Экономическая сущность государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 13:03, реферат

Описание работы

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, ее социально- экономического строя, государственного устройства. Именно поэтому темой моей курсовой работы является государственный бюджет, а также его роль в рыночной экономике.

Файлы: 1 файл

законченный реферат.docx

— 531.63 Кб (Скачать файл)

 Концепция  функциональных финансов состоит  в том, что их целью является  балансирование экономики в целом  для достижения макроэкономической  стабильности, обеспечения неинфляционной  полной занятости. Балансирование  бюджета при этой концепции  является второстепенной задачей, допускается как наличие дефицитов  бюджета и государственного долга, так и бюджетных излишков. В  данном случае предполагается, что  налоговая система обеспечит  поступления в бюджет автоматически  по мере экономического роста, а макроэкономическая стабильность  будет стимулировать этот рост, в результате чего дефицит  будет самофинансироваться. Помимо  этого, государство практически  неограниченно может манипулировать  налогами и покрывать дефициты  бюджета. В данной концепции предполагается  также, что наличие дефицитов  и крупного государственного  долга для нормальной экономики  не опасны.

Вывод: сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов. Бюджетный дефицит — это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы. Бюджетный профицит — это сумма, на которую доходы государства превышают его расходы.

 

 

3.2 Пути совершенствования  и развития государственного  бюджета

 

 

Повышение эффективности бюджетных расходов является одной из основных постоянных задач государственной бюджетной политики. Теория и практика управления расходами показывают, что техническое вычисление эффективного распределения ресурсов в государственном секторе и в экономике в настоящее время находится за рамками возможного. Кроме этого существует ряд особенностей, присущих государственному сектору, которые, предопределяют неэффективность бюджетных расходов.

В основе локальной оптимизации находятся несколько принципов, среди которых важными являются:

1. Презумпция невмешательства государства. Государство должно рассматриваться  лишь как остаточный или конечный  агент, вмешивающийся лишь тогда, когда предотвращение или смягчение  того или иного несовершенства  не может быть обеспечено за  счет работы рынка;

2. Выбор наиболее оптимальной  формы вмешательства. Государственное  вмешательство в экономику может  осуществляться не только в  форме бюджетных расходов, но  и в форме регулирующих, координирующих, обеспечивающих и иных мероприятий;

3. Повышение эффективности бюджетных  институтов - планирования, согласования, утверждения и исполнения бюджета на микро- и макроуровнях принятия бюджетных решений.

Эффективность расходов также достигается путем создания специальных стимулов у государственных органов, учреждений, сотрудников. С этой целью необходимо предоставить большую самостоятельность использования бюджетных средств в рамках бюджетных ограничений в соответствии с целями и приоритетами государственной политики, обеспечение стабильности финансирования. Критерием определения степени свободы является измеримость результатов деятельности.

Анализ международного опыта позволил выявить несколько моделей управления расходами, каждая из которых имеет страновую специфику, сложилась в результате многолетних реформ и экспериментов в области государственного управления, однако базируется на общих принципах:

• внедрение бюджетного планирования ориентированного на результат, расширение горизонта планирования;

• установление жестких потолков расходов и распределение расходов в соответствии с национальными социально-экономическими приоритетами;

• предоставление большей свободы управления ресурсами распорядителям и получателям бюджетных средств;

• внедрение элементов управленческого учета с целью более корректного отражения стоимости предоставляемых услуг;

• проведение оценки эффективности бюджетных расходов;

Системная реформа бюджетного процесса началась только в 2004 году. До этого изменения в принципах финансирования носили локальный характер. Расходы бюджетов всех уровней в России можно признать не соответствующими базовым институциональным условиям, обеспечивающим достижение аллокационной и операционной эффективности. Планирование бюджета осуществляется «от достигнутого» или на основе устаревших норм и нормативов затрат. Потребности учреждений в финансовых ресурсах удовлетворяются не полностью. Отсутствует система регулярного мониторинга эффективности расходов. Внимание контроля сосредоточено только на обеспечении соответствия расходов утвержденным сметам. Все это не позволяет создать систему, ориентированную на повышение эффективности бюджетных расходов.

Проводимая бюджетная реформа, в силу того, что она находится на начальном этапе, пока не дала значимых результатов. Проводимые изменения процедур бюджетного планирования воспринимаются как дополнительные, а не призванные заменить существующие неэффективные процедуры. Таким образом, можно констатировать, что основной целью совершенствования системы управления расходами на существующем этапе реформирования бюджетного процесса является создание информационной, институциональной и методологической основы для принятия бюджетных решений, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов с учетом направлений проводимых в настоящее время реформ в данной области.

Для достижения этой цели необходимо:

• наличие достаточного объема достоверной и относительно недорогой информации для разработки показателей результативности бюджетных расходов;

• создание методической основы увязки производимых бюджетных расходов и достигаемых результатов;

• создание подхода к формированию методики оценки эффективности расходов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью проведенного исследования является анализ сущности государст- венного бюджета, его структуры и функционирования. 
В результате изучения существующей литературы по интересующей нас проблеме и проведенного анализа можно сделать следующие выводы: 
1.Государственный бюджет - финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом.  
2. Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансиро- вать.

3.Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег

4 Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.  
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

5. Бюджетная реформа пока не дала значимых результатов. Основной целью совершенствования системы управления расходами на существующем этапе реформирования бюджетного процесса является создание информационной, институциональной и методологической основы для принятия бюджетных решений, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов с учетом направлений проводимых в настоящее время реформ в данной области.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Конституция  Российской Федерации [Текст]. –  М. : Юридическая литература, 2001

2.Бюджетный  кодекс Российской Федерации [Текст] : [принят Государственной Думой 17 июля 1998 г.] : офиц. текст : по состоянию на 2 ноября 2007 г. / М-во юстиции Рос. Федерации. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007

3.Приказ  МФ РФ от 6.01.08 г. № 1н «О бюджетной  классификации Российской Федерации».

4.Александров  И.М., Бюджет и бюджетная система  Российской Федерации: Учебник 2-е  издание, изд-во Дашков и К. –  М.: 2006

  5.Будасова С.А., Финансы, денежное обращение и кредит – М.: Изд-во Феникс. 2011.

6.Вакуленко  Т. Г., Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих  решений [Текст] / Т. Г. Вакуленко. – М. : Герда, 2008.

7. Вахрин  П.И., Бюджетная система Российской  Федерации: Учебник М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и К» 2012

8. Ковалевой  А.М.,Финансы – М.: Изд-во Финансы  и статистика. 2009.

9. Ларина  Л.С. Бюджетная система Российской  Федерации М.: Изд-во Юриспруденция. 2010

10. Поляк  Г.Б., Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 10-е издание. 2013

11. Нешитой  А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник : Дашков и К, 2012 г

12. Седов, В. В. Экономическая теория [Текст]: учеб. пособие для вузов: в 3 ч. Ч. 3. Макроэкономика / В. В. Седов. – 2-изд., доп. и перераб. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2007

13. Шевчук  В.А., Финансы и кредит – М.: Изд-во РИОР. 2009.

14.  Янина  О.Е., Финансы, денежное обращение  и кредит: Учеб. для вузов –  М.: 2009.

15. Агапова  Т.А., Серегина С.Ф., «Макроэкономика»  Москва изд. «Дело и Сервис» 2009г.

16. Годин  А.М., Горегляд В.П., Бюджет и бюджетная  система Российской Федерации: Учебник 6-е издание 

17. ГодинА.М., Подпорина И.В.. Бюджет и бюджетная  система Российской Федерации: Учебник. М.: Изд-во Прогресс- Академия, 2007.

18. Глущенко  В.В., Чехунов В.Н., Финансы: Учеб. пособие. – СП: Изд-во МИФ. – 2000

19. Литовских  А.М., Шевченко И.К., Финансы, денежное  обращение и кредит. Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2013.

20. Парыгина  В.А., Тедеев А.А.,  Бюджетная система  России: Учебник.  – М. Изд-во Эксмо. 2009.

21. Подъяблонская  Л.М., Новикова М.В., Государственные  и муниципальные финансы. Учебник , 2009

22. Справочно-правовая  система «Консультант плюс».

23. Официальный  сайт ЦБ РФ - [Электронный ресурс] www.cbr.ru

24.Экономическая экспертная группа - [Электронный ресурс] www.eeg.ru.

25. Официальный  сайт Министерства Финансов РФ - [Электронный ресурс] - www.minfin.ru

 

 

 

 


Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета