Экономическая роль государства в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

В процессе развития национальной экономики возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Начала проявляться необходимость вливания инвестиций в отрасли малорентабельные или нерентабельные с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехо-зяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали вмешательства в происходящие внутри государства процессы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В УСЛО-ВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ……………………………………………….5
Функции государства в переходной экономике……….……………..5
Формы государственного регулирования переходной экономики...9
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ РБ………...12
2.1 Организация государственного регулирования экономики в РБ….12
2.2 Государственное регулирование экономического потенциала и его составных частей…..……………………………………………………...14
2.3 Государственное регулирование отраслей материального произ- водства………………..………..…………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………………………………...25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 98.40 Кб (Скачать файл)

 • инвестиционный  потенциал; Инвестиционный потенциал страны – это ее способность освоить необходимые объемы инвестиций в строительство новых предприятий и их комплексов, расширение и реконструкцию действующих предприятий, в развитие человеческого потенциала, создание объектов и учреждений производственной и социальной инфраструктуры.

Правительством разрабатываются различного рода программные документы, в первую очередь, Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года, для привлечения прямых иностранных и портфельных инвестиций в экономику государства.

 • внешнеэкономический  потенциал; Внешнеэкономический потенциал страны определяется наличием природных ресурсов, созданным производственным и научно-техническим потенциалом, инфраструктурой, социальной сферой, продукция и услуги которых экспортируются за пределы страны или продаются иностранным гражданам, фирмам и организациям, в том числе совместным предприятиям, без вывоза их за границу.

 • экологический  потенциал [2, c.526].

 

2.3 Государственное регулирование отраслей материального производства

Сфера материального производства — важнейший объект госу-дарственного регулирования. К материальному производству относится совокупность отраслей, производящих средства производства и предметы пот-ребления и оказывающих услуги производственного характера. Оно составляет основу жизни людей, создает условия для развития непроизводственной сферы — здравоохранения, просвещения и т.д.[9, c.380]. Чем эффективнее труд в материальном производстве, тем выше уровень развития экономики, больше национальный доход. В отраслях материального производства соз-дается продукт (промышленность, сельское хозяйство, строительство) или увеличивается стоимость произведенного продукта (транспорт, связь и др.).

 Производство материальных  благ возможно в различных организа-ционных формах трудового процесса и типах предприятий и имеет, как правило, предпринимательский характер, т.е. является инициативным, самостоятельным и направлено на получение прибыли. Предпринимательство с прив-лечением наемного труда имеет форму предприятия, а без использования наемного труда — индивидуальной трудовой деятельности.

 Предпринимательская  деятельность (граждан и юридических  лиц) осуществляется на свой риск  с имущественной ответственностью  в пределах, определенных организационно-правовой  формой.

 Предпринимательская  деятельность осуществляется собственником  имущества или управляющим, которому  собственник предоставляет право  хозяйственного ведения на основе договора (контракта). Необходимым условием предпринимательской деятельности являются ее государственная регистрация, соответствие законодательству и требованиям рынка [21].

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, регистрируются в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности граждан применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. К индивидуальному предпринимателю может быть применен режим банкротства, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с предпринимательской деятельнос-тью.

Частное предпринимательство базируется на частной собственности на обособленное имущество и осуществляется в форме зарегистрированной в установленном порядке организации (общества или товарищества). Уставный капитал организаций образуется из вкладов участников; произведенное и приобретенное в процессе деятельности имущество принадлежит ей на праве собственности [5].

Коллективное предпринимательство осуществляется в форме кооперативов. Производственный кооператив составляет добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии и объединении имущественных паевых взносов.

Государственное предпринимательство организуется на основе использования имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности. Организационной формой государственного предпринимательства являются унитарное предприятие, участие в деятельности хозяйственных обществ и товариществ, соглашения о разделе продукции.

 Предпринимательство  служит движущей силой экономики. Предприниматели организуют производство и сбыт, создают рабочие места, обеспечивают долгосрочную жизнеспособность предприятия, платежами в бюджет укрепляют финансы государства. Предприниматели нужны обществу, но и предпринимателям нужно государство, его поддержка и защита на внутреннем и внешнем рынках.

 С начала экономических  реформ государство проводит  политику регулирования предпринимательства, чтобы создать миллионам граждан благоприятные условия для проявления инициативы и установить цивилизованные отношения между деловым миром и обществом. Государственное регулирование предпринимательства включает как поощрительные, так и контроль-но-ограничительные меры, обеспечивающие соблюдение субъектами рынка определенных «правил игры», без которых ни какое хозяйствование           невозможно. Государство регулирует как малый бизнес, так и крупные      монополии [7, c.312].

В условиях рынка предприятия осуществляют расширенное воспроизводство за счет собственных доходов, инвестиционных счетов, аккумули-рующих средства для накоплений. Государство воздействует на воспроизводственные процессы преимущественно косвенными методами (налоги, процентные ставки, производственные заказы и др.). Вместе с тем оно оказывает в различных формах и прямую финансовую поддержку в соответствии с избранными приоритетами развития.

 Выбор приоритетов  подчиняется общеэкономической  стратегии, спросу и конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках. Наиболее общим приоритетом является обрабатывающая промышленность по сравнению с вывозом сырья, которое целесообразнее перерабатывать на месте. Исходя из этого, точками роста являются космос, авиастроение, нефтегазодобыча, дорожное строительство. Легкая промышленность, сельс-кое хозяйство, малый бизнес могут развиваться на рыночной основе при эффективном кредитовании.

Средства республиканского бюджета предоставляются предприятиям, кроме предприятий с иностранными инвестициями, через государственные органы исполнительной власти, администрации субъектов РБ, банки и другие юридические лица, являющиеся агентами Правительства РБ.

 Правительство РБ предоставляет также государственные гарантии (в рамках предела внутреннего долга) белорусским инвесторам под заемные средства в качестве страхования рисков проектов, кредитуемых банками. Это позволяет небольшими суммами поддерживать сразу множество проектов. На помощь государства могут рассчитывать те предприятия, которые не нарушают антимонопольное законодательство, не завышают издержки и цены, оплату труда, не снижают искусственно выпуск продукции, гарантируют получение дополнительных доходов [2, c. 497].

 Для государственной  финансовой поддержки формируется бюджет развития как составная часть государственного бюджета, предназначаемая на капитальные расходы. Объемы денежных средств, направляемых в бюджет развития, устанавливаются законом о государственном бюджете на очередной финансовый год. Денежные средства бюджета развития аккумулируются на специальных счетах органов государственного казначейства.

 Министерство экономики и торговли РБ проводит анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления денежных средств и государственных гарантий, обеспечивает согласованное финансирование инвестиционных проектов за счет средств инвесторов и средств, выделяемых из бюджета.

 Предоставление средств  осуществляется при условиях:

 • более высокого  уровня отдачи в республиканский бюджет на каждый рубль предоставляемых средств и гарантий по сравнению с другими инвестиционными проектами;

 • наличия у заемщика  собственных средств в размере  не менее 20% полного объема финансирования  проекта, а по крупным инвестиционным  проектам (не менее 50 млн долл.) — не менее 10% указанного объема;

 • разделения риска  государства с частным капиталом (наличия у инвестора средств, не покрытых государственной  гарантией, соинвесторов и кредиторов).

 Выделение средств  осуществляется в двух формах: а) кредитование отобранных на  конкурсах инвестиционных проектов; б) прямые инвестиции в имущество  коммерческих организаций при  соответствующем увеличении доли  государства в их уставных  капиталах. Для каждого инвестиционного  проекта разрабатывается индивидуальная  схема его финансирования, в том  числе график перечисления денежных средств, обеспечения их и возврат-ности. Правительство РБ может передавать органам исполнительной власти право проведения инвестиционных конкурсов Бюджета развития по отдельным категориям проектов [13, c.254].

Перспективной также является санация предприятий путем капитализации бюджетных долгов в их уставные капиталы. Это позволяет сосредоточить в руках государства 60—70% акций крупных предприятий. Впос-ледствии они могут быть переприватизированы под жесткую контролируемую программу инвестиций и гарантии занятости.

Местные органы могут влиять на развитие производства предоставлением налоговых льгот в пределах своей компетенции. На пример, в РБ сельское хозяйство освобождаются от уплаты местных земельных налогов, хозяйствующий субъект сам вправе выбирать систему налогообложения и др.

 Для выявления предприятий  — претендентов на оказание  первоочередной государственной поддержки проводится анализ их финансово-экономического положения.

 Предприятия ранжируются  по показателям объема выпуска, доли на соответствующем товарном рынке, балансовой стоимости основных фондов, рентабельности, численности и доли занятых на предприятии от всей численности населения города, поселка, уровня развития производственной и социальной инфраструктуры, кредиторской и дебиторской задолженности. Органы исполнительной власти распределяют их на группы к зависимости от величины производственных фондов и уровня спроса на выпускаемую продукцию. Предприятия первой группы (износ ниже среднеотраслевого, высокий стабильный спрос) не могут быть претендентами на получение пер-воочередной государственной поддержки; предприятия четвертой группы (износ выше среднеотраслевого, спрос пониженный) подлежат выводу из числа действующих ввиду их неэффективности.

 По предприятиям второй  и третьей групп оценивается  целесообразность и возможность  проведения диверсификации, конверсии, введения новых методов управления, сокращения дебиторской задолженности, продажи незавершенных объектов и других мер для восстановления платежеспособности. Таким образом в РБ происходит государственное регулирование отраслей материального производства [18].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом, путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятель-ности.

В переходной экономике можно выделить три основные меры госу-дарственного регулирования:

  1. создание правовых и организационных институтов, которые необходимы для функционирования рыночной экономики (формирование частной собственности, правового государства, обеспечение свободы предпринимательства, проведение эффективной антимонопольной политики и др.).
  2. переориентация государственной структуры управления на принципы демократии и удовлетворения потребностей рыночного хозяйства.
  3. переход к новым формам регулирования, реализации социальной и экономической политики, с помощью которой можно найти оптимальный путь для решения триединой задачи: обеспечение структурной перестройки и экономического роста; остановка инфляции, т.е. стабилизация экономики; сохранение устойчивости и порядка в обществе, в котором усиливается социальное расслоение и может появиться со-циальная напряженность.

Объекты государственного регулирования экономики Республики Беларусь – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы.

Государственное регулирование экономики Республики Беларусь осуществляется с помощью законодательной, исполнительной и судебной власти, а также с помощью  национального банка Республики Беларусь через которого проводится денежно-кредитная политика.

Главным субъектом регулирования, в государстве, является  народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования экономики страны.

Факторами, которые определяют экономический потенциал РБ, яв-ляются производственные мощности: промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи, производственная, социальная и экологическая инфраструктуры, трудовые ресурсы, в том числе квалифицированные кадры, способные развивать научно-технический прогресс и обеспечивать его реализацию в сфере производства и потребления.

Материальное производство выступает важнейшим объектом государственного регулирования в Республике Беларусь, которое осуществляется с помощью нормативно-правовых актов, уровнем учетной процентной ставки, программированием экономики, доведением государственного плана производства продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории. – С.-Пб.: Лениздат, 2003. – 440с.
  2. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.
  3. Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия. Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2002. – 210с.
  4. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2004. - 384с.
  5. Гаралова Н. Национальная экономика  Беларуси: история и современность // НЭГ. 2009. №2. С.36,37
  6. Горский И.В. Экономический рост и налоги в РБ.//Налоговый вестник - №3, 2009 - С. 22-26.
  7. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. – М.: Дело, 2002. – 472с.
  8. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 512с.
  9. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 432с.: ил.
  10. Корбут Н.П. Реализация бюджетной политики государства в переходный период. // Белорусский экономический журнал.– 2009.- №2.
  11. Красниковой Е.В. Макроэкономика. Учебное пособие. М:ТЕИС, 2003. 254 с. 
  12. Лахин Ю.В. Макроэкономика: практический курс. Учебное пособие. /– Мн., Светоч, 2003  - 372 с.
  13. Овсийчук М.Ф., Сидельников Л.Б. Экономика управления. – Мн, БГУ, 2003  - 364 с.
  14. Райзберг Б.А. Курс экономики: Учебник – 3-е изд./.  М.:ИНФРА-М, 2001 – 393 с.
  15. Ракуть Б.А. Рыночная экономика: Учебник. – Мн., Светоч, 2000 - 427 с.
  16. Салих П.В. Рыночная экономика – М.: Эконом, 2005 – 329 с.
  17. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ,2004. – 289с.
  18. Тарасов В.Ф. Экономический рост Беларуси // НЭГ. – 2009. – №1. – С.99-103.
  19. Шмарловская Г.А. Бюджетно-налоговое регулирование: теория и практика: Учеб.пособие. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 280с.
  20. Образовательная сеть «ЗНАНИЕ» [Электронный ресурс] / электронная библиотека.–Режим доступа: http://knigi- uchebniki. com/ makroekonomi-ka_711/teoriya-obschestvennogo-vyibora14924.html .-Дата доступа: 13.01.2013.
  21. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 15.01.2013.

Информация о работе Экономическая роль государства в Республике Беларусь