Экономическая стратегия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:00, контрольная работа

Описание работы

Формирование хозяйственной стратегии в общем виде можно определить как процесс разработки целей развития и функционирования предприятия на определенный период времени, а также способов использования средств для достижения поставленной цели.
Выбор хозяйственной стратегии зависит от множества условий: форм конкурентной борьбы и степени ее жесткости, темпов и характера инфляции, экономической политики правительства, сравнительных преимуществ национальной экономики на мировом рынке и иных так называемых внешних факторов, а также внутренних факторов, связанных с возможностями самого предприятия, т.е. его производственными и финансовыми ресурсами.

Содержание работы

1. Формирование хозяйственной стратегии предприятия………………………
3
2. Этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия…..........................
5
3. Товарная стратегия предприятия………………………………………………
8
4.Производственная программа и производственные мощности предприятия………………………………………………………………………..

15
Заключение………………………………………………………………………….
23
Библиографический список……………………………………………………….
25

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия.docx

— 38.84 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Вариант 7. Экономическая стратегия предприятия

 

1. Формирование хозяйственной  стратегии предприятия………………………

3

2. Этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия…..........................

5

3. Товарная стратегия  предприятия………………………………………………

8

4.Производственная программа и производственные мощности предприятия………………………………………………………………………..

 

15

Заключение………………………………………………………………………….

23

Библиографический список……………………………………………………….

25

 

 

 

 

 

 

1. Формирование хозяйственной  стратегии 

 

Формирование хозяйственной  стратегии в общем виде можно  определить как процесс разработки целей развития и функционирования предприятия на определенный период времени, а также способов использования  средств для достижения поставленной цели.

Выбор хозяйственной стратегии  зависит от множества условий: форм конкурентной борьбы и степени ее жесткости, темпов и характера инфляции, экономической политики правительства, сравнительных преимуществ национальной экономики на мировом рынке и  иных так называемых внешних факторов, а также внутренних факторов, связанных  с возможностями самого предприятия, т.е. его производственными и финансовыми  ресурсами.

Степень соответствия избранной  предприятием хозяйственной стратегии  общим тенденциям, происходящим в  предпринимательской среде, в решающей степени определяет и его конкурентоспособность.

Предпосылки формирования стратегии

В хозяйственной практике выделяют четыре уровня конкурентоспособности  предприятий. К первому уровню конкурентоспособности  можно отнести небольшие предприятия, получившие «нишу» рынка. Они видят  свою задачу лишь в том, чтобы выпускать  продукцию определенного вида, четко  выполнять намеченный производственный план, не заботясь ни о каких сюрпризах  для потребителей и конкурентов. Однако как только такое предприятие  начинает расти, увеличивать масштабы своего производства, то или оно  перерастает «нишу» рынка, на которую  первоначально работало, и вступает в конкуренцию на другом сегменте рынка, или первоначальная «ниша» рынка  развивается в растущий рынок и становится привлекательной для других производителей. В этом случае необходимо позаботиться о получении сравнительных преимуществ, о том, чтобы превзойти стандарты, предложенные конкурентами в области качества, точности поставок, цен, издержек производства, уровня обслуживания и т.п. Поэтому наилучшим вариантом хозяйственной стратегии для предприятий этого уровня считается постоянный поиск все новых и новых «ниш» рынка. Именно такой подход, представляющий собой простейшую форму диверсификации производства и хозяйственной деятельности предприятий, позволяет им поддерживать свою конкурентоспособность и остаться «на плаву».

Предприятия второго уровня конкурентоспособности получили название «следующих за лидером». Они стремятся  максимально заимствовать все те технические приемы, технологии и  сырье, методы организации производства, что и ведущие предприятия  отрасли. Однако многие из них неизбежно  оказываются в ситуации, когда  подобные стереотипы делового поведения, целиком базирующиеся на заимствовании  передового опыта, уже не работают, не прибавляют конкурентоспособности  предприятиям даже при самом незначительном усилении внутриотраслевой конкуренции. Таким образом, они постепенно эволюционируют до третьего уровня конкурентоспособности, при котором система управления начинает активно воздействовать на производственные системы, содействует  их развитию и совершенствованию. Успех  в конкурентной борьбе предприятий  этого уровня становится уже не столько  функцией производства, сколько функцией управления (зависит от качества, эффективности  управления и организации производства в самом широком смысле). Предприятия, которым удалось достичь четвертой  степени конкурентоспособности, оказываются  впереди конкурентов на многие годы. Фактически это компании мирового уровня, известные во всех странах своей  продукцией высочайшего качества.

2. Этапы разработки хозяйственной  стратегии предприятия.

 

Каждое предприятие независимо от сферы его деятельности и масштабов  производства должно планировать свою деятельность. Планирование - это процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения. Процесс планирования охватывает ряд направлений. Одно из них - прогнозирование, т.е. разработка планов по достижению стратегических целей предприятия (перспективное, стратегическое планирование).

Стратегическое планирование сосредоточено на высшем уровне управления и имеет целью определение  тенденций развития различных сторон деятельности предприятия, расчет и  выбор наиболее благоприятных условий  его деятельности. Отличительной  чертой стратегического планирования является его гибкость, обусловленная  подвижностью плановых горизонтов, т.е. периодов времени, на которые вырабатывается перспективная политика. Для определения  планового горизонта применяются  различные критерии: жизненный цикл продукта; цикл коренного изменения  спроса на выпускаемую продукцию; период времени, необходимый для реализации стратегических целей, и проч. Плановый горизонт зависит от масштабов предприятия, его размеров.

Главная задача стратегического  планирования – выработка стратегии, структуры, объемов и направлений  капитальных вложений исходя из конечных финансовых и рыночных целей предприятия. Смысл стратегического планирования заключается в том, чтобы повысить обоснованность инвестиций, производственно-сбытовых и научно-технических решений  на базе применения современных методов  анализа рынка. Стратегическое планирование в условиях рынка нацелено не просто на увеличение объема производства и  улучшение качества продукции, а на изучение запросов и потребностей конкретных групп потребителей.

  Составление прогноза

В качестве одного из инструментов стратегического планирования наибольшее развитие получила практика формирования целевых производственно-сбытовых программ. Так, в конце 70-х – начале 80-х гг. стратегическое планирование распространилось на поиск новых, более  прибыльных рынков сбыта и приобрело  так называемую ресурсную направленность. Ресурсная направленность состоит  в разработке комплексных планов, в соответствии с которыми, все  виды ресурсов направляются на достижение конечных целей корпорации (способствуют долгосрочному коммерческому успеху фирмы). При этом используется ситуационное планирование, при котором руководству  предприятия предоставляется несколько  вариантов плана стратегического  развития фирмы. Эти планы характеризуются  разными приоритетами в распределении  ресурсов и неодинаковым соотношением риска и гарантированной выгоды. Долгосрочные прогнозы составляют на период более 5 лет. Они важны и  необходимы предприятиям при проведении крупномасштабных НИОКР, в отраслях со сложной технологией. Стратегическое планирование тесно переплетается, а может и сливаться с прогнозированием НТП.

  Анализ внешней среды

Занимаясь стратегическим планированием, предприятию необходимо всегда учитывать  влияние внешней среды. Анализ внешней  среды дает предприятию время  для прогнозирования возможностей, время для составления плана  на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы  раннего предупреждения на случай возможных  угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние  угрозы в выгодные возможности. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается предприятие, обычно выделяют в семь областей; экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальное поведение.

Анализ факторов внешней  среды, правильное и полное представление  о сильных и слабых сторонах предприятия  позволяют составить прогноз  сбыта, являющийся основой всего  внутрифирменного планирования.

Большинство предприятий  готовят краткосрочный прогноз  сбыта на финансовый или календарный  год. Этот прогноз используется в  качестве основы для планирования потребностей в финансах, рабочей силе, иных ресурсах, для составления смет издержек производства и т.п. Он разбивается на полугодовые  и квартальные периоды. Период среднесрочных  прогнозов составляет от 2 до 5 лет. Среднесрочные  прогнозы помогают учесть воздействие  предполагаемых изменений в экономической  конъюнктуре, численности, составе  населения и проч.

 

3. Товарная стратегия  предприятия. План производства  и реализации продукции.

 

Товарная стратегия предполагает определенный курс действий товаропроизводителя  или наличие у него заранее  обдуманных принципов поведения. В  ее задачу входит обеспечение преемственности  решений и мер по формированию ассортимента, поддержанию конкурентоспособности  товаров, нахождению оптимальных товарных ниш (сегментов). Кроме этого сюда входит разработка и осуществление  стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров. Продуманная товарная стратегия  служит для руководства предприятия  своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать  текущие ситуации.

Товарная стратегия является составной частью хозяйственной  и маркетинговой политики предприятия. В силу этого принцип «товар выбирает покупателя» в сочетании с  созданием для покупателей широких  возможностей выбора должен закладываться  непосредственно в производстве. Система конструирования, моделирования, дизайна, механизмы стимулирования и организации производства должны ориентироваться на конкретного  потенциального покупателя.

   Условия формирования  товарной стратегии.

При формировании товарной стратегии необходимо соблюдать  ряд условий: иметь четкое представление  о целях производства, сбыта и  экспорта на перспективу, стратегии  производственно-сбытовой деятельности предприятия; хорошо знать рынок  и характер его требований; осознавать возможности и ресурсы в настоящее  время и в перспективе.

Необходимо также ясно представлять себе темпы обновления продукции в целом и по отдельным  ее видам с учетом жизненного цикла, соотношение «новых» и «старых» изделий, новых и освоенных рынков, уровень обновления товаров и  др. Эти вопросы решаются в тесной привязке к рынку, его требованиям, к поведению конкурентов.

Поскольку рыночный (конечный) успех является главным критерием  оценки деятельности предприятий, а  их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно  осуществляемой товарной политикой, то именно на основе изучения рынка и  перспектив развития предприятие получает исходную информацию для решения  вопросов, связанных с формированием, управлением и его совершенствованием.

На любом хозяйственном  уровне для решения задач товарной стратегии необходим стратегический подход. Товарная стратегия определяет долговременный курс предприятия, рассчитанный на перспективу и предусматривающий  решение принципиальных задач. Разработанная  применительно к тому или иному  периоду (3–5 лет или более) товарная стратегия в основе своей в  течение данного отрезка времени  остается, как правило, практически  неизменной.

   Формирование ассортимента

Важное значение для предприятия  имеет успешное решение проблемы формирования ассортимента и управления им.

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается  в том, чтобы товаропроизводитель  своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли  бы требованиям определенных категорий  покупателей.

Ассортимент – это набор  товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем  на рынке. Номенклатура, или товарный ассортимент, – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Вид товара (автомобиль, трактор) делится  на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит  из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Например, холодильники представлены одно-, двух- и трехкамерными  моделями и морозильными камерами. Последние имеют несколько марок, отличаются объемом и некоторыми техническими данными.

Формирование ассортимента – проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений  между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного  производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами или лицензиями и ноу-хау.

Формированию ассортимента обычно предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции, которая  позволяет определить возможности  оптимального производства ассортимента данного вида товаров. Цель ассортиментных концепций – сориентировать предприятие  на выпуск товаров, наиболее соответствующих  структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей. В процессе разработки концепции определяются различные показатели: разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей); уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношение  цен на товары данного вида и др. Обычно прогнозируется лишь тенденция  развития ассортимента (а более точно  – ассортиментная структура спроса и товарного предложения). Планирование, формирование и управление ассортиментом  продукции – непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего  жизненного цикла продукта, начиная  с момента зарождения замысла  о его создании и кончая изъятием из товарной программы. Искусство планирования ассортимента продукции состоит в умении воплощать уже имеющиеся и/или потенциальные технологии и материальные возможности в продуктах, которые, принося производителю прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей покупателя. Иными словами, производитель занят не просто созданием и производством товаров, но также формированием клиентуры и удовлетворением ее специфических потребностей.

Информация о работе Экономическая стратегия предприятия