Экономическая сущность государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 13:03, реферат

Описание работы

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, ее социально- экономического строя, государственного устройства. Именно поэтому темой моей курсовой работы является государственный бюджет, а также его роль в рыночной экономике.

Файлы: 1 файл

законченный реферат.docx

— 531.63 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, ее социально- экономического строя, государственного устройства.     Именно  поэтому темой моей курсовой работы является государственный бюджет, а  также его роль в рыночной экономике.    

Государственное регулирование экономики может осуществляться на основе изменений приоритетов бюджетной политики, которая все более должна переходить от решения оперативных и текущих задач к разработке и последовательной реализации долгосрочных и целевых программ, охватывающих различные сферы общественной деятельности. Особенно это актуально в условиях мирового кризиса.   

Важнейшим инструментом государственного регулирования  экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.     Именно  путем бюджетного перераспределения  валового внутреннего продукта и  национального дохода государство  стремится достичь создания такой  структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования. Посредством бюджетного механизма возможно воздействие государства на развитие таких макроэкономических процессов, как экономический подъем страны, укрепление социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, коренное переоснащение материально-технической базы производства, развитие инновационных процессов, снижение уровня безработицы и увеличение занятости. Как мне кажется, развитие бюджетного механизма в нашей стране должно происходить в направлении все более эффективного влияния бюджета на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей, демонополизацию экономики, развитие ее частного сектора, и др. Посредством таких финансовых рычагов, как налоги, государственные инвестиции, бюджетные кредиты, объемы бюджетного финансирования создаются предпосылки  для влияния государства на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению основных производственных фондов, развитию АПК, инфраструктуры общественного производства, созданию нового механизма финансирования науки, здравоохранения, культуры, совершенствованию государственной системы подготовки и переподготовки кадров, развитию структуры рабочих мест на рынке труда.     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.   

 Цель курсовой работы изучить государственный бюджет Российской Федерации. Объектом изучения является государственный бюджет. Предметом исследования – сущность, структура и роль бюджета в современной экономике.

Основные источники литературы: Годин А.М., «Бюджет и бюджетная система Российской Федерации»: Учебник - М.: Изд-во Прогресс- Академия, 2009; Нешитой А. С., «Финансы» Учебник М.: Изд-во Дашков и К; Нешитой А.С. - Финансовый практикум (6-е изд); Уваров А.А. Методика написания и защиты дипломных и курсовых работ по экономическим дисциплинам: Практическое пособие для студентов-экономистов. – М.: Изд-во «ИКФ «ЭКМОС», 2003

 

 

 

ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ  ГОСУДАРСТВЕННОГО     

                БЮДЖЕТА

 

1.1Государственный  бюджет как экономическая категория.

 

Бюджет  является  важным  звеном  финансовой  системы  страны.  Отражая содержание процессов производства и распределения общественного  продукта  и национального  дохода,  бюджет  представляет   собой   экономическую   форму образования  и  использования  основного  централизованного  фонда  денежных средств государства.

     В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий  и населения.  Аккумулированные  средства  распределяются  и  используются   на финансирование  затрат  по  осуществлению  функций  государства.   За   счет бюджетных   средств   удовлетворяются    общегосударственные    потребности, финансируются отдельные сферы деятельности  –  оборона,  управление,  охрана общественного порядка и безопасности государства,  фундаментальная  науки  и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются  и  коллективные  потребности путем финансирования  затрат  на  образование,  здравоохранение  культуру  и искусство.

    Структура бюджета страны зависит  от ее  государственного устройства. В странах имеющих федеральное устройство, бюджетная система  имеет ярусное  построение  –  федеративный, региональный  и  местные  бюджеты (рис. 1).

  Проект  бюджета  ежегодно  обсуждается  и  принимается  законодательным органом. Как  экономическая  категория, государственный бюджет представляет собой систему  экономических  отношений, складывающихся  в  обществе  в  процессе   формирования,   распределения   и использования централизованного  денежного  фонда  страны,  предназначенного для   удовлетворения   общественных   потребностей.

 

 

Рис. 1 Структура бюджетной системы Российской Федерации

 

 

Финансовые отношения,  складывающиеся  у  государства  с  предприятиями, организациями, учреждениями и населением  называются  бюджетными.  Специфика этих отношений, как  составной  части  финансовых  отношений,  выражается  в том, что они,  во- первых,  возникают  в  фазе  распределения  общественного производства, и  во- вторых, направлены  на  формирование,  распределение  и использование централизованных финансовых ресурсов.

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Это  обусловлено  тем, что  в  руках   государства   постоянно   должна   концентрироваться   часть национального   дохода,    необходимая    для    обеспечения    расширенного воспроизводства  в  масштабах  общества,  удовлетворения   экономических   и социально-культурных потребностей граждан,  покрытия  общественных  издержек управления,  повышения  обороноспособности   страны.  

    Являясь  частью  финансовых  отношений,   государственный   бюджет   как категория характеризуется  теми  же  чертами,  которые  присущи  финансам  в целом, но в тоже время имеет свои  особенности,  отличающие  его  от  других сфер и звеньев финансовых отношений.   Государственный   бюджет   как   специфическая   сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:

  1)   представляет    особую    экономическую    форму   распределительных отношений, связанную с обособлением части стоимости  валового общественного продукта у государства и ее использованием  на удовлетворение  общественных потребностей;

  2)  предназначены  для  перераспределения   стоимости   между   отраслями

национального  хозяйства,   территориями,   секторами   экономики,   сферами общественной деятельности в отличие от финансов материального производства, опосредствующих процесс создания и производительного потребления  стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;

  3)   выражает   такую   стадию   стоимостного   распределения,    которая

непосредственно  не  связана  с  движением  общественного  продукта  в   его

товарной форме и осуществляется в известном отрыве от нее, в то время как  в материальном производстве и непроизводственной  сфере  финансовые  отношения тесно переплетаются с товарно-денежными.

Централизация денежных средств  необходима  для  организации  бесперебойного кругооборота в масштабах  всего  национального  хозяйства,  для  обеспечения функционирования экономики в целом. Существование  специфической  бюджетной сферы стоимостного распределения  обусловлено  также  природой  и  функциями государства.  Государство  нуждается  в   централизованных   средствах   для финансирования приоритетных отраслей,  для  проведения  социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного  характера, покрытия  общих  издержек  государственного   управления.   Таким   образом, существование государственного бюджета  отнюдь  не  результат  субъективного желания   (воли)   людей,   а   объективная   необходимость,   обусловленная потребностями   расширенного воспроизводства,   природой    и    функциями государства. На  современном  этапе  развития  экономики  централизованные  финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать  необходимые  темпы  и  пропорции общественного производства, добиваться  совершенствования  ею  отраслевой  и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах  средства  для первоочередных  программ  развития  отраслей  экономики,  проводить  крупные социальные  преобразования.  Благодаря  финансовой  централизации   денежные средства   сосредоточиваются   на   решающих   участках   экономического   и

социального  развития,  подготавливая  условия   для   успешной   реализации

экономической и социальной политики государства.

     Государственный бюджет как  экономическая  категория  выполняет  - распределительную   и контрольную функции. Действие данных функций определяется  рассмотренной  спецификой бюджетных отношений.  Вместе  с  тем,  как  основное  звено  государственных финансов,  государственный  бюджет  в   рамках   распределительной   функции выполняет   характерные   подфункции,   как-то:    размещения   (ресурсов), перераспределительную, стабилизации.

Бюджет  воздействует  на экономику  через  бюджетный   механизм.   В   этом проявляется роль бюджета как  инструмента  влияния  на  экономику  в  целом. Бюджетный  механизм  -  это  совокупность  форм  и  методов  образования   и использования  централизованного   фонда   денежных   средств   государства.

Регулирование экономики  осуществляется  путем  установления  количественных размеров централизованного фонда  денежных  средств,  регламентации  форм  и методов  его  образования  и  использования,  перераспределения   финансовых ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета. Разнообразие форм собственности предполагает  прогнозно-плановое  ведение хозяйства, что предопределяет  такую  же  форму  функционирования  бюджетных отношений. Стабильный характер бюджетных  связей,  плановая  форма  движения централизованного фонда денежных средств государства приводят  к  тому,  что бюджетные  связи  отражаются  в  соответствующем  финансовом   документе   — Основном финансовом плане страны.

Вывод: многообразие понятия «государственным бюджет» сводится к  его трактованию в следующих составляющих:

  -   как относительно самостоятельная  экономическая категория;

  -   как централизованный фонд денежных  средств государства;

  -   как инструмент воздействия на  экономику (через бюджетный механизм);

  -   как основной финансовый план  государства;

  -   как юридический закон, положения  которого обязательны  для  выполнения всеми участниками отношений и членами общества.

 

 

1.2 Функции и роль бюджета в распределении совокупного общественного  продукта  и национального дохода 


 

 

   В бюджете  страны  аккумулируется  значительная  часть  вновь  созданной стоимости - национального  дохода,  распределяемого  и   используемого   в соответствии с рыночными законами общественного развития (закона  стоимости, закона спроса и предложения, закона повышающейся производительности  труда, закона    возрастания    потребностей)    для    обеспечения    расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

В  условиях  рыночных  отношений  распределение   национального   дохода производится  посредством   образования,   распределения   и  использования денежных доходов и накоплений.  К  числу  таких  доходов  относятся, прежде всего, государственные доходы, доходы предприятий и  объединений,  различных коммерческих структур, финансовых групп, банков, а также доходы населения.

Значительная часть национального дохода поступает в бюджет путем прямого распределения  налогообложения  государственных,  частных  и  коммерческих предприятий.  Часть  чистого  дохода  населения перечисляется  в  бюджет  в порядке перераспределения. Распределение части национального дохода  через  государственный  бюджет обусловлено  необходимостью  создания   централизованного   фонда   денежных средств для расширенного воспроизводства и удовлетворения других  совокупных потребностей  общества,  путем  перераспределения  средств  между  отраслями производственной и непроизводственной  сфер  жизнедеятельности  общества,  а также между экономическими районами страны:  государственного  регулирования денежных накоплений  в отдельных  отраслях  народного  хозяйства,  предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном секторе,  в торговле и т.д.

Перераспределение национального дохода между отраслями, объединениями  и фирмами   через   государственный   бюджет   обусловлено   главным   образом необходимостью передачи части чистого дохода из одной  отрасли  в  другую  в соответствии с планами  экономического  и  социального  развития  страны,  с программами   радикальных   экономических   преобразований   общества,   для осуществления перестройки структуры общественного производства и т.д. Такое перераспределение в значительной степени вызвано различным уровнем технического   оснащения,   энерго   и    фондовооруженности    объединений, предприятий  и  отраслей;  неравномерностью  размещения  и  выявления  новых природных богатств; действующей системой  ценообразования  и  тем,  что  при переходе к рыночным отношениям необходима поддержка со  стороны  государства перспективных отраслей производства. Перераспределение национального  дохода как  между  отраслями,  так  и  внутри   отраслей   происходит   посредством государственных инвестиций и приоритетного  финансирования  отдельных  видов производств,   высоких   технологий,   инновационных    процессов.    Важным направлением  перераспределения  национального  дохода   является  выделение части средств, идущих на  развитие  непроизводственной  сферы.   В  условиях рыночных отношений это прежде всего  относится  к  поддержанию  государством таких сфер жизнедеятельности  общества,  как  здравоохранение,  просвещение, наука и культура. Значительное место в  структуре  перераспределяемой  части национального   дохода    отводится    содержанию    аппарата    управления, правоохранительных органов и т.д. Пропорции национального дохода,  распределяемого  через  государственный бюджет, не были  постоянными,  поскольку  определялись  достигнутым  уровнем развития производительных сил, задачами, решаемыми  государством  на  разных этапах общественного развития.

Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета