Экономическая конкуренция. Её формы и роль в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 14:40, реферат

Описание работы

Рынок не может эффективно работать без конкуренции. В то же время он не обладает достаточным иммунитетом против устремлений ограничить или даже устранить конкуренцию. Последнее означает присутствие на рынке только одного субъекта в роли, например, продавца — такое явление называется чистая монополия. Сам рынок не может защитить себя. На помощь приходит государство, которое проводит политику регулирования конкуренции. Для украинской экономики это в значительной мере является новой и довольно серьезной проблемой.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………….2
1 Сущность конкуренции ……………………………………………………………3
2 Функции конкуренции ………………………………………………………….….4
3 Основные модели рынка ……………………………………………………….…..5
3.1 Свободная (чистая) конкуренция …………………………………………….…5
3.2 Монополия …………………………………………………………………….….6
3.3 Олигополия …………………………………………………………….…………7
3.4 Чистая монополия …………………………………………………….………….8
4 Способы ведения конкурентной борьбы …………………………….……..…….. 8
4.1 Добросовестная и недобросовестная конкуренция …………………………….8
4.2 Патент как стимул промышленного шпионажа …………………….……..…. .10
4.3 Современный экономический шпионаж …………………………….…………10
4.4 Промышленный шпионаж и фальсификация
готовой продукции …………………………………………………………………...12
5 Основные направления и инструменты регулирования
конкуренции государством ………………………………………………………..…… .13
6 Значение конкуренции ……………………………………………………………...15
Заключение …………………………………………………………………………..……16
Список литературы ………………………

Файлы: 1 файл

Реферат конкуренция!!!.docx

— 57.09 Кб (Скачать файл)

   - качество конкуренции;

   - само существование  конкуренции;

   - цены и качество  изделий должны быть в центре  внимания конкуренции;

   - предлагаемая услуга  должна быть соразмерной по  цене и другим договорным условиям;

   - защищенные правовыми  нормами товарные знаки и марки  помогают покупателю различать  товары по их происхождению  и своеобразию, а также судить  о некоторых их качествах;

-      ограниченная  по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные  образцы, а также образцы промышленной  эстетики.

3     Основные  модели  рынка                      

   В зависимости  от соотношения между количеством  производителей и количеством  потребителей различают следующие  виды конкурентных структур:

  1.   Чистая конкуренция  являет собой ситуацию когда  на рынке присутствует большое  количество самостоятельных производителей  некоторого однородного товара  и масса обособленных потребителей  данного товара. Чистую, или свободную, конкуренцию принято еще называть  совершенной конкуренцией, а три  других типа — объединять назва-нием  несовершенная конкуренция. Последний  термин принадлежит англичанке  Джоан Робинсон (книга "Экономика  несовершенной кон¬куренции", 1933 г.), которую принято считать создательницей  теории несовершенной конкуренции.

  2.   Огромное число  обособленных потребителей и  малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить  значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так называемую, несовершенную  конкуренцию.

  3.   Предельным случаем  является монополия. В этом случае  массе потребителей противостоит  единственный  производитель, способный  удовлетворить общий спрос  всех  потребителей. Когда рынок  представлен  относительно большим числом  производителей, предлагающих  гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят  о монополистической конкуренции .

4.    Существует также  чистая монополия. В этом случае  на рынке присутствует только  один производитель товара и  множество потребителей.

   Рассмотрим подробнее  основные из вышеперечисленных  рыночных структур.

3.1    Свободная (чистая) конкуренция

Чистая конкуренция представляет собой рыночную ситуа¬цию, когда многочисленные, независимо действующие произ¬водители продают идентичную (стандартизированную) продук-цию, и ни один из них не в состоянии контролировать рыноч¬ную цену.

Таким идентичным, или стандартизированным, товаром может быть, например, пшеница, кукуруза, сахар, акции компании. Это означает, что все продавцы таких товаров предлагают практически одинаковый про¬дукт; разница в потребительских свойствах отсутствует. Поэтому покупателю не стоит утруждать себя выяснением отличий в качестве, свойствах — их фактически нет. А для продавца становится практически бессмысленным вести неценовую конкуренцию. Каждый из продав¬цов при этом не в состоянии повлиять на цену товара, складывающу¬юся на рынке. Это связано с тем, что доля любого продавца в общем объеме предлагаемой на рынке продукции очень незначительна. Продавец на таком рынке является "ценополучателем".

Выделим основные характеристики чистой конкуренции:

а) многочисленность участников обмена — продавцов и покупателей;

б) тождественная, стандартизированная продукция. Этому требованию могут отвечать только простые товары, примеры которых ранее были названы;

в) свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода с них. Если посмотреть на эту проблему несколько шире, то можно отметить, что препятствиями для входа новых субъектов в любую отрасль могут быть: технологические, ресурсные, финансовые, законодательные ограничения. Например, сложность технологии и необходимость большого стартового капитала характерны для многих производств в машиностроении, металлургии, нефтепере¬работке, что резко сужает число возможных претендентов на появление в этих отраслях. В то же время большинство сфер, например сельскохозяйственного производства, не имеют таких сложных усло¬вий входа для новых производителей;

г) наличие полной информации у участников обмена. Покупатели должны иметь сведения об имеющихся продавцах, их ценах, других условиях реализации. Экономические субъекты должны располагать примерно одинаковым объемом информации о рынке.

Эти условия в большинстве случаев сегодня являются трудноосу¬ществимыми. Поэтому чистая, или совершенная, конкуренция — это редкостный тип конкуренции в современной экономике. Преобладают формы несовершенной конкуренции, где продавцы обладают определенным контролем над рыночной ценой.

3.2      Монополия

Происхождение названия этого типа несовершенной конкуренции связано с тем реальным обстоятельством, что очень многие продавцы, предлагая схожие товары, стремятся, в то же время, придать им уникальные, особенные свойства. Эти отличия мо¬гут быть как реальными, так и мнимыми.

Монополистическая конкуренция — это такая рыночная си¬туация, когда многочисленные продавцы продают схожие това¬ры, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Примеры такой конкуренции следующие: "жевательная резинка, очищающая зубы", "журнал для деловой женщины", "автомобиль для тропиков", "свежий хлеб", "шампунь, укрепляющий корни волос", "вина из лучших сортов винограда", "наши акции — всегда в цене", "у нас самый широкий выбор косметики", "наш банк осуществляет самые быстрые расчеты", "шоколадный батончик — райское наслаждение" и т. д.

К основным характеристикам монополистической конкурен¬ции можно отнести:

а) относительно большое число некрупных производителей;                                                                                                          б) продажа схожей, но не идентичной продукции. Разные произ¬водители занимаются созданием разновидностей товара, удовлетворя¬ющих в принципе одну и. ту же потребность. Но назвать уже их про¬дукцию идентичной нельзя. Здесь наблюдается дифференциация про¬дукта;                                                                в) наличие у отдельного производителя очень ограниченного контроля над рыночной ценой. Это связано, во-первых, с тем, что производителей достаточно много, значит доля предлагаемого товара, приходящаяся на одного, — относительно небольшая. Во-вторых, спрос на такую продукцию характеризуется довольно высокой степенью элас-тичности: покупатели чутко реагируют на изменение цены, и в случае ее повышения могут переключиться на приобретение схожей продукции у других продавцов, проигнорировав какие-то особенности в свойствах товаров.

Соперничающие субъекты могут использовать здесь как ценовые, так и неценовые методы конкуренции. Возможность применения последних, в отличие от условий чистой конкуренции, связана с диф¬ференциацией продукта: конкуренты предлагают его разновидности, стремясь убедить покупателя в превосходстве своих спецификаций товара. И поэтому здесь являются достижимыми конкурентные преи¬мущества в результате совершенствования качества продукта, усло¬вий его продажи, дизайна, упаковки, активной рекламы и т. д.;

г) различные соглашения между конкурентами по ограничению конкуренции, например по проведению согласованной ценовой политики, являются практически малоосуществимыми. Все дело в том, что конкурентов довольно много, и, кроме того, размыты, неопределенны сами границы поля конкуренции, состав ее участников;

д) сохраняются возможности относительно легкого вступле¬ния в отрасль новых производителей. По сравнению с чистой конкуренцией трудности возрастают, но не намного. Масштабы стартового капитала, уровень технологической сложности не ставят непреодолимых барьеров для проникновения в отрасль новых конкурентов.

3.3         Олигополия

Существуют рынки, на которых, как правило, действует относительно небольшое количество крупных фирм. Строго определить количество таких субъектов экономисты обычно не берутся, но можно встретить, например, такую количественную характеристику олигополистического рынка, где число конкурентов составляет от трех до пяти. Ее, видимо, можно принять в виде некоторого ориентира. Примерами такой конкурентной ситуации в Украине могут быть рынки бытовых холодильников, стиральных машин, сигарет, магнитофонов, локальные рынки ряда товаров и услуг в городах.

Олигополия — это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары.

К основным характеристикам олигополистической конкурен¬ции можно отнести:

а) немногочисленность конкурентов. Каждый из них обладает обычно довольно большой долей рынка какого-то товара или услуги;

б) предложение стандартизированных или дифференцированных товаров. Ряд промышленных товаров, таких, например, как сталь, алюминий, цемент, являются стандартизированными продуктами и обычно предлагаются в условиях олигополистической конкуренции. Дифференцированными товарами на олигополистических рынках могут быть, к примеру, автомобили, компьютеры, холодильники, пылесосы, телефонные аппараты. Предприятия-олигополисты — это обычно значительные по размерам структуры, ведущие крупномасштабное производство;

в) сложность входа в отрасль новых предприятие. Здесь уже перед потенциальными конкурентами, возможными кандидатами на вступление в отрасль встают очень серьезные проблемы. Это и формирование большого стартового денежного капитала, и технологические сложности, и доступность к важнейшим сырьевым ресурсам, и большие возможности "ветеранов" разными способами пре¬пятствовать появлению в отрасли "новичков" и другое. Пробиться новым фирмам здесь действительно сложно;

г) наличие стимулов к слиянию, сговорам, направленным на снижение или устранение конкуренции. Слияние конкурентов позволяет получить большую долю рынка, в большей степени использовать эффект масштаба: как "на выходе" — при продаже своей продукции (это можно делать с меньшими удельными издержками), так и "на входе" — при решении проблем, ресурсного обеспечения (закупка крупных партий ресурсов по низшим ценам). Сговоры — по ценам, местам сбыта, объемам продаж — возможны здесь потому, что количество конкурентов ограничено и они все "на виду", что создает благоприятную почву для подобных стремлений.

В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая кон¬куренция. Но ценовые методы соперничества обычно оказываются менее эффективными. Между предприятиями существует тесная взаимоза¬висимость. Если один из конкурентов снизил цены, другие вынуждены будут адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они, одновременно, и сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.

3.4           Чистая монополия

При такой монополии конкуренции вообще не существует. Уровень конкуренции изменяется по убывающей от чистой конкуренции до чистой монополии.

Чистая, или абсолютная, монополия — это такая рыночная ситуация, при которой имеется только один продавец товара, у которого нет близких заменителей. Отсутствие близких замени¬телей означает, что у покупателя остается выбор не между товарами, а между тем, покупать ли данный товар или отказаться вообще от удовлетворения потребности в нем. Продавец — один, и в этом случае он — король, а покупатель — слуга. У такого продавца сосредотачива¬ется огромная власть.

Отметим основные характеристики чистой монополии:

а) единственный продавец;

б) товарная дифференциация отсутствует,

в) продавец осуществляет практически полный контроль над ценами.

г) очень трудные условия вхождения в отрасль новых предпри¬ятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным финансовыми, технологическими, ресурсными, правовыми условиями.

Абсолютный монополист, конечно же, не выступает в роли "ценополучателя", он — "ценоустановитель". Он полностью контролирует пред¬ложение товара, ему представляется исключительная возможность выбирать на свое усмотрение любую цену из возможных в соответствии с определенной кривой спроса.

Здесь следует отметить, что понятие "монополия" используется не только в строгом значении — как чистая монополия, но нередко применяется и в широком толковании. В последнем случае монополия обычно трактуется несколько расплывчато, как доминирующее по¬ложение экономического субъекта на рынке, т. е. можно, видимо, пола¬гать, что в таком варианте понятие "монополия" вбирает в себя и чистую монополию, и олигополию.

Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в ее решении отво¬дится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.

4     Способы  ведения конкурентной борьбы

   Конкуренция в  переводе с латинского языка  значит "сталкиваться" и как  было уже отмечено выше означает  борьбу между товаропроизводителями  за наиболее выгодные условия  производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора  темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя  внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию  труда и т.д.

   Конкуренция является  определяющим фактором упорядочения  цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует  вытеснению из производства неэффективных  предприятий, рациональному использованию  ресурсов, предотвращает диктат  производителей (монополистов) по отношению  к потребителю.

   Конкуренцию можно  условно разделить на добросовестную  конкуренцию и недобросовестную  конкуренцию.

4.1    Добросовестная  конкуренция и недобросовестная  конкуренция

 Основными методами  являются:

  - повышение качества  продукции

  - снижение цен ("война  цен")

  - реклама

  - развитие до- и послепродажного  обслуживания

  - создание новых товаров  и услуг с использованием достижений  НТР и т.д.

  Одной из традиционных  форм конкурентной борьбы является  манипулирование ценами, т.н. "война  цен". Она осуществляется многими  способами: понижением цен, локальными  изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема  услуг по действующим ценам, удлинением  сроков потребительского кредита  и др. В основном ценовая конкуренция  используется для выталкивания  с рынка более слабых соперников  или проникновения на уже освоенный  рынок.

  Более эффективной  и более современной формой  конкурентной борьбы является  борьба за качество предлагаемого  на рынок товара. Поступление  на рынок продукции более высокого  качества или новой потребительной  стоимости затрудняет ответные  меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит  длительный цикл, начинающийся с  накопления экономической и научно-технической  информации. В качестве примера  можно привести тот факт, что  известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона  одновременно по 10 конкурирующим  направлениям.

Информация о работе Экономическая конкуренция. Её формы и роль в развитии экономики