Экономическая сущность государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 13:03, реферат

Описание работы

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, ее социально- экономического строя, государственного устройства. Именно поэтому темой моей курсовой работы является государственный бюджет, а также его роль в рыночной экономике.

Файлы: 1 файл

законченный реферат.docx

— 531.63 Кб (Скачать файл)

При переходе к рыночным отношениям существенно меняется роль  бюджета  в регулировании  общественного  производства  и  распределении   национального дохода. Основные направления этих  преобразований сосредоточение  главных ресурсов  государственного  бюджета  на  приоритетных  отраслях   экономики, определение наиболее общих пропорций развития общественного  производства  и необходимых  темпов  развития  экономики  в  целом.  Основная  логика  таких трансформаций  состоит  в  том,  что  должна  соблюдаться  общая   тенденция развития экономики в условиях рыночных отношениях перенос  центра  тяжести с централизованных на децентрализованные финансы страны.

   На  основании  этого  возможно  более  обоснованное   решение   вопросов рационального  распределения  и  перераспределения  национального  дохода  и формирования бюджета. Производство,    распределение    и    перераспределение     совокупного общественного продукта  и  национального   дохода  является  предпосылкой  и целью развития общества в целом и каждого человека  в  отдельности.

 В  этой связи, рассматривая роль бюджета в распределении  совокупного  общественного продукта и национального дохода, важно отразить влияние  бюджетной  политики на процесс  воспроизводства  личностного  элемента  производства - рабочей силы. Изучая первую фазу этого воспроизводства -производство  личностного элемента   производства   (эта   фаза   включает   бюджетные   расходы    на здравоохранение, культуру, общеобразовательную подготовку,  профессиональную подготовку  и  переподготовку  кадров,  повышение  деловой  квалификации   и мастерства работников), необходимо отметить, что  эта  фаза  воспроизводства рабочей силы  органически  связана  с  расходной  частью  бюджета.  Сюда  же относятся  так  называемые  трансфертные  платежи  (такие  виды  платежей, которые затем ни в какой форме не возвращаются  в  бюджет - платежи  из бюджета в виде пенсий, пособий, стипендий и т.д.)

Вторая  фаза  воспроизводства  личностного   элемента   производства  

распределение работников по отраслям производства и сферам  деятельности,   в значительной степени связана с расходной частью  бюджетных  средств.  Речь идет о содержании за счет бюджетных средств бирж труда и центров  занятости, содержание временно не работающих лиц, находящихся в статусе безработных,  о расходах  по трудоустройству незанятой рабочей силы и т.д.

Третья  фаза  - фаза  потребления  (использования)   рабочей   силы  непосредственно связана с  фазой  общественного производства.

Здесь   происходит   процесс   создания   материальных   благ,   совокупного

общественного продукта и национального дохода  с одной стороны,  и  процесс потребления рабочей силы с  другой. 

Таким  образом,  фаза  использования рабочей  силы  непосредственно  связана  с  доходной  частью  бюджета.   Это выражается в  том,  что  часть  вновь  созданной  работниками  материального производства стоимости (прибыли, поступающей в бюджет в виде налогов,  части необходимого  продукта  подоходных  налогов  с  населения)  поступает в доходную часть бюджета для дальнейшего  перераспределения  между  отраслями, сферами общественного производства, различными группами и слоями  населения и т.д.

 

1.3 Функции  бюджета.

 

Функция это форма проявления в действии экономической категории.

 Функционирование  бюджета предполагает наличие  денежных потоков. В процессе  этих денежных потоков происходит  распределение ВВП и национального  дохода. Т.е. распределяется общественный  продукт.

 Роль  – это тот результат, который  достигается в процессе распределения.

  Бюджет выполняет основную функцию – распределительную. Бюджет распределяет общественный продукт.

 Под  общественным продуктом понимается  совокупность произведенных и  реализованных в денежной форме  в течение года товаров, работ  и услуг.

 Распределение  общественного продукта проходит  по двум стадиям. Первая стадия  это первичное распределение, в  результате которого образуется  исходные (первоначальные) финансовые  ресурсы – прибыль, амортизация, оборотные средства, заработная  плата, прямые налоги, косвенные  налоги. В процессе первичного  распределения в бюджет поступают  косвенные налоги и налоги, которые  включаются в затраты предприятия.

     После формирования первичных доходов (финансовых ресурсов) начинается вторая стадия, которая называется перераспределение. В процессе перераспределения государство получает дополнительные финансовые ресурсы в виде прямых налогов  и неналоговых доходов.

По функциональной классификации расходы распределяются на промышленность и другие отрасли экономики, на социальные отрасли, национальную оборону, государственное и муниципальное управление, науку, денежные резервы и т.д.

  По экономическому назначению расходы подразделяются по отдельным целевым направлениям использования. Оплата товаров, работ и услуг; заработная плата в бюджетных организациях; трансферты населению; дотации, субвенции и субсидии организациям и т.д. Через бюджеты всех уровней в РФ в настоящее время перераспределяется примерно 24% ВВП.

    Бюджет выполняет также контрольную функцию. Контрольная функция предполагает наличие финансовой информации, поступающей от денежных потоков. Количественная оценка потока представляет собой финансовую информацию, которая является базой для проведения финансового контроля.

   Роль – это результат, который достигается в процессе распределения финансовых потоков через бюджет. Роль:

1. При помощи бюджетного распределения государство обеспечивает себя необходимым количеством финансовых ресурсов. Это фискальная роль.

2. При помощи бюджета происходит регулирование различных экономических процессов.

 3. Фискальная роль бюджета заключается в том, что государство для полного финансирования своих функций, должно обеспечить равенство доходов и расходов. Такой идеальный случай встречается крайне редко в финансовой практике. Как правило, в большинстве стран в современных условиях государство формирует бюджет либо с дефицитом, либо с профицитом.

 В  условиях бюджетного дефицита  государство может проводить  различную финансовую политику, которая как правило направлена  на уменьшение размеров этого  дефицита. Это может обеспечиваться:

1.    Использованием благоприятной экономической  конъюнктуры, когда есть возможность  получать дополнительные доходы  без ущемления интересов плательщиков. Такая ситуация наблюдается в  период экономического роста. Автоматически  увеличивается налоговая база. Экономическая  конъюнктура никогда не бывает  стабильной, экономика циклична, поэтому  за периодами экономического роста, следует спад. Строить стабильный бездефицитный бюджет только на основе экономической конъюнктуры невозможно.

2.    В определенных случаях для  обеспечения роста доходов государство  может изменять уровень налоговой  нагрузки на плательщиков. Налоговая  нагрузка это отношение суммы  налогов к ВВП, умноженное на 100.

3.    Сокращение расходов.

 Если  государство не может обеспечить  равновесный бюджет, то используется  тот или иной тип политики  дефицитного финансирования:

1. Политика циклического бюджетного равновесия. Государство отказывается от ежегодного равенства доходов и расходов бюджета и переходит к обеспечению бюджетного равновесия в течение нескольких лет. Как правило этот промежуток времени охватывает экономический цикл. В период экономического цикла в условиях подъема экономики у государства образуются бюджетные профициты, которые оно накапливает для финансирования бюджетных дефицитов, образующихся в годы спадов и депрессий. Но не всегда период подъема равен периоду спада, а подъем может быть не очень существенным и т.д. Как правило, эта политика автоматически трансформируется в политику хронического бюджетного дефицита, для которого присуще постоянное бюджетное финансирование в течение нескольких десятилетий.

2.    Хронический бюджетный дефицит  предполагает, что он будет покрыт  за счет кредитных источников. Это приводит к увеличению  государственного долга.

 В  современных условиях государство  стремится ограничить размеры  бюджетных дефицитов и государственного  долга, чтобы не было роста  инфляции, нестабильности валютных  курсов и т.д.

 Нормальным  уровнем бюджетного дефицита  считается дефицит не более 3% ВВП. Предельный размер государственного  долга – не выше 60% годового  ВВП.

   Регулирующая роль. Государство, используя бюджетные инструменты – налоги и бюджетное финансирование, пытается воздействовать на экономические процессы в нужном для себя направлении. Государство оказывает воздействие в основном на 4 экономических процесса:

1.    Экономический рост

2.    Уровень занятости

3.    Состояние денежного обращения (уровень  инфляции)

4.    Валютный курс.

   Государство может осуществлять два типа воздействия:

1.    Стимулирующее. Осуществляется при  помощи сокращения налогового  бремени и увеличения бюджетного  финансирования. Такая политика  стимулирует рост производства  и реализации товаров, работ и  услуг, а также увеличивает занятость. Негативные последствия возникают  в сфере денежного обращения. Дополнительный спрос покрывается  либо за счет увеличения объема  производства, либо за счет увеличения  цены, что создает стимул для  инфляции.

2.    Сдерживающее, или рестрикционное  регулирование. Осуществляется путем  увеличения налогов и сокращения  бюджетного финансирования. Оно  проводится, как правило, для сдерживания  денежной массы, находящейся в  обращении, и тем самым, для снижения  темпов инфляции и стабилизации  валютных курсов. Такое регулирование  может также привести к снижению  темпов роста производства.

Проблемы, возникающие при регулировании:

1.    Регулирование носит косвенный  характер, поэтому цели, которые  были заложены государством при  проведении регулирования, могут  быть недостигнуты. Причина недостижения  целей регулирования – в различной  целевой направленности финансовой  политики, которую проводит государство  и экономические субъекты.

2.    При проведении стимулирующей  политики государство, как правило, не может обеспечить свои фискальные  цели. Это противоречие носит  временный характер, т.к. после достижения целей стимулирующего регулирования государство обеспечивает себя дополнительными доходами за счет роста облагаемых объектов.

3. Нельзя при помощи бюджетного регулирования положительно воздействовать на все экономические процессы одновременно. Бывают в экономике такие ситуации, когда одновременно происходит спад производства и инфляция (стагфляция). Стагфляция возникает в результате резкого увеличения цен, которые не компенсируются ростом доходов и приводят тем самым к сокращению объема покупок и снижению производства товаров, работ и услуг. Выход из стагфляции достаточно сложен, и любое регулирование, которое проводит государство, всегда имеет отрицательные последствия, которые связаны с тем, что разбалансирована вся экономическая система. Обычно при стагфляции сначала государство осуществляет рестрикционное, сдерживающее регулирование, а затем переходит к стимулирующему регулированию, увеличивающему объем производства.

4. Бюджетное регулирование может быть использовано только для формирования среднесрочных и долгосрочных пропорций и направления развития экономических отношений. Бюджетный механизм регулирования достаточно инертный и требует длительного периода времени для его изменения, а также для введения в действие, поэтому для регулирования текущих проблем развития экономики государство как правило применяет кредитные механизмы регулирования, такие как учетная ставка ЦБ, ставка рефинансирования ЦБ, нормативы обязательных резервов коммерческих банков в центральном банке и операции центрального банка на открытых рынках (валютном, фондовом, кредитном).

Вывод: бюджет государства - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования и использования общегосударственных и общемуниципальных денежных фондов в целях обеспечения выполнения функций государства и местных органов власти. Основные функции бюджета: регулирующая и распределительная.

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

                   РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

2.1 Бюджетная  система и бюджетное устройство

 

Бюджетное устройство РФ - это организация бюджетной системы и принципы ее построения. В связи с образованием, распределением и использованием посредством государственных и местных бюджетов совокупности денежных фондов в РФ существует целая бюджетная система. Бюджетная система включает в себя органы, обладающие бюджетными полномочиями: финансовые органы; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного (муниципального) финансового контроля.

Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Эти нормы являются в бюджетном праве основополагающими, поскольку выражают право государственных и административно-территориальных образований на свой бюджет, уровень самостоятельности в его использовании.

Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета