Экономическая природа инфляции и ее разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 03:29, курсовая работа

Описание работы

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с первым периодом возникновения денег.
Инфляционные тенденции присущи функционированию рыночного механизма, сложившегося в индустриально развитых странах к середине XX века. Тому способствовали два основных фактора: принципиальная перестройка финансовой и кредитно-денежной системы и формирование олигополистической структуры экономики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Сущность инфляции
1.1. Понятие инфляции ...……………………………………………………..…6
1.2. Виды инфляции ………………………………………………………….…8
1.3. Инфляция спроса и предложения …………………………………………11
Глава 2. Экономическая природа инфляции в России
2.1. Инфляция в условиях рыночной экономики……………………………...13
2.2. Факторы, вызывающие инфляцию в России……………………………...16
2.3. Статистический анализ инфляции в России………………………………17
Глава 3. Антиинфляционная политика
3.1. Этапы формирования и модель антиинфляционной политики в
России………………………………………………………………………..21
3.2. Основные направления антиинфляционной политики……………….…..24
3.3. Предложения по совершенствованию антиинфляционной политики в
России……………………………………………………………………..…26
Заключение ………………………………………………………………………29
Список используемой литературы ………………

Файлы: 1 файл

курсовая экономика информационного бизнеса.docx

— 302.24 Кб (Скачать файл)

В начале нового учебного года отмечался  существенный рост цен на услуги образования. Плата за услуги среднего образования  увеличилась на 4,8%, занятия на курсах иностранных языков - на 4,5%, обучение в государственных высших учебных  заведениях - на 2,6%. Кроме того, дороже стали обходиться занятия в плавательных бассейнах и проживание в студенческом общежитии - на 3,0% и 2,8% соответственно.

Вместе с тем в сентябре стоимость  проезда в различных типах  вагонов поездов дальнего следования снизилась на 13,8-15,0%, услуг воздушного транспорта, абонентская плата за доступ к сети интернет, годовая  стоимость полиса добровольного  страхования легкового автомобиля - на 0,5-0,8%.

Базовая инфляция (показатель, исключающий  изменения цен на отдельные товары, подверженные влиянию факторов, которые  носят административный, а также  сезонный характер) в сентябре 2010г. составила 1,1%, с начала года - 4,3% (в  сентябре 2009г. - 0,5%, с начала года - 7,3%).

Наиболее неравномерная ценовая  картина наблюдается на рынке  жилья. Однобокий упор на ипотеку  и субсидирование процентных ставок не дает быстрого результата. Увлечение  ипотечными программами в условиях медленного роста количества предложений  на рынке недвижимости и такого же медленного развертывания новых  строительных мощностей увеличивает  разрыв между числом платежеспособных покупателей и рыночным предложением жилья, что ведет к резкому  увеличению стоимости квартир и  домов.

Ипотека может стать доступной  только при соблюдении двух условий, а именно: при устранении дисбаланса между стоимостью квартиры и средним  уровнем доходов населения и  при создании эффективного канала рефинансирования предоставляющих ипотечные кредиты  банков, обеспечивающего им источники  долгосрочных займов. Проще говоря, при нынешнем довольно низком уровне средних зарплат и весьма высоких  ценах на квартиры получить ипотечный  кредит реально лишь на срок 100 - 120 лет. Доля населения, участвующего в ипотечных  программах не превышает 1%.

Нынешний кризис 2008 г. – это плата  общества и экономики за ошибки властей, которые нужно выявлять и анализировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Антиинфляционная политика

3.1. Этапы формирования  и модель антиинфляционной политики  в России

Цель антиинфляционной политики не подавление инфляции любой ценой, а  управление инфляционным процессом (рыночными  и государственными методами) в интересах  подъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая  инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует  экономический рост.

Переход к рыночному механизму  хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать  всю систему цен. Реформа цен  являлась одной из задач правительственной  программы 1991 г., однако проводилась  реформа не совсем продуманно. Первоначально  ставка делалась на постепенное изменение  производства и цен под контролем  государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные  цены изменились только в апреле. В  среднем цены возросли на 60%. Вслед  за повышением цен был снижен налог  на прибыль предприятий, что позволило  им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли  и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями.

Люди, имеющие в своем распоряжении определенные суммы наличных денег  и наученные опытом январского обмена, начали в феврале-марте еще более  активно вкладывать их в товары, защищая свои сбережения и от возможных  действий по проведению дальнейших шагов  денежной реформы, и от обесценения  в результате готовящегося повышения  цен. Все это привело к активизации  цен на черном рынке, так как сфера  государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном  состоянии из-за недостатка товаров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население  сокращало свои вклады в учреждениях  Сберегательного банка. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции  постепенной реформы.

2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых  и 90% розничных потребительских  цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. По расчетам реформатов цены в стране должны были возрасти не более чем в 3-4 раза. Фактически же рост цен за 1992 год вырос в 26 раз.

В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Гиперинфляция потребовала  денежные знаки более высокого достоинства  для обеспечения роста цен  денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:

1)ограничение эмиссии денег  Центральным Банком РФ;

2)сокращение бюджетного дефицита  путем секвестирования государственных расходов;

3)сдерживание колебания курса  рубля по отношению к иностранным  валютам путем установления их  пределов и использования валютной  интервенции.

Но снижение темпа роста цен  не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях. Особенности  формирования инфляционных процессов  в России были таковы, что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно  сильное воздействие на состояние  денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность  использования с середины 1995 г. в  дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютного коридора.

Проводимая с середины 1995г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость обменного  курса рубля, сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России. Практика, установления правительством Российской Федерации и Банком России границ возможных изменений обменного курса рубля сначала на несколько месяцев, на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне проводившейся Банком России совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997гг., позволила эффективно сдерживать инфляцию, помогла предприятиям и населению обрести ясные ориентиры при планировании их хозяйственной деятельности.

Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г. включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995 - 1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но в конечном счете система показала свою несостоятельность.

Главной причиной конечного провала  “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.

Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой  практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым  государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За рубежом дефляционная политика как правило проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.

Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал  неэффективность монетаристских методов  подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией  не учитывали ее многофакторность и  подрывали основы национальной экономики  России. Становится очевидным, что для  сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к  антиинфляционной политике.

После финансового кризиса в  бюджете Российской Федерации на 1999 г годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при  малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен. Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось  достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным  возможностям развития экономики (государственные  бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены  с профицитом); улучшению состояния  финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.

В отличие от 2004 года, с середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция  снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь 2005 года темпы роста потребительских  цен были более чем в два  раза ниже прошлогодних показателей. На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 года оказали влияние: замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 года против соответствующего периода предыдущего года; приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы с 19 сентября до конца 2005 года по решению крупнейших производителей нефтепродуктов, значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005 года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров.

В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития (2007-2008 гг.) в сторону усиления факторов инновационного развитии, увеличения инвестиционной активности. Сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики. Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. Правительство РФ впервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс.

Поставлена задача замедления роста  денежного предложения и замедления скорости обращения денег с 4,2 оборота  в год в 2005 до 2.8-3 оборотов в 2009 г. Для снижения темпа инфляции крайне важна предусмотренная ориентация в предстоящие три года на консервативную бюджетную политику, которая обеспечит  оздоровление, укрепление бюджета. Правительством прогнозируется увеличение бюджетных  расходов инвестиционного характера  с 1,8% ВВП в 2005 г. до 2,34% в 2009 году.

Важную роль будет играть проводимая Банком России денежно-кредитная политика, направленная на снижение инфляции и  поддержание плавной динамики валютного  курса. Принимая целевые параметры  денежно-кредитной политики на предстоящий год, Банк России принимает во внимание различные возможные условия дальнейшего социально-экономического развития страны. Однако, реальное развитие событий может отличаться от предусмотренных сценариев. На экономический рост в последние годы заметное влияние оказывал более высокий, чем предполагалось, уровень цен на нефть на мировом рынке. Превышение целевых ориентиров по инфляции было обусловлено факторами, находящимися вне сферы воздействия денежно-кредитной политики, например, существенное увеличение цен на энергоресурсы, рост цен на платные услуги населению. В качестве основной цели денежно-кредитной политики, Банк России определил ограничение прироста потребительских цен в пределах 6,5-8 %.

При этом прирост базовой инфляции для достижения цели составляет 5,5-7 %. Рост денежной массы прогнозируется на уровне 19-28%. Основным инструментом курсовой политики в 2007 г. останутся  операции по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Причем интервенции будут  проводиться как в целях предотвращения резких колебаний валютного курса, так и в целях недопущения  чрезмерного укрепления рубля. Своей  перспективной задачей Банк России видит переход к режиму инфляционного таргетирования.

 

3.2. Основные направления  антиинфляционной политики

 

Поскольку рыночные отношения в  России только формируются, еще не создана  в полной мере законодательная база, не закончен процесс разгосударствления и приватизации собственности, необходимо прежде всего определиться с целями и границами реформ, проводимых в стране с учетом социально-экономических последствий. В связи с этим должна быть четко определена финансовая стратегия государства. направленная на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста в условиях рыночных отношений с использованием экономических методов государственного регулирования.

Основным фактором в борьбе с  инфляцией являются преодоление  экономического спада, кризиса неплатежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Оздоровление экономики связано  с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием  экспорта продукции, в том числе  экспорта вооружений, разумной протекционистской  политикой и политикой валютного  курса, способствующих решению вопросов конкурентоспособности отечественных  товаров, а не спаду производства, как это происходило при установлении «коридора» допустимого изменения  валютного курса.

Информация о работе Экономическая природа инфляции и ее разновидности