Экономическая природа инфляции и ее разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 03:29, курсовая работа

Описание работы

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с первым периодом возникновения денег.
Инфляционные тенденции присущи функционированию рыночного механизма, сложившегося в индустриально развитых странах к середине XX века. Тому способствовали два основных фактора: принципиальная перестройка финансовой и кредитно-денежной системы и формирование олигополистической структуры экономики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Сущность инфляции
1.1. Понятие инфляции ...……………………………………………………..…6
1.2. Виды инфляции ………………………………………………………….…8
1.3. Инфляция спроса и предложения …………………………………………11
Глава 2. Экономическая природа инфляции в России
2.1. Инфляция в условиях рыночной экономики……………………………...13
2.2. Факторы, вызывающие инфляцию в России……………………………...16
2.3. Статистический анализ инфляции в России………………………………17
Глава 3. Антиинфляционная политика
3.1. Этапы формирования и модель антиинфляционной политики в
России………………………………………………………………………..21
3.2. Основные направления антиинфляционной политики……………….…..24
3.3. Предложения по совершенствованию антиинфляционной политики в
России……………………………………………………………………..…26
Заключение ………………………………………………………………………29
Список используемой литературы ………………

Файлы: 1 файл

курсовая экономика информационного бизнеса.docx

— 302.24 Кб (Скачать файл)

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка  экономики и приспособление ее к  потребностям рынка за счет грамотной  конверсии военно-промышленного  комплекса, демонополизации и регулирования  деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и  т.д.

В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность  восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги.

Как и во многих цивилизованных странах  с рыночной экономикой, должна быть создана система ценового соглашения между производителями, профсоюзами  и правительством по всей технологической  цепочке производства и с учетом реального платежеспособного спроса потребителей.

При переходе к рынку необходима цивилизованная приватизация на основе учета реальных экономических, технологических  и экологических потребностей общества, на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающего соответствующие  поступления средств в государственный бюджет. Для достижения эффективности экономики необходимо искать разумное соотношение между всеми формами собственности.

На базе этих преобразований может  быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики, связанной с формированием  и развитием единого общероссийского  рынка товаров, кредита, валюты, фондового  рынка, рынка недвижимости, земли, труда  и т.д. Большую роль в этом играет восстановление экономического союза  стран СНГ с учетом взаимных интересов  и интересов России.

Блокировка финансовых факторов инфляции связана с сокращением дефицита бюджета за счет решения проблем  собираемости налогов.

Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию  налоговой системы:

  1. сокращению количества взимаемых налогов;
  2. отказу от использования инфляции как источника финансирования бюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать основные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках;
  3. пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен: отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и т.д.;
  4. изменению методики налогообложения;
  5. ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;
  6. регулированию перераспределительных отношений между бюджетами федерации и бюджетами регионов.

Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование  валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма  формирования валютного курса.

Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует  обеспечения эффективного экспортного  и валютного контроля с целью  остановить «бегство» капитала за рубеж  и обеспечить своевременность и  полноту уплаты налогов по этим операциям. Страна нуждается в программе  возвращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных  капиталов для инвестиций.

Необходимо нейтрализовать внешние  факторы инфляции за счет использования  налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств, а также ограничить долларизацию экономики, которая сейчас по существу служит параллельной валютой.

 

3.3. Предложения по совершенствованию  антиинфляционной политики в  России

 

Инфляционные процессы характерны как для экономически развитых стран, так и для развивающихся, для  стран, как с плановой, так и  рыночной экономикой. Для России актуально  использование зарубежного опыта  антиинфляционного регулирования, основанного на рациональной структурной  экономической политике и применении комплекса мер в целях воздействия  на денежные и не денежные факторы  инфляции.

В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития  в сторону усиления факторов инновационного развитии, увеличения инвестиционной активности. Для реализации этих важнейших задач необходимо:

  1. ограничение роста регулируемых цен на продукцию (услуги) естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов;
  2. снижение темпа роста цен на ГСМ;
  3. замедление роста цен на продовольственные товары. Добиться этого с помощью роста предложения этих товаров и доступа крестьян и фермеров на рынки. Это возможно если, ограничить ввоз импортной с/х продукции и морепродуктов, а в дальнейшем совсем запретить ввоз импортных продуктов питания.
  4. для того, чтобы заказы распределялись не заранее определенным предприятиям, близким отдельным чиновникам, посредникам или иностранным компаниям, необходимо не только внести коррективы в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, но и усилить борьбу с коррупцией, повысить прозрачность размещения госзаказов, расширять круг привлекаемых отечественных предприятий и малого бизнеса, совершенствовать механизмы государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, использования комплексных методов управления инвестиционными проектами.

На период кризиса не следует тормозить  проекты, связанные с инновационным  развитием экономики, модернизацией  производств, транспортной инфраструктуры, в то же время необходимо проанализировать целесообразность дорогих проектов, например строительства отдельных  трубопроводов.

Данные  мероприятия могут привести к  значительному росту ВВП, снижению цен на продукты питания, уменьшение безработицы и т.д.

Необходимо  увеличить денежные средства государства  за счёт иностранных активов, которыми обладают многие состоятельные граждане России. Для этого они должны воспользоваться  своими иностранными активами, продав их центральному банку в обмен  на национальную валюту. По мере накопления центральным банком валютных резервов предложение денег внутри страны возрастет. Доверие к национальной валюте увеличится, так как люди увидят, что рост внутренней денежной базы подкрепляется валютными резервами.

Выдавать  кредиты исключительно после  возврата старых. Однако это осуществимо только в том случае, если при невозможности возврата кредита неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства.

Восстановление  доверия к государственным облигациям. Исследования показывают, что замещение  кредитов Центрального банка на покрытие дефицита бюджета государственными краткосрочными облигациями - существенный фактор снижения инфляции.

Повышение эффективности банковского сектора  путем снижения затрат, ранняя санация  и банкротство неэффективных  банков и консолидация банковского  капитала путем слияния и привлечения  новых акционеров. Снижение эмиссии  и инфляции снизит доходность банковского  сектора, что создаст значительные проблемы с ликвидностью у не слишком  хорошо работающих банков.

Поощрение конкуренции и отмена правил, ограничивающих развитие рынка. Решительные сдвиги в создании благоприятных условий  для ведения бизнеса, привлечение  инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг. Быстро растущий разрыв, между расходами  населения на потребительские товары и их производством для отечественного рынка, покрывается импортными товарами, что усиливает давление на валютный рынок и вытесняет инвестиционные товары из импорта.

Более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание  или сдерживание роста цен  и заработной платы (политику доходов) с целью предотвращения высокой  инфляции, участие в создании рыночной инфраструктуры, налоговое стимулирование производства, поддержку жизненно важных отраслей и производств, регулирование  внешней торговли и валютных операций.

Подводя итог, отметим, что антиинфляционная политика находится в настоящее  время на таком этапе развития, когда необходимо дальнейшее использование  мер противодействия инфляции. Система  мер должна включать решение таких  задач, как повышения эффективности  банковского сектора, определение  либеральной тактики в области  валютной, бюджетной, налоговой и  денежно-кредитной политик и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, мы выяснили, что же такое инфляция, ее виды, причины инфляции.

Инфляция – дисбаланс спроса и предложения, проявляющийся в  росте цен.

Первоочередная задача в борьбе с инфляцией - преодоление экономического спада, эффективная инвестиционная политика, формирование стабильной макроэкономической структуры рынка с целью постепенного выравнивания диспропорций общественного воспроизводства.

Специфика Российской инфляции заключается  в том, что она своими корнями  уходит в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования. Оттуда проистекают, усиливаясь, два крайне неблагоприятных  фактора: технологическая отсталость и монополизм.

Говоря о перспективах развития ситуации в ближайшие годы, стоит  отметить, что вся совокупность факторов, воздействующих на инфляцию в стране, продолжает сопровождаться ускоряющимся ростом внешних заимствований частного сектора и увеличением разрыва  между внутренним спросом и возможностями  его удовлетворения, покрываемого за счет растущего в реальном выражении  импорта. Это свидетельствуют о  «перегреве» российской экономики, следствием чего является ускоряющаяся инфляция.

Необходима эффективная и регулируемая государством инвестиционная политика. Особое место в ней должно занимать привлечение иностранных инвестиций при условии защиты национального  производства.

В условиях раскручивания инфляционной спирали заработной платы и цен  важным направлением антиинфляционной политики должна стать политика доходов. Необходимо оздоровление бюджетов всех уровней, упрощение сбора налогов.

Антиинфляционная политика эффективна, если не вызывает негативных последствий (таких, как экономический спад, безработица, снижение жизненного уровня населения). Она должна быть основана на системном  подходе и ответственности за проведение её в жизнь.

Основной принцип борьбы с инфляцией - уничтожение ее источников. Временные  лаги в принятии политических решений  и их лоббирование - это причины  монетарного раскручивания инфляции, так как они ведут к неэффективности  бюджетных расходов, разбуханию денежной массы и, в конечном итоге, к искажению ценового сигнала.

Следовательно, если существуют объективные  причины возникновения инфляции, то полностью это явление не устранимо. Поэтому наиболее реалистичной целью  антиинфляционной политики является не абсолютное уничтожение инфляции, а  снижение инфляционного накала и  поддержание ее темпов на стабильно  низком и предсказуемом уровне.

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Андрианов В. «Инфляция и методы ее регулирования»// Маркетинг-2009-№3.
  2. Блант М. «Финансовый кризис», М.: АСТ; Астрель, 2008г.
  3. Деньги, кредит, банки: учебник / кол. авторов под. ред. О. И. Лаврушина. – 8-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009.
  4. Журавлёва Г.П.«Экономика», М.: Экономистъ, 2005г.
  5. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С. Г. Капканщиков. – М.: КНОРУС, 2006.
  6. Красавина Л. Н.  «Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России»// Деньги и кредит-2006-» № 9.
  7. Малкина М.Ю. «Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов Российской экономики»// Экономический анализ: теория и практика-2006-№5.
  8. Пашковский В. С. Особенности инфляционных процессов в России / В. С. Пашковский - «Деньги и кредит» - №10 – 2006.
  9. Юсупов К. Н. Национальная экономика: учебное пособие / К. Н. Юсупов – М.: КНОРУС, 2009.
  10. Законодательство и экономика: журнал для деловых людей / №1 – ЗАО «Законодательство и экономика», 2009.
  11. www.bs-life.ru
  12. www.auditfin.com
  13. www.gks.ru
  14. www.ng.ru
  15. www.economics.wideworld.ru
  16. www.fundshub.ru

 

 


Информация о работе Экономическая природа инфляции и ее разновидности