Экономическая роль государства в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

В процессе развития национальной экономики возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Начала проявляться необходимость вливания инвестиций в отрасли малорентабельные или нерентабельные с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехо-зяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали вмешательства в происходящие внутри государства процессы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В УСЛО-ВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ……………………………………………….5
Функции государства в переходной экономике……….……………..5
Формы государственного регулирования переходной экономики...9
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ РБ………...12
2.1 Организация государственного регулирования экономики в РБ….12
2.2 Государственное регулирование экономического потенциала и его составных частей…..……………………………………………………...14
2.3 Государственное регулирование отраслей материального произ- водства………………..………..…………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………………………………...25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 98.40 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

  1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В УСЛО-ВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ……………………………………………….5
    1. Функции государства в переходной экономике……….……………..5
    2. Формы государственного регулирования переходной экономики...9
  2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ РБ………...12

2.1 Организация государственного  регулирования экономики в РБ….12

2.2 Государственное регулирование  экономического потенциала и  его составных частей…..……………………………………………………...14

2.3 Государственное регулирование  отраслей материального произ-    водства………………..………..…………………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………………………………...25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27

ПРИЛОЖЕНИЯ 
ВВЕДЕНИЕ

В процессе развития национальной экономики возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Начала проявляться необходимость вливания инвестиций в отрасли малорентабельные или нерентабельные с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехо-зяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали вмешательства в происходящие внутри государства процессы.

С теоретической точки зрения определение государственной экономической политики шире, чем понятие государственного регулирования экономики, так как первая (экономическая политика государства) может основываться и на невмешательстве государства в хозяйственную жизнь. В современных условиях невмешательство государства в социально - экономические процессы немыслимо.

Государственное вмешательство в  экономику страны появляется с   достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в увеличении проблем, трудностей, с которыми призвано справиться государственное регулирование экономики, которое решает различные задачи: это, например, стимулирование экономичес-кого роста, регулирование занятости, регулирование финансовых потоков. Конкретные формы, направления, масштабы государственного регулирования экономики страны определяются характером и остротой сложившихся экономических и социальных проблем в том или ином государстве, в конкретный период времени.

Объектом исследования является Республика Беларусь.

   Целью данной работы является изучение теоретических и практичес-ких аспектов оценки и анализа экономической роли государства - Республики Беларусь. В соответствии с целью  работы поставлены следующие задачи:

  • выявить функции государства в переходной экономике;
  • рассмотреть инструменты и методы государственного регулирования экономики;
  • провести анализ организации макроэкономической политики в Республике Беларусь;

Для написания курсовой работы были использованы методы научного исследования, такие как: диалектический, системный анализ, синтез и исторический метод, сравнительного анализа.

При написании работы использовались учебные пособия, нормативно-правовые документы, монографии и статьи по исследуемой проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ
    1. Функции государства в переходной экономике

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во-первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относятся функция обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста [9, c.379].

Названные функции характерны как для переходной, так и для развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку реализация каждой из этих функций характеризуется рядом особенностей.

Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве обеспечение правовой базы функционирования экономики реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и т. п., содержать правовые основы антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные условиям рынка, налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению, и т. д. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса переходного этапа, как массовая приватизация госу-дарственной собственности [7].

Правовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения хозяйственного законодательства оказывают дес-табилизирующее воздействие на экономику, формируя у хозяйственных субъектов чувство неуверенности в завтрашнем дне. Однако новое хо-зяйственное право, создаваемое в сжатые сроки на начальном этапе перехода к рынку, не апробировано практикой и уже в силу этого несовершенно. По мере развития переходной экономики это несовершенство становится все более очевидным, возникает необходимость существенных корректировок хозяйственного законодательства. Таким образом, объективное противоречие между требованием стабильности хозяйственного законодательства и необходимостью его совершенствования становится в переходной экономике необычайно острым. Это осложняет реализацию функции правового обеспечения экономики. Прежде чем вносить те или иные коррективы в правовые нормы хозяйствования, необходимо каждый раз соизмерять предполагаемый положительный эффект вносимых изменений с ущербом от нарушения правовой стабильности [15, c.240].

В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного типа, реализация дайной функции приобретает здесь особенно важное значение.

Переход от плановой экономики к рыночной объективно сопровож-дается резким увеличением дифференциации доходов населения. Причем в начале перехода этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня жизни основной массы населения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту социально-экономических противоречий

и не допустить обнищания отдельных социальных слоев, государство вынуждено более интенсивно участвовать в перераспределении доходов.

Основными каналами перераспределения доходов населения является прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Причем главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессив-ности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям,     поощряет утечку капиталов за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.

Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов также не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплаты пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе. Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности [1, c.326].

Известно, что рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов в тех случаях, когда речь идет о производстве, сопровождающемся внешними эффектами, или о создании общественных благ. В этих случаях государство берет на себя функцию корректировки распределения ресурсов. Такая корректировка и в переходной, и в рыночной экономике осуществляется традиционными методами. К их числу относятся установление административных ограничений и стандартов, препятствующих загрязнению окружающей среды, система специальных налогов и дотаций, финансирование производства общественных благ или непосредственное управление их производством, когда оно сосредоточено на государственных предприятиях. Спецификой переходной экономики является наличие особых проблем, усложняющих реализацию рассматриваемой функции государственного регулирования [3, c.187].

Для стран, вступающих в этап перехода к рынку, характерны острейшие экологические проблемы, перешедшие по наследству от административно-командной системы. Для их решения необходимо резко ужесточить ограничения на вредные выбросы, значительно повысить налоги для производителей, использующих экологически опасные технологии, и т. п. Однако производители не готовы создавать продукцию с меньшим вредоносным «внешним эффектом», поэтому попытки быстро изменить экологическую ситуацию путем введения жестких нормативов, санкций и дополнительных налогов выльются в значительное сокращение объема производства, что усилит экономический спад, характерный для начала переходного периода. Решение проблемы видится на путях постепенного ужесточения политики регулирования отрицательных внешних эффектов с заранее, за несколько лет объявленными, очередными изменениями экологических нормативов, размеров налогов, штрафов и т. п., что позволило бы предприятиям заранее приспособиться к грядущим изменениям и отреагировать на внедрение экологически безопасной технологии, а не резким сокращением производства. Регулирование процесса перераспределения ресурсов в производство общественных благ (национальная оборона, фундаментальная наука, образование, здравоохранение и т. п.) в переходной экономике осложняется из-за высокой инфляции. Как известно, от высокой инфляции больше всего страдают лица с относительно стабильными номинальными доходами, к которым, в частнос-ти, относятся работники бюджетных отраслей. Начинается «переход» квалифицированных научных, педагогических и др. кадров в сферы деятельности, приносящие более высокие доходы. Для того, чтобы воспрепятствовать этому процессу, сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом политики перераспределения ресурсов на переходном этапе должна быть эффективная система защиты доходов работников бюджетной сферы от инфляции [19, c.103].

Чем выше темпы инфляции и глубже спад в переходной экономике, тем выше роль стабилизационной функции государственного регулирования. Данная функция реализуется главным образом посредством традиционных методов бюджетной, фискальной и кредитно-денежной политики. Основная сложность стабилизационного регулирования на переходном этапе связана с тем, что высокие темпы инфляции сочетаются здесь с глубоким экономичес-ким спадом. В этих условиях стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно-денежная политика, направленная на преодоление спада, способствует усилению инфляции и наоборот, ужесточение денежно-кредитной, фискальной и бюджетной политики, направленное на подавление инфляции, способствует углублению кризисного падения производства. Перед государством встает сложнейшая проблема сочетания «жесткости» и «мягкости» в экономическом регулировании.

На более поздних этапах переходного периода, по мере преодоления экономического спада и снижения инфляции, все более актуальной становится функция стимулирования экономического роста. К этому моменту у государства появляется возможность увеличить финансирование фундаментальной науки и образования, что способствует ускорению НТП, уменьшить тяжесть налогового бремени, что стимулирует рост деловой активности, более активно использовать налоговую и кредитно-денежную политику как средство стимулирования технического прогресса и роста инвестиций [21].

 

    1.  Формы государственного регулирования переходной экономики

Государственное регулирование — предусматривает комплекс мер, действий, применяемых государством для корректировки и установления основных экономических процессов внутри страны [3, c.187].

В переходной экономике можно выделить три основных направляющих вектора  деятельности государства[3, c.192]:

         Во-первых, это создание правовых и организационных институтов,    необходимых для функционирования рыночной экономики. К ним относятся: формирование частной собственности, правового государства, обеспечение свободы предпринимательства, проведение эффективной антимонопольной политики.

      Во-вторых, переориентация самой государственной структуры управления на принципы демократии и удовлетворения потребностей рыночного хозяйства. Она требует коренного преобразования аппарата исполнительной власти, использования новых методов управления экономикой. Это длительный, болезненный и противоречивый процесс. Простое разрушение прежнего механизма управления не обеспечит автоматического рождения новой его системы, адекватной рыночной экономике, это только приведет к полной потере управляемости хозяйственными процессами, порождает анархию, предоставляет относительную свободу криминальным элементам, усугубляет экономический кризис. Поэтому огромное значение приобретает работа по реформированию государственной власти на демократических началах, сок-ращению численности государственного аппарата. Необходим переход от системы отраслевых министерств к органам функционального управления.

Информация о работе Экономическая роль государства в Республике Беларусь