Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 18:22, курсовая работа
Обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Цель курсовой работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РБ, а также перспективы развития экономической безопасности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ…………………………………………………………………………….......5
1.1 Понятие экономической безопасности. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности…………………………………………...........................5
1.2 Критерии и показатели экономической безопасности………………………….. 7
1.3 Структура и пути обеспечения экономической безопасности………………… 8
ГЛАВА 2 ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…………………………………………………………………….11
2.1 Методология анализа угроз безопасности. Классификация угроз экономической безопасности………………………………………………………...11
2.2 Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности…………………13
ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………….17
3.1 Основные аспекты экономической безопасности Республики Беларусь………………………………………………………………………………..17
3.2 Поддержание высокой конкурентоспособности. Перспективы развития импорта………………………………………………………………………………...19
3.3 Иностранные инвестиции. Проблема внешнего долга…………………………21
3.4 Жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономической сфере…………………………………………………………………………………...22
3.5 Реальные и потенциальные угрозы безопасности Республики Беларусь в экономической сфере…………………………………………………………………25
3.6 Приоритетные направления обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………33
Состояние национальной валюты
во всем мире считается индикатором
экономического положения страны. Утечка
финансовых средств из страны в огромных
масштабах ("бегство капитала")
- одна из самых серьезных угроз
национальной экономической безопасности.
Легальной формой утечки средств
является, например, перевод огромных
сумм коммерческими банками на счета
в зарубежных банках. К нелегальным
каналам относятся занижение
цен при экспорте и завышение
цен при импорте (разница между
фиктивной и настоящей ценой
переводится иностранными партнерами
на счета отечественных
Во внутриэкономической
сфере безопасность обусловлена
природными, технико-технологическими,
инфраструктурными, социальными и
другими факторами макро- и микроэкономического
развития, внутренним иммунитетом и
внешней защищенностью от разного
рода дестабилизирующих и
Внутренние факторы, в свою очередь, подразделяются на:
1) связанные с закономерностями
циклического развития
2) не связанные с циклическими закономерностями развития.
К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:
- унаследованная от прошлого структурная деформированность экономики;
- низкая конкурентоспособность
национальной экономики,
- высокий уровень монополизации экономики;
- высокий уровень инфляции;
- недостаточная развитость
и устойчивость объектов
- слабая степень разведанности минерально-сырьевой базы и недостаточные возможности вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;
- ухудшение состояния
научно-технического
- вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;
- тенденции регионального
сепаратизма и высокий уровень
отраслевого лоббизма при
- низкая инвестиционная активность;
- предпочтение текущих расходов в ущерб капитальным расходам;
- потенциальная угроза
возникновения социальных
- несовершенство правового
законодательства, монопольное положение
и недобросовестность действий
ряда экономических субъектов
на внутреннем и внешнем рынке,
- криминализация экономики и коррупция в области управления экономикой;
- массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов;
- незаконный перевод финансовых средств за границу.
К числу внутренних угроз социальной стабильности общества и в конечном счете экономической безопасности относится и рост безработицы. Этот процесс, негативный сам по себе, вызывает особую тревогу тогда, когда безработица приобретает массовый и застойный характер. Она резко усиливает дискомфортность в положении людей, служит питательной средой для роста преступности. Работать эффективно и производительно становится невыгодным и малопривлекательным. А это уже серьезная угроза экономической безопасности страны.
Масштабы и устойчивость действия первой группы факторов приводят к выводу, что они при определенных условиях могут иметь негативные последствия на макроэкономическом уровне и составят реальную угрозу экономической безопасности государства.
Действия второй группы факторов
вызвано последовательным накоплением
долговременных разрушительных тенденций
в условиях воспроизводства ключевых
элементов хозяйственной
- в состоянии и эффективности
использования
- в экономических отношениях хозяйствования и управления;
- в социальной сфере;
- в состоянии окружающей среды;
- в системе федеративных отношений и в региональной экономике.
Угрозы для экономической безопасности (т.е. факторы, препятствующие нормальной реализации системы экономических интересов) проявляются как воздействие на стабильное развитие экономики, ее отраслей, предприятий, субъектов. Поэтому и необходимо своевременное выявление и предотвращение угроз экономической безопасности.
Глава 3 Механизм
обеспечения экономической
3.1 Внешнеэкономические связи Республики Беларусь
Для Республики Беларусь в
условиях становления и развития
цивилизованных рыночных отношений, обеспечение
экономической безопасности в производственной
сфере является стержневой основой
реформирования всего народнохозяйственного
комплекса и общества, приоритетной
задачей национального
Внешнеэкономические связи с позиции экономической безопасности Республики Беларусь, должны обеспечивать создание максимально благоприятных условий для использования преимуществ международных интеграционных процессов для стабилизации и восстановления прогрессивных тенденций развития экономической системы республики, повышение конкурентоспособности отечественного производства, органичное и не дискриминационное встраивание в мировое хозяйство и, вместе с тем, гарантированную защиту национальных интересов на внутреннем и мировых рынках, эффективное снижение степени уязвимости Беларуси от внешнеэкономических угроз.
Значимость для республики налаживания стабильных не дискриминационных отношений с иностранными партнерами обусловлена значительной зависимостью экономики республики от внешних поставок. Учитывая открытый характер экономики Беларуси, внешнеэкономические связи привносят в народное хозяйство мощные дестабилизирующие импульсы, и сами по себе несут угрозу некоторым базовым национальным интересам.
Активизация внешнеэкономических связей, обусловленная необходимостью интеграции в мировое хозяйство, сопровождается расширением зоны риска для национальной экономики и требует от государства достаточно жесткой политики разумного протекционизма Зарубежный опыт однозначно свидетельствует, что на практике, особенно в переходные периоды к созданию рыночной экономики, национальные интересы первичны по отношению к любым глобальным схемам, региональным союзам и стратегиям их реализации.
В контексте текущих проблем развития внешнеэкономических связей и обеспечения экономической безопасности основное внимание может быть уделено, например, реализации следующих направлений: расширение импорта капитала в различных видах их проявления, сокращение объемов "бегства" капитала из страны; поиск форм участия зарубежного капитала в развитии новых технологий в республике и в процессе приватизации государственной собственности, законодательное регулирование способов такого участия; научно техническое и технологическое сотрудничество Беларуси с зарубежными странами, трансферт технологий, развитие национального рынка технологии и уменьшение импортной зависимости; привлечение к сотрудничеству международных экономических организаций разной направленности и уровня, др.
На эффективность
3.2 Поддержание
высокой конкурентоспособности.
Важным фактором экономической
безопасности при открытой экономике
выступает высокая
В стратегическом плане поддержание высокой конкурентоспособности на мировых рынках продукции отраслей машиностроения, особенно наукоемких, роль которых в мировом хозяйстве возрастает, может опираться только на высокоразвитый национальный научно-технический потенциал.
Большую опасность для
экономики Беларуси представляет ситуация,
когда более половины объема ее экспорта
приходится на ограниченный перечень
товаров. Из опыта многих развивающихся
стран известно, что при высокой
степени зависимости
Дальнейшее развитие внешнеэкономических
связей Республики Беларусь с учетом
стратегических задач по расширению
интеграции ее экономики в мировой
рынок должно сопровождаться, наряду
с вывозом традиционных товаров,
созданием более прогрессивной
структуры экспорта путем его
радикальной диверсификации, что
также служило бы укреплению внешнеэкономической
безопасности страны. При этом необходима
государственная поддержка
При обеспечении экономической
безопасности во внешнеэкономической
сфере важно достичь
Утрата части внутреннего рынка белорусскими производителями связана не только с более высокими качественными характеристиками иностранных товаров, но и с тем сложным положением, в какое попали наши предприятия в результате разрыва традиционных производственных связей с предприятиями других бывших республик СССР, резкого удорожания сырья и сокращения покупательной способности основной массы населения.
При нормализации экономического
положения в стране, модернизации
оборудования, развитии кооперации с
зарубежными фирмами многие отечественные
производители товаров
Укрепление экономической
безопасности должно стать одной
из задач структурной политики республики.
Взяв курс на интеграцию нашей страны
в мировое хозяйство, сохраняя комплекс
ведущих отраслей экономики, необходимо
определить как краткосрочные, так
и долгосрочные приоритеты. Только
таким путем можно преодолеть
одностороннюю зависимость
Переход к открытой экономике не может быть одномоментным и означать полный отказ от регулирующей роли государства во внешнеэкономической сфере. Ряд государств и международных организаций подталкивают Беларусь к снятию барьеров во внешней торговле и даже связывают предоставление кредитов с выполнением этих условий. Между тем в самих промышленно развитых странах, несмотря на преобладание тенденций к открытию экономики, продолжает действовать весьма разветвленный механизм защиты внутреннего рынка и поддержки национальных экспортеров.
3.3 Иностранные инвестиции. Проблема внешнего долга
С точки зрения экономической безопасности необходимо рассматривать и вопрос о привлечении иностранных инвестиций в нашу экономику. В условиях ее кризисного состояния, катастрофического падения капиталовложений иностранные инвестиции могли бы послужить катализатором подъема в некоторых областях, а следовательно, и экономического положения в целом, способствуя тем самым укреплению общих основ экономической безопасности страны.
Но, принимая меры к существенному увеличению иностранных инвестиций, необходимо учитывать и другие аспекты экономической безопасности.
Во-первых, с учетом наших
экономических и оборонных
Во-вторых, механизм привлечения иностранных инвестиций должен содействовать реальным вложениям иностранными субъектами хозяйствования финансовых и материальных ресурсов в белорусскую экономику, а не создавать условия для скупки ими за бесценок тех или иных объектов, составляющих наше национальное богатство.
В-третьих, необходимо всегда искать пути для выбора наиболее эффективного варианта привлечения иностранных финансовых ресурсов.