Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 03:29, курсовая работа
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с первым периодом возникновения денег.
Инфляционные тенденции присущи функционированию рыночного механизма, сложившегося в индустриально развитых странах к середине XX века. Тому способствовали два основных фактора: принципиальная перестройка финансовой и кредитно-денежной системы и формирование олигополистической структуры экономики.
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Сущность инфляции
1.1. Понятие инфляции ...……………………………………………………..…6
1.2. Виды инфляции ………………………………………………………….…8
1.3. Инфляция спроса и предложения …………………………………………11
Глава 2. Экономическая природа инфляции в России
2.1. Инфляция в условиях рыночной экономики……………………………...13
2.2. Факторы, вызывающие инфляцию в России……………………………...16
2.3. Статистический анализ инфляции в России………………………………17
Глава 3. Антиинфляционная политика
3.1. Этапы формирования и модель антиинфляционной политики в
России………………………………………………………………………..21
3.2. Основные направления антиинфляционной политики……………….…..24
3.3. Предложения по совершенствованию антиинфляционной политики в
России……………………………………………………………………..…26
Заключение ………………………………………………………………………29
Список используемой литературы ………………
1. Умеренная (ползучая, «стабильные цены») инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год, стоимость денег практически сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства.
2. Галопирующая инфляция - рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер.
3. Гиперинфляция - цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльным и убыточным становятся крупнейшие предприятия, она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену.
Успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможен. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.
Главными характеристиками гиперинфляции будут следующие последствия:
-сокращение производства;
- бегство от денег;
- переход к бартеру.
Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия – сбалансированности роста цен:
1. Сбалансированная инфляция, когда цены на разные виды товаров растут примерно в одинаковой степени и относительно друг друга неизменны.
2. Несбалансированная инфляция, когда цены на разные товары и услуги растут не равномерно, а национальная экономика не успевает, приспособится к данным колебаниям.
Сбалансированная инфляция не страшна
для бизнеса. Приходится лишь периодически
повышать цены товаров. Риск потери доходности
присущ только тем предпринимателям,
которые стоят последними в цепочке
повышения цен. Это, как правило,
производители сложной
В России и СНГ преобладает
Несбалансированность инфляции - большая
беда для бизнеса. Но еще хуже, когда
нет прогноза на будущее, нет уверенности
хотя бы в том, что товарные группы
- лидеры роста цен останутся лидерами
и в ближайшем будущем. Невозможно
рационально выбрать сферы
В зависимости от инфляционных импульсов по отношению к системе, вызываемых внутренними и внешними факторами, различают:
1. Импортируемую инфляцию. Данная
инфляция вызывается притоком
иностранной валюты и
2. Экспортируемая инфляция. Вызывает
повышение экспортных цен на
товары и услуги, что приводит
к росту цен в странах
По степени предсказуемости:
1. Ожидаемая
2. Неожидаемая
Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая - наоборот.
Непредвиденная (неожидаемая) инфляция
характеризуется внезапным
Однако если внезапный скачок цен происходит в экономике, где инфляционные ожидания еще не набрали силу, поведение населения и его реакция на рост цен могут быть иными. Ожидая, что этот скачок цен - кратковременное явление и вскоре последует снижение, потребители будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспособного спроса. С уменьшением спроса начинается давление на цены в сторону их снижения. Экономика вновь возвращается в состояние равновесия. Этот процесс носит название «эффект Пигу»4. Однако необходимо подчеркнуть, что эффект Пигу действует только в условиях гибких цен и процентных ставок и отсутствии инфляционных ожиданий. Ряд западных экономистов считают, что эффект Пигу описывает гипотетическую, а не реальную ситуацию в экономике.
С точки зрения проявления, различают открытую и подавленную инфляцию.
Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где свободное взаимодействие спроса и предложения способствует открытому, ничем не ограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.
Подавленная инфляция (скрытая инфляция)
присуща экономике с командно-
В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимое инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.
Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков является деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.
Выше говорилось, что инфляция является
результатом нарушения
1.3. Инфляция спроса и предложения
Инфляция, как известно на сегодняшний день является глобальной постоянно проявляющийся проблемой. Для простоты ее решения экономисты выдели два наиболее распространенных типов инфляции исходя из постоянного роста потребления а, следовательно, и производства. Это инфляция спроса (инфляция потребителей) и инфляция предложения (инфляция производителей).
Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком большое количество денег охотится за слишком малым количеством товаров».
Когда же возможна инфляция спроса? Инфляция спроса возможна при:
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют - «инфляцией издержек производства». В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике.
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которые предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.
Основными источниками инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей.
Главной причиной развития инфляции спроса и предложение является недостаточно сформированная, а в некоторых отраслях производства и отсутствие механизма рыночной экономики – конкуренции и банкротства неэффективных предприятий. В условиях свободной конкуренции при снижении спроса, вызванного мероприятиями, проводимыми государством по снижению расходов или кредитов, предприятие вынуждено либо сократить, либо уменьшить объемы производства. На макроэкономическом уровне это приводит к снижению деловой активности или к снижению цен либо два процесса одновременно. Но фирмы и компании пытаются удержаться на рынке в надежде на улучшение макроэкономической ситуации, при этом они вынуждены снижать цены и издержки производства. В массовом масштабе эти мероприятия приводят к снижению уровня инфляции.
Глава 2. Экономическая природа инфляции в России
2.1. Инфляция в условиях рыночной экономики
Инфляция
в Российской Федерации уже давно
стала хронической
Инфляция в экономике РФ возникла еще в 1950 – начале 1960-х гг. и была связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких – на все виды сырья. С 1960 по 1988 г. стоимость рубля снижалась и составила 40 коп. к уровню 1960 г.
Открыто взрыв инфляции
произошел в январе 1992 г., когда
были отпущены все цены, кроме цен
на энергоресурсы и
К ее основным, по большей части специфическим причинам следует отнести:
1) катастрофический спад производства;
2) глубокие структурные диспропорции в экономике, проявляющиеся в преобладании тяжелой промышленности и сложном положении в сельском хозяйстве;
3) быстро растущие цены высокомонополизированных хозяйствующих субъектов (топливно-энергетический комплекс и транспорт);
4) масштабный разрыв хозяйственных связей внутри бывшего СССР и внутри РФ;
5) долларизацию денежного обращения, значительный приток инвалют способствовал росту цен;
6) экономическую и социальную нестабильность;
7) огромный отток материальных и валютных ресурсов заграницу;
8) вытеснение импортом отечественных товаров;
9) огромный внутренний и внешний долг;
10) финансовые противоречия между центром и регионами;
11) либерализацию валютного законодательства, внутреннюю конвертируемость рубля, которые вызвали мощную спекуляцию на валютном рынке и быстрое падение курса рубля.
Пик инфляции в РФ пришелся именно на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2508%. В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%, и поэтому показателю в мире
РФ уступала лишь Бразилии (2830%).
Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5, 10 и 50 тыс. руб.
В 1994-м и 1995 гг. продолжался стремительный рост потребительских цен, который в годовом исчислении составил соответственно 215,0% и 131,3%. В период с 1992 по 1996 гг. основной задачей стабилизации обстановки в стране стало погашение инфляционных ожиданий населения и повышение доверия населения к рублю. Это было действительно необходимо, так как уже в 1996г. инфляция обуславливалась:
Информация о работе Экономическая природа инфляции и ее разновидности