Экономическая безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Цель курсовой работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РБ, а также перспективы развития экономической безопасности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ…………………………………………………………………………….......5
1.1 Понятие экономической безопасности. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности…………………………………………...........................5
1.2 Критерии и показатели экономической безопасности………………………….. 7
1.3 Структура и пути обеспечения экономической безопасности………………… 8
ГЛАВА 2 ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…………………………………………………………………….11
2.1 Методология анализа угроз безопасности. Классификация угроз экономической безопасности………………………………………………………...11
2.2 Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности…………………13
ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………….17
3.1 Основные аспекты экономической безопасности Республики Беларусь………………………………………………………………………………..17
3.2 Поддержание высокой конкурентоспособности. Перспективы развития импорта………………………………………………………………………………...19
3.3 Иностранные инвестиции. Проблема внешнего долга…………………………21
3.4 Жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономической сфере…………………………………………………………………………………...22
3.5 Реальные и потенциальные угрозы безопасности Республики Беларусь в экономической сфере…………………………………………………………………25
3.6 Приоритетные направления обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.44 Кб (Скачать файл)

Состояние национальной валюты во всем мире считается индикатором  экономического положения страны. Утечка финансовых средств из страны в огромных масштабах ("бегство капитала") - одна из самых серьезных угроз  национальной экономической безопасности. Легальной формой утечки средств  является, например, перевод огромных сумм коммерческими банками на счета  в зарубежных банках. К нелегальным  каналам относятся занижение  цен при экспорте и завышение  цен при импорте (разница между  фиктивной и настоящей ценой  переводится иностранными партнерами на счета отечественных бизнесменов  в западных банках), перевод "авансом" под импорт, за которым никакого импорта не следует, и т. д. Настоящий  масштаб утечки капитала трудно определить.

Во внутриэкономической  сфере безопасность обусловлена  природными, технико-технологическими, инфраструктурными, социальными и  другими факторами макро- и микроэкономического  развития, внутренним иммунитетом и  внешней защищенностью от разного  рода дестабилизирующих и деструктивных  воздействий.

Внутренние факторы, в  свою очередь, подразделяются на:

1) связанные с закономерностями  циклического развития экономической  системы; 

2) не связанные с циклическими  закономерностями развития.

К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

- унаследованная от прошлого  структурная деформированность экономики;

- низкая конкурентоспособность  национальной экономики, вызванная  отсталостью технологической базы  большинства отраслей, высокой энергоемкостью  и ресурсоемкостью;

- высокий уровень монополизации  экономики;

- высокий уровень инфляции;

- недостаточная развитость  и устойчивость объектов инфраструктуры;

- слабая степень разведанности минерально-сырьевой базы и недостаточные возможности вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;

- ухудшение состояния  научно-технического потенциала  страны, потеря ведущих позиций  на отдельных направлениях научно-технического  развития, в том числе и в  результате "утечки мозгов" за  рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального  труда;

- вытеснение отечественных  товаропроизводителей, особенно потребительских  товаров, с внутреннего рынка  зарубежными фирмами;

- тенденции регионального  сепаратизма и высокий уровень  отраслевого лоббизма при принятии  управленческих решений;

- низкая инвестиционная  активность;

- предпочтение текущих  расходов в ущерб капитальным расходам;

- потенциальная угроза  возникновения социальных конфликтов, в том числе из-за несовершенства  механизма оплаты труда, роста  безработицы, стратификации населения,  снижения качества и уровня  образования;

- несовершенство правового  законодательства, монопольное положение  и недобросовестность действий  ряда экономических субъектов  на внутреннем и внешнем рынке,  их низкая правовая дисциплина;

- криминализация экономики и коррупция в области управления экономикой;

- массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов;

- незаконный перевод финансовых  средств за границу.

К числу внутренних угроз  социальной стабильности общества и в конечном счете экономической безопасности относится и рост безработицы. Этот процесс, негативный сам по себе, вызывает особую тревогу тогда, когда безработица приобретает массовый и застойный характер. Она резко усиливает дискомфортность в положении людей, служит питательной средой для роста преступности. Работать эффективно и производительно становится невыгодным и малопривлекательным. А это уже серьезная угроза экономической безопасности страны.

Масштабы и устойчивость действия первой группы факторов приводят к выводу, что они при определенных условиях могут иметь негативные последствия на макроэкономическом уровне и составят реальную угрозу экономической безопасности государства.

Действия второй группы факторов вызвано последовательным накоплением  долговременных разрушительных тенденций  в условиях воспроизводства ключевых элементов хозяйственной системы, а именно:

- в состоянии и эффективности  использования производственного  инновационного и научно-технического  потенциала страны;

- в экономических отношениях  хозяйствования и управления;

- в социальной сфере;

- в состоянии окружающей  среды;

- в системе федеративных  отношений и в региональной  экономике.

Угрозы для экономической  безопасности (т.е. факторы, препятствующие нормальной реализации системы экономических  интересов) проявляются как воздействие  на стабильное развитие экономики, ее отраслей, предприятий, субъектов. Поэтому  и необходимо своевременное выявление и предотвращение угроз экономической безопасности.

Глава 3 Механизм обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь

3.1 Внешнеэкономические  связи Республики Беларусь

 

Для Республики Беларусь в  условиях становления и развития цивилизованных рыночных отношений, обеспечение  экономической безопасности в производственной сфере является стержневой основой  реформирования всего народнохозяйственного  комплекса и общества, приоритетной задачей национального развития.

 

Внешнеэкономические связи  с позиции экономической безопасности Республики Беларусь, должны обеспечивать создание максимально благоприятных условий для использования преимуществ международных интеграционных процессов для стабилизации и восстановления прогрессивных тенденций развития экономической системы республики, повышение конкурентоспособности отечественного производства, органичное и не дискриминационное встраивание в мировое хозяйство и, вместе с тем, гарантированную защиту национальных интересов на внутреннем и мировых рынках, эффективное снижение степени уязвимости Беларуси от внешнеэкономических угроз.

Значимость для республики налаживания стабильных не дискриминационных  отношений с иностранными партнерами обусловлена значительной зависимостью экономики республики от внешних  поставок. Учитывая открытый характер экономики Беларуси, внешнеэкономические связи привносят в народное хозяйство мощные дестабилизирующие импульсы, и сами по себе несут угрозу некоторым базовым национальным интересам.

Активизация внешнеэкономических  связей, обусловленная необходимостью интеграции в мировое хозяйство, сопровождается расширением зоны риска  для национальной экономики и  требует от государства достаточно жесткой политики разумного протекционизма Зарубежный опыт однозначно свидетельствует, что на практике, особенно в переходные периоды к созданию рыночной экономики, национальные интересы первичны по отношению  к любым глобальным схемам, региональным союзам и стратегиям их реализации.

В контексте текущих проблем  развития внешнеэкономических связей и обеспечения экономической  безопасности основное внимание может  быть уделено, например, реализации следующих  направлений: расширение импорта капитала в различных видах их проявления, сокращение объемов "бегства" капитала из страны; поиск форм участия зарубежного  капитала в развитии новых технологий в республике и в процессе приватизации государственной собственности, законодательное  регулирование способов такого участия; научно техническое и технологическое сотрудничество Беларуси с зарубежными странами, трансферт технологий, развитие национального рынка технологии и уменьшение импортной зависимости; привлечение к сотрудничеству международных экономических организаций разной направленности и уровня, др.

На эффективность внешнеэкономической  деятельности непосредственное влияние  оказывают угрозы резкого падения  цен на важные экспортные товары или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемую продукцию. Такие  резкие скачки цен при высокой  степени зависимости от внешнего рынка весьма опасны для состояния  национальной экономики. Неблагоприятное  влияние на нее может оказать  и введение эмбарго на торговлю с  каким-либо государством или группой  государств, представляющих важные рынки сбыта или поставляющих продукцию для Беларуси. Кроме того, достаточно серьезной представляется проблема высокой степени ее зависимости от поставок отдельных видов продукции (например, энергоресурсов и комплектующих) из одной страны или группы стран. Такая объективная и особенно искусственно усиливаемая зависимость создает условия для политического давления на республику. Нельзя также допустить высокой степени финансовой зависимости от иностранных государств, которая давала бы кредиторам возможность навязывать Беларуси выгодную им экономическую политику и условия осуществления внешнеэкономических связей. Поэтому задачи обеспечения внешнеэкономической безопасности требуют проведения разнонаправленной, многовекторной внешнеэкономической политики с целью минимизации последствий односторонней зависимости экономики республики от какой-либо страны.

 

3.2 Поддержание  высокой конкурентоспособности.  Перспективы развития импорта

 

Важным фактором экономической  безопасности при открытой экономике  выступает высокая конкурентоспособность  продукции, позволяющая поставлять ее на мировые рынки в таких  количествах, которые обеспечивали бы получение иностранной валюты в объемах, достаточных для оплаты возрастающего импорта. Конкурентоспособность  производства должна содействовать  не только расширению экспорта, но и  более успешному соперничеству  с иностранными поставщиками на внутреннем рынке.

В стратегическом плане поддержание  высокой конкурентоспособности  на мировых рынках продукции отраслей машиностроения, особенно наукоемких, роль которых в мировом хозяйстве  возрастает, может опираться только на высокоразвитый национальный научно-технический  потенциал.

Большую опасность для  экономики Беларуси представляет ситуация, когда более половины объема ее экспорта приходится на ограниченный перечень товаров. Из опыта многих развивающихся  стран известно, что при высокой  степени зависимости национальной экономики от внешнего рынка такая  структура экспорта в случае ухудшения  мировой конъюнктуры по этим товарам  ставит экономику на грань катастрофы.

Дальнейшее развитие внешнеэкономических  связей Республики Беларусь с учетом стратегических задач по расширению интеграции ее экономики в мировой  рынок должно сопровождаться, наряду с вывозом традиционных товаров, созданием более прогрессивной  структуры экспорта путем его  радикальной диверсификации, что  также служило бы укреплению внешнеэкономической  безопасности страны. При этом необходима государственная поддержка экспортоориентированных отраслей, способных обеспечивать поставки на мировой рынок конкурентоспособной продукции с более глубокой степенью переработки, в частности, продукции наиболее передовых, наукоемких отраслей. Такого рода деятельность государства осуществляется во всех развитых странах. Это один из важных элементов, обеспечивающих конкурентоспособность национальных товаров на внешних рынках.

При обеспечении экономической  безопасности во внешнеэкономической  сфере важно достичь оптимального состояния и перспектив развития импорта. Конечно, при открытой экономике  импорт возрастет, способствуя наполнению рынка разнообразными товарами, но это не должно приводить к ухудшению  положения отраслей отечественного производства.

Утрата части внутреннего  рынка белорусскими производителями  связана не только с более высокими качественными характеристиками иностранных  товаров, но и с тем сложным  положением, в какое попали наши предприятия в результате разрыва  традиционных производственных связей с предприятиями других бывших республик  СССР, резкого удорожания сырья и  сокращения покупательной способности  основной массы населения.

При нормализации экономического положения в стране, модернизации оборудования, развитии кооперации с  зарубежными фирмами многие отечественные  производители товаров народного  потребления, располагая высококвалифицированной  рабочей силой, в состоянии не только поставлять свои изделия на внутренний рынок, но и выйти с  ними на внешние рынки.

Укрепление экономической  безопасности должно стать одной  из задач структурной политики республики. Взяв курс на интеграцию нашей страны в мировое хозяйство, сохраняя комплекс ведущих отраслей экономики, необходимо определить как краткосрочные, так  и долгосрочные приоритеты. Только таким путем можно преодолеть одностороннюю зависимость экономики  от импорта сырья и создать  прочный фундамент экономической  безопасности.

Переход к открытой экономике  не может быть одномоментным и  означать полный отказ от регулирующей роли государства во внешнеэкономической  сфере. Ряд государств и международных  организаций подталкивают Беларусь к снятию барьеров во внешней торговле и даже связывают предоставление кредитов с выполнением этих условий. Между тем в самих промышленно  развитых странах, несмотря на преобладание тенденций к открытию экономики, продолжает действовать весьма разветвленный  механизм защиты внутреннего рынка  и поддержки национальных экспортеров.

 

3.3 Иностранные  инвестиции. Проблема внешнего долга

 

С точки зрения экономической  безопасности необходимо рассматривать  и вопрос о привлечении иностранных  инвестиций в нашу экономику. В условиях ее кризисного состояния, катастрофического  падения капиталовложений иностранные  инвестиции могли бы послужить катализатором  подъема в некоторых областях, а следовательно, и экономического положения в целом, способствуя тем самым укреплению общих основ экономической безопасности страны.

Но, принимая меры к существенному  увеличению иностранных инвестиций, необходимо учитывать и другие аспекты  экономической безопасности.

Во-первых, с учетом наших  экономических и оборонных интересов  следует определить не только отрасли, приоритетные для иностранных инвестиций, но и отрасли, закрытые для них, или  сферы, где иностранные вложения ограничиваются и регулируются на основе лицензирования.

Во-вторых, механизм привлечения  иностранных инвестиций должен содействовать  реальным вложениям иностранными субъектами хозяйствования финансовых и материальных ресурсов в белорусскую экономику, а не создавать условия для  скупки ими за бесценок тех или  иных объектов, составляющих наше национальное богатство.

В-третьих, необходимо всегда искать пути для выбора наиболее эффективного варианта привлечения иностранных  финансовых ресурсов.

Информация о работе Экономическая безопасность страны