Экономическая безопасность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в России, а также перспективы развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотреть угрозы экономической безопасности национальной экономики;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……3 стр.
Глава 1. Теоретические основы экономической безопасности
1.1 Понятие и сущность экономической безопасности…………………...6 стр.
1.2. Субъекты экономической безопасности……………………………...11 стр.
Глава 2. Проблемы экономической безопасности
2.1 Классификация угроз экономической безопасности и развития России………………………………………………………………………..16стр.
2.2 Государственная стратегия экономической безопасности России 22стр.
Глава 3. Пути совершенствования экономической безопасности России
3.1 Совершенствование экономической безопасности.............................27 стр.
3.2 Последствия оптимизации……………………….. …………………..33стр.
Заключение………………………………………………………..………...38стр.
Библиографический список ………..………………………………….….42 стр.

Файлы: 1 файл

Федеральная служба исполнения наказаний.docx

— 95.77 Кб (Скачать файл)

Эффективность деятельности людей в сфере безопасности во многом повышается, если они объединены в соответствующие организации, учреждения и институты.

Наиболее сильной подготовленной формой организации, призванной обеспечить национальную безопасность, является государство. Государство осуществляет деятельность по обеспечению всех видов национальной безопасности: политической, экономической, социальной, экологической и оборонной.

Государство направляет усилия всех граждан общества, независимо от их национальной принадлежности, на создание условий, способствующих защите их национальных интересов и интересов самого государства. Государство через систему своих органов принимает законы и другие нормативные акты и обеспечивает их проведение в жизнь всеми находящимися в его распоряжении методами, в том числе административными. Государству принадлежит монополия на законотворчество и принуждение при его реализации

Государство представляет объединяемое им общество людей в качестве целостности во взаимоотношениях с другими странами и народами. Через систему государственных механизмов устанавливаются и поддерживаются политические, экономические договоры и соглашения, создаются региональные и мировые организации и союзы, направленные на защиту политических и экономических прав и свобод граждан9.

Посредством разработки общенациональной стратегии государство привносит в общество, интегрированное сознательное начало, на осуществлении которого сосредоточиваются усилия всех социальных слоев и групп общества. Осуществляется системный подход к обеспечению всех составляющих национальную безопасность видов, в том числе экономической безопасности

Государство обладает значительными материальными и финансовыми ресурсами, формирует в обществе определенную экономическую мотивацию, поощряя и развивая одни виды деятельности и ограничивая другие.

Фактически вопросами обеспечения экономической безопасности занимаются все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная. При этом очень важно разграничение их полномочий в области обеспечения безопасности страны и ее регионов. Это закреплено в Законе РФ «О безопасности». В Законе указывается, что общее руководство государственными органами обеспечения безопасности в РФ осуществляет Президент.

 Но поскольку это направление  деятельности представляет большую  сложность и требует профессиональных  знаний и умений в различных  областях, Закон предусмотрел создание  специального органа — Совета  безопасности Российской Федерации, который призван осуществлять  подготовку решений Президента  страны в области обеспечения  всех составляющих национальной  безопасности, включая и экономическую  безопасность.

Совет безопасности — это конституционный орган, призванный обеспечивать защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех общественных сферах, включая экономическую, от внутренних и внешних угроз.

В Законе «О безопасности» сформулированы следующие основные задачи Совета безопасности:

- определение жизненно важных  интересов государства, выявление  внутренних и внешних угроз;

- разработка основных направлений  стратегии обеспечения безопасности  государства;

- подготовка оперативных решений  по предотвращению чрезвычайных  ситуаций в стране;

- разработка предложений по  координации деятельности органов  исполнительной власти в процессе  реализации принятых решений  в области обеспечения безопасности  личности, общества и государства; и др.

Законом «О безопасности» установлено, что в случае необходимости выработки предложений по предотвращению сложных (кризисных) ситуаций или ликвидации их последствий по отдельным проблемам защиты интересов личности, общества и государства (это могут быть и экономические интересы) Совет безопасности может создавать специальные межведомственные комиссии10.

Кроме государственных органов и институтов управления обеспечением экономической безопасности в обществе сложилась и действует система негосударственных организаций, общественных объединений, движения граждан, коммерческих структур, ассоциаций юридических и физических лиц. Они осуществляют агрегирование жизненно важных экономических и социальных интересов, осуществляют защиту экономических прав и свобод различных общественных групп, трудовых и профессиональных коллективов, оказывают влияние на выработку экономической политики, стратегии и тактики экономической безопасности.

Экономическая безопасность России тесно связана с активизацией поддержки бизнеса. Учитывая опыт развитых стран, необходимо обеспечить рыночную ориентацию всей управленческой деятельности администрации предприятий.

Итак, в управлении по обеспечению экономической безопасности страны ведущую роль играет государство и его институты экономического управления, особенно такой конституционный орган как Совет безопасности. С формированием гражданского общества в России все большую роль в обеспечении экономической безопасности будут играть неформальные организации, предприниматели и бизнесмены, работники частных и государственных предприятий.

Немаловажную роль в рамках исследования экономической безопасности в экономической науке играет установление основных критериев и основных индикаторов. Под критерием экономической безопасности, как правило, понимается оценка состояния экономики с точки зрения обеспечения экономической безопасности, а именно оценка:

- ресурсного потенциала и возможностей  его развития;

- уровня эффективности использования  факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов);

- конкурентоспособности экономики; целостности экономического пространства;

- экономического суверенитета, независимости; социальной стабильности.

Как правило, в систему основных индикаторов экономической безопасности ученые включают: уровень и качество жизни; темпы инфляции; норму безработицы; экономический рост; государственный долг; вовлеченность в мировую экономику; состояние золотовалютных резервов; деятельность теневой экономики; состояние экологии11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2. Проблемы экономической безопасности и развития России.

2.1 Классификация угроз экономической безопасности России.

28 февраля 2010 г. Президентом России подписан новый федеральный закон «О безопасности». В этом законе в целях обеспечения системного анализа всех угроз экономической безопасности России осуществлено их структурирование и ранжирование по следующим блокам: угрозы первого уровня опасности, угрозы, им сопутствующие, и угрозы второго уровня опасности12. 

Угрозы первого уровня опасности затрагивают реальный сектор экономики. Опасность этих угроз состоит, прежде всего, в том, что они воздействуют на масштабы российской экономики, определяющей ресурсную обеспеченность страны, способность отечественного производства обеспечить себя и население необходимыми мощностями и качественными конкурентоспособными товарами и услугами.  
К ним относятся:

- Угроза продолжающегося отставания  России от развитых стран по  масштабам экономики и конкурентоспособности.

- Несбалансированная структура  экономики и товарных рынков.

-Отсутствие развитого машиностроительного  и потребительского комплексов.

- Медленная диверсификация производства.

- Слабая активизация инновационных  процессов.

-Неустойчивость роста добычи  нефти и газа.

- Отсутствие мер, стимулирующих  рост мелиорации земель, производства  комбикормов, обеспеченности сельских  товаропроизводителей современной  техникой и т.д.

- Низкая инвестиционная активность  предпринимателей, в том числе  государства.  
Государство, если оно всерьез озабочено модернизацией экономики, должно стать главным генератором активизации модернизационно - инновационных процессов. 

Угрозы, сопутствующие угрозам первого уровня опасности:  
               - Безработица.

-  Замедление роста доходов  населения, снижения бедности и  имущественного расслоения населения.

- Медленное решение жилищной  проблемы в стране.

- Медленное улучшение состояния  отраслей социальной сферы.

- Деформированная структура экспорта  и импорта. 

Следует подчеркнуть, что блок угроз экономической безопасности, названных сопутствующими может быть преодолен только в результате достижения достаточно высоких темпов экономического роста и диверсификации производства на инновационной основе, в том числе и за счет крупных бюджетных инвестиций.

Среди угроз второго уровня в настоящее время наиболее значимыми являются:

-  Дефицит бюджета.

-  Монетизация экономии.

- Инфляция.

-Низкая кредитная активность банков- Высокая волатильность валютного и финансового рынков.

-Внешний и внутренний долг.

- Бегство капитала. 

Также угрозы экономической безопасности можно разделить на внутренние и внешние.  Изучение внутренних угроз экономической безопасности является актуальным для любого государства в любое время, так как длительное сохранение внутренних угроз без проведения эффективной экономической политики делает страну более уязвимой для внешних угроз, поэтому именно их изучению посвящена наша статья.

Под внутренними угрозами понимают, неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов13.

Все угрозы, перечисленные, в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, являются внутренними.

  1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности;
  2. Деформированность структуры российской экономики;
  3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов;
  4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности.

Разумеется, в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации все перечисленные угрозы являются потенциальными. Следовательно, основной задачей нашей статьи является определение реальных угроз из перечня Государственной стратегии. К большому сожалению, все выше перечисленные угрозы можно в какой-то мере отнести к реальным.14 И первая реальная угроза определяется следующими факторами:

  • Расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных;
  • Увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней;
  • Рост безработицы;
  • Задержка выплат заработной платы, остановка предприятий.

Разработка прогноза социально-экономического развития на 2012 год и параметров прогноза на период до 2014 года осуществлялась на вариантной основе в составе двух базовых (варианты 2 и 1) и двух дополнительных (варианты А и С) вариантов.


 

 

 

 

Вариант 2 (умеренно-оптимистичный) отражает относительное повышение конкурентоспособности российской экономики (что проявляется в усилении тенденции к импорт замещению) и улучшение инвестиционного климата при умеренном увеличении государственных расходов на развитие инфраструктуры и человеческого капитала в 2013-2014 годах.

Рост ВВП в 2012-2014 гг. прогнозируется на уровне 3,7-4,6 процента.

Вариант 1 (консервативный) предполагает сохранение низкой конкурентоспособности по отношению к импорту и отсутствие притока капитала при  медленном восстановлении инвестиционной активности и сокращении реальных государственных расходов на развитие. Годовые темпы роста экономики в 2012-2014 гг. оцениваются на уровне 2,8-3,8%, что уступает ожидаемым темпам роста мировой экономики.

Вариант А (негативный) характеризуется ухудшением динамики мировой экономики (на грани стагнации в развитых странах), хотя он и не предполагает возобновления рецессии. Прогнозируется замедление роста российской экономики в 2012-2013 гг. до     1,5-2,5% и в 2014 году –  до 3,7% при значительном ослаблении курса рубля.

Вариант С (оптимистичный) отражает сохранение относительно высоких темпов роста мировой экономики и мировых цен на нефть в 2012-2013 гг. на уровне   105-109 долларов США за баррель с ускорением роста до 113 долларов за баррель в 2014 году. Темпы роста ВВП в 2012-2014 гг. могут быть выше базового сценария на 0-0,2 п.п. и оцениваются на уровне 3,9-4,6% в год.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития          Российской Федерации на 2010-2014 годы представлен в Приложении 2.

В результате посткризисного восстановительного экономического роста в 2011 году большинство ключевых показателей достигли или уже превышают свои максимальные уровни 2008 года. Прежде всего, объем ВВП в 2011 году будет приблизительно соответствовать уровню 2008 года. Если сравнивать с максимальным предкризисным уровнем II квартала 2008 г., то ВВП достигнет этого уровня в первой половине 2012 года. При этом совокупный спрос стал значительно более потребительски ориентирован. Оборот розничной торговли на 6% превышает уровень 2008 года, а инвестиции пока еще на 5% ниже, чем были до кризиса. Докризисный объем производства достигается при значительно более высоких показателях внешней торговли. Экспорт товаров за счет роста цен на нефть в 2011 году будет на 12% выше, чем был в 2008 году. Ожидается, что импорт будет на 17% выше, чем в предкризисный период на фоне того, что рубль в реальном выражении сейчас также на 10% крепче, чем в среднем за 2008 год. В 2011 году за счет сохранения высоких показателей добывающих отраслей полностью восстановилось промышленное производство.

Информация о работе Экономическая безопасность в России