Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 14:40, реферат
Рынок не может эффективно работать без конкуренции. В то же время он не обладает достаточным иммунитетом против устремлений ограничить или даже устранить конкуренцию. Последнее означает присутствие на рынке только одного субъекта в роли, например, продавца — такое явление называется чистая монополия. Сам рынок не может защитить себя. На помощь приходит государство, которое проводит политику регулирования конкуренции. Для украинской экономики это в значительной мере является новой и довольно серьезной проблемой.
Введение ………………………………………………………………………………….2
1 Сущность конкуренции ……………………………………………………………3
2 Функции конкуренции ………………………………………………………….….4
3 Основные модели рынка ……………………………………………………….…..5
3.1 Свободная (чистая) конкуренция …………………………………………….…5
3.2 Монополия …………………………………………………………………….….6
3.3 Олигополия …………………………………………………………….…………7
3.4 Чистая монополия …………………………………………………….………….8
4 Способы ведения конкурентной борьбы …………………………….……..…….. 8
4.1 Добросовестная и недобросовестная конкуренция …………………………….8
4.2 Патент как стимул промышленного шпионажа …………………….……..…. .10
4.3 Современный экономический шпионаж …………………………….…………10
4.4 Промышленный шпионаж и фальсификация
готовой продукции …………………………………………………………………...12
5 Основные направления и инструменты регулирования
конкуренции государством ………………………………………………………..…… .13
6 Значение конкуренции ……………………………………………………………...15
Заключение …………………………………………………………………………..……16
Список литературы ………………………
Реферат: «Экономическая конкуренция. Её формы и роль в развитии экономики»
Содержание:
Введение ………………………………………………………………………………
1 Сущность конкуренции ……………………………………………………………3
2 Функции конкуренции ………………………………………………………….….4
3 Основные модели рынка ……………………………………………………….…..5
3.1 Свободная (чистая) конкуренция …………………………………………….…5
3.2 Монополия …………………………………………………………………….….6
3.3 Олигополия …………………………………………………………….…………7
3.4 Чистая монополия …………………………………………………….………….8
4 Способы ведения конкурентной борьбы …………………………….……..…….. 8
4.1 Добросовестная и недобросовестная конкуренция …………………………….8
4.2 Патент как стимул промышленного шпионажа …………………….……..…. .10
4.3 Современный экономический шпионаж …………………………….…………10
4.4 Промышленный
шпионаж и фальсификация
готовой продукции
…………………………………………………………………...
5 Основные
направления и инструменты
конкуренции государством ………………………………………………………..…… .13
6 Значение конкуренции ……………………………………………………………...15
Заключение …………………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………………….……... 17
Введение
Ключевым понятием,
выражающим сущность рыночных
отношений является
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют , например , качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
Современная рыночная
экономика представляет собой
сложнейший организм, состоящий
из огромного количества
По определению
рынок - это организованная структура,
где "встречаются" производители
и потребители, продавцы и покупатели,
где в результате
Рынок представляет собой определенный способ взаимодействия производителей и потребителей продукции.
Рыночный порядок взаимодействия экономических субъектов пред¬полагает наличие конкуренции, экономического соперничества произ¬водителей, потребителей, производителей и потребителей. Вопрос кон¬курентности в экономике — это вопрос, в каком количестве пред¬ставлены на рынках различных товаров и услуг независимо действу-ющие производители и потребители, а также вопрос степени свободы их прихода на эти рынки и ухода. Частную собственность, свободное ценообразование, конкуренцию принято считать столпами рыночной системы.
В современных условиях рынки с чистой конкурентной структурой занимают небольшое место. Выяснение других типов конкуренции позволит углубить понимание экономических процессов, определить специфику взаимодействия экономических субъектов, их возможности, условия ценообразования и другое. Решив завести "четвероногого друга" — собаку, человек обычно берет специальную справочную литературу, чтобы познакомиться с физиологией, привы¬чками, рекомендациями по уходу за собаками. Вместе с тем не сущес-твует собаки вообще, есть конкретные породы собак — овчарка, ризеншнауцер, сенбернар, колли и т. д. И кто будет спорить с тем, что между бульдогом и пуделем существует разница? Поэтому будущему вла¬дельцу важно получить сведения не только о собаках вообще, но и об особенностях конкретной породы. Человеку, стремящемуся разобраться в экономике, необходимо понять устройство рыночной связи вообще и конкретные ее условия при различных типах конкуренции. Каждый из нас выступает в роли покупателя, большинство из трудоспособных людей — в роли продавца (например, реализуя трудовые услуги), неко¬торые из нас — в роли предпринимателя. Знание условий конкурен¬ции поможет лучше оценить собственные возможности и шансы, про¬гнозировать ситуацию, попытаться заранее подготовить альтернатив¬ные варианты поведения.
Рынок не может эффективно работать без конкуренции. В то же время он не обладает достаточным иммунитетом против устремлений ограничить или даже устранить конкуренцию. Последнее означает присутствие на рынке только одного субъекта в роли, например, продавца — такое явление называется чистая монополия. Сам рынок не может защитить себя. На помощь приходит государство, которое проводит политику регулирования конкуренции. Для украинской экономики это в значительной мере является новой и довольно серьезной проблемой.
Итак, в своей работе я намерен выяснить сущность и значение конкуренции в экономической системе, ее типы (чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия), формы, а также деятельность государства по регулированию конкуренции.
1 Сущность конкуренции
В повседневной жизни мы все чаще встречаем слова: "конкуренция", "конкурентная борьба", "конкурентоспособность", "конкурентный рынок". Этим строкам иногда предоставляются разные значения, но все они могут быть сведены до двух понятий - "конкурентная борьба" и "конкурентный рынок". Первое касается способов поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и охватывает все аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются и т.д.).
Конкурентность рынка определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмы способные влиять на рынок, то есть на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют на рынок, где они реализуют свою продукцию тот более конкурентным считается рынок. Высочайшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма на него не влияет совсем. Это возможно лишь в случае если на рынке товаров действует так много фирм, что любая из них в частности никак не может повлиять на цену товара, и воспринимает ее как такую, что определяется рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется целиком конкурентным. А фирмы, которые действуют в условиях целиком конкурентного рынка, не ведут между собою конкурентной борьбы. Если же отдельные фирмы имеют возможность влиять на условия реализации своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут между собою конкурентную борьбу, но рынок, где эта возможность реализуется, целиком конкурентной уже не считается.
Итак, конкуренция - категория явным образом противоречивая. С одного стороны существует утверждение, которое без конкуренции рынка не бывает, а с другого – целиком конкурентным есть тот рынок, на котором участники (фирмы) не ведут между собою конкурентной борьбы. И дальше. Если конкурентная борьба существует, такой рынок не считается целиком конкурентным. Больше того, чем более сильная конкуренция, тем полнее формируются условия для ее ограничения. Но рынок двигается уже не к целиком конкурентному, а к монопольному. Эта противоречивость конкуренции выступает предпосылкой самых разных оценок ее роли в экономике. Одни экономисты утверждают, что конкуренция - это большое благо (между прочим, эта точка зрения есть характерной для современных украинских реформаторов), другие настаивают на потому, что конкуренция, противопоставляя субъектов рынка и порождая монополию – большое зло для экономики. Где правда?
Отвечая на этот вопрос, следует, очевидно, начинать с элементарного: что такое конкуренция. Конкуренция - это форма экономических отношений между субъектами рыночного хозяйства, в которой выражается соперничество за наиболее выгодные условия производства, продажи и купли товара. Как и почему возникает конкуренция? Оптимального положения на рынке хозяйствующие субъекты достигают в результате получения ними экономической самостоятельности. То есть, если они получают право владения, пользование и распоряжение выработанной продукцией. В то же время экономическая самостоятельность порождает стремление выделяться среди равных, доказать свои преимущества, утвердить свое господство, обеспечить себе более выгодное положение, большая прибыль и т.д. Это порождает между экономически самостоятельными и отделенными хозяйственными единицами определенное соперничество, борьбу, которая и получила название конкуренции. Причем конкуренцию не следует рассматривать как соревнование по олимпийскому принципу: важная не победа, а участие. Это жестокий и конфликтный метод взаимодействия рыночных субъектов: достижение поставленных предпринимателем своих целей возможное лишь за счет поражения интересов других деловых людей.
Суть конкуренции проявляется и в том, что она. с одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.
Непременным условием конкуренции есть независимость субъектов рыночного отношения от определенных "высших" и внешних" сил. Эта независимость проявляется, во-первых, в возможности самостоятельно принимать решение о производстве или купле товаров или услуг; во-вторых, в свободе выбора рыночных партнеров. В процессе конкуренции хозяйствующие субъекты как бы взаимно контролируют друг друга. Конкуренция также есть важным инструментом регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка.
2 Функции конкуренции.
Функция регулирования.
Для того чтобы устоять в
борьбе, предприниматель должен
предлагать изделия, которые предпочитает
потребитель (суверенитет потребителя).
Отсюда и факторы производства
под влиянием цены
Функция мотивации.
Для предпринимателя
-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
-предприятия, которые
не реагируют на пожелания
клиентов или нарушения правил
конкуренции своими
Функция распределения.
Конкуренция не только
Функция контроля.
Конкуренция ограничивает и
Политика в области
конкуренции призвана
- технический прогресс
в отношении изделий и
- предприятия гибко
адаптируются к меняющимся
Масштаб интенсивности
конкуренции определяется тем, как
скоро преимущества в прибыли
теряются в результате
В соответствии
с руководящим принципом
В каждой рыночной
экономике существует
Информация о работе Экономическая конкуренция. Её формы и роль в развитии экономики