.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Однако не определенным остался сам механизм осуществления данного взаимодействия, нормативно не закреплены права и обязанности сторон и мера их ответственности.

В настоящее время в Российской Федерации вопросы обеспечения экономической безопасности на региональном уровне еще недостаточно глубоко проработаны в теоретическом плане, и слабо адаптированы к практической деятельности органов исполнительной власти, что не могло не отразиться на эффективности функционирования систем обеспечения экономической безопасности регионов.

На базе актов федерального законодательства возникают акты регионального значения, регулирующие вопросы обеспечения экономической безопасности территории. Основными недостатками данных юридических документов являются то, что они не отражают специфики конкретного субъекта и по ним трудно судить, какие угрозы экономической безопасности являются действительно приоритетными для данной республики, края, области. Все положения этих концепций представляются в большей степени декларативными, то есть они не содержат действительно концептуальных предложений, которые бы относились к реальной действительности.

Формирование региональной системы экономической безопасности, а также ее последующее совершенствование должно проходить с учетом специфических особенностей каждого региона (географическое положение, ресурсно-сырьевой потенциал, структурно-отраслевое строение экономики, зависимость от внешнего рынка, демографическая ситуация, национальный состав и т. д.), влияющих на его экономическое развитие.

Большое значение имеет степень разработанности и адаптированности к местным условиям научно-методической базы для оценки состояния экономической безопасности конкретного региона, позволяющей не только определить уровень защищенности в определенный момент времени, но и выявить наиболее существенные угрозы нормальному функционированию всего хозяйственного комплекса.

Крайне важным является принятие Федеральных законов, четко разграничивших права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации и органов власти ее субъектов в сфере обеспечения безопасности, в том числе экономической. Без этого нельзя обеспечить действенность защиты национальных интересов в области экономики.

Региональный аспект экономической безопасности необходимо рассматривать в плане реализации целей и задач государственной региональной политики, в которой должны быть отражены роль и место отдельных регионов в обеспечении общенациональных интересов, поскольку региональные особенности предопределяют всю совокупность угроз и опасностей, которые влияют на экономическую безопасность как отдельного региона, так и государства в целом. Все это повысит уровень ответственности руководителей субъектов федерации за состояние экономической безопасности, и даст им возможность более полно использовать свой административный ресурс при разработке и реализации мер, направленных на повышение уровня защищенности регионального хозяйства.

Таким образом, к первоочередным мерам, направленным на обеспечение экономической безопасности регионов, в том числе, необходимо отнести:

‑ реализацию комплексных программ социально-экономического развития путем налаживания нормальных рыночных отношений между регионами европейской и азиатской частей России в рамках концепции формирования единого российского рынка;

‑ усиление координирующей роли государства в обеспечении межрегионального взаимодействия, создание благоприятного инвестиционного климата, сопоставимого с инвестиционным климатом приграничных стран;

‑ усиление контроля за нерегулируемой миграцией населения, являющейся серьезной потенциальной угрозой территориальной целостности и возможных сепаратистских тенденций в регионах;

‑ преодоление тенденций финансовой локализации развития денежно-валютных и банковско-кредитных процессов в регионах под воздействием негативного влияния финансовых институтов и механизмов приграничных государств;

‑ активная борьба с коррупцией и криминалом;

‑ решение проблем развития военно-промышленного комплекса, дислоцированного в регионах, негативное состояние которого оказывает деструктивное воздействие на характер социально-экономических процессов;

‑ преодоление неравномерности развития между регионами европейской и азиатской части страны;

‑ эффективное решение проблем энергетического и транспортного обеспечения регионов;

‑ достижение реального баланса интересов регионов на экономическом пространстве России.

 

 

4. Анализ положения экономической безопасности в регионе

Анализ положения в регионе должен опираться на набор индикаторов экономической безопасности, который позволит выявить и оценить грядущие угрозы, а также реализовать необходимый комплекс программно-целевых мер по снижению уровня угроз. Для своевременного выявления угроз целесообразно создать перечень показателей, информацию по которым должны предоставлять муниципальные образования. На основе информации, полученной от местных органов власти после ее проверки на соответствие критериям экономической безопасности, можно принимать обоснованные решения о минимизации тех или иных угроз.

Критерий экономической безопасности — оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критерий не может приниматься как прямое руководство к действию. Требуется гибкий подход к его корректировке и реализации в соответствии с периодической перестройкой ресурсно-производственного потенциала, созданием новых хозяйственных рычагов, структур управления.

По мнению большинства исследователей, основой формирования этих показателей является тесная взаимосвязь понятия безопасности с категорией риска. Концепция риска в стратегии экономической безопасности включает в себя два важнейших элемента: оценку риска и управление риском. Оценка риска носит, как правило, экспертный, вероятностный характер. Управление риском предполагает предвидение возможных критических социально-экономических ситуаций с тем, чтобы предотвратить, ослабить и смягчить их последствия. Поэтому оценка уровня экономической безопасности предполагает наряду с анализом факторов риска использование категорий потерь (ущерба) фактических, ожидаемых, потенциальных, компенсируемых и некомпенсируемых.[2. ст 42]

Процесс управления рисками строится на мониторинге показателей, их анализе с учетом влияния на поставленные цели, прогнозе возможных изменений условий развития объекта управления, оценке альтернативных вариантов решения при выборе наи­более эффективных вариантов.

Критерии экономической безопасности диктуют выбор определенных показателей экономической безопасности объекта исследования, которые будут описывать и характеризовать его динамику, уровень основных количественных и качественных параметров.

Особое место занимает определение и использование пороговых значений индикаторов, призванных сигнализировать о приближении критического состояния объекта управления и необходимости изменения стратегии развития объекта. Пороговые значения — это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций для муниципального образования. Таким образом, показатели, по которым определены пороговые значения, выступают системой показателей экономической безопасности.

К основным критериям, характеризующим интересы региона в области безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, относятся:

— расширенное воспроизводство экономической и социальной инфраструктуры региона;

— границы критической зависимости региона от ввоза важнейших видов продукции первой необходимости;

— обеспечение необходимого уровня обслуживания потребностей населения с целью формирования условий для нормального жизнеобеспечения населения региона.

Выявление угроз экономической безопасности региона и прогнозирование их последствий осуществляется с помощью мониторинга.

В распоряжении органов власти региона должен постоянно находиться инструментарий анализа потенциальных и реальных угроз экономической безопасности, альтернативный набор решения возникающих проблем.

Важнейшей проблемой, от решения которой зависит разработка эффективных мер по предупреждению ущерба, является определение системы пороговых уровней снижения экономической безопасности в ответ на действие тех или иных факторов риска. Например, уровень и качество жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов, создается угроза выживанию.

Система параметров (пороговых значений) экономической безопасности региона должна основываться на принципиальных положениях Государственной стратегии экономической безопасно­сти Российской Федерации, одобренных Указом Президента Рос­сийской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.

Каждый из основных индикаторов угроз экономической безопасности связан с оценкой ситуации в определенной сфере. Расчет показателей, рассматриваемых изолированно друг от друга, не позволяет получить объективную оценку. Только система показателей позволяет сделать выводы о реальной степени угрозы эконо­мической безопасности. Показательно сопоставление показателей безопасности соседних регионов, а также муниципальных образований одного региона. Практика показывает, что нужно не просто определить чисто макроэкономические индикаторы, на которые трудно повлиять в оперативном порядке (их динамика складывается достаточно инерционно и под воздействием многих факторов, которые зачастую не поддаются влиянию). Целесообразно использовать индикаторы, которые поддаются воздействию со стороны органов власти как в стратегическом, так и в тактическом плане. Выявляются критические точки и способы воздействия на них.

Критическая величина экономических показателей безопасно­сти на определенной территории не всегда означает ситуацию пол­ного краха социально-экономической сферы или отдельных ее об­ластей. Прежде всего, она свидетельствует о необходимости оперативного вмешательства органов управления с целью изменения опасных тенденций.

По степени экономической значимости объекты экономики и инфраструктуры региона делятся на две категории:

— жизнеобеспечивающие, для которых необходим жесткий режим управления и планирования;

— для менее значимых система регионального управления и планирования действует в отслеживающем режиме.

Отслеживание функционирования объектов осуществляется через индикаторы — параметры границ, в пределах которых система может устойчиво функционировать и развиваться.

Можно выделить следующие группы объектов для индикативного анализа экономической безопасности региона:

— показатели состояния инфраструктуры (динамика воспроизводства, работоспособность и степень изношенности, техническая аварийность, число объектов инфраструктуры на 10 000 человек и др.);

— демография, уровень и качество жизни (рождаемость и смертность, продолжительность жизни, заболеваемость; средняя и минимальная заработная плата и пенсии в сравнении с прожиточным минимумом; различие в уровне доходов между отдельными слоями населения; потребление важнейших видов продовольствия и обеспеченность товарами длительного пользования, преступность и др.);

— динамика занятости населения, в том числе по половозрастным и социальным группам населения;

— состояние финансово-бюджетной и кредитной системы, обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами важнейших региональных нужд, обеспеченность ресурсами исполнения отдельных делегированных государственных полномочий;

— действенность системы государственной власти, механизмов правового и административного регулирования;

— состояние окружающей среды, экология.

Рассмотрим более подробно пороговые значения индикаторов уровня жизни населения как наиболее важные для регионального уровня управления. В этой области часто используются следующие показатели:

— доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума,

— средняя продолжительность жизни,

— разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения;

— уровень рождаемости;

— уровень смертности и заболеваемости от различных причин,

— сопоставление средней заработной платы и пенсии в данном муниципальном образовании с прожиточным минимумом в соседних муниципальных образованиях;

— уровень безработицы;

— уровень обеспеченности различными товарами длительного пользования;

— уровень преступности.

При расчете показателей дохода следует учитывать, что эти данные часто несколько занижены, так как рассчитываются только на основе денежных доходов населения без учета натуральных доходов от собственных подсобных хозяйств и без учета бесплатных благ и услуг, получаемых населением. Кроме того, не учитываются многие перераспределяющие потоки. В частности, доходы от неформальной, нерегистрируемой занятости, от безвозмездной помощи родственников друг другу. В результате этой деятельности населения происходит перелив доходов от одной группы населения к другой.

Информация о работе Экономическая безопасность региона