Экономическая среда предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Во все времена человек искал способы лучшей жизни. Одни при этом эксплуатировали рабов, другие крепостных крестьян, третьи торговали, используя свое исключительное положение в обществе. Испанцы искали золото инков и вывозили его в Европу, становясь при этом сказочно богатыми. Государства эксплуатировали собственный народ в лагерях и, таким образом получали богатства для избранных. В своей работе я постараюсь раскрыть эту тему и рассмотреть её со всех сторон.

Содержание работы

Введение. 2
1. Сущность и черты предпринимательской деятельности. 5
2. Экономическая характеристика предпринимательства. 9
3. Виды предпринимательского бизнеса. 11
4. Организационно-правовые формы бизнеса. 16
5. Барьеры на пути развития малого и среднего предпринимательства в России. 21
6. Малый бизнес - конкурентные преимущества. 24
7. Основные направления поддержки и развития предпринимательства в условиях
современного финансового кризиса. 28
Заключение. 31
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

КУРС ХОРОШО.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

                                                                                                                                            стр.

Введение.                                                                                                                             2

1. Сущность и черты предпринимательской деятельности.                                           5

2. Экономическая характеристика предпринимательства.                                             9

3. Виды предпринимательского бизнеса.                                                                        11

4. Организационно-правовые формы бизнеса.                                                               16

5. Барьеры на пути развития малого и среднего предпринимательства в России.     21

6. Малый бизнес - конкурентные преимущества.                                                          24                                                    

7. Основные направления поддержки и развития предпринимательства в условиях                                        

    современного финансового кризиса.                                                                           28

Заключение.                                                                                                                        31

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Во все времена человек  искал способы лучшей жизни. Одни при этом эксплуатировали рабов, другие крепостных крестьян, третьи торговали, используя свое исключительное положение в обществе. Испанцы искали золото инков и вывозили его в Европу, становясь при этом сказочно богатыми. Государства эксплуатировали собственный народ в лагерях и, таким образом получали богатства для избранных.

Предпринимательство как явление, получившее развитие с возникновением капиталистических отношений, капиталистического способа производства, так же позволяет получить значительное богатство при определенных условиях, но оно в корень отличается от вышеприведенных способов добиться благополучия и успеха в жизни.

 Предпринимательство, как процесс – это, пожалуй, поиск наилучшего применения основных трех факторов производства – земли, труда и капитала. При этом предприниматель получает вознаграждение, несоизмеримое с обычной заработной платой. Этот дополнительный доход некоторые экономисты называют предпринимательским доходом или четвертым фактором производства (единицей предпринимательства).

Предпринимательство оплодотворяет  рыночные отношения. Создает и формирует  их философию. Дух предпринимательства также  считается четвертым фактором производства, и является Божьим даром. Предпринимательству в принципе научиться нельзя. Духом, даром предпринимательства обладают примерно 5% бизнесменов.

Когда говорят, что у  человека есть дух предпринимательства, то тем самым хотят подчеркнуть его особые качества и свойства как делового человека, бизнесмена. Однако между просто бизнесменом (деловым человеком) и предпринимателем огромная разница. Бизнесмен может производить один и тот же продукт много лет. Например: печь хлеб из поколения в поколение - это репродуктивный бизнесмен, но не предприниматель. Предприниматель находится в постоянном поиске нового в производстве. Предприниматель ищет и пробивается на новые рынки, находит новые ресурсы, постоянно генерирует новые идеи в производстве, обслуживании населения. Создает новые товары. Он концентрирует энергию других и направляет ее на реализацию общей цели. А бизнесмен исходит из традиционных установок, в сущности своей - правильных: максимум прибыли при минимуме издержек, рациональная организация труда на предприятии; поиск внутрипроизводственных резервов. Однако при таком подходе предприятие рассматривается как «закрытая система», его цели и задачи заданы заведомо и остаются стабильными, одними и теми же, достаточно долго.

Предприниматель же считает  предприятие «открытой системой»  и исходит в своей деятельности из этого. Он связывает успех в  основном с тем, насколько удачно предприятие приспосабливается  к своему внешнему окружению - экономическому, научно-техническому, социально-политическому, сумеет ли он вовремя распознать угрозу для своего существования, не упустит ли возможностей, возникших в данной конкурентной среде, и сможет ли извлечь максимальные выгоды из этих возможностей.

Но, предпринимательство вовсе не отрицает бизнесмена, а опирается на его принципы, исходит из них, но идет значительно дальше. Ищет, рискует и чаще всего - находит.

Очевидно, учитывая вышеизложенное, предприниматели - это люди исключительно мобильные и динамичные. Такие качества особенно важны при изменении технологий, спроса, качества, цен, общей потребительской психологии.

Одна из наиболее характерных  черт предпринимателя - его деятельность в условиях неопределенности, может быть, неустойчивости, когда практически невозможно предсказать результат сделки. Следовательно, он чаще других рискует и чаще других выигрывает.

Таким образом, предприниматель – это тот, кто  нацелен на получение прибыли  сверх среднего уровня, путём наиболее полного удовлетворения потребностей, на основе реализации собственных знаний, умений, прогнозов, тот, кто стремится совершить прорыв в той или иной сфере экономической деятельности - в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге, и соответственно, получить дополнительный доход за свой риск и предвидение.

Не стоит упускать и то, что предпринимательство является неотъемлемым атрибутом рыночного хозяйства, и практикой мирового бизнеса доказано, что оно занимает очень важное место в национальной экономике любого государства. Ведь предпринимательство во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его на 40-50 процентов. А малое предпринимательство, как составляющая современного производства, во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимателей.

Гармонично развивающему государству просто необходимо прийти к такому рыночному хозяйству, чтобы высокий уровень развития предпринимательства выступал необходимым слагаемым в нем.  

Все это обусловило выбор  темы курсовой работы, как наиболее актуальной. Но актуальность - это не единственная причина, по которой я выбрала тему «Предпринимательство», так как иметь «своё дело» – это моя цель. И поэтому, для меня данная курсовая работа – это не только «домашнее задание» на оценку, но и маленький шаг к достижению своей мечты.

 В своей работе я постараюсь раскрыть эту тему и рассмотреть её со всех сторон. 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и черты предпринимательской деятельности.

Прежде чем подходить к этому вопросу, по моему мнению, необходимо решить вопрос о его сущности, а, проще говоря, раскрыть понятие «предпринимательство», дать определение этому термину.

Как и любой другой базовый, основополагающий термин (а рассматриваемое нами понятие именно таковым и является), «предпринимательство» имеет достаточно большое количество определений. Мне кажется, будет небезынтересно рассмотреть некоторые из них.

Начать следует, на мой взгляд, с самого логически простого и понятного толкования – с этимологического разбора слова, с определения его исконной, изначальной сущности. Дело в том, что в русском языке очень много слов, обозначающих то или иное понятие, к которому мы привыкли, но до конца объяснить, почему конкретное слово имеет именно такое значение, не можем. «Вглядеться в корень», полностью понять сущность понятия, обозначаемого тем или иным словом, очень часто помогает логико-этимологический разбор термина, обозначающего анализируемое понятие. Рассмотрим с этой точки зрения слово «предпринимательство».

Очевидно, произошло оно от слова «принять» (корень «прин») и имеет оттенок изначальности действия, его начала перед (приставка «пред») чем-то, и, в то же время, его текучести, длительности, неодноразовости, и изначально значит что-то вроде «принять решение», или, точнее, «принять решение раньше кого-либо», «первым принять какое-либо решение, раньше других и развивать на его основе деятельность».

Если обратиться к современному научному толкованию анализируемого понятия, то можно сказать, что, открыв различную литературу, можно найти достаточно много определений предпринимательства, как правило, отличающихся исключительно формулировкой, а по своей сути они идентичны. Для наглядности приведу один пример: автор учебника по Экономике предприятия Н. А. Сафронов дает такую расшифровку предпринимательства: «Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - инициативная самостоятельная деятельность, направленная на удовлетворение потребности и получение прибыли».1

В сущности, приведенное  определение верно, но, по моему мнению, оно недостаточно полно раскрывает сущность и признаки предпринимательства  как вида деятельности.

Без сомнения, среди всех возможных формулировок того или иного понятия наивысшей силой и авторитетом обладает определение, указанное в нормативном акте, ибо нормативный акт, регулирующий те или иные отношения, есть их основа, документ, устанавливающий права, обязанности и особенности сторон правоотношения, раскрывающий сущность правоотношения, основную его терминологию, понятия, обязательные к применению.

Основным нормативным  документом, регулирующим отношения  предпринимательства, является Гражданский  кодекс РФ. Он устанавливает основные правила, которым должны подчиняться участники предпринимательских отношений, и, соответственно, дает определение этих отношений.

По причине того, что  предпринимательские правоотношения являются очень важной частью предмета гражданского права, их определение дано в самом начале Кодекса: «…предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»2.

Согласно гражданскому законодательству, предпринимательской  деятельностью в Российской Федерации  могут заниматься граждане (которые  в законах чаще всего именуются  физическими лицами), а также предприятия (юридические лица).

Как видно из вышеприведенного законодательного определения, а также  указано в иных нормативных актах, статус предпринимателя, т.е. лица, имеющего право на занятие предпринимательской  деятельностью, приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации законная предпринимательская деятельность осуществляться не может. Права, обязанности, ответственность и гарантии предпринимателей регламентируются национальным законодательством. Как можно сделать вывод из приведенного законодательного определения, основной целью и задачей предпринимательской деятельности

является получение  прибыли. Причем одним из основных признаков, особенностей именно предпринимательской  деятельности, отличающей ее от смежных и очень схожих с ней видов деятельности, выступает факт неоднократности, систематичности получения прибыли

Как мы уже знаем, формула  предпринимательства проста: получение  максимальной прибыли при минимальном риске. Однако ее реализация осуществляется в условиях высокого уровня неопределенности в успехе дела. Эта неопределенность, с одной стороны, обусловливается рыночными отношениями (будут ли признаны на рынке предложения бизнесмена), а с другой - динамичностью изменения спроса и предложения. Отсюда, важнейшими чертами предпринимательства являются: риск, мобильность, динамичность предпринимательских действий (не опоздать, вовремя уловить изменяющийся спрос).

Предприниматель, как говорят, не сидит  на месте, он непрерывно ищет новое. Чтобы выдержать конкуренцию, он непрерывно совершенствует технологию своего производства, корректирует цену товара, его качество в соответствии с изменениями, происходящими в среде его действия.

Коротко сущность предпринимательства  можно выразить в его принципах:

1. ориентация на человека - он главная ценность и предприятия,  и общества в целом;

2. беззаветное служение  покупателю. Предприятие работает  на него и существует благодаря  ему;

3. создание и поддержание  культурной среды фирмы, духа  товарищества, взаимного уважения, демократических традиций, соблюдение этических норм поведения;

4. постоянное стремление  вырваться вперед. Опередить, успеть, обойти, превзойти конкурента. Максимальное  использование преимуществ конкурентной  среды.

Так формируется философия предпринимательства, основными чертами которой являются: творческая активность, прагматизм (практичность), этичность.

 

 

 

Рис. 1. Общая схема предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономическая  характеристика предпринимательства.

С экономической точки  зрения предпринимательство может  быть рассмотрено как экономическая категория, метод хозяйствования, тип экономического мышления.

Для характеристики предпринимательства, как экономической категории, центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств). Деятельность таких предпринимателей осуществляется на основе, как собственного труда, так и наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают АО, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои ниши в хозяйственной системе.

Информация о работе Экономическая среда предпринимательства