Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 18:29, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в России, а также перспективы развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотреть угрозы экономической безопасности национальной экономики;
Введение………………………………………………………………..……3 стр.
Глава 1. Теоретические основы экономической безопасности
1.1 Понятие и сущность экономической безопасности…………………...6 стр.
1.2. Субъекты экономической безопасности……………………………...11 стр.
Глава 2. Проблемы экономической безопасности
2.1 Классификация угроз экономической безопасности и развития России………………………………………………………………………..16стр.
2.2 Государственная стратегия экономической безопасности России 22стр.
Глава 3. Пути совершенствования экономической безопасности России
3.1 Совершенствование экономической безопасности.............................27 стр.
3.2 Последствия оптимизации……………………….. …………………..33стр.
Заключение………………………………………………………..………...38стр.
Библиографический список ………..………………………………….….42 стр.
Динамика основных макроэкономических показателей, по варианту 2 (2008 г. = 100%) Представлено в Приложении 3.
2.2 Государственная стратегия
экономической безопасности
Государственная стратегия экономической безопасности должна быть привязана к реальному времени и стать ориентиром при принятии важнейших политических и хозяйственных решений. В связи с этим некоторые важные положения государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год15.
Наиболее важными задачами в обеспечении экономической безопасности, должны стать:
1. регулирование развития внешней торговли при соблюдении экономических интересов России и обеспечение ее экономической безопасности, повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство;
2. дальнейшее развитие экспортного потенциала, в первую очередь, за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологических товаров, проведение политики импортозамещения;
3. поддержка интересов отечественных экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках;
4. проведение в рамках общепринятых процедур политики разумного протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;
5. обеспечение наиболее благоприятных для России условий погашения внешнего долга и его обслуживания;
6. достижение стабилизации курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам;
7. обеспечение бесперебойной работы транспортных магистралей, соединяющих Россию с внешними рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, магистральные газо- и нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные линии электропередач и т. д.).
Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:
- социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;
- модернизация оборонного комплекса и вооруженных сил;
- инновационное развитие и поддержка высокотехнологичных секторов экономики;
- диверсификация экономики, развитие инфраструктуры;
- сбалансированное региональное развитие;
- улучшение инвестиционного климата, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес;
- повышение устойчивости национальной финансовой системы, сокращение бюджетного дефицита и снижение инфляции;
- становление Таможенного союза и адаптация национальной экономики к требованиям ВТО.
Деятельность Правительства Российской Федерации по обозначенным приоритетам будет включать следующие основные направления.
В части социального развития и инвестиций в человеческий капитал:
- поддержание в реальном выражении достигнутого уровня оплаты труда в бюджетной сфере, рост пенсионного и социального обеспечения, повышение адресности социальных выплат;
- стабилизация ситуации на рынке труда. Сокращение мероприятий антикризисной поддержки, перенос акцента на реализацию мер по стимулированию трудовой мобильности населения, по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, созданию новых рабочих мест, отвечающих требованиям инновационной экономики.
- развитие системы здравоохранения путем реформирования системы обязательного медицинского страхования, введения институтов страхования ответственности медицинских работников и защиты прав пациентов, формирования сети современных центров высоких медицинских технологий, а также перинатальных центров, продолжения реструктуризации учреждений здравоохранения, развития стационар замещающих медицинских технологий, использования механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении, увеличения доли медицинских учреждений новых организационно-правовых форм, в том числе в форме автономных учреждений;
- развитие системы открытости образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений;
- продолжение политики стимулирования жилищного строительства, в первую очередь строительства комфортного жилья эконом-класса и малоэтажного жилищного строительства, восстановление снизившихся в условиях кризиса темпов роста покупки жилья на условиях ипотеки.
На инновационное развитие и поддержку высокотехнологичных секторов экономики направлены:
- поддержка создания и обеспечение функционирования и реализации технологических платформ;
- создание и развитие институтов и инфраструктур, обеспечивающих запуск и работу "инновационного лифта";
- стимулирование инновационной деятельности в компаниях с государственным участием;
- поддержка инновационной активности на региональном уровне;
- реализация стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года;
В целях диверсификации экономики, развития инфраструктуры:
- содержание и развитие транспортной инфраструктуры: наземной, водной и воздушной, повышение безопасности транспорта, расходы на поддержку железнодорожных и воздушных перевозок. При этом в ближайшие годы объем инвестиций в транспортный комплекс в условиях жестких бюджетных ограничений и высоких социальных расходов будет несколько снижен, но начиная с 2013 года, расходы будут последовательно наращиваться, в том числе через механизмы создаваемого дорожного фонда, через расширение строительства платных автомобильных дорог;
- модернизация агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов (продовольственного комплекса);
- расширение поддержки несырьевого экспорта;
- повышение конкурентоспособности базовых традиционных отраслей: автомобиле- и сельхозмашиностроения, поддержка развития системообразующих предприятий через задействование механизмов поддержки реализации (в том числе через государственные гарантии и субсидирование процентных ставок) крупных инвестиционных проектов в этих секторах, через государственную поддержку спроса (включая программу утилизации подержанных автотранспортных средств);
- развитие минерально-сырьевой базы, развитие лесопромышленного комплекса;
- модернизация легкой промышленности.
На сбалансированное региональное развитие направлены:
- дотации региональным бюджетам на выравнивание и другие трансферты, не связанные с решением социальных вопросов;
- ФЦП регионального развития;
Будет активно поддерживаться развитие малого и среднего бизнеса, в том числе через сохранение объемов финансирования программы поддержки малого бизнеса и через масштабирование соответствующих программ Внешэкономбанка.
Одним из приоритетов в развитии фондового рынка в России в 2012-2014 гг. станет создание международного финансового центра.
Кроме того, необходимо активизировать институциональные преобразования, обеспечивающие переход экономики на инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В прогнозный период будет последовательно обеспечиваться развитие рыночных институтов, развитие конкуренции, совершенствование корпоративного управления, развитие финансовых рынков, банковского и страхового секторов, повышение качества государственного управления и механизмов регулирования экономической деятельности.
Остается актуальной задача повышения эффективности управления федеральным имуществом, приватизации и формирования интегрированных структур, а также совершенствование механизмов управления находящимися в федеральной собственности акциями и объектами недвижимости, в том числе земельными участками.
Глава 3. Пути совершенствования экономической безопасности России.
3.1 Совершенствование экономической безопасности.
Совершенствование механизмов государственного регулирования в экономике осуществляться по следующим направлениям:
1. Модернизация корпоративного законодательства и совершенствования системы корпоративного управления в 2012-2014 гг., включая развитие механизмов защиты прав собственности акционеров и инвесторов, повышение эффективности организационно-правовых форм юридических лиц, структуры и организации органов управления компании, реорганизации и функционирования интегрированных бизнес-структур, совершенствование нормативных правовых актов в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве).
2. Улучшение конкурентной среды,
совершенствование
3. Совершенствование регулирования субъектов естественных монополий.
4. Повышение эффективности
Главная цель экономической стратегии состоит в восстановлении в России экономического роста. Разумеется, восстановление должно происходить на новой основе и с помощью новых институтов рыночной экономики. Рассмотрим некоторые из них.
- Реформирование налоговой политики
Совершенствование налоговой политики должно быть направлено на создание эффективной, стабильной и конкурентоспособной налоговой системы, которая одновременно будет способствовать снижению рисков бюджетной устойчивости в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики по-прежнему остаются поддержка инновационной деятельности, а также поддержка деятельности в области образования и здравоохранения. Наиболее значительными мерами в принимаемых налоговых новациях являются:
1. Налоговое
стимулирование инновационной
2. Налоговое
стимулирование развития
3. Мониторинг эффективности налоговых льгот.
4. Акцизное налогообложение.
5. Налогообложение природных ресурсов.
6. Налог на недвижимость.
- Таможенно-тарифная политика
В ближайшей перспективе таможенно-тарифная политика будет осуществляться в условиях высоких темпов роста импорта и последовательного сокращения торгового баланса. Основные ориентиры развития определяются дальнейшим развитием Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также потенциальным присоединением России к ВТО16.
- Бюджетная политика
Операционным приоритетом бюджетной политики на ближайшие годы становится сокращение бюджетного дефицита, приближение к сбалансированному бездефицитному бюджету за счет повышения налогов и оптимизации расходов, а также посткризисное восстановление бюджетных фондов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния)
- Демографические тенденции и социальное развитие
Программы по стимулированию рождаемости и государственная поддержка семей с детьми, успешная реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», федеральных целевых программ, модернизация системы здравоохранения позволят замедлить темпы естественной убыли населения.
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют разработку 40 государственных программ Российской Федерации в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 года). Из них Правительством Российской Федерации утверждены три госпрограммы:
До принятия Правительством Российской Федерации государственных программ в 2011 году и на период 2012-2014 гг. осуществляется работа по аналитическому распределению расходов федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации. Основным принципом аналитического распределения расходов по государственным программам является формирование целостной, ориентированной на результат группировки (в перспективе – системы управления) в соответствующей сфере социально-экономического развития страны, имеющей взаимоувязанный набор целей, задач и показателей. Хотя это предусматривает перераспределение отдельных направлений расходов, внедрение госпрограмм предполагает сохранение функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти по реализации конкретных расходных обязательств.
В целях аналитической работы все госпрограммы распределены по пяти группам: «Новое качество жизни» (13 госпрограмм), «Инновационное развитие и модернизация экономики» (17 госпрограмм), «Обеспечение национальной безопасности» (2 госпрограммы), «Сбалансированное региональное развитие» (3 госпрограммы) и «Эффективное государство» (5 госпрограмм).
В проектах государственных программ (основных положений) прорабатываются меры государственного регулирования, в том числе правового. Одна из основных задач разработки программных инструментов – увязка приоритетов бюджетной политики и институциональных преобразований для достижения целей социально-экономического развития страны.