Экономическая стратегия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:00, контрольная работа

Описание работы

Формирование хозяйственной стратегии в общем виде можно определить как процесс разработки целей развития и функционирования предприятия на определенный период времени, а также способов использования средств для достижения поставленной цели.
Выбор хозяйственной стратегии зависит от множества условий: форм конкурентной борьбы и степени ее жесткости, темпов и характера инфляции, экономической политики правительства, сравнительных преимуществ национальной экономики на мировом рынке и иных так называемых внешних факторов, а также внутренних факторов, связанных с возможностями самого предприятия, т.е. его производственными и финансовыми ресурсами.

Содержание работы

1. Формирование хозяйственной стратегии предприятия………………………
3
2. Этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия…..........................
5
3. Товарная стратегия предприятия………………………………………………
8
4.Производственная программа и производственные мощности предприятия………………………………………………………………………..

15
Заключение………………………………………………………………………….
23
Библиографический список……………………………………………………….
25

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия.docx

— 38.84 Кб (Скачать файл)

   Планирование нового  продукта

Если речь идет о новом  или усовершенствованном продукте, предназначенном для дополнения существующего ассортимента либо замены уже выпускаемого продукта, то очередной  шаг заключается в том, чтобы  дать предварительную оценку замыслу, который сложился на основе выводов  проведенного исследования рынка. Если замысел оценивается как перспективный, то на продукт составляется спецификация исходя из требований потребителя. После  утверждения спецификация передается в производственный или проектно-конструкторский  отдел, который изготовляет образцы  и осуществляет предварительную  проверку возможностей массового производства с учетом возможностей производственных мощностей, квалификации и опыта  инженерно-технического персонала, а  также потребностей в новых материалах, комплектующих, оборудовании и т.д.

Если предварительная  калькуляция издержек производства показывает возможность получения  приемлемой нормы прибыли, то выпускается  небольшое количество изделий для  испытания с помощью потенциальных  потребителей. Одновременно разрабатываются  предварительные планы и определяются бюджеты сбыта и рекламы, с  тем, чтобы проверить выгодность сбыта нового продукта для предприятия. Результаты испытаний покажут, нужно  ли вносить в продукт какие-либо изменения до того, как он будет  выпущен на рынок.

По итогам испытаний и  оценкам специалистов определяется жизнеспособность продукта и его  возможность стать удачным дополнением  к товарному ассортименту предприятия. В случае положительного решения  все предложения, касающиеся продукта и его реализации, с подробным  описанием того, как, когда, где, при  каком уровне себестоимости и  прибыли он должен быть выпущен на рынок, передаются руководству для  утверждения. Утвержденные руководством рекомендации используются при составлении  плана продвижения товара на рынок, который служит основой для координации  работы всех подразделений предприятия.

   План реализации  продукции

В плане реализации продукции  предприятия устанавливаются объем  и структура поставок выпускаемой  продукции, а также планируемая  сумма выручки и прибыли от реализации продукции.

Основными источниками для  составления плана реализации продукции  являются: портфель заказов и заключенные  на этой основе договоры по поставкам; данные о запасах продукции на складах предприятия на начало и  конец планового года; оптовые  цены и себестоимость изделий, подлежащих реализации; сроки освоения новых  видов продукции; мероприятия по повышению эффективности производства; расчеты по освоению и использованию  производственных мощностей; плановые технико-экономические нормы и  нормативы за предшествующий год.

При планировании реализации продукции исходят, прежде всего, из потребности в продукции, являющейся предметом специализации предприятия. Масштабы потребности сопоставляются с наличной производственной мощностью. В результате этого сопоставления  определяется необходимость в расширении или реконструкции предприятия  и возможные масштабы производства и реализации продукции.

Для определения объема выпуска  и реализации продукции применяются  натуральные и стоимостные измерители. Натуральныe измерители могут применяться  лишь при выпуске однородной продукции. Стоимостные показатели обычно включают показатели выпуска товарной продукции  и объема валовой продукции. Эти  показатели определяются в оптовых  ценах. Товарная продукция – это  продукция, которая идет на сторону  и не потребляется внутри предприятия. Валовая продукция характеризует  объем всей продукции, произведенной  на предприятии. Она складывается из товарной продукции, изменения остатков незавершенного производства, полуфабрикатов и инструмента собственного производства на начало и конец планового периода.

К незавершенному производству относится еще не изготовленная  продукция, находящаяся на разных стадиях  производственного процесса от запуска  материалов в производство на первую операцию до сдачи законченных производством  изделий и включения их в товарную продукцию.

Определение размера незавершенного производства имеет большое значение для предприятия: его завышение  влечет за собой дополнительные непроизводственные расходы; вызывает замедление оборачиваемости  оборотных средств, а занижение  нарушает ритмичный ход производства, приводит к простоям. Расчет незавершенного производства осуществляется по-разному  в зависимости от типа производства.

Показатель валовой продукции  используется при определении динамики объема продукции, численности основных рабочих, производительности труда  и фондов оплаты труда, составления  плана материально-технического обеспечения  и сметы затрат на производство. Объем товарной продукции не отражает полностью действительное состояние  указанных технико-экономических  показателей.

При значительных изменениях в структуре выпускаемой продукции  или изменении объема кооперированных  поставок для обоснования объема производства может быть использован  показатель валового оборота, который  в отличие от валовой продукции  точно определяет объем производственной деятельности предприятия. В валовой  оборот включается стоимость валовой  продукции, выработанной основными, вспомогательными и обслуживающими цехами предприятия, и стоимость услуг и работ  промышленного характера независимо от их назначения. Валовой оборот равен  сумме валовой продукции всех цехов предприятия и превышает  валовую продукцию предприятия  на внутризаводской оборот. К внутризаводскому обороту относятся:

стоимость собственного производства, стоимость израсходованного инструмента  и всех видов энергии собственной  выработки, услуги заводского транспорта и ремонтных цехов и т.п. Расчет валового и внутризаводского оборотов производится на основе выявления потребности  каждого цеха в продукции и  услугах других цехов, включая вспомогательные  и обслуживающие цехи.

 

4. Производственная программа  и производственные мощности  предприятия.

 

Производственная программа  представляет собой систему плановых заданий по выпуску продукции  установленной номенклатуры, ассортимента и качества, предназначенной для  удовлетворения различных потребностей.

   Варианты производственной программы

Работа по составлению  производственной программы имеет  свои особенности для разных типов  производства. Для единичного и мелкосерийного производства производственная программа  разрабатывается на основе графика  изготовления изделий в соответствии с утвержденными сроками сдачи  продукции потребителям. Календарный  график запуска-выпуска изделий  разрабатывается в порядке, обратном ходу технологического процесса, на основе длительности производственного цикла  по всем видам работ (испытание, сборка, механическая обработка, подача заготовок).

Для серийного производства планирование выпуска продукции  на протяжении года производится с  учетом незавершенного производства на всех стадиях производственного  процесса и изменения номенклатуры запускаемых в производство изделий.

Массовое производство осуществляется обычно поточным методом, и в связи  с этим производственная программа  разрабатывается одновременно по предприятию  и всем основным цехам, с разбивкой  по кварталам и месяцам.

Несмотря на то, что по определенным видам продукции сроки  изготовления (сдачи) устанавливаются  по договорам с заказчиком, предприятие  имеет возможность разрабатывать  различные варианты производственной программы выпуска продукции  во времени в целях достижения полной и равномерной загрузки оборудования и рабочих мест. Число вариантов распределения (комбинации) выпуска изделий при любом типе производства может быть значительным. Наиболее целесообразные варианты можно получить путем использования методов программирования.

  Показатели производственной программы

Основными показателями производственной программы являются: номенклатура, содержащая наименование продукции  с указанием количества, качества и сроков сдачи; товарная продукция; незавершенное производство; валовая  продукция.

Определенные на основе расчетов размеры выпуска продукции в  натуральном выражении еще нельзя рассматривать как реальное задание  по ее производству, т.е. как производственную программу. Выпуск планируемого объема продукции предполагает наличие  соответствующих производственных мощностей.

Производственные мощности

Производственная мощность предприятия (цеха или производственного  участка) характеризуется максимальным количеством продукции соответствующего качества и ассортимента, которое  может быть произведено им в единицу  времени при полном использовании  основных производственных фондов в  оптимальных условиях их эксплуатации.

Производственные мощности можно рассматривать с различных  позиций, исходя из этого определяют теоретическую, максимальную, экономическую  и практическую мощности.

Теоретическая (проектная) мощность характеризует максимально возможный  выпуск продукции при идеальных  условиях функционирования производства. Она определяется как предельная часовая совокупность мощностей средств труда при полном годовом календарном фонде времени работы в течение всего срока их физической службы. Этот показатель используется при обосновании новых проектов, расширения производства, других инновационных мероприятий.

Максимальная мощность –  теоретически возможный выпуск продукции  в течение отчетного периода  при обычном составе освоенной  продукции, без ограничений со стороны  факторов труда и материалов, при  возможности увеличения смен и рабочих  дней, а также использовании только установленного оборудования, готового к работе. Данный показатель важен  при определении резервов производства, объемов выпускаемой продукции  и возможностей их увеличения, наращивания.

Под экономической мощностью  понимают предел производства, который  предприятию невыгодно превышать  из-за большого роста издержек производства или каких-либо иных причин.

Практическая мощность –  наивысший объем выпуска продукции, который может быть достигнут  на предприятии в реальных условиях работы. В большинстве случаев  практическая производственная мощность совпадает с экономической.

В отличие от проектной  плановая производственная мощность действующих  предприятий рассчитывается исходя из применяемых технологических  процессов, наличного парка оборудования, имеющихся производственных площадей как величин уже заданных, а  объем выпуска продукции по планируемой  номенклатуре является искомой величиной, устанавливаемой в условиях полного  использования ресурсов, имеющихся  в распоряжении предприятия.

Производственная мощность – величина динамичная, изменяющаяся под влиянием различных факторов. Поэтому она рассчитывается применительно к определенному периоду времени и даже календарной дате. Мощность определяется на начало планового периода – входная мощность и на конец планового периода – выходная мощность. Последняя рассчитывается до формуле:

Мк = Мн + Мс + Мр + Мо + Мнз –  Мв,.

где Мк – мощность на конец  планового периода: Мн – производственная мощность на начало планового периода; Мс – ввод мощностей в результате строительства новых, расширения действующих  мощностей; Мр – прирост мощности вследствие реконструкции; Мо – увеличение мощности в результате технического переоснащения и проведения других организационно-технических мероприятий; Мнз – увеличение (уменьшение) мощностей  вследствие изменения номенклатуры продукции; Мв – уменьшение мощности вследствие ее выбытия.

Кроме входной и выходной мощностей определяется также величина среднегодовой мощности (Мср) по формуле:

Мср = Мк + МсТс+МрТр+МоТо+МнзТнз-МвТв/12

где Тс, Тр, То, Тнз, Тв – сроки  действия соответствующих мощностей  с момента их введения и до конца  планового года. Отношение планового, или фактического выпуска продукции  к величине производственной мощности называется коэффициентом использования  производственной мощности (Кнз,):

Кнз= Впл(ф)/Мср

где –Впл(ф) – плановый, или  фактический объем производства в натуральных единицах.

Величина производственной мощности находится под влиянием различных факторов. Наибольшее влияние  оказывает группа технических факторов. К ним относятся:

• количественный состав основных фондов, их структура, удельный вес  активной части основных фондов;

• качественный состав основных фондов, уровень прогрессивности  используемого оборудования на всех стадиях производственного процесса, насыщенность парка оборудования автоматическими  станками и автоматизированными  поточными линиями;

• возрастной состав оборудования с учетом морального износа, темпы  обновления основных фондов;

• степень прогрессивности, механизации и автоматизации  действующих технологических процессов;

• степень прогрессивности  применяемых видов технологической  оснастки, инструментов, приспособлений;

• степень пропорциональности по мощности (пропускной способности) между агрегатами, группами взаимозаменяемого  оборудования, участками, цехами, устранение узких мест.

Информация о работе Экономическая стратегия предприятия