В-третьих, переход к новым
формам регулирования, реализации со-циальной
и экономической политики, призванной
найти оптимальный путь для решения триединой
задачи: обеспечение структурной перестройки
и экономического роста; остановка инфляции,
т.е. стабилизация экономики; сохранение
устойчивости и порядка в обществе, в котором
усиливается со-циальное расслоение и
может появиться социальная напряженность.
Еще одним важнейшим направлением
деятельности государства яв-ляется выбор
приоритетов развития. От его правильности
зависят как со-циально-экономическое
развитие, так и темпы экономического
роста. Определение приоритетов — многофакторный
процесс, в котором учитываются масштабы
страны, ее геополитическое положение,
сохранение экономичес-кой безопасности,
экономическая эффективность национального
производст-ва, сбалансированность внешней
торговли и др. Четко определенные цели
и приоритеты должны соответствовать
национальным интересам страны.
К национальным
интересам следует отнести, прежде всего,
задачи, решение которых обеспечивает
самосохранение нации, ее выживание: охрана
окружающей среды, защита от внешней экспансии,
поддержание стабильного уровня жизни,
сохранение численности и здоровья населения,
интеллек-туального потенциала и трудовых
навыков народа. Это широкий круг проб-лем
— от умножения интеллектуального потенциала
страны до сбережения собственных природных
ресурсов для будущих поколений граждан.
В зависимости от периода развития такие
задачи конкретизируются в определенные
цели экономической политики. Последние
должны быть взаимоувязаны как между собой,
так и с необходимыми для них ресурсами,
а также выбором форм и методов использования
этих ресурсов для получения максимального
эффекта при существующих ограничениях.
Особое внимание
в переходный период государство должно
уделить выработке экономической политики,
стратегии и тактики реформирования экономики,
т.е. направлений воздействия на хозяйственные
процессы для достижения целей устойчивого
развития общества [1, c.328].
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЭКОНОМИКИ В РБ
2.1 Организация государственного
регулирования экономики в РБ
Государственное регулирование
в той или иной мере затрагивает всех участников
социально-экономических процессов, которые
принимают учас-тие в процессе регулирования,
одновременно являясь субъектами регулирования.
Главный субъект регулирования - народ,
выбирающий своих представителей в органы
власти и таким образом опосредованно
участвующий в процессе регулирования.
Все участники процесса регулирования
по степени причастности к нему или форме
участия существенно отличаются друг
от друга. Различают носителей, выразителей
и исполнителей экономических интересов.
Носители экономических интересов - это
физические и юридичес-кие лица, группы
людей, отличающиеся друг от друга региональной
принадлежностью, видом деятельности,
профессией, доходом, по имущественному
признаку и т.д. В качестве выразителей
экономических интересов могут выступать
ассоциации, многочисленные союзы. Носители
экономических интересов могут выражать
свои индивидуальные интересы в средствах
массовой информации, на митингах и демонстрациях,
обращаться с протестами, требованиями
и петициями в центральные и местные органы
государственного управления. Кроме официального
обращения, они иногда лоббируют свои
интересы в органах государственного
управления. Исполнителями экономических
интересов являются: государство в лице
различных органов власти, построенных
по иерархическому принципу и представляющих
три ветви власти - законодательную, исполнительную
и судебную; национальный банк страны.
Государство, как самый крупный
субъект, оказывает регулирующее воздействие
на деятельность других субъектов. Выраженные
экономические интересы по мере их поступления
в государственные органы не всегда полностью
или частично исполняются. Это связано
со многими обстоятельствами: во-первых,
выраженные интересы различных носителей
чаще всего противоречивы; во-вторых, они
могут противоречить целям экономической
политики государства, обеспечивающей
экономическое равновесие, социальную
стабильность, сбалансированность бюджета
и т.д.; в-третьих, возмож-ности государства
(в том числе и финансовые) имеют определенные
границы. Взаимодействие субъектов регулирования
также обеспечивается благодаря обратным
связям. Обратные связи проявляются в
различных формах: носители хозяйственных
интересов могут поддерживать правительство
либо отказывать в поддержке, выступать
с предупреждениями в его адрес. Парламент
может выражать недоверие правительству.
Главной линией обратной связи между носителями
и исполнителями экономических интересов
является доверие или потеря доверия,
поддержка носителями и выразителями
экономических интересов проводимой государством
экономической политики. Объектом государственного
регулирования: может являться экономика
страны в целом или ее отдельные регионы,
отрасли, сферы, предприятий. В ка-честве
объекта регулирования выступают социально-экономические
явления, процессы, ситуации. Объекты могут
существенно отличаться друг от друга
по характеру, иерархическому уровню.
Это могут быть: темпы экономичес-кого
роста, занятость, денежное обращение,
цены, социальное обеспечение, окружающая
среда и т.д. В самом общем виде объектами
государственного регулирования являются
макро- и микроэкономика [ПРИЛОЖЕНИЕ А].
В зависимости от территориальной
широты или комплексности охвата объекта
регулирования можно выделить комплексный
системный метод го-сударственного регулирования
(государственные региональные программы)
и системы льгот на компактной территории
(специальные экономические зоны).
Выбор же конкретного инструмента
зависит от задач управления и специфических
условий их решения, сложившихся в данный
момент в ре-гионах Беларуси. Схема инструментов
государственного регулирования территориального
развития представлена на рисунке 2.1.
Рис.2.1 - Инструменты государственного
регулирования.
Все меры государственного
регулирования экономики направлены на
то, чтобы ориентировать макроэкономическое
развитие и поведение в микроэкономике
в направлении выбранного варианта движения,
обеспечивающего достижение поставленных
целей и задач.
При помощи вышеуказанных инструментов
государство стремиться изменить соотношение
спроса и предложения на финансовом рынке
(рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении.
По мере относительного снижения роли
рынков свободных капиталов в финансировании
капиталовложений и, особенно в связи
с уменьшением роли фондовой биржи и ростом
самообеспечения крупных компаний финансовыми
средствами.
Прямое государственное хозяйственное
регулирование осуществляется средствами
бюджетной политики.
2.2 Государственное
регулирование экономического потенциала
и его сос-тавных частей
Под совокупным экономическим
потенциалом, применительно к экономике, понимаются
источники, возможности, средства, запасы,
которые могут быть использованы для достижения
целей социально-экономического развития.
На макроуровне под совокупным экономическим
потенциалом понимается максимально возможная
способность национальной экономики производить
товары и услуги в соответствии с запросами
внутреннего и внешних рынков [2, c.471].
Объемы и структура, технический
уровень производства и потребления, качество
товаров и услуг во всех сферах и отраслях
национальной экономики, а также накопленные
и располагаемые ею на всей территории
и за рубежом материальные и духовные
ценности, трудовые и природные ресурсы
определяют уровень развития совокупного
экономического потенциала страны.
Основными факторами, определяющими
экономический потенциал РБ, являются
производственные мощности промышленности,
сельского хозяйства, строительства, транспорта
и связи, производственная, социальная
и экологическая инфраструктуры, трудовые
ресурсы, в том числе квалифицированные
кадры, способные развивать научно-технический
прогресс и обеспечивать его реализацию
в сфере производства и потребления [2,
c.473].
Важнейшими составляющими
совокупного экономического потенциала
Беларуси являются:
• природно-ресурсный
потенциал:
- земельные ресурсы - это часть земельного фонда страны, пригодная для хозяйственного использования, которая создает основу для сельс-кохозяйственного производства, ведения лесного хозяйства, а также для городской застройки, расселения
сельского населения, размещения промышленных предприятий, транспортных
коммуникаций и всех других видов наземной
деятельности человека.
Земельный фонд Республики
Беларусь — это площадь страны, составляющая
20759,6 тыс. га. В Европе по этому показателю
Беларусь занимает 13-е место, следовательно,
большинство европейских государств обладают
гораздо меньшими земельными ресурсами.
Земельный фонд страны распределялся
следующим образом (по категориям землепользователей):
• сельскохозяйственные
организации - 8661 тыс. га(41,7%);
• граждане - 1397 тыс. га
(6,7 %);
• крестьянские (фермерские)
хозяйства- 180тыс. га (0,9%);
• земли запаса
и государственных лесохозяйственных
организаций - 8490 тыс. га (40,9 %);
• прочие землепользователи
- 2032 тыс. га (9,8 %).
Управление земельными ресурсами
в Республике Беларусь определяется проводимой
государственной земельной политикой,
целью которой яв-ляется повышение эффективности
использования и охраны земельных ресурсов
как неотъемлемого условия устойчивого
социально-экономического развития страны.
Основной задачей текущего периода является
совершенствование земельных отношений
и организационно-экономического механизма
регулирования землепользования.
Механизм управления земельными
ресурсами и регулирования земельных
отношений, посредством которого реализуются
цели и задачи госу-дарственной земельной
политики, включает:
• совершенствование
законодательной базы, формализующей
госу-дарственную земельную политику
и обеспечивающей нормативно-правовое
регулирование земельных преобразований;
• развитие структуры
органов государственного управления
в области регулирования земельных
отношений, использования и охраны земель;
• создание и ведение современного
государственного земельного кадастра
как информационной и регистрационной
системы, обеспечивающей функ-ционирование
и развитие всех элементов механизма управления
земельными ресурсами.
- водные ресурсы. Потенциал включают все пригодные для
хозяйственного использования запасы
поверхностных и подземных вод. Ресурсы
поверхностных вод определяются в основном суммарным стоком.
В Беларуси функционирует специфическая
отрасль экономики - водное хозяйство,
которое занимается изучением, учетом,
управлением, прогнозированием и планированием
использования водных ресурсов, охраной
поверхностных и подземных вод от загрязнения
и истощения, транспортировкой их к месту
потребления. Основная задача водного
хозяйства – обеспечение всех отраслей
и видов хозяйственной деятельности водой
в необходимом количестве и соответствующего
качества.
Управление водными ресурсами
в стране осуществляется с целью их использования
и охраны как основы жизнедеятельности
человека и функ-ционирования природных
систем. Разработка и реализация водохозяйственных
и водоохранных мероприятий координируется
государственным органом управления,
функции которого в настоящее время выполняет
Министерство природных ресурсов и охраны
окружающей среды Республики Беларусь.
Оно разрабатывает проекты законодательных
актов, стандарты, выдает разрешения на
использование воды в различных сферах
экономики. В существующей системе управления
использованием и охраной вод большая
роль отводится Министерству здравоохранения
Республики Беларусь (установление стандартов
качества питьевой воды и проведение соответствующего
мониторинга) и Министерству жилищно-коммунального
хозяйства Республики Беларусь (планирование,
строительство и эксплуатация систем
водоснабжения и канализации, установок
по очистке сточных вод).
- лесные ресурсы
(стволовые запасы древесины,
разнообразные недревесные ресурсы: технические (живицу, пробку и др.), кормовые, охотничье-промысловые, пищевые
(грибы, плоды, ягоды, орехи и др.), лекарст-венные растения, и выполняют
общественно полезные и защитно-ресурсоохранные функции (водоохранные, климаторегулирующие, полезащитные, противоэрозионные
и др.), в том числе рекреационные и эстетические).
В соответствии с Лесным кодексом
Республики Беларусь государственный
контроль за состоянием, использованием,
охраной, зашитой госу-дарственного лесного
фонда и воспроизводством лесов осуществляется
Министерством лесного хозяйства, Министерством
природных ресурсов и охраны окружающей
среды и их территориальными органами,
а также иными государственными органами
в соответствии с нормативными правовыми
актами Республики Беларусь.
- - минерально-сырьевые ресурсы - это природные вещества минерального происхождения, используемые
для получения энергии, сырья и материалов.
• демографический
и трудовой потенциал определяется
численностью и половозрастной структурой
населения, количеством и качеством трудовых
ресурсов, их занятостью в экономике.
К числу важнейших документов
государственной политики в области народонаселения
следует отнести: Кодекс Республики Беларусь
о браке и семье, вступивший в действие
с 01.01.1999 г., Трудовой кодекс - с 01.01.2000 г.;
законы Республики Беларусь «О демографической
безопасности Республики Беларусь» (2002
г.), «О занятости» (1999 г.), «О внешней трудовой
миграции» (1998 г.), «Об иммиграции» (1998 г.),
«О гражданстве» (2002 г.), «О беженцах» (1999
г.), «О здравоохранении» (2002 г.), «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» (2000 г.), «О радиационной
безопасности населения» (1998 г.), «О социальной
защите граждан, пострадавших от катастрофы
на Чернобыльской АЭС» (1991 г.). Разработаны
президентская программа «Дети Беларуси»,
государственная программа «Здоровье
нации», республиканские программы «Женщины
Республики Беларусь» и др.
• научный, научно-технический
и инновационный потенциал; Научно-технический
потенциал – это совокупность ресурсов
и условий осуществления прикладных научных
исследований и разработок, включая опытно-конструкторские
и опытно-технологические работы.
Инновационный потенциал —
это совокупность всех видов ресурсов
и условий обеспечения практического
освоения результатов научных исследований
и разработок, повышающих эффективность
способов и средств осуществления конкретных
процессов, в том числе освоения в производстве
новой продукции и технологии.
• информационно-технологический
потенциал - совокупность всех видов ресурсов
и условий, обеспечивающих возможность
формирования ключевых институтов информационного
общества в рамках национальной экономической
системы.
• производственный
потенциал; Производственный потенциал,
в масштабе национальной экономики, определяется
как совокупность всех ресурсов и условий
общественного производства, оценивается
объемом производства товаров и услуг
(ВВП), производственными мощностями промышленных
предприятий и строительных организаций,
возможностями производства сельскохозяйственной
продукции, уровнем развития производственной
инфраструктуры.