Экономическая стратегия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:28, контрольная работа

Описание работы

В виду ограниченности ресурсов, которыми обладает предприятие, необходимо определить приоритеты целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования ресурсов, что обеспечит конкурентное преимущество предприятия. Целью данной контрольной работы является изучение экономической стратегии на предприятии, а именно основные составляющие, этапы разработки и процесс реализации экономической стратегии предприятия.
Взаимная увязка по времени и ресурсам локальных стратегических целей позволяет достичь глобальных целей экономического развития, создание и поддержание конкурентоспособности предприятия, что и объясняет актуальность выбранной темы данной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ________________________________________________ 2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ________________________________________ 5
1. Основные положения: экономическая стратегия предприятия, функционирующего в рамках отрасли _______________________________ 5
2. Cоставляющие экономической стратегии предприятия __________ 9
3. Этапы разработки стратегии ________________________________ 15
3.1 Определение миссии компании и стратегического видения _____ 15
3.2 Формирование целей _____________________________________ 16
3.3 Разработка и редактирование стратегии _____________________ 17
3.4 Оценка и корректировка стратегии _________________________ 19
3.5 Внедрение и реализация стратегии _________________________ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ____________________________________________ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ____________________________________ 25

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 51.72 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ________________________________________________  2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ________________________________________   5

1. Основные положения:  экономическая стратегия предприятия,  функционирующего в рамках отрасли _______________________________  5

2. Cоставляющие экономической стратегии предприятия __________  9

3. Этапы разработки стратегии ________________________________ 15

3.1 Определение миссии  компании и стратегического видения _____ 15

3.2 Формирование целей _____________________________________ 16

3.3 Разработка и редактирование  стратегии _____________________ 17

3.4 Оценка и корректировка  стратегии _________________________ 19

3.5 Внедрение и реализация  стратегии _________________________ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ____________________________________________ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ____________________________________ 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В рамках стратегического  управления предприятие рассматривается  как система. Система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, предназначенных для достижения определённых целей. Система постоянно находится во взаимодействии с внешней средой.

Экономические системы обладают рядом особенностей:

1)       нестандартность (изменчивость отдельных параметров системы) и стохастичность её поведения;

2) уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях. Наличие предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;

3)       способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения;

4) способность противостоять энтропийным (разрушающим) тенденциям;

5)      способность адаптироваться к изменяющимся условиям;

6)      способность и стремление к цели образования, т.е. формированию целей внутри системы.

Производственная система (ПС) – представляет собой обособившуюся  в результате общественного разделения труда часть производственного процесса, способную самостоятельно или во взаимодействии с другими аналогичными системами удовлетворять нужды, потребности и запросы потенциальных потребителей путём производства товаров и предоставления услуг.

Возникновение той или  иной ПС обусловлено возникновением или формированием на рынке спроса на продукцию, способную удовлетворить требования покупателя.

Следовательно, ПС должна быть приспособлена к длительному  удовлетворению спроса.

Рассматривая ПС как объект стратегического управления, необходимо ответить на вопрос: «Какими возможностями обладает предприятие в настоящее время и в перспективе?».

Способность предприятия, обычно, оценивают по мощности, однако, при  этом допускают неточности в оценке в связи с многономенклатурностью производства (оценка ведётся по представителям).

В этом случае элементами системы  становятся не материализованные средства и предметы труда, а возможности достижения стратегических целей ПС. Такие возможности можно назвать стратегическими ресурсами ПС. Тогда ПС можно считать как совокупность взаимоувязанных стратегических ресурсов.

Условия, обеспечивающие реакцию  ПС на внешнюю среду:

·      способность ПС макроэкономическому анализу;

· способность к своевременному обнаружению актуальных потребностей;

·     способность к анализу экономической конъюнктуры рынков;

·    способность к выдвижению конкурентоспособных идей в области технологии, конструирования, организации производства;

· способность к обеспечению независимости предприятия от изменения конъюнктуры рынков;

·     способность к поддержанию конкурентного статуса предприятия за счёт управления стратегическими ресурсами.

Под стратегией принято понимать набор правил и приёмов, с помощью  которых достигаются основополагающие цели развития предприятия.

Экономическая стратегия:

· выражает правила и приёмы, обеспечивающие экономике эффективное  достижение стратегических целей;

· выражает правила и приёмы достижения стратегических целей, базирующихся на заинтересованности всех участников процесса в разработке и реализации стратегических программ.

В виду ограниченности ресурсов, которыми обладает предприятие, необходимо определить приоритеты целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования ресурсов, что обеспечит конкурентное преимущество предприятия.

Целью данной контрольной  работы является изучение экономической  стратегии на предприятии, а именно основные составляющие, этапы разработки и процесс реализации экономической  стратегии предприятия.

Взаимная увязка по времени  и ресурсам локальных стратегических целей позволяет достичь глобальных целей экономического развития, создание и поддержание конкурентоспособности предприятия, что и объясняет актуальность выбранной темы данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1. Основные положения:  экономическая стратегия предприятия,  функционирующего в рамках отрасли

Под стратегией принято понимать набор правил и приемов,  с  помощью  которых достигаются основополагающие цели развития той или иной системы.  ”Стратегия –  это  обязательство  действовать  определенным  образом:   таким,   а   не другим” [1]

Стратегия  экономического  управления   или   экономическая   стратегия:

а) вырабатывает  правила  и  приемы,  обеспечивающие  экономически  эффективное достижение  стратегических  целей; 

б) вырабатывает   правила   и   приемы достижения    стратегических    целей,    базирующиеся    на     возбуждении заинтересованности  всех  участников  процесса   разработки   и   реализации стратегических программ в эффективном достижении этих целей. Иначе говоря, экономическая стратегия  предполагает  эффективное  достижение целей экономическими методами и средствами.

Рассмотрим первый аспект — проблему экономической  эффективности  достижения целей. Общеизвестно  понятие  экономической  эффективности  как  соизмерения затрат  и   результатов. На   уровне   отдельного   предприятия   проблема экономической эффективности возникала лишь тогда, когда нужно  было  оценить преимущество  того  или   иного   варианта   локального   технического   или организационного решения (выбора элемента конструкции, технологического процесса, вида материала, той или  иной  формы  организации производства и т. п.). Стратегические цели задавались  предприятию  руководством в виде  плана.  Поэтому  и  не  возникало  необходимости  оценивать предпочтительность достижения тех или иных долговременных целей —  они  были предопределены вышестоящим органом управления.

В условиях  рынка  применение такого “народнохозяйственного  подхода”  при выборе предпочтительных стратегических целей и способов  их  достижения  на  уровне предприятия теряет  всякий  смысл,  поскольку собственник средств производства, создавший предприятие, руководствуется интересами выживания (процветания)  своей организации.

При этом руководитель понимает, что не удовлетворяя нужды, потребности и запросы  потенциальных  покупателей  своих  товаров  или  услуг,  выжить   в условиях конкуренции нельзя.

Вместе с тем, выбирая  ту или иную  стратегическую  зону  хозяйствования  для удовлетворения  потребностей  множества  входящих  в  нее  субъектов  рынка, предприниматель должен  учитывать  интересы  всего  множества  потенциальных потребителей его продукции. Порой  это  множество  может  быть  представлено целой отраслью  народного  хозяйства,  либо  отраслью  промышленности,  либо значительной социальной группой индивидуальных  покупателей.  Следовательно, принимая то или иное стратегическое решение,  в  частности  выбирая  ту  или иную цель стратегического характера для своей организации, руководитель  должен оценить, не отразится ли его выбор отрицательно на других целях,  отражающих интересы других субъектов рынка, и могущих  принести  ему  в  стратегической перспективе определенный эффект.

Выбор  цели  предполагает  направление   на   ее   достижение   определенной совокупности ресурсов, которыми располагает  предприятие.  Поскольку эти ресурсы всегда  ограничены,  руководитель  должен  определить,  достижение  каких целей обеспечит наибольшую продуктивность использования  этих  ресурсов,  то есть обеспечит конкурентное преимущество организации. Выбор стратегической цели всегда связан  с  определением  ее  альтернативной стоимости, то есть с оценкой того, чем  нужно  пожертвовать,  чтобы  достичь этой цели.

Это означает, что экономическая  стратегия должна вырабатывать такие  правила и приемы выбора целей и средств их  достижения,  чтобы  направление  какого-либо ресурса на реализацию той или иной цели не оказывало бы  отрицательного влияния на процесс достижения хотя бы одной из других стратегических  целей. То есть экономическая стратегия  —  это  план  поддержания  предприятия  (отрасли, национальной  экономики  в  целом)  в  состоянии,  соответствующем  критерию Парето.

Таким  образом,  экономическая  стратегия  вырабатывает  правила  и   приемы экономически эффективного достижения  однотипных  по  масштабам  влияния  на конкурентный статус предприятия стратегических целей. Взаимная увязка  по  времени и  ресурсам  таких  локальных   стратегических   целей   позволяет   достичь глобальной  цели  экономической   стратегии   —   создания   и   поддержания конкурентного преимущества организации.

Экономическая  стратегия  отвечает  на  те   же   вопросы,   что   и   любая экономическая система:  

—  что и в каком количестве производить?

— как и какими средствами производить?

— для кого и когда производить?

Для того чтобы  ответить  на  эти  вопросы,  экономическая  стратегия  фирмы должна вырабатывать правила и приемы:

1)   исследования   условий    конкурентного    преимущества,    формируемых детерминантами «национального ромба» внутри страны  и  за  ее  пределами,  и выявления предпочтительной миссии предприятия;

2) исследования рынков  потенциальных  товаров  и   услуг,  отвечающих  миссии предприятия, и выбора таких стратегических зон хозяйствования, которые способны  в длительной  перспективе  обеспечить  внешнюю   гибкость   фирмы,   то   есть возможность   переориентации   фирмы   на   функционирование   в    наиболее благоприятных   с   экономической,   политической,   правовой,    социально-культурной, научно-технической и экологической точек зрения зонах;

3)  формирования  товарного   ассортимента  предприятия,   в   наибольшей   степени удовлетворяющего актуальные индивидуальные  и  производственные  потребности потенциальных покупателей внутри страны и за ее пределами и  обеспечивающего на этой основе систематическое получение предприятием  экономической прибыли,  то есть   прибыли,    позволяющей    реализовывать    программы    расширенного воспроизводства;

4)  распределения  имеющихся   в  распоряжении  организации   и   привлекаемых   ею дополнительных  ресурсов  между   различными   направлениями   деятельности, обеспечивающего максимальную продуктивность  (рентабельность)  использования этих ресурсов;

5) взаимодействия с рынками  факторов производства,  ценных  бумаг  валютными рынками,    обеспечивающего     экономически     эффективное     поддержание стратегического  потенциала  предприятия  на  уровне,  достаточном для обладания конкурентным преимуществом на всех этапах жизненного цикла;

6)   формирования   эффективной   ценовой   политики,    обеспечивающей    в долговременной перспективе  устойчивое  положение  предприятия  в традиционных  и вновь осваиваемых сегментах рынка;

7)  раннего  обнаружения   кризисных  тенденций  как   в  рамках  национальной экономики  и  ее  отраслей,   так   и   внутри   предприятия,   и   предотвращения несостоятельности (банкротства) предприятия.

Вырабатывая  правила  и  приемы  эффективной  реализации  этих   направлений деятельности, экономическая стратегия  предприятия  — с момента определения его миссии, формирования его производственного профиля и в течение всего периода функционирования — должна быть ориентирована  на  поддержание  конкурентного преимущества,  предотвращение  его   банкротства,   обеспечение   длительного процветания в постоянно изменяющемся мире.

Как  видно  из  перечисленных  аспектов  экономической  стратегии,  главными направлениями  деятельности  предприятия  в   выработке   стратегических   решений являются:  сбор  и  переработка  значительных   объемов   многообразной   по характеру  информации;  ведение  переговоров  с   многочисленными   группами стратегического влияния, потенциальными  поставщиками  ресурсов,  клиентами, заказчиками и другими контактными аудиториями; мониторинг рынков  товаров  и услуг, факторов производства; выработка собственно стратегических решений.

Таким образом, разработка вариантов  и выбор  предпочтительной  экономической стратегии представляет собой, по  существу,  процесс  формирования  портфеля (набора)  стратегических  рыночных   трансакций,   то   есть   разнообразных соглашений,  сделок  с  многочисленными  партнерами,  которые  предприятие  должно осуществить в перспективе, чтобы обеспечить себе устойчивое процветание.

 

2. Cоставляющие экономической стратегии предприятия

 

Теперь рассмотрим основные составляющие экономической стратегии.

Экономическая стратегия  предприятия включает в себя стратегии, реализуемые во внешней (товарная, ценообразования, внешнеэкономической деятельности, работа с поставщиками ресурсов и  на рынке денег и ценных бумаг, снижения трансакционных издержек) и  во внутренней среде (снижения издержек производства и сбыта продукции, мотивации труда, инвестирования).

Информация о работе Экономическая стратегия предприятия