Экономическая роль государства в Республике Беларусь
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 20:16, курсовая работа
Описание работы
В процессе развития национальной экономики возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Начала проявляться необходимость вливания инвестиций в отрасли малорентабельные или нерентабельные с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехо-зяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали вмешательства в происходящие внутри государства процессы.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В УСЛО-ВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ……………………………………………….5 Функции государства в переходной экономике……….……………..5 Формы государственного регулирования переходной экономики...9 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ РБ………...12 2.1 Организация государственного регулирования экономики в РБ….12 2.2 Государственное регулирование экономического потенциала и его составных частей…..……………………………………………………...14 2.3 Государственное регулирование отраслей материального произ- водства………………..………..…………………………………………..20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………………………………...25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27
• инвестиционный
потенциал; Инвестиционный потенциал
страны – это ее способность освоить необходимые
объемы инвестиций в строительство новых
предприятий и их комплексов, расширение
и реконструкцию действующих предприятий,
в развитие человеческого потенциала,
создание объектов и учреждений производственной
и социальной инфраструктуры.
Правительством разрабатываются
различного рода программные документы,
в первую очередь, Национальная программа
привлечения инвестиций в экономику Республики
Беларусь на период до 2010 года, для привлечения
прямых иностранных и портфельных инвестиций
в экономику государства.
• внешнеэкономический
потенциал; Внешнеэкономический потенциал
страны определяется наличием природных
ресурсов, созданным производственным
и научно-техническим потенциалом, инфраструктурой,
социальной сферой, продукция и услуги
которых экспортируются за пределы страны
или продаются иностранным гражданам,
фирмам и организациям, в том числе совместным
предприятиям, без вывоза их за границу.
• экологический
потенциал [2, c.526].
2.3 Государственное регулирование отраслей
материального производства
Сфера материального производства
— важнейший объект госу-дарственного
регулирования. К материальному производству
относится совокупность отраслей, производящих
средства производства и предметы пот-ребления
и оказывающих услуги производственного
характера. Оно составляет основу жизни
людей, создает условия для развития непроизводственной
сферы — здравоохранения, просвещения
и т.д.[9, c.380]. Чем эффективнее труд в материальном
производстве, тем выше уровень развития
экономики, больше национальный доход.
В отраслях материального производства
соз-дается продукт (промышленность, сельское
хозяйство, строительство) или увеличивается
стоимость произведенного продукта (транспорт,
связь и др.).
Производство материальных
благ возможно в различных организа-ционных
формах трудового процесса и типах предприятий
и имеет, как правило, предпринимательский
характер, т.е. является инициативным,
самостоятельным и направлено на получение
прибыли. Предпринимательство с прив-лечением
наемного труда имеет форму предприятия,
а без использования наемного труда —
индивидуальной трудовой деятельности.
Предпринимательская
деятельность (граждан и юридических
лиц) осуществляется на свой риск
с имущественной ответственностью
в пределах, определенных организационно-правовой
формой.
Предпринимательская
деятельность осуществляется собственником
имущества или управляющим, которому
собственник предоставляет право
хозяйственного ведения на основе договора
(контракта). Необходимым условием предпринимательской
деятельности являются ее государственная
регистрация, соответствие законодательству
и требованиям рынка [21].
Граждане, осуществляющие предпринимательскую
деятельность, регистрируются в качестве
индивидуального предпринимателя без
образования юридического лица. К предпринимательской
деятельности граждан применяются правила,
регулирующие деятельность юридических
лиц, являющихся коммерческими организациями.
К индивидуальному предпринимателю может
быть применен режим банкротства, если
он не в состоянии удовлетворить требования
кредиторов, связанные с предпринимательской
деятельнос-тью.
Частное предпринимательство
базируется на частной собственности
на обособленное имущество и осуществляется
в форме зарегистрированной в установленном
порядке организации (общества или товарищества).
Уставный капитал организаций образуется
из вкладов участников; произведенное
и приобретенное в процессе деятельности
имущество принадлежит ей на праве собственности
[5].
Коллективное предпринимательство
осуществляется в форме кооперативов.
Производственный кооператив составляет
добровольное объединение граждан на
основе членства для совместной производственной
или иной хозяйственной деятельности,
основанной на их личном участии и объединении
имущественных паевых взносов.
Государственное предпринимательство
организуется на основе использования
имущества, находящегося в государственной
(муниципальной) собственности. Организационной
формой государственного предпринимательства
являются унитарное предприятие, участие
в деятельности хозяйственных обществ
и товариществ, соглашения о разделе продукции.
Предпринимательство
служит движущей силой экономики.
Предприниматели организуют производство
и сбыт, создают рабочие места, обеспечивают
долгосрочную жизнеспособность предприятия,
платежами в бюджет укрепляют финансы
государства. Предприниматели нужны обществу,
но и предпринимателям нужно государство,
его поддержка и защита на внутреннем
и внешнем рынках.
С начала экономических
реформ государство проводит
политику регулирования предпринимательства,
чтобы создать миллионам граждан благоприятные
условия для проявления инициативы и установить
цивилизованные отношения между деловым
миром и обществом. Государственное регулирование
предпринимательства включает как поощрительные,
так и контроль-но-ограничительные меры,
обеспечивающие соблюдение субъектами
рынка определенных «правил игры», без
которых ни какое хозяйствование
невозможно. Государство регулирует как
малый бизнес, так и крупные
монополии [7, c.312].
В условиях рынка предприятия
осуществляют расширенное воспроизводство
за счет собственных доходов, инвестиционных
счетов, аккумули-рующих средства для
накоплений. Государство воздействует
на воспроизводственные процессы преимущественно
косвенными методами (налоги, процентные
ставки, производственные заказы и др.).
Вместе с тем оно оказывает в различных
формах и прямую финансовую поддержку
в соответствии с избранными приоритетами
развития.
Выбор приоритетов
подчиняется общеэкономической
стратегии, спросу и конкурентоспособности
продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Наиболее общим приоритетом является
обрабатывающая промышленность по сравнению
с вывозом сырья, которое целесообразнее
перерабатывать на месте. Исходя из этого,
точками роста являются космос, авиастроение,
нефтегазодобыча, дорожное строительство.
Легкая промышленность, сельс-кое хозяйство,
малый бизнес могут развиваться на рыночной
основе при эффективном кредитовании.
Средства республиканского
бюджета предоставляются предприятиям,
кроме предприятий с иностранными инвестициями,
через государственные органы исполнительной
власти, администрации субъектов РБ, банки
и другие юридические лица, являющиеся
агентами Правительства РБ.
Правительство РБ предоставляет
также государственные гарантии (в рамках
предела внутреннего долга) белорусским
инвесторам под заемные средства в качестве
страхования рисков проектов, кредитуемых
банками. Это позволяет небольшими суммами
поддерживать сразу множество проектов.
На помощь государства могут рассчитывать
те предприятия, которые не нарушают антимонопольное
законодательство, не завышают издержки
и цены, оплату труда, не снижают искусственно
выпуск продукции, гарантируют получение
дополнительных доходов [2, c. 497].
Для государственной
финансовой поддержки формируется бюджет
развития как составная часть государственного
бюджета, предназначаемая на капитальные
расходы. Объемы денежных средств, направляемых
в бюджет развития, устанавливаются законом
о государственном бюджете на очередной
финансовый год. Денежные средства бюджета
развития аккумулируются на специальных
счетах органов государственного казначейства.
Министерство экономики
и торговли РБ проводит анализ, оценку
и отбор инвестиционных проектов для предоставления
денежных средств и государственных гарантий,
обеспечивает согласованное финансирование
инвестиционных проектов за счет средств
инвесторов и средств, выделяемых из бюджета.
Предоставление средств
осуществляется при условиях:
• более высокого
уровня отдачи в республиканский
бюджет на каждый рубль предоставляемых
средств и гарантий по сравнению с другими
инвестиционными проектами;
• наличия у заемщика
собственных средств в размере
не менее 20% полного объема финансирования
проекта, а по крупным инвестиционным
проектам (не менее 50 млн долл.) — не
менее 10% указанного объема;
• разделения риска
государства с частным капиталом
(наличия у инвестора средств,
не покрытых государственной
гарантией, соинвесторов и кредиторов).
Выделение средств
осуществляется в двух формах:
а) кредитование отобранных на
конкурсах инвестиционных проектов;
б) прямые инвестиции в имущество
коммерческих организаций при
соответствующем увеличении доли
государства в их уставных
капиталах. Для каждого инвестиционного
проекта разрабатывается индивидуальная
схема его финансирования, в том
числе график перечисления денежных средств,
обеспечения их и возврат-ности. Правительство
РБ может передавать органам исполнительной
власти право проведения инвестиционных
конкурсов Бюджета развития по отдельным
категориям проектов [13, c.254].
Перспективной также является
санация предприятий путем капитализации
бюджетных долгов в их уставные капиталы.
Это позволяет сосредоточить в руках государства
60—70% акций крупных предприятий. Впос-ледствии
они могут быть переприватизированы под
жесткую контролируемую программу инвестиций
и гарантии занятости.
Местные органы могут влиять
на развитие производства предоставлением
налоговых льгот в пределах своей компетенции.
На пример, в РБ сельское хозяйство освобождаются
от уплаты местных земельных налогов,
хозяйствующий субъект сам вправе выбирать
систему налогообложения и др.
Для выявления предприятий
— претендентов на оказание
первоочередной государственной поддержки
проводится анализ их финансово-экономического
положения.
Предприятия ранжируются
по показателям объема выпуска,
доли на соответствующем товарном
рынке, балансовой стоимости основных
фондов, рентабельности, численности и
доли занятых на предприятии от всей численности
населения города, поселка, уровня развития
производственной и социальной инфраструктуры,
кредиторской и дебиторской задолженности.
Органы исполнительной власти распределяют
их на группы к зависимости от величины
производственных фондов и уровня спроса
на выпускаемую продукцию. Предприятия
первой группы (износ ниже среднеотраслевого,
высокий стабильный спрос) не могут быть
претендентами на получение пер-воочередной
государственной поддержки; предприятия
четвертой группы (износ выше среднеотраслевого,
спрос пониженный) подлежат выводу из
числа действующих ввиду их неэффективности.
По предприятиям второй
и третьей групп оценивается
целесообразность и возможность
проведения диверсификации, конверсии,
введения новых методов управления,
сокращения дебиторской задолженности,
продажи незавершенных объектов и других
мер для восстановления платежеспособности.
Таким образом в РБ происходит государственное
регулирование отраслей материального
производства [18].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, исходя из проделанной
работы, можно сделать вывод, что
любая рыночная экономика не может существовать
и функционировать без государственного
регулирования. Неконтролируемые рыночные
процессы разрушительны для общества
и природы. Поэтому рыночная экономика
более чем любая иная, нуждается в регулировании.
Государственное регулирование
экономики представляет собой систему
мер воздействия на поведение хозяйственных
субъектов и тем самым на экономику в целом,
путем изменения законодательства, системы
налогообложения, таможенных пошлин, валютных
курсов, применения других инструментов
ограничения или, наоборот, мотивации
той или иной деятель-ности.
В переходной экономике можно
выделить три основные меры госу-дарственного
регулирования:
создание правовых и организационных
институтов, которые необходимы для функционирования рыночной экономики (формирование частной собственности,
правового государства, обеспечение свободы
предпринимательства, проведение эффективной
антимонопольной политики и др.).
переориентация государственной структуры управления на принципы демократии и удовлетворения потребностей рыночного хозяйства.
переход к новым формам регулирования,
реализации социальной и экономической
политики, с помощью которой можно найти оптимальный путь для решения триединой
задачи: обеспечение структурной перестройки и экономического
роста; остановка инфляции, т.е. стабилизация экономики; сохранение
устойчивости и порядка в обществе, в котором
усиливается социальное расслоение и
может появиться со-циальная напряженность.
Объекты государственного регулирования
экономики Республики Беларусь – это
сферы, отрасли, регионы, а также ситуации,
явления и условия социально-экономической
жизни страны, где возникли или могут возникнуть
трудности, проблемы.
Государственное регулирование
экономики Республики Беларусь осуществляется
с помощью законодательной, исполнительной
и судебной власти, а также с помощью
национального банка Республики Беларусь
через которого проводится денежно-кредитная
политика.
Главным субъектом регулирования,
в государстве, является народ, выбирающий
своих представителей в органы власти
и таким образом опосредованно участвующий
в процессе регулирования экономики страны.
Факторами, которые определяют
экономический потенциал РБ, яв-ляются
производственные мощности: промышленности,
сельского хозяйства, строительства, транспорта
и связи, производственная, социальная
и экологическая инфраструктуры, трудовые
ресурсы, в том числе квалифицированные
кадры, способные развивать научно-технический
прогресс и обеспечивать его реализацию
в сфере производства и потребления.
Материальное производство
выступает важнейшим объектом государственного
регулирования в Республике Беларусь,
которое осуществляется с помощью нормативно-правовых
актов, уровнем учетной процентной ставки,
программированием экономики, доведением
государственного плана производства
продукции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреев Б.Ф. Системный курс экономической
теории. – С.-Пб.: Лениздат, 2003. – 440с.
Антонова, Н.Б. Государственное регулирование
экономики: учебник / Н.Б. Антонова. – Минск:
Академия управления при Президенте Республики
Беларусь, 2002. – 775 с.
Большаков С.В. Финансовая политика
государства и предприятия. Курс лекций.
– М.: Книжный мир, 2002. – 210с.
Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие
- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2004. - 384с.
Гаралова Н. Национальная экономика Беларуси: история и современность // НЭГ. 2009. №2. С.36,37
Горский И.В. Экономический
рост и налоги в РБ.//Налоговый вестник
- №3, 2009 - С. 22-26.
Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. – М.: Дело, 2002. – 472с.
Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001.
- 512с.
Козырев В.М. Основы современной экономики:
Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 432с.: ил.
Корбут Н.П. Реализация бюджетной политики государства в переходный период. // Белорусский экономический журнал.– 2009.- №2.
Красниковой Е.В. Макроэкономика.
Учебное пособие. М:ТЕИС, 2003. 254 с.
Национальный Интернет-портал
Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 15.01.2013.