Экономическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности, а также перспективы развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотреть макроэкономические показатели и угрозы экономической безопасности национальной экономики;
- рассмотреть механизм обеспечения экономической безопасности страны;
- проанализировать основные показатели экономической безопасности России;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………............. 2
Глава 1. Экономическая безопасность: сущность,
методы оценки и механизм обеспечения
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности………………………..5
1.2. Концепция национальной безопасности…………………………………..14
1.3 Макроэкономические показатели экономической
безопасности национальной экономики………………………………………21
1.4 Механизм обеспечения экономической
безопасности страны…………………………………………………………….29
Глава 2. Факторы и условия социально-экономического
развития РФ в 2010-2012 годах…………………………………………………35
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...44
Приложения ……………………………………………………………………..46

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 382.50 Кб (Скачать файл)

Реальный ВВП = Номинальный ВВП/ Индекс цен(1.1)

Реальный ВВП характеризует  физический объем, а реальный продукт  – это стоимостное выражение  ВВП. Чем выше цены, тем больше стоимостная  величина продукта, хотя физическое его измерение не изменилось. Поэтому для того, чтобы измерить реальную динамику производства, применяют дефлятор ВВП.

Дефлятор ВВП равен отношению  номинального ВВП к реальному  продукту текущего года и выражается в процентах[19, с.91].

 

Дефлятор ВВП = Номинальный ВВП/ Реальный ВВП(1.2)

 

Исчисление дефлятора позволяет  оценить достижение реального сектора  экономики, исключить фиктивный  рост продукта за счет роста цен. С  его помощью можно реально оценить стоимость набора продуктов потребительской корзины и оценить благосостояние различных слоев населения.

Дефлятор ВВП показывает изменения  цен по всему перечню наименований продуктов и услуг, производимых в экономике; учитывает изменения в структуре производимых товаров; показывает изменения цен на продукцию, произведенную национальным капиталом.

Как уже говорилось выше, к одному из важнейших макроэкономических показателей относится также  индекс потребительских цен.

Для определения индекса  потребительских цен используют понятие «потребительской корзины», в которую входит около 300 наименований наиболее широко используемых товаров.

Индекс потребительских  цен равен отношению цены потребительской  корзины в текущем году к цене потребительской корзины в базовом  году, умноженной на 100%.

Индекс потребительских  цен рассчитывается, как правило, на основе постоянной рыночной корзины городского жителя и обладает рядом недостатков.

Индекс активно используется для индексации доходов населения, и экономисты считают, что во многих случаях использование этого  индекса завышает рост цен и стимулирует инфляционные процессы в обществе.

Помимо перечисленных  показателей в учете экономической  динамики используются и другие характеристики, в том числе и чистый национальный продукт.

Чистый национальный продукт (ЧНП) – это чистый ВНП  за минусом амортизации на потребленный капитал:

 

ЧНП = ВНП – амортизационные  отчисления(1.3)

 

ЧНП содержит в себе различные  налоги, которые не попадают прямым образом в сферу потребления  населения. В первую очередь это  относится к косвенным налогам, в которые входят акцизы и таможенные пошлины.

Сущность показателя ЧНП в том, что с его помощью можно  измерить величину общего годового объема производства, которого макроэкономика в состоянии потребить, не ухудшая  при этом производственных возможностей последних лет.

Национальный доход  – является еще одним наиболее важным макроэкономическим показателем. Он показывает, во сколько обществу обходится с точки зрения потребления ресурсов производство данного чистого объема производства (это объем потребления ресурсов национального годового производства собственниками факторов производства).

Этот показатель рассчитывается следующим  образом:

 

Национальный доход =

чистый национальный продукт –  косвенные налоги

на предприятии и государственные субсидии  (1.4)

 

Роль национального дохода как макроэкономического показателя проявляется в том, что он служит достаточно надежным измерителем динамики цен национальных факторов производства или экономических ресурсов.

Национальный доход  отражает ту часть фактического совокупного объема, которая пошла на создание физического объема производства данного года.

Однако национальный доход – это заработанный доход, который должен быть скорректирован на фактор налогов и трансфертных платежей.

Национальный доход  полностью не попадает в домохозяйства и не учитывает полученные гражданами доходы, не являющиеся результатом их участия в производстве конечных товаров и услуг в данном году. Поэтому различают заработанный доход или, что то же самое – национальный доход, и полученный доход, который часто называют личным доходом.

Также существует использованный национальный доход, который равен  разности между национальным доходом  и потерями, связанными со стихийными бедствиями, ущербом при хранении и пр., а также за минусом внешнеторгового сальдо.

Вышеупомянутый личный доход также относится к макроэкономическим показателям экономической безопасности страны, и является фактически полученным домохозяйствами доходом.

Однако и личный доход  еще не выступает точной величиной  дохода, которым распоряжаются домохозяйства. Ведь из личного дохода требуется уплатить индивидуальные налоги. В силу этого измеряют и доход, находящийся в личном распоряжении домохозяйств. Его называют личным располагаемым доходом (ЛРД). Этот доход после уплаты индивидуальных налогов, которыми располагают домохозяйства, располагают в окончательном виде. Он направляется на потребления и сбережения.

Такая структура личного  располагаемого дохода обусловлена  тем, что гражданин в условиях рыночного хозяйства выполняет  две основных функции – потребителя и инвестора (он вкладывает свои сбережения в развитие имущественных компонентов домохозяйств и фирм, а в этом последнем случае – с целью получения доходов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Механизм обеспечения экономической безопасности страны

 

Для обеспечения экономической безопасности России, для решения поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации.

Механизм обеспечения  экономической безопасности страны в условиях глобализации – это  система организационно-экономических  и правовых мер по предотвращению экономических угроз [21, с.34]. Он включает в себя следующие элементы:

  • объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;
  • выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам;
  • деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

Механизм обеспечения  экономической безопасности в условиях глобализации реализуется посредством государственной стратегии, которая должна быть идеологией развития и учитывать стратегические приоритеты, национальные интересы. Поэтому главная цель экономической стратегии состоит в формировании структуры экономики и образовании промышленно-финансовых и банковских структур, способных создавать условия для внедрения капитала в новое русло развития экономики.

Одно из направлений  соблюдения стратегических интересов безопасности состоит в создании системы гибкого регулирования рыночной экономики. В систему гибкого государственного регулирования целесообразно включить следующие основные подсистемы:

  • макроэкономическое регулирование, устанавливающее общие правила и параметры хозяйствования для всех типов организаций;
  • индикативное планирование, на основе которого осуществляется ориентация инвестиционных процессов на выбранные приоритеты структурной политики, а также другие типы «тонкой настройки» механизма хозяйствования экономическими методами для всех типов организаций;
  • более жесткое планирование деятельности государственных пред приятии, госзаказов (прежде всего оборонных), а также разработка и осуществление методов управления государственным имуществом.

Другой важный аспект стратегии экономической безопасности – устойчивость национальной валюты. Можно констатировать, что в рамках монетаристского подхода в России на сегодняшний день удалось обеспечить относительную стабильность валюты. Проблема устойчивости национальной валюты приобретает важнейшее значение во всей системе рыночных индикаторов.

Государственная стратегия  в области обеспечения экономической  безопасности разрабатывается и  реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными  приоритетами которой являются достижение устойчивости экономического положения личности, социально-экономической стабильности общества, государства, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, законности и законопослушания всех, включая органы государственной власти.

В этих целях должна быть создана отлаженная и надежная система  государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с наименьшими  потерями регулирование важнейших  экономических преобразований, а  также способная взять на себя функции управления и поддержания экономики страны на безопасном уровне. При этом необходимо четко определить границы и критерии или условия государственного вмешательства в экономику, в частности, границы государственного сектора, а также обеспечить развитие эффективных методов государственного регулирования.

Государство должно осуществить  комплекс мер, прежде всего, по обеспечению  экономического роста, что и будет  гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все  сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение институциональных преобразований.

При этом социальная политика должна содействовать консолидации общества на условиях устойчивого экономического положения граждан, повышения их уровня жизни. Определенный позитивный сдвиг, наблюдавшийся в росте среднемесячных денежных доходов населения в течение последнего времени, имел место на фоне значительных задержек денежных выплат, усиления дифференциации в доходах различных социально-демографических групп. Однако процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается, что оказывается дестабилизирующим фактором, создающим потенциальную угрозу возникновения социальных конфликтов.

Основным направлением инвестиционной политики должно стать  формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных  отечественных и иностранных  инвестиций для реконструкции российской экономики. При проведении эффективной инвестиционной политики должны соблюдаться следующие основные принципы:

  • последовательная децентрализация инвестиционного процесса;
  • повышение роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения);
  • значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;
  • использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства;
  • стимулирование привлечения иностранных инвестиций.

Следует заметить, что  важнейшим элементом механизма  обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства  по выявлению и оперативному предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном социально-политическом положении России. Основные направления этой деятельности следующие:

  • выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации;
  • организация работы по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы Совет Безопасности Российской Федерации должен рассматривать концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;
  • экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты обязательно должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации.

Реализация мер по устранению угроз экономической  безопасности в условиях глобализации требует организации эффективной системы контроля за исполнением этих мер со стороны Совета Безопасности Российской Федерации.

Для обеспечения экономически безопасной интеграции России в мировую  экономику государству, развивая специальные  институты, необходимо завершить:

  • формирование оптимальной структуры экспорта, предполагающей значительное повышение в нем удельного веса и объемов товаров с высокой степенью переработки, высококачественных классных услуг;
  • исходя из имеющихся конкурентных преимуществ, выявление и целенаправленное освоение наиболее перспективных для российского экспорта товарных ниш страны на мировом рынке, концентрацию основных усилий и средств для достижения рыночного успеха, а также всемерное развитие производственной кооперации, инжиниринга и лизинга;
  • достижение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими организациями и союзами;
  • обеспечение доступа российских предприятий в качестве экспортеров и импортеров на мировые рынки машин, оборудования и технологий, информации и капитала, к транспортным коммуникациям, в том числе на рынках с высокой степенью монополизации или защищенных протекционистскими мерами;
  • долгосрочное регулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях как со странами и международными организациями-кредиторами, так и с государствами-должниками.

Информация о работе Экономическая безопасность