Экономическая система и цикличность её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Экономика представляет собой сложную, многоуровневую, развивающуюся систему. Экономическая система общества состоит из малых экономических систем — домохозяйств и предприятий. Домохозяйство — это малая система, которая представляет владельцев ресурсов и потребителей в рамках семьи. Экономическая деятельность такой системы связана с продажей труда и других ресурсов, получением зарплаты и иных доходов, приобретением потребительских товаров, а также созданием некоторых экономических благ и услуг. Фирма (предприятие) — малая система, в рамках которой создаются экономические блага и услуги с помощью совокупности необходимых ресурсов.

Файлы: 1 файл

курсовая готовое.doc

— 360.00 Кб (Скачать файл)

По официальным данным резко ухудшились показатели финансово-хозяйственной деятельности белорусских промышленных предприятий. Спрос на продукцию более 90% предприятий реального сектора экономики имел тенденцию к сокращению (рост спроса зафиксирован только у небольшой группы предприятий – менее 9%). Объемы торговли промышленными товарами на внутреннем рынке упали за первый квартал на 60-70%. В свою очередь снижение внешнего и внутреннего спроса вызвало значительное увеличение объемов складских запасов готовой продукции на 40% белорусских предприятий и падение производства большой группы товаров. Все это привело к сокращению чистой прибыли у почти 58% субъектов хозяйствования. Почти половина предприятий вынуждена была сокращать рабочую неделю, отправлять своих работников в частично оплачиваемые отпуска, переводить коллективы на усредненное минимальное вознаграждение за труд. Отмечены случаи оплаты труда из произведенной продукции. [5, с. 130-132]

Рассмотрим темпы роста ВВП Республики Беларусь за период 2006-2010 г.г. согласно рисунка 2.1

 

Рисунок 2.1. Темпы роста ВВП за 2006-2010 гг.

 

В строительной индустрии Белоруссии было заморожено возведение трех тысяч промышленных объектов, в промышленном строительстве росло число незавершенных объектов и строек с превышением нормативных сроков (за первый квартал последних более 35%). Вместе с объектами гражданского строительства в незавершенном строительстве находится сегодня порядка 15 тыс. объектов.

Доходная часть бюджета РБ за 1 квартал не выполнена. Резкое снижение доходов консолидированного бюджета привело к необходимости его корректировки – доходную часть планируется уменьшить на 11,1 трлн. белорусских руб. Государственно-политическому руководству Белоруссии, скорее всего, придется расстаться и с идеей бездефицитного бюджета, с которой оно носилось в прошлом году, закрепив её в указе № 712 от 31.12.08 «О предельном размере дефицита республиканского бюджета на 2009 год».

Обещанного президентом роста заработной платы бюджетникам с конца 2008 года не наступило – по требованию МВФ она была заморожена. Резкая девальвация белорусского рубля (на девальвации настоял МВФ), задержки с выплатой заработной платы и ее реальное снижение на фоне подорожания основных групп товаров в привели к нарастанию социальной напряженности. В новогодние праздники в Белоруссии был зафиксирован ажиотажный спрос на иностранную валюту, промышленные товары длительного пользования (главным образом иностранного производства), спиртосодержащие напитки, сигареты, т.е. товары, ценники на которые не успели скорректировать. После обвала национальной валюты был зафиксирован и резкий скачок цен, когда по целому ряду товаров рост цен существенно превысил уровень девальвации (рост цен на чай – до 29%, на рыбу – до 44%, на фрукты и овощи – до 59,6%, крупы – до 27%). Ничего не говорят в республиканском руководстве и о повышении зарплат и пенсий с 1 мая т.г.

Сложность ситуации определялась и тем, что за последние два-три года экономика Белоруссии, которая исчерпала внутренние резервы, могла обеспечивать свой прирост исключительно благодаря внешним инвестициям, кредитам и другим формам заимствования. В республике так и не удалось создать условия для накопления эффективного национального и привлечения внешнего капитала. Государство слабо стимулировало экономический рост за счет факторов качества, что особенно проявилось в товарном обмене и промышленной кооперации с Россией, Украиной и другими странами СНГ. Белорусская хозяйственная модель не способствовала формированию адекватной рыночной системе мотивации у субъектов хозяйствования. Кроме того, в перспективе экономический рост, учитывая экспортную ориентацию белорусского хозяйственного комплекса, мог обеспечиваться преимущественно за счет повышения конкурентоспособности производимых товаров и услуг, внедрения новейших технологий, включая информационные. А все это требовало активного включения Белоруссии в процессы глобализации (от чего правительственные чиновники долгое время открещивались), в мировые структуры обмена и кооперации.

Стоит обратить внимание и на тот факт, что в правительстве РБ устоялось мнение о том, что страны с жестким, централизованным государственным управлением экономикой, с преобладанием государственной собственности на средства производства, к каким и относится Белоруссия, легче преодолевают кризис и способны быстрее выходить из него. В первую очередь за счет мобилизационной модели функционирования хозяйственного комплекса, подчиненного сверху донизу единой воли. [13, с. 305]

 

 

3. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

3.1. Правительственная программа  антикризисных реформ в Республике Беларусь

 

 

Программу антикризисных реформ кабинет министров РБ стал разрабатывать под диктовку Международного валютного фонда только на исходе осени 2008 года. Исполнительный совет директоров МВФ, кстати, одобрил ее 12 января 2009 года, что позволило выделить под нее первый транш кредита в 787,9 млн. долларов США (общий объем - 2,46 млрд.). Поскольку данная программа финансируется и контролируется МВФ, то белорусское правительство обязано ежеквартально отчитываться перед директоратом МВФ о ходе ее реализации и потраченных средствах. Фактически белорусский режим вынужден был впервые со дня обретения РБ независимости принять элементы внешнего управления, а «смотрящим» за Белоруссией стал, как представляется, заместитель директора-распорядителя МВФ Такатоси Като. МВФ немедленно выдвинул ряд условий, обязательных для исполнения Минском:

- либерализация белорусской экономики  и другие структурные реформы;

- одномоментная девальвация в  среднем на 20% белорусского рубля;

- привязка курса национальной валюты к корзине валют;

- жесткое ограничение госбюджетных  расходов;

- заморозка размеров заработной  платы для бюджетников;

- либерализация цен. [17, с. 2-9]

Интересно, что обвал белорусского рубля, на котором настоял МВФ, последний цинично назвал «предварительной корректировкой курса национальной валюты». Президент Белоруссии сразу после девальвации 2 января 2009 года вынужден был оправдываться перед встревоженной общественностью. Александр Лукашенко, в частности, дал понять, что вслед за МВФ «Всемирный банк открывает ворота, нам другие, глядя на МВФ, кредиторы предоставляют большие займы», которые нужны не только для стабилизации курса белорусского рубля, но и для поддержания производства.

План по либерализации экономики, разработанный совместно правительством республики и президентской администрацией, включает 52 мероприятия, разбитых на 12 «основных» блоков. Центральной идеей этого документа выступает правовое упрощение ведения бизнеса. По крайней мере, с 1 февраля т.г. в соответствии с декретом №1 президента РБ был введен заявительный принцип госрегистрации всех субъектов хозяйствования (кроме банков и других кредитно-финансовых организаций). Одновременно декрет упростил процедуру ликвидации субъекта хозяйствования.

Еще раньше, 1 января 2009 года, вступил в силу Бюджетный кодекс Белоруссии, в котором, в частности, предусматривалось снижение до одного процента болезненной для белорусских производителей ставки сбора в фонд сельхозпроизводителей, а также налога на приобретение автотранспортных средств. Еще более значительным шагом следует считать переход на линейную единую шкалу подоходного налога, что направлено на снижение налоговой нагрузки (она самая высокая в Европе) на население и на предприятия республики.

В то же время государство пытается усилить контроль за внебюджетными средствами государственных субъектов хозяйствования. Перевод этих средств в режим исполнения через казначейскую систему, централизованное проведение их в госбюджете вряд ли можно квалифицировать как меру либерализации бизнеса, упрощение финансовой деятельности и отчетности организаций.

В условиях кризиса возникла и потребность в пересмотре процесса банкротства субъектов хозяйствования и регулирования с учетом новых реалий деятельности временных (антикризисных) управляющих. Глава государства вынужден был 06.04.09 издать указ № 178, корректирующий утративший актуальность указ № 508 от 12.11.03 и «оптимизирующий» институт экономической несостоятельности.

Более вялой и запоздалой явилась реакция Национального банка РБ в отношении «плохих» кредитов. Руководство НББ почему-то посчитало, что проблема невозврата кредитов в срок малоактуальна, поскольку доля таких кредитов еще не достигла критического уровня в 10 – 15% (по сравнению со всем объемом задолженности клиентов и банков). Это привело к неоправданному затягиванию разработки нормативной базы для создания коллекторских агентств, специализирующихся на возвращении банкам с использованием легальных методов просроченных кредитов. С одной стороны, процесс организации работы таких агентств может затянуться, с другой – в специфических условиях белорусской модели экономики, банковско-кредитной системы сам институт коллекторских агентств, скорее всего, окажется малоэффективным.

Предпринимаются действия по сохранению устойчивости национальной банковской системы и инициированию активной продажи клиентами иностранной валюты и покупки белорусских рублей. Такие меры вводятся директивно и носят преимущественно принудительный характер. Так, например, белорусские банки всех форм собственности обязаны изымать определенную долю с каждого вклада, положенного на счета банка, и перечислять ее безвозвратно в недавно созданный т.н. гарантийный фонд. Поскольку ЦББ поставил своей целью аккумулировать на счете фонда в 2009 году порядка 750 млрд. белорусских руб., то можно предположить, что вклады клиентов банков в нынешнем году «похудеют» почти на 5%. Чисто административными мерами выводится из внутреннего и внешнеторгового оборота вся иностранная валюта. Путем последовательной ликвидации системы лицензирования субъекты хозяйствования РБ лишились права принимать в оплату товаров и услуг наличную иностранную валюту.[14, с.322-323]

Еще относительно недавно в Республике Беларусь действовал закон, определявший максимальный объем текущей совокупной внешней задолженности государства суммой в 2 млрд. долларов США. Затем этот предел был доведен до 4-х млрд. долларов. В настоящее время об этом стараются не вспоминать, поскольку данные параметры уже превышены. Значительные средства белорусской стороне удалось получить за последние месяцы от России, МВФ и Венесуэлы. Но плачевное состояние финансовой системы республики побуждает государственно-политическое руководство РБ вести все новые и новые переговоры с правительствами других государств и внешними институтами, специализирующимися на экспорте капитала.

Белорусскому правительству удалось в значительной степени сократить расходную часть консолидированного бюджета, успешно бороться с «непервоочередными» расходами как по линии урезания государственных программ (их предполагается сократить на 900 млн. белорусских рублей), так и на уровне местных бюджетов, бюджетов субъектов хозяйствования. Уже сокращены расходы на содержание госаппарата, армии и строительство спортивных сооружений. В перспективе планируется отказаться от поддержки государством нерентабельных предприятий, изменить сами формы такой госпомощи (сегодня они прямые). Впервые заговорили в республике о введении к лету международных стандартов финансовой отчетности, что позволит в будущем облегчить привлечение иностранных инвестиций.

Руководство Республики Беларусь и до кризиса проводило политику государственной поддержки и защиты национального производителя, включая программу импортозамещения. С началом мирового финансово-экономического кризиса политика государственного патронирования проявилась в максимальной степени. Приоритет был отдан идее реализации продукции и услуг белорусских предприятий внутри страны с одновременным стимулированием внутреннего потребления. Был предпринят ряд шагов по значительному увеличению доли национальных товаров в оптовой и розничной торговле. В их числе и двухмесячная отсрочка за оплату поставленного в розничную сеть товаров белорусского производства, директивы министерства торговли РБ по принудительному включению в ассортимент товаров национального производителя, составление перечня товаров «некритического импорта», от покупки которых Белоруссия должна отказаться, план по снижению процентных ставок в рамках кредитов на покупку отечественных товаров и др.

Правительство РБ действовало привычными административно-командными методами. Это проявилось, например, при решении проблемы стремительного нарастания осенью прошлого года на складах предприятий нереализованной продукции. Было дано указание к концу года распродать весь объем неликвидов по цене ниже себестоимости и, прежде всего, на внешних рынках. Годовая отчетность, таким образом, была по определенным показателям улучшена. Однако эти меры не были согласованы с основным торговым партнером Россией и шли вразрез с достигнутым ранее соглашением о предоставлении равных условий субъектам хозяйствования двух союзных государств, а также о необходимости соблюдения принципа честной конкуренции. [16, с. 3-4]

Поражает не реалистичность ряда мер, намеченных президентом и правительством РБ на текущий год. Например, планируемый рост ВВП по итогам первого полугодия в 6%, программа значительного (в 1,5 раза) увеличения масштабов строительства - до 9 млн. кв. м в год, экспансия белорусских товаров на освободившиеся ниши мировых рынков, переход в торговле на внешних рынках на малые партии товаров, а также срочная переориентация экспортных потоков на «Африку и Балканы» (Лукашенко). Правительством, наряду с Планом по либерализации экономики и Системой поддержки валообразующих предприятий, разработан специальный документ - План мероприятий по реализации Национальной программы развития экспорта на 2009 год. Он предусматривает сохранение традиционных экспортных рынков для белорусских товаров с одновременной диверсификацией экспорта по географическому вектору (Азия, Африка, Латинская Америка) и по номенклатуре товаров. Большее внимание предлагается уделять созданию заграницей сборочных производств белорусской техники (в первую очередь совместных) и сетей сервисных центров, а также поставкам наукоемкой и «сложнотехнической» продукции.

Информация о работе Экономическая система и цикличность её развития