Экономическая природа инфляции и ее разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 03:29, курсовая работа

Описание работы

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с первым периодом возникновения денег.
Инфляционные тенденции присущи функционированию рыночного механизма, сложившегося в индустриально развитых странах к середине XX века. Тому способствовали два основных фактора: принципиальная перестройка финансовой и кредитно-денежной системы и формирование олигополистической структуры экономики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Сущность инфляции
1.1. Понятие инфляции ...……………………………………………………..…6
1.2. Виды инфляции ………………………………………………………….…8
1.3. Инфляция спроса и предложения …………………………………………11
Глава 2. Экономическая природа инфляции в России
2.1. Инфляция в условиях рыночной экономики……………………………...13
2.2. Факторы, вызывающие инфляцию в России……………………………...16
2.3. Статистический анализ инфляции в России………………………………17
Глава 3. Антиинфляционная политика
3.1. Этапы формирования и модель антиинфляционной политики в
России………………………………………………………………………..21
3.2. Основные направления антиинфляционной политики……………….…..24
3.3. Предложения по совершенствованию антиинфляционной политики в
России……………………………………………………………………..…26
Заключение ………………………………………………………………………29
Список используемой литературы ………………

Файлы: 1 файл

курсовая экономика информационного бизнеса.docx

— 302.24 Кб (Скачать файл)

1. Умеренная (ползучая, «стабильные цены») инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год, стоимость денег практически сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства.

2. Галопирующая инфляция - рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер.

3. Гиперинфляция - цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльным и убыточным становятся крупнейшие предприятия, она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену.

Успешный бизнес в условиях гиперинфляции  почти невозможен. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.

Главными характеристиками гиперинфляции  будут следующие последствия:

-сокращение производства;

- бегство от денег;

- переход к бартеру.

Теперь рассмотрим виды инфляции с  точки зрения второго критерия –  сбалансированности роста цен:

1. Сбалансированная инфляция, когда  цены на разные виды товаров  растут примерно в одинаковой  степени и относительно друг  друга неизменны.

2. Несбалансированная инфляция, когда  цены на разные товары и  услуги растут не равномерно, а национальная экономика не  успевает, приспособится к данным  колебаниям.

Сбалансированная инфляция не страшна  для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке  повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних  кооперационных связях. Цена на их продукцию  отражает всю сумму повышения  цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

В России и СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает  рост цен на конечную продукцию, стоимость  комплектующего компонента превышает  цену всего сложного прибора и  т.п.

Несбалансированность инфляции - большая  беда для бизнеса. Но еще хуже, когда  нет прогноза на будущее, нет уверенности  хотя бы в том, что товарные группы - лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая  особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.

В зависимости от инфляционных импульсов  по отношению к системе, вызываемых внутренними и внешними факторами, различают:

1. Импортируемую инфляцию. Данная  инфляция вызывается притоком  иностранной валюты и повышением  импортных цен. Поступившую иностранную  валюту коммерческие банки депонируют  в центральный банк, получая взамен эквивалентную сумму в национальной валюте. Пассивы банков увеличиваются, что позволяет им увеличить ссудные операции и кредитную экспансию, тем самым вызывают разбухание денежной массы.

2. Экспортируемая инфляция. Вызывает  повышение экспортных цен на  товары и услуги, что приводит  к росту цен в странах потребителях, в частности в развитых странах.

По степени предсказуемости:

1. Ожидаемая

2. Неожидаемая

Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается  и прогнозируется заранее, неожидаемая - наоборот.

Непредвиденная (неожидаемая) инфляция характеризуется внезапным скачком  цен, что негативно сказывается  на денежном обращении, системе налогообложения. В такой ситуации, если в экономике  существовали инфляционные ожидания, население, опасаясь дальнейшего обесценения  своих доходов, резко увеличивает  расходы на приобретение товаров  и услуг, что само по себе создает  трудности в экономике и искажает реальную картину потребностей в  обществе. Таким образом, внезапный  скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые  будут подстегивать рост цен.

Однако если внезапный скачок цен  происходит в экономике, где инфляционные ожидания еще не набрали силу, поведение  населения и его реакция на рост цен могут быть иными. Ожидая, что этот скачок цен - кратковременное  явление и вскоре последует снижение, потребители будут больше сберегать  и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспособного  спроса. С уменьшением спроса начинается давление на цены в сторону их снижения. Экономика вновь возвращается в  состояние равновесия. Этот процесс  носит название «эффект Пигу»4. Однако необходимо подчеркнуть, что эффект Пигу действует только в условиях гибких цен и процентных ставок и отсутствии инфляционных ожиданий. Ряд западных экономистов считают, что эффект Пигу описывает гипотетическую, а не реальную ситуацию в экономике.

С точки зрения проявления, различают  открытую и подавленную инфляцию.

Открытая инфляция характерна для  стран рыночной экономики, где свободное  взаимодействие спроса и предложения  способствует открытому, ничем не ограниченному  росту цен. Хотя открытая инфляция и  искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям  сферы выгодного приложения капиталов.

Подавленная инфляция (скрытая инфляция) присуща экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет  открыто проявиться инфляции в росте  цен. В такой ситуации инфляция принимает  скрытый характер. Внешне цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.

В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой  стороной невидимое инфляционного  процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике  диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.

Можно сказать, что при подавленной  инфляции только часть денежных знаков является деньгами. Покупатели, желая  подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная  форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия  неизменности цен создает видимость  экономического благосостояния, вводя  в заблуждение продавцов и  покупателей.

Выше говорилось, что инфляция является результатом нарушения равновесия между спросом и предложением. Равновесие может нарушаться, прежде всего, со стороны спроса. В этом случае возникает инфляция спроса.

 

1.3. Инфляция спроса и  предложения

 

Инфляция, как известно на сегодняшний  день является глобальной постоянно  проявляющийся проблемой. Для простоты ее решения экономисты выдели два  наиболее распространенных типов инфляции исходя из постоянного роста потребления  а, следовательно, и производства. Это  инфляция спроса (инфляция потребителей) и инфляция предложения (инфляция производителей).

Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком большое количество денег охотится за слишком малым количеством товаров».

Когда же возможна инфляция спроса? Инфляция спроса возможна при:

  1. росте спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;
  2. увеличении инвестиций, особенно на средства производства во время
  3. экономического подъема;
  4. росте государственных расходов (рост военных и социальных заказов).

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют - «инфляцией издержек производства». В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике.

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которые предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.

Основными источниками инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей.

Главной причиной развития инфляции спроса и предложение является недостаточно сформированная, а в некоторых отраслях производства и отсутствие механизма рыночной экономики – конкуренции и банкротства неэффективных предприятий. В условиях свободной конкуренции при снижении спроса, вызванного мероприятиями, проводимыми государством по снижению расходов или кредитов, предприятие вынуждено либо сократить, либо уменьшить объемы производства. На макроэкономическом уровне это приводит к снижению деловой активности или к снижению цен либо два процесса одновременно. Но фирмы и компании пытаются удержаться на рынке в надежде на улучшение макроэкономической ситуации, при этом они вынуждены снижать цены и издержки производства. В массовом масштабе эти мероприятия приводят к снижению уровня инфляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экономическая природа инфляции в России

2.1. Инфляция в условиях  рыночной экономики

 

Инфляция  в Российской Федерации уже давно  стала хронической экономической  проблемой. Хотя в РФ темпы обесценения  денег находятся в интервале  умеренной инфляции, но факт того, что  фактическая инфляция выше планируемой, а население воспринимает рост цен  как само собой разумеющееся явление, заставляет насторожиться.

Инфляция  в экономике РФ возникла еще в 1950 – начале 1960-х гг. и была связана  с резким падением эффективности  общественного производства. Однако она носила скрытый характер и  проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких  – на все виды сырья. С 1960 по 1988 г. стоимость рубля снижалась и  составила 40 коп. к уровню 1960 г.

Открыто взрыв инфляции произошел в январе 1992 г., когда  были отпущены все цены, кроме цен  на энергоресурсы и продовольствие. С этого момента инфляционный процесс стал неотъемлемой чертой российской денежной системы.

К ее основным, по большей части  специфическим причинам следует  отнести:

1)  катастрофический спад производства;

2)  глубокие структурные диспропорции в экономике, проявляющиеся в преобладании тяжелой промышленности и сложном положении в сельском хозяйстве;

3)  быстро растущие цены высокомонополизированных хозяйствующих субъектов (топливно-энергетический комплекс и транспорт);

4)  масштабный разрыв хозяйственных связей внутри бывшего СССР и внутри РФ;

5)  долларизацию денежного обращения, значительный приток инвалют способствовал росту цен;

6) экономическую и социальную нестабильность;

7)  огромный отток материальных и валютных ресурсов заграницу;

8)  вытеснение импортом отечественных товаров;

9)  огромный внутренний и внешний долг;

10) финансовые противоречия между центром и регионами;

11)  либерализацию валютного законодательства, внутреннюю конвертируемость рубля, которые вызвали мощную спекуляцию на валютном рынке и быстрое падение курса рубля.

Пик инфляции в РФ пришелся именно на 1992 г., когда  цены за год выросли в среднем  на 2508%. В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%, и поэтому показателю в мире

РФ уступала лишь Бразилии (2830%).

Гиперинфляция потребовала денежные знаки более  высокого достоинства для обеспечения  роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5, 10 и 50 тыс. руб.

В 1994-м  и 1995 гг. продолжался стремительный  рост потребительских цен, который  в годовом исчислении составил соответственно 215,0% и 131,3%. В период с 1992 по 1996 гг. основной задачей стабилизации обстановки в  стране стало погашение инфляционных ожиданий населения и повышение  доверия населения к рублю. Это  было действительно необходимо, так  как уже в 1996г. инфляция обуславливалась:

Информация о работе Экономическая природа инфляции и ее разновидности