Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 18:29, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в России, а также перспективы развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотреть угрозы экономической безопасности национальной экономики;
Введение………………………………………………………………..……3 стр.
Глава 1. Теоретические основы экономической безопасности
1.1 Понятие и сущность экономической безопасности…………………...6 стр.
1.2. Субъекты экономической безопасности……………………………...11 стр.
Глава 2. Проблемы экономической безопасности
2.1 Классификация угроз экономической безопасности и развития России………………………………………………………………………..16стр.
2.2 Государственная стратегия экономической безопасности России 22стр.
Глава 3. Пути совершенствования экономической безопасности России
3.1 Совершенствование экономической безопасности.............................27 стр.
3.2 Последствия оптимизации……………………….. …………………..33стр.
Заключение………………………………………………………..………...38стр.
Библиографический список ………..………………………………….….42 стр.
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
на тему: «Экономическая безопасность в России»
Выполнил: студент 2 курса 2 группы факультета внебюджетного образования
Багаев А.С,
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы экономической безопасности
1.1 Понятие и сущность
1.2. Субъекты экономической
Глава 2. Проблемы экономической безопасности
2.1 Классификация
угроз экономической безопасности и развития
России………………………………………………………………
2.2 Государственная стратегия экономической безопасности России 22стр.
Глава 3. Пути совершенствования экономической безопасности России
3.1 Совершенствование экономической
безопасности..................
3.2 Последствия оптимизации……………………….. …………………..33стр.
Заключение……………………………………………………
Библиографический список ………..………………………………….….42 стр.
Приложения……………………………………………………
Введение.
Современное общество со всех сторон подвержено риску: развитие новых технологий, огромное влияние научно-технического прогресса на человека, изменение климата, рост числа новых заболеваний, появление геополитических центров экономического развития, техногенные катастрофы – всё это заставляет трансформировать роль государства в области экономической безопасности.
Можно без преувеличения утверждать, что, во-первых, все сферы жизнедеятельности человека в той или другой степени содержат своего рода индикаторы, сигнализирующие о возможных опасностях, которые нужно учесть при определении выдвигаемых обществом. Во-вторых, значение понятия " безопасность " усиливается из-за возрастания много вариантности и альтернативности целеполагания и методик осуществления целей. Нельзя отдавать предпочтение тем или другим вариантам прогнозирования развития экономики. В-третьих, ведущее значение безопасности в системе главных понятий человеческой деятельности, а не только в философском, экономическом, социологическом и политическом аспектах особенно четко проявляется в войнах, техногенных катастрофах, кризисах, террористических актах.
Экономическая безопасность - часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики.
В настоящее время объектом безопасности становится экономика на всех уровнях с ее задачами устойчивости, неуязвимости, баланса очевидных выгод и определенного вреда, привносимого процессом " втягивания " в международные рыночные отношения и экономические связи. Кризисное состояние экономики проявляется через существенное сокращение производства, понижение инвестиционной активности, разрушение научно-технического потенциала, стагнацию аграрного сектора, уменьшение доходной части федерального бюджета и т. д1.
Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, экспертов, самых широких слоев народонаселения. Такое интерес отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный ущерб, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают вышеназванные проблемы на авансцену общественной жизни.
Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в России, а также перспективы развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и
- рассмотреть угрозы экономической безопасности национальной экономики;
- проанализировать основные
- рассмотреть пути
Различные аспекты управления народным хозяйством и его отдельными секторами в условиях трансформации российской экономики исследовались многими отечественными и зарубежными учеными. Экономической безопасности в основных сферах экономики посвящены работы Л.И. Абалкина, В.Н. Анищенко, И.Я. Богданова, А.В. Возженикова, А.Е. Городецкого, В.А. Зайцева, Р.В. Илюхиной, Н.П. Купрещенко, А.В. Молчанова, А.А. Прохожева, СВ. Степашина, В.К. Сенчагова, А.В. Шестакова и др.
В ходе исследования была использована система общенаучных методов диалектического познания, системного и факторного анализа. При решении конкретных задач использовались элементы теории управления, экономико-статистические, расчетно-конструктивные методы исследования, метод экспертных оценок.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы
В первой главе рассматриваются основные понятие и сущность экономической безопасности, субъекты экономической безопасность. Во второй главе рассмотрены проблемы развития экономической безопасности России, также дан прогноз на 2012-2014 года. В третьей главе рассмотрены основные пути совершенствования экономического развития и экономической безопасности России в 2012-2014 годах.
Глава 1. Теоретические основы экономической безопасности.
1.1 Понятие и сущность экономической безопасность.
Современная научная литература содержит достаточно большое количество определений безопасности, в общем виде которые можно сформулировать как - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Термин «экономическая безопасность» появился сравнительно недавно.
Понятие «экономическая безопасность» в литературе рассматривается очень широко. Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Можно отметить три ее важных элемента:
- экономическую самостоятельность, которая в критериях современного мирового хозяйства никак не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В данных критериях экономическая самостоятельность означает возможность контроля страны за государственными ресурсами, приобретение такого уровня производства, эффективности и свойства продукции, который гарантирует ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, обмене научно-техническими достижениями;
- стабильность и устойчивость государственной экономики, предполагающие охрану собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать общественные потрясения, и т. д.;
- способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание подходящего климата для инвестиций и инноваций, неизменная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня тружеников становятся важными и обязательными критериями устойчивости и самосохранения государственной экономики.
Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и причин, обеспечивающих независимость государственной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.
Экономическая безопасность - одна из частей общей национальной системы безопасности страны. Она влияет практически на все стороны жизни общества, государства, экономики. По мнению отечественных ученых, ее развитие нужно рассматривать в общей подоплеке становления системы национальной безопасности государства2.
Актуальность проблемы национальной безопасности вообще и экономической безопасности в частности стала реальной в эпоху становления капиталистических отношений и национальных государств в XVII – XVIII в.в. Именно тогда в странах европейской цивилизации сформировалась и получила развитие идея о том, что государство имеет своей главной целью общее благосостояние и безопасность.
Под безопасностью в тот период подразумевалось «состояние, ситуация спокойствия, проявляющаяся в результате отсутствия реальной опасности, а также наличие материальной организационной структуры, способствующей созданию и поддержанию данной ситуации».
Активные дискуссии о национальной экономической безопасности начались только в 1930-1940 гг., когда завершилась эпоха свободной конкуренции и развернулась «административная революция» (так английский экономист Джон Хикс назвал процесс нарастающего с конца XIX в. влияния регулирования на рыночное хозяйство).
Обязательным компонентом национальной безопасности в целом считается национальная экономическая безопасность. Интересно отметить, что второе понятие, более узкое, родилось даже несколько раньше, чем первое, более широкое3.
В России разработка стратегии экономической безопасности началась с распоряжения Правительства РФ от 09.03.1994 № 311-р, согласно которому Министерству экономики России с участием федеральных органов исполнительной власти и совместно с межведомственной комиссией Совета Безопасности но экономической безопасности поручалось разработать «Основные положения стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации»4.
Указ Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» был подписан 29 апреля 1996 г. В этом Указе экономическая безопасность определялась как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни, военно-политическую стабильность общества и целостность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних негативных факторов и быть материальной основой национальной безопасности.
Таким образом, в структуре национальной безопасности (рис. 1.1) экономическая безопасность занимает особое место. Это обусловлено тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения.
Рис.1.
Распад СССР показал, что для безопасного существования государства недостаточно иметь мощную армию и высокотехнологичную оборонную промышленность, нужны еще многие слагаемые экономики, развитый сектор потребительских благ и услуг, конкурентоспособность товаров на мировом рынке, отлаженный механизм экономического управления и др5. Не только в географическом, но и в цивилизационном отношении Россия неотъемлемая, органическая часть Европы. Не может Европы без России, ровно так и Россия без Европы. Разница меду России и остальной Европой заключается в том, что те основные обще цивилизационные задачи, которые Европа, так или иначе уже решила к настоящему времени, России ещё предстоит решить. Речь идет о создании в России демократического, правого государства, о строительстве высокоэффективной рыночной экономики, об обеспечении достойного человека уровня жизни и надёжных социальных гарантий
Общее у нас одно - это духовно-нравственное состояние общества, будущие угрозы - терроризм, этно-национальные и религиозные конфликты, наркоманию преступность. Российское государство обязано следовать по пути цивилизации, интегрироваться в мировое сообщество.
Изоляция России от общемировых процессов невозможна, однако открытость и включенность в общемировые процессы не является гарантией безопасного развития - обеспечение международной экономической безопасности является сложным, многогранным процессом.
Целью системы обеспечения экономической безопасности принято считать достижение такого состояния хозяйственного комплекса страны, которое характеризуется благосостоянием общества, позволяет удовлетворить всю совокупность экономических потребностей населения, обеспечивает его экономическую независимость, прогрессивное развитие, устойчивое положение в мировом хозяйстве, надежную защищенность от внутренних и внешних угроз. Такое понимание системы обеспечения экономической безопасности приемлемо и для ЕС. Иными словами, данные требования аналогичны и для систем экономической безопасности любого регионального интеграционного объединения и могут уточняться с учетом конкретных реалий6.
Сегодня различными международными и российскими организациями для изучения социальных процессов в обществе используются разные методические схемы и комплексные показатели, которые позволяют с той или иной степенью объективности оценить безопасность России в свете европейских интеграционных процессов. Известны мировые фондовые индексы, характеризующие экономическую активность фондовых рынков различных стран, индексы деловой активности, индекс экономической свободы и экономического благосостояния и многие другие. Все они с разной объективностью и точностью описывают различные экономические и социально-политические процессы, но, и это главное, дают возможность осуществлять мониторинг их динамики7.
1.2. Субъекты экономической безопасности
В качестве субъектов безопасности в обществе выступают отдельные граждане (индивиды), социальные группы, общественные, хозяйственные организации, которые осознают угрозы и опасности обществу, государству и призваны осуществлять определенную деятельность по их профилактике и преодолению. В той или иной мере каждая личность, социальная группа, этническая и национальная общности занимаются обеспечением своей безопасности.
В Законе РФ «О безопасности» подчеркивается: граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенций в данной сфере8.