Стоит отметить немаловажный факт того,
что в Бюджетный кодекс были внесены
некоторые изменения, которые затрагивают
внедрение новой бюджетной классификации
и перехода к программному бюджету - в качестве
преобразований в законодательной сфере.
Также, было дано право субъектам РФ и муниципальным
образованиям, переходить на программную
структуру. Это в свою очередь говорит
о введении новых целевых статей расходов
и группировку по государственным программам.
Была проведена работа по созданию государственных
программ Российской Федерации. По каждой
из 41 программ, существующих и одобренных
Правительством РФ, есть объемы расходов
в рамках формирования долгосрочной бюджетной
стратегии.
Одним из важнейших элементов любой государственной
программы является взаимодействие с
субъектами РФ. Экономическая политика
государства весьма разнится в зависимости
от развитости или ее отсутствии регионов.
Для слаборазвитых - это в первую очередь
участие Федерации в создании условий
для привлечения инвестиций, а также разработка
системы финансовой поддержки. Если говорить
о развитых регионах, то здесь стоит отметить,
что политика основывается на принципах
долевого участия в коллективных проектах.
В 2014 году планируется заключить соглашения
о мерах по увеличению эффективности использования
бюджетных средств и увеличению поступлений
налоговых и неналоговых доходов с
дотационными субъектами РФ. Также, следует
осуществить ряд проверок отчетов об исполнении
соответствующих бюджетов за 2013 гол –
задача для контрольных органов.
И в методических рекомендациях,
которые утверждены совместным приказом
Минфина России и Минэкономразвития России,
специально обращено внимание на то, что
государственные программы по вопросам
совместного ведения должны содержать
блоки правового регулирования в этой
сфере рамочного законодательства для
субъектов РФ, общие требования к государственным
программам, аналогичным программам субъектов
Федерации.
Единовременно проходит работа по укреплению
субсидий в рамках государственных программ
для уменьшения их количества. Все это
ведется к тому, чтобы иметь лишь одну
субсидию в рамках государственной программы,
которая позволит существенно увеличить
автономность субъекта.
Все эти решения требуют внесения
изменений в нормативно-правовые акты.
Такая идеология заложена в программе
повышения эффективности бюджетных расходов.
Рассмотрим некоторые сферы,
в которых на данном этапе реализуются
приоритетные национальные проекты, которые направлены
на улучшение социальной сферы в целом:
сфера образования; здравоохранения, ЖКХ.
Реализация действий в области образования
в перспективе нацелена на повышение качества
образования, и в то же время его доступности
для населения. Реализуемые меры в сфере
образования предоставляет возможность
для повышения качества «человеческого
капитала».
Политика в области здравоохранения
согласно «Концепции развития здравоохранения
до 2020 года», направлена на улучшение многих
факторов, важнейшим из которых является
«состояние здоровья населения» путем
улучшения доступности и качества медицинской
помощи, за счет улучшенных условий предоставления
медицинских услуг. Внедрение инновационных
технологий («информатизация»), стандартизация,
автоматизация и многое другое также входит
в обязательные условия политики преобразования
представленной сферы.
В рамках реализации Концепции
демографического развития России на
период до 2015 г. предполагается увеличение
размеров пособий по материнству (пособий
при рождении ребенка и т.п.). На реализацию
этих мероприятий будет выделено порядка
32,5 млрд. руб.
Итак, увеличение количества
программ, которые затрагивают различные
вопросы, говорит об увеличении влияния
государства в области экономики.
Их тематическая направленность
программ в последнее время демонстрирует
пристальное внимание государства к системе
межбюджетных отношений, а также к
проблемам развития экономического федерализма.
Из вышесказанного делаем вывод,
что в российских реалиях четко проявляется
особенность экономической функции государства,
которая напрямую объединена с ее федеративным
государственным устройством.
Отметим, что существует большое
количество затруднений в реализации
программ и их сопоставлении с законодательством
по времени. Часто получается так, что
цели и действия, согласно различным программам
не реализуются до конца. Путем решения
подобной проблемы может стать определение
принципов эффективности программ, а также
через законодательное закрепление правил
их реализации.
На данном этапе развитие фискального
федерализма в РФ зависит в большей степени
от способности государства как единого
целого преодолеть существующие проблемы
в различных областях. Решение проблем
бюджетного федерализма в итоге позволит
стабилизировать рыночную экономическую
систему. Поэтому представляется необходимым
фискальный федерализм соединять с макроэкономической
политикой рыночных реформ.
Заключение
В федеративных государствах
бюджетное устройство основывается
на общих принципах, которые, в свою очередь,
определяются понятием «фискального федерализма».
Наиболее полная реализация принципов
федерализма – одно из важнейших условий
стабильного развития государства с федеративным
устройством. Определение федерализма
как структурно-организационного принципа,
на базе которого строятся взаимоотношения
федерального центра и регионов, предусматривает
определенную конкретику во взаимосвязях
центрального и регионального уровней
власти.
Стоит отметить тот факт, что
Российская Федерация существует в качестве
федеративного государства сравнительно
недолго, а именно ее становление было
с 1991. Ввиду этого ряд проблем возникает
в разрезе «фискального федерализма»
из-за недостатка опыта.
Как уже было сказано ранее,
важнейшую сторону механизма межуровневых
отношений в федеративном государстве,
составляет взаимодействие центра и субъектов
федерации в финансово-экономической
сфере.
Таким образом, бюджетный федерализм
представляет собой составную часть государственного
механизма, т.е. составную часть отношений
между центральными, региональными и местными
органами власти федеративного государства
по поводу формирования и распределения
бюджетных средств и направленные на обеспечение
целостности РФ и сочетание интересов
ее уровней. Фискальный федерализм
представляет собой совокупность межбюджетных
отношений в федеративном государстве,
не смотря на то, что межбюджетные отношения
могут относится как к федеративному государству,
так и к унитарному. Таким образом, межбюджетные
отношения реализуются между различными
уровнями власти по поводу распределения
мобилизуемых доходов и использования
их в целях социально-экономического развития
страны и каждой территории. Это составная
часть любой бюджетной системы. Межбюджетные
отношения предполагают только финансовые
потоки между бюджетами, а бюджетный федерализм
– взаимоотношения властей разных уровней
по вопросам разграничения расходных
и доходных полномочий и ответственности.
Субъектами федерализма являются
органы власти федерального, регионального
и местного уровней, а объектами – бюджетные
доходы, бюджетные расходы и бюджетное
регулирование.
Существуют известные мировые
модели бюджетного федерализма: американская
германская. Часто их называют конкурентная
и кооперативная, соответственно. Россия
– это страна, которая нуждается в использовании
международного опыта, ввиду несовершенства
и неэффективности современной ситуации.
Германская модель в большей степени подходит
для реализации ее основных принципов
на территории РФ. Так как в полном объеме
перенять опыт Германии не предоставляется
возможным, так как положение данных стран
в сравнении слишком разное, необходимо
позаимствовать основные способы и методы
реализации эффективной политики. А так
как уже было отмечено ранее, Россия во
многом сможет сама сконцентрировать
свои силы и направить их на реализацию
эффективной модели управления, без большого
объема заимствований.
Таким образом, создание эффективной
государственной власти в условиях современных
реалиях возможно лишь на основе совместных
усилий всех уровней власти, как федерального
правительства, так и субъектов РФ и органов
местного самоуправления. Для слаженно
работающей системы «фискального федерализма»
необходимо воссоединить эти усилия и
объединить интересы всех уровней, все
это реально на пути к поставленной цели.
Данная система будет иметь основное направление
– решение задач подъема экономики страны,
и не будет способствовать стагнации
и распространению «бедности».
Список использованной литературы
Бюджетный Кодекс Российской
Федерации
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон от 7.10.2011
г. № 272-ФЗ «Об исполнении федерального
бюджета за 2010 год»
Федеральный закон от 30.11.2011
г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012
год и на плановый период 2013 и 2014 годов»
Федеральный закон от 2.10.2012
г. № 151-ФЗ «Об исполнении федерального
бюджета за 2011 год»
Федерального закона от 03.12.2012
г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013
год и плановый период 2014 и 2015 годов»
Федеральный закон от 06.10.1999
г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
(с изменениями и дополнениями)
Программа Правительства РФ
по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012 года.
Приказ Минфина РФ от 28.12.2010
N 190н (ред. от 14.06.2011) "Об утверждении
указаний о порядке применения бюджетной
классификации Российской Федерации»
(Указания).
Постановление Правительства
РФ от 27 марта 2013 г. № 275 “Об утверждении Правил формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации”.
Артемьева С., Совершенствование системы
межбюджетных отношений в современных условиях. // Вопросы экономики, 2011 г.
Афанасьев М.П., Основы бюджетной системы,
Учебная литература. – М.: Издательство
«ГУ ВШЭ», 2012 г.
Балацкий Е., Екимова Н. Финансовая
несостоятельность регионов и совершенствование
межбюджетных отношений. / Балацкий Е.,
Екимова Н. // Общество и экономика – 2010 г.
Березин М.Ю., Особенности межбюджетного
распределения доходов от региональных
и местных налогов // Законодательство и экономика, 2010 г.
Бобкова О.В., Борисов М.С., Гатин А.М., Колпаков Р.В., Никитина О.В., Романова Е.В., Степанова О.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу
Российской Федерации. – М.: Финансы и статистика,
2012 г.
Богов X.М., Развитие межбюджетных
отношений и предпосылок экономического
роста // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2011 г.
Горегляд В. Формирование современной
модели бюджетного федерализма в России:
вопросы методологии // Федерализм. — 2011 г.
Доленко Д.В. “Политика и территория.
Основы политического регионоведения”, 2010 г.
Новикова Н. И. Бюджетный федерализм:
понятие и сущность в РФ, 2012 г.
Пешина Э.В., Бюджетный федерализм
и экономические реформы в России // Бухгалтерский
учет в бюджетных и некоммерческих организациях.
– № 24, 2010 г.
Предеина Е.В. «Бюджетная система
РФ: учебное пособие», 2011г.
Родионова В.М., Совершенствование
бюджетного законодательства - необходимое
условие осуществления преобразований
в бюджетной сфере России // Бухгалтерский
учет в бюджетных и некоммерческих организациях".
- № 2, 2010 г.
Фролова Т.А. «Финансы и кредит» Таганрог: ТТИ ЮФУ,
2010 г.
Циммерман Хорст, «Муниципальные финансы», Дело и сервис,
2011 г.
Официальный сайт Министерства
финансов Российской Федерации (http://www.minfin.ru/ru/)
Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации
(http://www.roskazna.ru/)
Официальный сайт Федеральной
службы государственной статистики (http://www.gks.ru/)
http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/КонсультантПлюс