СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЭКОНОМИКИ В УСЛО-ВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ……………………………………………….5
- Функции государства в переходной
экономике……….……………..5
- Формы государственного регулирования переходной экономики...9
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЭКОНОМИКИ РБ………...12
2.1 Организация государственного
регулирования экономики в РБ….12
2.2 Государственное регулирование
экономического потенциала и
его составных частей…..……………………………………………………...14
2.3 Государственное регулирование
отраслей материального произ-
водства………………..………..…………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………………………………...25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В процессе развития национальной
экономики возникали и обострялись экономические
и социальные проблемы, которые не могли
быть решены автоматически на базе частной
собственности. Начала проявляться необходимость
вливания инвестиций в отрасли малорентабельные
или нерентабельные с точки зрения частного
капитала, но необходимые для продолжения
воспроизводства в национальных масштабах;
отраслевые и общехо-зяйственные кризисы,
массовая безработица, нарушения в денежном
обращении, обострившаяся конкуренция
на мировых рынках требовали вмешательства
в происходящие внутри государства процессы.
С теоретической точки зрения
определение государственной экономической
политики шире, чем понятие государственного
регулирования экономики, так как первая
(экономическая политика государства)
может основываться и на невмешательстве
государства в хозяйственную жизнь. В
современных условиях невмешательство
государства в социально - экономические
процессы немыслимо.
Государственное вмешательство
в экономику страны появляется с
достижением определенного уровня экономического
развития, концентрации производства
и капитала. Необходимость, превращающая
эту возможность в действительность, заключается
в увеличении проблем, трудностей, с которыми
призвано справиться государственное
регулирование экономики, которое решает
различные задачи: это, например, стимулирование
экономичес-кого роста, регулирование
занятости, регулирование финансовых
потоков. Конкретные формы, направления,
масштабы государственного регулирования
экономики страны определяются характером
и остротой сложившихся экономических
и социальных проблем в том или ином государстве,
в конкретный период времени.
Объектом исследования является
Республика Беларусь.
Целью данной работы является
изучение теоретических и практичес-ких
аспектов оценки и анализа экономической
роли государства - Республики Беларусь.
В соответствии с целью работы поставлены
следующие задачи:
- выявить функции государства в переходной
экономике;
- рассмотреть инструменты и методы государственного
регулирования экономики;
- провести анализ организации макроэкономической
политики в Республике Беларусь;
Для написания курсовой работы были использованы
методы научного исследования, такие как:
диалектический, системный анализ, синтез
и исторический метод, сравнительного
анализа.
При написании работы использовались
учебные пособия, нормативно-правовые
документы, монографии и статьи по исследуемой
проблеме.
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ
- Функции государства в переходной
экономике
Роль государства в экономике
конкретизируется в его функциях. Все
функции государства в переходной экономике
связаны со становлением и развитием рыночных
отношений. В зависимости от характера
этой связи можно выделить 2 группы регулирующих
функций государства. Во-первых, это функции
по созданию условий эффективного существования
рынка. Во-вторых, это функции по дополнению
и корректировке действия собственно
рыночных регуляторов.
К первой группе относятся функция
обеспечения правовой базы функционирования
рыночного хозяйства, а также функция
стимулирования и защиты конкуренции,
как главной движущей силы в рыночной
среде.
Ко второй группе относятся
функции перераспределения доходов, корректировки
распределения ресурсов, обеспечения
экономической стабильности и стимулирования
экономического роста [9, c.379].
Названные функции характерны
как для переходной, так и для развитой
рыночной экономики. Однако на этапе перехода
к рынку реализация каждой из этих функций
характеризуется рядом особенностей.
Если в сформировавшемся рыночном
хозяйстве обеспечение правовой базы
функционирования экономики реализуется
в основном путем контроля за применением
действующего хозяйственного законодательства
и внесения в него частичных корректировок,
то на переходном этапе необходимо заново
создавать всю правовую базу хозяйствования.
Новое хозяйственное законодательство
должно четко определять права собственности
и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать
деятельность развивающихся институтов
рыночного хозяйства: коммерческих банков,
бирж, инвестиционных фондов и т. п., содержать
правовые основы антимонопольного регулирования.
Необходимы новые, адекватные условиям
рынка, налоговое законодательство, система
законов по защите прав потребителя и
социальному обеспечению, и т. д. Кроме
того, требуется правовое обеспечение
такого специфического процесса переходного
этапа, как массовая приватизация госу-дарственной
собственности [7].
Правовая основа хозяйствования
должна быть стабильной. Постоянные и
существенные изменения хозяйственного
законодательства оказывают дес-табилизирующее
воздействие на экономику, формируя у
хозяйственных субъектов чувство неуверенности
в завтрашнем дне. Однако новое хо-зяйственное
право, создаваемое в сжатые сроки на начальном
этапе перехода к рынку, не апробировано
практикой и уже в силу этого несовершенно.
По мере развития переходной экономики
это несовершенство становится все более
очевидным, возникает необходимость существенных
корректировок хозяйственного законодательства.
Таким образом, объективное противоречие
между требованием стабильности хозяйственного
законодательства и необходимостью его
совершенствования становится в переходной
экономике необычайно острым. Это осложняет
реализацию функции правового обеспечения
экономики. Прежде чем вносить те или иные
коррективы в правовые нормы хозяйствования,
необходимо каждый раз соизмерять предполагаемый
положительный эффект вносимых изменений
с ущербом от нарушения правовой стабильности
[15, c.240].
В связи с неразвитостью конкуренции
и чрезвычайно высоким уровнем монополизации
рынка, характерным для экономики переходного
типа, реализация дайной функции приобретает
здесь особенно важное значение.
Переход от плановой экономики
к рыночной объективно сопровож-дается
резким увеличением дифференциации доходов
населения. Причем в начале перехода этот
процесс происходит на фоне экономического
спада и высоких темпов инфляции, которые
обостряют проблему неравенства, вызывая
значительное снижение уровня жизни основной
массы населения. В этих условиях, чтобы
сгладить остроту социально-экономических
противоречий
и не допустить обнищания отдельных
социальных слоев, государство вынуждено
более интенсивно участвовать в перераспределении
доходов.
Основными каналами перераспределения
доходов населения является прогрессивное
налогообложение личных доходов и система
трансфертных платежей. Причем главная
роль в уменьшении неравенства принадлежит
трансфертным платежам. Дело в том, что
возможности увеличения налоговой прогрессии
весьма ограничены. Значительное повышение
прогрессив-ности налогообложения подрывает
стимулы к получению высоких доходов,
а тем самым стимулы к высокопроизводительному
труду и инвестициям, поощряет
утечку капиталов за рубеж, что отрицательно
сказывается на развитии национальной
экономики.
Возможности использования
трансфертных платежей как канала перераспределения
доходов также не беспредельны. Значительное
увеличение размеров и продолжительности
выплаты пособий по безработице или пособий
малоимущим слоям населения ослабляет
стимулы к труду, что отрицательно влияет
не только на экономику, но и на социальную
атмосферу в обществе. Политика перераспределения
доходов призвана сократить разрыв в уровнях
жизни высоко- и низкодоходных групп населения,
но лишь в той мере, которая не угрожает
подавлением деловой активности [1, c.326].
Известно, что рыночные механизмы
не обеспечивают рационального, с общественной
точки зрения, распределения ресурсов
в тех случаях, когда речь идет о производстве,
сопровождающемся внешними эффектами,
или о создании общественных благ. В этих
случаях государство берет на себя функцию
корректировки распределения ресурсов.
Такая корректировка и в переходной, и
в рыночной экономике осуществляется
традиционными методами. К их числу относятся
установление административных ограничений
и стандартов, препятствующих загрязнению
окружающей среды, система специальных
налогов и дотаций, финансирование производства
общественных благ или непосредственное
управление их производством, когда оно
сосредоточено на государственных предприятиях.
Спецификой переходной экономики является
наличие особых проблем, усложняющих реализацию
рассматриваемой функции государственного
регулирования [3, c.187].
Для стран, вступающих в этап
перехода к рынку, характерны острейшие
экологические проблемы, перешедшие по
наследству от административно-командной
системы. Для их решения необходимо резко
ужесточить ограничения на вредные выбросы,
значительно повысить налоги для производителей,
использующих экологически опасные технологии,
и т. п. Однако производители не готовы
создавать продукцию с меньшим вредоносным
«внешним эффектом», поэтому попытки быстро
изменить экологическую ситуацию путем
введения жестких нормативов, санкций
и дополнительных налогов выльются в значительное
сокращение объема производства, что усилит
экономический спад, характерный для начала
переходного периода. Решение проблемы
видится на путях постепенного ужесточения
политики регулирования отрицательных
внешних эффектов с заранее, за несколько
лет объявленными, очередными изменениями
экологических нормативов, размеров налогов,
штрафов и т. п., что позволило бы предприятиям
заранее приспособиться к грядущим изменениям
и отреагировать на внедрение экологически
безопасной технологии, а не резким сокращением
производства. Регулирование процесса
перераспределения ресурсов в производство
общественных благ (национальная оборона,
фундаментальная наука, образование, здравоохранение
и т. п.) в переходной экономике осложняется
из-за высокой инфляции. Как известно,
от высокой инфляции больше всего страдают
лица с относительно стабильными номинальными
доходами, к которым, в частнос-ти, относятся
работники бюджетных отраслей. Начинается
«переход» квалифицированных научных,
педагогических и др. кадров в сферы деятельности,
приносящие более высокие доходы. Для
того, чтобы воспрепятствовать этому процессу,
сохранить кадровый потенциал в жизненно
важных для развития общества сферах,
обязательным элементом политики перераспределения
ресурсов на переходном этапе должна быть
эффективная система защиты доходов работников
бюджетной сферы от инфляции [19, c.103].
Чем выше темпы инфляции и глубже
спад в переходной экономике, тем выше
роль стабилизационной функции государственного
регулирования. Данная функция реализуется
главным образом посредством традиционных
методов бюджетной, фискальной и кредитно-денежной
политики. Основная сложность стабилизационного
регулирования на переходном этапе связана
с тем, что высокие темпы инфляции сочетаются
здесь с глубоким экономичес-ким спадом.
В этих условиях стимулирующая бюджетная,
фискальная и кредитно-денежная политика,
направленная на преодоление спада, способствует
усилению инфляции и наоборот, ужесточение
денежно-кредитной, фискальной и бюджетной
политики, направленное на подавление
инфляции, способствует углублению кризисного
падения производства. Перед государством
встает сложнейшая проблема сочетания
«жесткости» и «мягкости» в экономическом
регулировании.
На более поздних этапах переходного
периода, по мере преодоления экономического
спада и снижения инфляции, все более актуальной
становится функция стимулирования экономического
роста. К этому моменту у государства появляется
возможность увеличить финансирование
фундаментальной науки и образования,
что способствует ускорению НТП, уменьшить
тяжесть налогового бремени, что стимулирует
рост деловой активности, более активно
использовать налоговую и кредитно-денежную
политику как средство стимулирования
технического прогресса и роста инвестиций
[21].
- Формы государственного регулирования переходной экономики
Государственное регулирование
— предусматривает комплекс мер, действий,
применяемых государством для корректировки
и установления основных экономических
процессов внутри страны [3, c.187].
В переходной экономике можно
выделить три основных направляющих вектора
деятельности государства[3, c.192]:
Во-первых,
это создание правовых и организационных
институтов, необходимых для функционирования
рыночной экономики. К ним относятся: формирование
частной собственности, правового государства,
обеспечение свободы предпринимательства,
проведение эффективной антимонопольной
политики.
Во-вторых, переориентация
самой государственной структуры управления
на принципы демократии и удовлетворения
потребностей рыночного хозяйства. Она
требует коренного преобразования аппарата
исполнительной власти, использования
новых методов управления экономикой.
Это длительный, болезненный и противоречивый
процесс. Простое разрушение прежнего
механизма управления не обеспечит автоматического
рождения новой его системы, адекватной
рыночной экономике, это только приведет
к полной потере управляемости хозяйственными
процессами, порождает анархию, предоставляет
относительную свободу криминальным элементам,
усугубляет экономический кризис. Поэтому
огромное значение приобретает работа
по реформированию государственной власти
на демократических началах, сок-ращению
численности государственного аппарата.
Необходим переход от системы отраслевых
министерств к органам функционального
управления.