Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 19:06, реферат
Впервые термин «экономическая безопасность» появился в 70-е г. ХХ в. Он достаточно быстро получил распространение в развитых капиталистических странах. Именно тогда, отстаивая реалистичную оценку сложившейся международной обстановки, представители прежде всего стран Западной Европы выступили за использование экономических методов обеспечения национальной безопасности. Одной из главных задач экономической безопасности является сохранение и укрепление позиций страны в мировой экономической системе.
Введение…………………………………………………………………….стр.3
1. Экономическая Безопасность региона……………………………………стр.5
2.Угрозы экономической безопасности региона…………………….……стр.7
3.Экономико-правовые аспекты обеспечения экономической безопасности региона………………………………………стр.9
4. Анализ положения экономической безопасности в регионе…….……стр.13
5.Исследования ученых в области экономической безопасности региона……………………………………………...стр.22
Заключение…………………………………………………………………стр.27
Список литературы………………………………………………………...стр.29
Однако это не снимает остроту проблемы с позиции угрозы безопасности. Дело в том, что величина прожиточного минимума установлена на таком низком уровне, что пороговым значением по этому индикатору должно было бы быть отсутствие граждан, имеющих доходы ниже данного уровня. Что касается разрыва в доходах между высоко и низкодоходными слоями населения, то пороговое значение по этому индикатору в России предварительно определяется на уровне, обычно принимаемом в развитых зарубежных странах, где разрыв в 8 раз не вызывает социальных конфликтов. Однако население России привыкло к разрыву в доходах максимум в 4—5 раз. Поэтому по возможности следует принимать более жесткие параметры пороговых значений по данному индикатору.
Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одних показателей достигаются не в ущерб другим.
Порядок использования пороговых значений в самом общем виде представляется следующим. Органы исполнительной власти разрабатывают прогнозы социально-экономического развития на определенный период, проекты бюджета. Прежде всего, следует установить, что в этих документах обязательно должны содержаться показатели, характеризующие степень экономической безопасности региона. В документах должно приводиться сопоставление прогнозируемых показателей социально-экономического развития и бюджета с их пороговыми значениями. Проекты всех наиболее важных решений по экономическим вопросам также должны проходить проверку на предмет соответствия пороговым значениям безопасности.
Следует отметить, что более показательным и удобным в использовании является функциональный анализ уровня экономической безопасности. Такой анализ позволяет выявить недостатки и резервы реализуемого комплекса мер по обеспечению каждой из функциональных составляющих экономической безопасности и безопасности территории в целом, а также дать возможность скорректировать функциональную систему обеспечения его экономической безопасности.
Возможный алгоритм анализа:
1. Определение структуры
2. Оценивается вероятность наступления отдельных негативных воздействий, а также ущерб в случае их наступления с тем, чтобы оценить вероятный размер ущерба.
3. Формируется список мер, которые были предприняты к моменту проведения оценки уровня его экономической безопасности для устранения влияния негативных воздействий. Такие списки мер формируются по каждой из функциональных составляющих и по каждому негативному воздействию внутри каждой составляющей. Если в прошлом были приняты какие-либо превентивные меры по предупреждению определенных негативных воздействий, их также необходимо включить в список мер, даже если ожидавшиеся негативные воздействия так и не имели места.
4. Оценка эффективности принятых мер с точки зрения нейтрализации конкретных негативных воздействий по каждой из функциональных составляющих экономической безопасности. Оценка эффективности принятых мер может производиться экспертами, проводящими общую оценку экономической безопасности данной территории или специально приглашенными лишь для этой цели, на основании оценки отношения экономического эффекта, полученного от реализации оцениваемых мер, предотвращенного с помощью этих мер возможного ущерба к совокупным затратам на реализацию комплекса мер и стоимости понесенного ущерба по функциональной составляющей.
5. Определение причин
7. Выработка рекомендаций по устранению и предупреждению негативных воздействий.
8.Оценка стоимости каждой из предлагаемых мер по устранению негативных воздействий и определение исполнителей, ответственных за реализацию предлагаемых мер.[5.cт.17-23]
Актуален вопрос о величине удельного веса каждой из составляющих безопасности при их агрегировании. Если какие — либо показатели линейно или нелинейно зависят друг от друга, то в информационной системе присутствует ненужная информация, искажающая результаты анализа, прогнозирования и, как следствие, результаты планирования. Поэтому необходим множественный анализ всей совокупности заданных показателей.
Представительный орган принимает решение о том какие негативные воздействия следует уменьшить в первую очередь. Соответственно, в случае, если негативные воздействия нельзя преодолеть с помощью законодательных мер, соответствующим исполнительным органам власти дается задание разработать и представить на рассмотрение данные в соответствии с требованиями алгоритма анализа. На основе данных анализа представительный орган власти может принять решения о финансировании целевых программ по обеспечению экономической безопасности.
Создание карт функционального анализа позволяет решать одновременно целую совокупность важнейших проблем обеспечения экономической безопасности. Оценивая значения финансовых параметров ущербов от ожидавшихся, реализовавшихся и предотвращенных негативных воздействий, можно получить достоверное представление о масштабах потенциального, предотвращенного и понесенного ущерба от совокупности негативных воздействий на его экономическую безопасность. Также через анализ удельных весов функциональных ущербов в совокупном ущербе можно достаточно точно оценить значимость функциональных составляющих экономической безопасности.
Расчет удельных весов функциональных составляющих экономической безопасности на основе анализа ущербов позволяет определить однородный параметр исследования, трудноизмеримый другими способами функциональных составляющих экономической безопасности, и поэтому этот метод является весьма эффективным при решении проблемы оценки функциональных составляющих экономической безопасности.
Современные информационные технологии позволяют формировать модели управляемых систем с учетом не только значений входных ретроспективных данных, но и с учетом структуры взаимодействия этих данных в конкретном экономическом процессе. Существуют возможности вариантного моделирования с учетом нелинейных взаимосвязей, восприятие искаженных входных данных, способность к оперативному уточнению сформированной модели управляемого процесса при дополнении необходимой информации.
Приоритетными задачами региональной политики, направленной на повышение экономической безопасности регионов, в настоящее время являются:
— поддержка жизненно важных для населения региона предприятий и объектов инфраструктуры;
— обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности населения;
— оказание содействия преимущественному развитию предприятий наиболее прибыльных и перспективных на данный период, а также предприятий, имеющих долгосрочные экономические преимущества в общей системе территориального разделения труда;
— развитие региональной инфраструктуры.
5. Исследования ученых в области экономической безопасности региона
Исследования ученых в области экономической безопасности региона, таких как С.Г. Глазьев, Е.А. Олейников, Б.А. Райзберг, В.К. Сенчагов показывают, что обеспечение экономической безопасности регионов влияет на состояние национальной безопасности в целом.
Она определяется исследователями как положение государства, позволяющее гарантировать защищенность общества и страны от каких-либо угроз и вместе с этим обеспечить целостность территорий и их статус самостоятельного субъекта в системе международных отношений.
Национальная безопасность включает в себя экономическую, экологическую, политическую, информационную и военную безопасность.
Изучив ведущие исследования в данной области, можно сделать вывод, что само понятие «безопасность» рассматривается в качестве «характеристики состояния объекта на уровне его связей в системе международных отношений, влияющего на его развитие в современных условиях внешних и внутренних угроз, а также действия различного рода факторов, не поддающихся прогнозу»1.
Теоретические и методические аспекты проблемы параметров, критериев и индикаторов состояния экономической безопасности страны рассматриваются в основном на макроэкономическом уровне и определяются соответственно макроэкономическими факторами. Перечень критериев и индикаторов экономической безопасности изложен в «Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации».
В работах Л.И. Абалкина, А.Е. Городецкого, С.Ю. Глазьева, В.К. Сенчагова и других российских ученых состояние экономической безопасности отслеживается, как правило, на основе оценки структуры и динамики внутреннего валового продукта (ВВП), рассчитанного на душу населения.
На краткосрочных горизонтах анализируются также инфляция, безработица, бюджет страны, банкротства, колебания продаж. Инфляция оценивается нормой инфляции или дефлятором валового национального продукта.
В конъюнктурных исследованиях уделяется внимание спаду производства, устанавливаются точки его сокращения.
Экономическую безопасность на макроуровне характеризуют показатели инвестиционного спроса и инвестиционной активности как основных источников экономического развития.
По мнению ученых, экономическая безопасность страны в целом представляет собой совокупность экономической безопасности отдельных регионов.
На сегодняшний день в области экономической безопасности достаточно широко исследованы ее концептуальные основы. В то же время можно сказать, что экономическая безопасность регионов исследована неполно. Это объясняется следующими фактами.
Во-первых, проблемы обеспечения экономической безопасности исследуются с разных экономических позиций, которые очень часто противоречат друг другу.
Во-вторых, в экономическом развитии от дельных регионов наблюдается слишком большая разница, что приводит к различным подходам в решении проблем их экономической безопасности.
В результате сложившейся ситуации затрудняется выработка механизма оценки состояния экономической безопасности и принятия конкретных мер по ее обеспечению.
Данное обстоятельство подтверждает актуальность исследования этой проблемы и разработку действующего механизма управления экономической безопасностью регионов2.
Обзорные исследования зарубежного опыта позволяют сделать вывод, что само понятие «экономическая безопасность» возникло в управленческих структурах. Впоследствии данное определение стало неотъемлемой частью понятия «национальная безопасность». В России этот термин получил свое развитие в период проведения экономических реформ.
Изучив многообразие существующих в экономической литературе определений, в рамках данного исследования под понятием «экономическая безопасность» будем понимать способность экономической системы обеспечивать стабильный экономический рост, обеспечивать защиту интересов общества и удовлетворение его потребностей. Необходимо также указать на связь экономической безопасности страны и экономики региона, так как отсутствие экономического роста региона неизбежно влечет за собой возникновение внутренних и внешних угроз3.
До 1998 года оценка состояния экономической безопасности в регионах России проводилась по индикаторам, отражающим предкризисное и кризисное состояние экономики и социальной сферы.
Индикаторы предкризисного и кризисного состояния, в свою очередь, подразделялись каждый на три стадии, что позволяло на более раннем этапе определить наличие угроз безопасности экономике и социальной сфере, а также смежным сферам, которые характеризуют индикаторы энергетической и экологической безопасности.
Так, например, анализ состояния безопасности в Чувашской республике в сравнении с индикаторами Приволжского федерального округа позволил выявить совпадение уровней инвестиционной, финансовой и экологической безопасности.
Применительно к современному периоду индикаторы кризисных ситуаций в Чувашской республике характеризуют предкризисное, кризисное и критическое состояние экономической безопасности и рассчитаны по общепринятой методике оценки экономической безопасности с учетом опыта оценки безопасности в России и зарубежных странах.
Сравнительный анализ состояния экономической безопасности Чувашской республики и регионов Приволжского федерального округа позволяет отметить, что по многим индикаторам Чувашская республика имеет более благоприятные условия для социально-экономического развития.
Так, например, в Чувашской республике в 2012 году достигнуты более высокие показатели прироста промышленного производства (17,1%) по сравнению с регионами Приволжского федерального округа (9,5%), ниже соответственно степень износа промышленных производственных фондов (36,5%), более высок индикатор инвестиционной безопасности (соотношение инвестиций к ВРП составило 24,8%).
Выявление проблемных сфер в экономике региона и оценка уровня жизни населения позволяют определить основные направления повышения эффективности безопасности региона, разработать организационно-управленческие механизмы и сформировать систему обеспечения экономической безопасности применительно к конкретному региону.
Экономические интересы региона необходимо согласовывать с национальными интересами, то есть необходимо создавать механизмы по сбалансированию национальных и региональных интересов в системе обеспечения экономической безопасности.