Экономическая безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Цель курсовой работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РБ, а также перспективы развития экономической безопасности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ…………………………………………………………………………….......5
1.1 Понятие экономической безопасности. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности…………………………………………...........................5
1.2 Критерии и показатели экономической безопасности………………………….. 7
1.3 Структура и пути обеспечения экономической безопасности………………… 8
ГЛАВА 2 ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…………………………………………………………………….11
2.1 Методология анализа угроз безопасности. Классификация угроз экономической безопасности………………………………………………………...11
2.2 Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности…………………13
ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………….17
3.1 Основные аспекты экономической безопасности Республики Беларусь………………………………………………………………………………..17
3.2 Поддержание высокой конкурентоспособности. Перспективы развития импорта………………………………………………………………………………...19
3.3 Иностранные инвестиции. Проблема внешнего долга…………………………21
3.4 Жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономической сфере…………………………………………………………………………………...22
3.5 Реальные и потенциальные угрозы безопасности Республики Беларусь в экономической сфере…………………………………………………………………25
3.6 Приоритетные направления обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.44 Кб (Скачать файл)

– стабильность и устойчивость национальной экономики, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.);

– способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

 

Так как экономическая  система страны представляет собой  сложную иерархическую структуру, то в качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения разного уровня: 
1) уровень семьи и личности - экономические интересы каждого гражданина страны; 
2) микроэкономический уровень - экономические интересы субъектов хозяйствования; 
3) региональный и отраслевой уровень - экономика областей и отраслей; 
4) макроэкономический уровень - национальные экономические интересы; 
5) общемировой экономический уровень - планетарные экономические интересы.

 

Пути обеспечения экономической  безопасности определяются множеством характеристик, которые зависят  от уровня экономического развития, принадлежности к тому или иному блоку или  союзу, обеспеченности природными ресурсами, географического и геополитического положения государства, природно-климатических  условий на территории страны и т.д. С учетом этих характеристик каждое государство определяет параметры  своей национальной и экономической безопасности на определенный исторический промежуток времени. Вместе с тем можно вычленить и некоторые общие пути или направления обеспечения экономической безопасности, среди которых можно назвать такие, как производственная безопасность, продовольственная безопасность, внешнеэкономическая, финансовая и социальная безопасность.

 

Производственная безопасность представляет собой такой уровень развития экономики, который позволяет государству обеспечить экономическую и политическую независимость и гарантировать свободное функционирование субъектов хозяйствования и производить возможное количество благ и услуг. В качестве препятствий на пути обеспечения производственной безопасности в условиях Республики Беларусь выступают: высокая энерго- и материалоемкость производства; слабая инвестиционная активность предпринимателей, в особенности зарубежных инвесторов; интенсивный отток капиталов из национальной экономики и перелив их в прибыльные, но не всегда стратегически важные сферы деятельности; низкий информационный и технологический оазис производства, не всегда грамотная экономическая политика управленческих структур общества и др. Отметим, что основными направлениями здесь должны выступать разгосударствление и приватизация собственности, структурная перестройка, формирование конкурентной среды, обеспечение условий для проведения рациональной социальной политики и др.

 

Продовольственная безопасность связана с организацией системы хозяйства, обеспечивающей производство и заготовку достаточного количества продовольственных товаров, необходимых для поддержания в обществе, с учетом размера формируемого дохода домохозяйств, должного уровня жизни населения. Необходимо учитывать то, что обеспечение продовольственной безопасности должно базироваться на научно обоснованных медицинских, биологических и экономических нормах потребления продовольственных продуктов.

Внешнеэкономическая безопасность тесно связана и вытекает из производственной и продовольственной безопасности, образующих основу экономической безопасности. Одновременно она предполагает сопоставимость экономической безопасности различных стран, особенно территориально близко расположенных по отношению друг к другу. Обеспечение внешнеэкономической безопасности должно базироваться на преимуществах международного разделения труда и глобализации производства.

 

Финансовая безопасность обусловливает способность финансовой системы того или иного государства выдерживать попытки иностранных финансовых институтов оказывать воздействие на экономическую политику государства с целью дестабилизации производства и проводимой в обществе социальной политики. Финансовая безопасность может иметь акценты и на внутренние факторы. Они обычно связаны с отсутствием конкурентной среды, инвестиционного климата в обществе, инфляцией, чрезмерной безработицы и т.д.

 

Социальная безопасность выступает следствием обеспечения экономической и национальной безопасности в целом. Конечно, есть свои, специфические особенности обеспечения и развития социальной безопасности, но они проявляются в условиях наличия стабильности в реализации производственной, продовольственной, внешнеэкономической и финансовой безопасности. Если наблюдаются сбои в реализации какой-либо из названных разновидностей безопасности, социальная безопасность деформируется. Обеспечение социальной безопасности имеет важный социальный и экономический смысл, ибо в этой сфере осуществляется непосредственное мотивационное воздействие на интересы людей и всего общества.

 

 

 

 

Глава 2 Внешние  и внутренние угрозы экономической  безопасности

 

2.1 Методология анализа угроз безопасности. Классификация угроз экономической безопасности

 

Обеспечение экономической  безопасности начинается с выявления  имеющихся и потенциальных угроз  и выработки превентивных мер, направленных на упреждение возникновения данных угроз. Интересы субъектов социальной и экономической системы могут находиться в противоречии с интересами других, что при определенных условиях вызывает очевидные угрозы внутренней экономической безопасности. Локализация и преодоление противоречий интересов и представляет собой заключительный этап в обеспечении экономической безопасности.

 

               Применительно к экономической безопасности, угроза есть выражение возможного негативного (с позиций интересов личности, общества или государства) воздействия на сами экономические интересы, условия и возможности их реализации, на систему отношений, выраженных данными интересами. Это воздействие может быть осуществлено различными факторами, процессами и способами (природными, социальными и экономическими) как реальными,  уже существующими, протекающими так и потенциальными.

               Однако следует учитывать, что  рассмотрение в качестве угроз  социальной структуре, например, природных факторов имеет смысл  при учете одного аспекта. А  именно, что неблагоприятные природные  факторы (засуха, наводнение, землетрясение  или другие  катаклизмы) не сами  по себе представляют угрозу  безопасности в целом или экономической  безопасности в частности (за  исключением угрозы физической  гибели людей). Их воздействие  на безопасность социальной структуры  в большей степени проявляется в социально-экономических последствиях, к которым они приводят, в нарушении существующей системы экономических отношений. Скажем, засуха и последующая потеря урожая при наличии стратегических запасов продуктов прямо может не отразиться  на  уровне потребления населения, но при этом нарушается функционирование механизмов распределения как доходов производителей сельхозпродукции, так движения финансовых и товарных потоков и пр.

              В тоже время, экономические и социальные процессы обусловлены  экономическими противоречиями, которые развиваются или могут развиться в обществе между субъектами хозяйствования различных форм собственности;  отдельными социальными слоями и группами; между обществом и государством; личностью и государством; в государстве между ветвями власти; между силами, стоящими у власти и оппозицией; в международных и межгосударственных отношениях, а также в сфере межличностных отношений.

               Поэтому экономическая угроза (или  угроза безопасности в целом  и экономической в частности), имеет явно выраженный субъектный  характер. То есть, она является выражением противодействия отдельных личностей, определенных социальных групп, субъектов хозяйствования или иных представителей экономических отношений.

 

При классификации угроз  используются различные признаки, в  том числе:

1. По уровню (размаху, масштабам возможных негативных последствий) угрозы могут быть:

международные (глобальные и региональные в смысле регионов мира); национальные; локальные (или  региональные в смысле регионов страны); частные (предприятия, фирмы, личность);

2. По степени вероятности: 

реальные и потенциальные угрозы;

3. По расположению источника  опасности:

внешние угрозы; внутренние угрозы;

4. По временному фактору: 

долговременные угрозы; текущие  угрозы; угрозы, возникающие неожиданно (появляются в результате воздействия  нераспознанных экономических, социальных, экологических и иных процессов; как следствие недооценки или  переоценки каких-то факторов; как закономерные, но от этого не менее дорогостоящие  и опасные последствия органических дефектов общественных, политических, управляющих структур);

5. По специфике воздействия  на отдельные объекты или их  системы:

прямые и косвенные  угрозы;

6. По преобладающему качеству  угрозы:

физические, политические, экологические, информационные, военные, психологические, технологические;

7. По направленности на  отдельные отрасли и виды деятельности:

угрозы для продовольственной, инвестиционной, энергетической, транспортной и др. сфер народного хозяйства;

8. По масштабам возможного ущерба (по силе угрозы):

всеобщие, локальные, частные;

9. По временным и пространственным координатам действия;

10. По степени комплексности:

единичные и системные  угрозы;

11. По источникам возникновения:

объективные и субъективные угрозы со стороны отдельных лиц, фирм, спецслужб, стран, регионов и т.п.;

12. По качеству материальных носителей угроз;

13. По форме выражения  угроз;

14. По степени предсказуемости:

прогнозируемые и непрогнозируемые.

 

2.2 Внутренние  и внешние угрозы экономической  безопасности

 

Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту  национальной экономики, ее способности  удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность  на внешних рынках, гарантирующую  от различного рода угроз и потерь.

Непосредственную опасность  экономическим интересам создают  экономические угрозы, нарушающие нормальный ход общественного воспроизводства. В самом общем виде они могут  быть классифицированы по таким агрегированным группам, как внутренние и внешние угрозы.

Внешние угрозы на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой экономики, не подрывают основ ее развития. Внешняя составляющая означает спонтанные и преднамеренные угрозы, источником которых служат действия или намерения иностранных экономических или политических субъектов.

К внешним относятся, прежде всего, факторы геополитические и внешнеэкономические, а также глобальные экологические процессы.

Внешнеэкономическая безопасность в условиях открытой экономики требует:

- во-первых, чтобы участие  страны в мирохозяйственных связях  создавало наиболее благоприятные  условия национального производства;

- во-вторых, чтобы национальная  экономика в наименьшей степени  ощущала неблагоприятное развитие  событий в мире как в экономической, так и в политической области, хотя полностью избежать этого влияния в условиях открытой экономики невозможно.

К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

- преобладание сырьевых  товаров в экспорте, потеря традиционных  рынков сбыта военной и машиностроительной  продукции;

- зависимость страны от  импорта многих видов продукции,  в том числе стратегического  значения, продовольственных товаров;

- увеличивающаяся внешняя  задолженность;

- недостаточный экспортный  и валютный контроль и незамкнутость таможенной границы;

- неразвитость современной  финансовой, организационной и информационной  инфраструктуры поддержки конкурентоспособности  экспорта и рационализации структуры  импорта;

- неразвитость транспортной  инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные  операции.

Резкое падение цен  на экспортные товары или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемые  товары в условиях высокой степени  зависимости от внешнего рынка весьма опасны для состояния экономики. Недопустима высокая степень  зависимости от поставок отдельных  видов продукции из одной страны или группы стран (например, по продовольствию), что позволяет данным странам  использовать эту зависимость для  политического давления на другие страны. Нельзя допускать высокой степени  финансовой зависимости от иностранных  государств, которая позволила бы кредиторам навязывать экономическую  политику и условия осуществления  внешнеэкономических связей.

Большую опасность для  экономики представляет ситуация, когда  более половины экспорта приходится на два-три товара. Из опыта многих развивающихся стран известно, что  такая структура экспорта при  серьезном ухудшении конъюнктуры, связанной со спросом на данные товары на мировом рынке, или политической ситуации ставит экономику на грань  катастрофы. Необходимо наряду с экспортом  традиционных товаров создавать  более прогрессивную экспортную структуру путем радикальной  диверсификации экспорта, что должно вести к укреплению внешнеэкономической  безопасности страны.

В условиях глубокого кризиса  экономики и катастрофического  падения капиталовложений иностранные  инвестиции могли бы послужить катализатором  экономического подъема в некоторых  областях, следовательно, улучшения  экономического положения страны в  целом, тем самым способствуя  укреплению экономической безопасности. Механизм привлечения иностранных  инвестиций должен способствовать реальному вложению иностранцами финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику, а не создавать условия для скупки ими за бесценок части национального богатства. Таким образом, принимая меры к широкому привлечению иностранных инвестиций в экономику, необходимо регулировать этот процесс так, чтобы соблюдались национальные интересы и иностранные компании, вкладывая минимальные средства, не могли устанавливать контроль над целыми отраслями отечественного производства.

Информация о работе Экономическая безопасность страны