Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 18:22, курсовая работа
Обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Цель курсовой работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РБ, а также перспективы развития экономической безопасности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ…………………………………………………………………………….......5
1.1 Понятие экономической безопасности. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности…………………………………………...........................5
1.2 Критерии и показатели экономической безопасности………………………….. 7
1.3 Структура и пути обеспечения экономической безопасности………………… 8
ГЛАВА 2 ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…………………………………………………………………….11
2.1 Методология анализа угроз безопасности. Классификация угроз экономической безопасности………………………………………………………...11
2.2 Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности…………………13
ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………….17
3.1 Основные аспекты экономической безопасности Республики Беларусь………………………………………………………………………………..17
3.2 Поддержание высокой конкурентоспособности. Перспективы развития импорта………………………………………………………………………………...19
3.3 Иностранные инвестиции. Проблема внешнего долга…………………………21
3.4 Жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономической сфере…………………………………………………………………………………...22
3.5 Реальные и потенциальные угрозы безопасности Республики Беларусь в экономической сфере…………………………………………………………………25
3.6 Приоритетные направления обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………33
Одной из наиболее сложных внешнеэкономических проблем, порождающих серьезные угрозы для экономического положения страны, является проблема внешнего долга.
Высокий уровень внешней
задолженности ставит под сомнение
наличие у республики возможности
проводить вполне самостоятельную
внешнюю, в частности
Для облегчения проблемы задолженности нужно предпринять шаги, которые позволили бы не только уменьшить сумму самой задолженности, но также реально ограничить получение новых займов и кредитов. На получение новых кредитов и займов можно идти только для финансирования тех производственных проектов, которые гарантировали бы оплату кредитов в валюте в обусловленные сроки путем расширения экспорта продукции создаваемых объектов. Привлечение же внешних займов для покрытия государственных расходов, в частности дефицита госбюджета, представляется совершенно нерациональным.
Для защиты коренных интересов республики должен быть предусмотрен широкий спектр экономических, политико-дипломатических, информационных средств воздействия на наиболее опасные источники реальных и потенциальных угроз.
Таким образом, структура национальных внешнеэкономических интересов и угроз представляет многомерное поле, в котором взаимодействуют все отечественные субъекты внешнеэкономических связей с их зарубежными партнерами. Поэтому наиболее актуальной задачей обеспечения внешнеэкономической безопасности Беларуси является поиск оптимального соотношения между открытостью экономики и защитой национальных интересов. Данная проблема должна решаться в плоскости практических действий по определению степени открытости, разумных способов адаптации национальной экономики к жестким конкурентным условиям, нормам и требованиям мирового рынка, участию государственных структур в регулировании уровня внешнеэкономических барьеров и страховании отечественных производителей от значительных рисков интеграции в систему международного разделения труда.
3.4 Жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономической сфере
Вопросы развития сельского
хозяйства и продовольственного
обеспечения являются приоритетными
не только для республики, но и для
международного сообщества. Реализации
основных жизненно важных интересов
в сфере обеспечения
- максимальное обеспечение собственными продовольственными товарами населения республики;
- определение и достижение оптимальных квот производства сельхозпродукции с другими государствами.
- эквивалентность обмена с другими отраслями народного хозяйства республики,
- снижение энерго- и материалоемкости сельскохозяйственного производства;
- повышение технологического уровня производства продовольственных товаров;
- преобразование земельных отношений на принципах развития разнообразных форм собственности;
- развитие современной рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса;
- структурная перестройка АПК с целью повышения его эффективности и производства высококачественной и конкурентоспособной продукции;
- сохранение существующих и восстановление утраченных сельскохозяйственных земель;
- значительный рост государственных и частных инвестиций в АПК для перехода к цивилизованным рыночным отношениям.
Жизненно важные финансовые интересы Республики Беларусь на макроуровне подразделяются на две крупные взаимосвязанные между собой группы: внутригосударственные и внешние интересы.
Государственная социальная политика направлена на реализацию следующих интересов населения страны:
- поддержание рациональной занятости населения при среднем уровне безработицы, не превышающем 5-6%;
- предоставление возможности всем трудоспособным зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
- четкое определение круга лиц, нуждающихся в государственных социальных гарантиях, и разграничение в связи с этим социального страхования и социальной помощи, что будет способствовать уменьшению иждивенческих настроений в обществе;
- разработка и осуществление социальных программ, охватывающих определенные категории населения;
- введение нового механизма финансирования социальной сферы.
Жизненно важные интересы Республики Беларусь в инфраструктурной сфере включают:
- повышение технологического уровня инфраструктурного комплекса;
- опережающее развитие инфраструктуры по сравнению с обслуживаемыми ею сферами и отраслями экономической системы республики;
- значительное снижение материалоемкости функционирования инфраструктуры;
- совершенствование структуры инфраструктурного комплекса - опережающее развитие рыночной инфраструктуры, а также транспорта и связи, учитывая открытый характер экономики и географическое положение Беларуси;
- создание дополнительных резервов мощностей инфраструктурного комплекса.
В целом жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономической сфере согласно Концепции национальной безопасности на период с 2010 года включают:
1. Осуществление преобразований в экономике, ориентированных на повышение ее эффективности, достижение требуемой динамики роста объемов производства, уровня и качества жизни населения;
2. Многоукладность национальной экономики и эволюционное развитие отношений собственности;
3. Поддержание устойчивого баланса между государственным регулированием и свободой экономических отношений. Расширение свобод для субъектов экономических отношений всех форм собственности, развитие конкуренции на внутреннем рынке. Стимулирование отечественных товаропроизводителей;
4. Сохранение и развитие национального интеллектуального потенциала и системы собственного научно-технического обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции;
5. Повышение инвестиционной и инновационной активности, привлечение иностранных партнеров на основе выгодных для них и государства механизмов ввоза и вывоза продукции, имущества и финансовых средств;
6. Обеспечение положительной динамики чистого экспорта и оптимальных размеров внешнего и внутреннего долга. Доступ к источникам сырья и товарам, производство которых невозможно или неэффективно в республике;
7. Защита внутреннего рынка и отечественного производства от недобросовестной конкуренции;
8. Стабилизация финансово-кредитной системы. Снижение бюджетного дефицита до оптимального уровня;
9. Устойчивое функционирование банковской системы, повышение регулирующей роли банков в экономическом развитии;
10. Совершенствование товарных рынков на основе новых информационных технологий, способствующих предупреждению циклических кризисов;
11. Обеспечение оптимального сочетания государственной поддержки и экономической самостоятельности в развитии сельскохозяйственного производства, создание эффективной системы землепользования;
12. Гармоничное развитие взаимовыгодных отношений с иностранными государствами, направленное на совершенствование рыночных механизмов, обмен информацией и технологиями, способствующий экономическому развитию;
13. Формирование единого экономического пространства с Российской Федерацией в соответствии с Договором о создании Союзного государства на принципе баланса интересов;
14. Совершенствование экономических и правовых условий, препятствующих криминализации экономики.
3.5 Реальные и
потенциальные угрозы
Угрозы экономической
безопасности Республики Беларусь - реальные
и потенциальные негативные воздействия,
порождаемые определенными
Внутренними угрозами экономической безопасности могут быть как объективные процессы в сфере экономики, так и целенаправленная деятельность разнообразных социальных субъектов (международных политических и экономических сообществ, организованных структур и отдельных граждан внутри страны), преследующих собственные интересы, как экономические (извлечение наибольшей прибыли), так и политические (получение власти).
Внутренними угрозами, применительно к Республике Беларусь, могут быть как процессы, состояния, так и деятельность субъектов хозяйствования.
Как показывает мировая практика, одной из существенных общих угроз экономической безопасности в переходные периоды, аналогичных современным процессам в Республике Беларусь, является неэффективность системы управления экономикой, при которой процесс принятия решений чрезвычайно длительный и требует большого времени для сбора достоверной исходной информации и согласований в центральных аппаратах управления Рынок нуждается в быстрых решениях, смелости и мгновенной адаптации к часто меняющимся внешним и внутренним условиям и угрозам.
В соответствии с Концепцией национальной безопасности 2010 года основными факторами, создающими угрозу безопасности Республики Беларусь в экономической сфере являются:
1. Рост изношенности производственных мощностей, использование несовершенных технологий, характеризующихся повышенной энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства.
2. Несогласованность отношений собственности и структуры производственных отношений, неравенство условий для субъектов хозяйствования с различными формами собственности.
3. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития. Потеря требуемой динамики развития фундаментальной и прикладной экономической науки.
4. Снижение инвестиций в реальный сектор экономики. Ограничение прав товаропроизводителей.
5. Снижение качества товаров и услуг отечественных производителей, низкая их конкурентоспособность на внутреннем рынке.
6. Снижение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках. Принятие зарубежными государствами мер, ставящих в невыгодные условия белорусских товаропроизводителей, установление жестких барьеров и условий по осуществлению экспортно-импортных операций.
7. Отток наиболее квалифицированных специалистов за рубеж.
8. Отсутствие стабильных условий хозяйственной деятельности.
3.6 Приоритетные
направления обеспечения
Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь 2010 года определены следующие приоритетные направления обеспечения экономической безопасности:
1. Развитие системы экономических отношений, обеспечивающей реализацию жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства. Создание механизма разрешения возникающих между ними противоречий и устранения предпосылок их возникновения.
2. Разработка стратегии обеспечения реализации жизненно важных экономических интересов республики, формирование долгосрочной программы экономических преобразований с учетом Договора о создании Союзного государства.
3. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития путем выравнивания (стабилизации) экономической активности в различных сферах (производство, финансы, распределение, обмен, потребление и др.).
4. Повышение эффективности макроэкономического регулирования через постоянно совершенствующееся законодательство и механизмы прямого и косвенного управления экономическими процессами.
5. Использование неинфляционных методов финансирования дефицита бюджета и эффективное перераспределение финансовых ресурсов исходя из общенациональных приоритетов.
6. Совершенствование государственной внешнеэкономической политики на основе многовекторности и сложившейся практики международного разделения труда и рынков товаров и услуг.
7. Всемерное использование преимуществ внутриреспубликанского разделения труда, специализации и кооперирования с учетом экономических и природных возможностей. Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и занятости населения.
8. Ограничение прямого воздействия государственного регулирования на рыночные механизмы, конкуренцию, самостоятельность товаропроизводителей и социально оправданные пропорции между накоплением и потреблением.
9. Рациональное использование географического положения страны, развитие эффективной системы обслуживания международных транспортных артерий и коммуникаций.
10. Повышение наукоемкости производимой продукции, развитие сферы услуг по ее сервисному обслуживанию.
11. Обеспечение ускоренного развития производства на основе полного использования собственного научно-технического потенциала, импорта высоких технологий, более широкого привлечения внешних и внутренних инвестиций в экономику страны.
12. Формирование законодательства, необходимого для эффективного функционирования национальной экономики, проведения рыночных преобразований в соответствии с единой политикой Союзного государства, согласования экономических интересов различных социальных групп, общества и государства.
13. Развитие делового сотрудничества со странами, участвующими в многосторонней системе регулирования торговли, с перспективой полноправного участия во Всемирной торговой организации (ВТО).
14. Создание необходимых запасов стратегического сырья, материалов и резервов мощностей для их использования при возникновении чрезвычайных ситуаций.