Экономическая сущность основных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Производственно-хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, большая роль здесь принадлежит основным фондам. Это средства труда и материальные условия процесса труда, благодаря чему и осуществляется процесс производства (деятельность предприятия) [1].
Средства труда – станки, рабочие машины, передаточные устройства, инструмент и тому подобное, а материальные условия процесса труда – производственные здания, транспортные средства и другие – «...это вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда, и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет».

Файлы: 1 файл

Гл. 1.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Уровень норм амортизации определяет объем ресурсов, необходимых для восстановления изношенной части основных фондов. С помощью норм амортизации регулируется скорость оборота основных фондов, интенсифицируется процесс их воспроизводства. Через нормы амортизации и их дифференциацию по группам основных фондов осуществляется техническая и производственная политика на предприятии.

Итоги работы предприятий показывают, что многие из них, используя средства фонда развития производства, среди которых амортизационные отчисления весьма значительны, заменяют устаревшее оборудование, внедряют новую технику, совершенствуют организацию производства и труда, добиваясь значительных успехов в повышении производительности труда, снижении себестоимости и улучшении качества продукции и рентабельности производства.

В данный момент разрешено применяются следующие методы начисления амортизации: линейный (равномерный); списание стоимости пропорционально объему выпуска продукции (единиц продукции); списание стоимости по сроку полезного использования (суммы чисел); уменьшаемого остатка (двойной остаточности). Любой из этих методов должен применяться в течение всего  срока эксплуатации данного объекта.

По основным средствам, впервые введенным в эксплуатацию на территории Республики Казахстан, амортизационные отчисления можно исчислять по двойным нормам амортизации, то есть ускоренным методом, при условии использования данных основных средств в целях получения совокупного годового дохода не менее трех лет.

Ускоренная амортизация позволяет:

– ускорить процесс обновления активной части основных производственных фондов на предприятии, а это уже немало;

– накопить достаточные средства (амортизационные отчисления) для технического перевооружения и реконструкции производства;

– уменьшить налог на прибыль;

– избежать морального и физического износа активной части основных производственных фондов, то есть поддерживать их на высоком техническом уровне, что, в свою очередь, создает хорошую основу для увеличения объема производства, выпуска более качественной продукции и снижения ее себестоимости.

Рациональное использование амортизационных отчислений имеет очень важное значение для предприятия. В первую очередь они должны использоваться для реализации воспроизводственной политики, которая проводится на предприятии [5].

Воспроизводство основных фондов осуществляется за счет капитальных вложений и капитального ремонта. Капитальные вложения обеспечивают как простое,  так и расширенное воспроизводство основных фондов.

Капитальный ремонт обеспечивает только  простое  воспроизводство  основных фондов.

Капитальные вложения представляют собой затраты на:

- создание новых основных фондов;

- реконструкцию действующих основных  фондов;

- расширение  и  техническое перевооружение действующих основных     фондов.

Капитальные вложения в основные фонды промышленности можно подразделять по характеру  воспроизводства,  их  назначению,  отраслевому направлению, составу и источникам:

а) по характеру воспроизводства;

б) затраты на постройку предприятий;

На новое строительство:

в) на  постройку зданий и сооружений на новых площадках по первоначальному проекту;

На техническое перевооружение действующего предприятия:

а) затраты на внедрение новой техники и технологии;

б) на механизацию и автоматизацию производственных процессов;              

в) на модернизацию и замену устаревшего оборудования  новым, более производительным и экономичным;

На расширение и реконструкцию действующих предприятий - при расширении производства:

а) затраты на строительство по новому проекту;

б) строительство и расширение существующих основных цехов, вспомогательных цехов и обслуживающих производств.

Капитальные вложения  осуществляются  за счет различных видов денежных средств,  именуемых источниками финансирования.  К ним  следует относить собственные средства предприятий (объединений), кредит банка и бюджетные ассигнования.  Нельзя сказать, что один из источников важнее другого, они используются в комплексе.

Одними из собственных средств предприятий, направленных на воспроизводство ОПФ являются амортизационные отчисления.

Амортизационные отчисления -  фонд социального развития (покрывает 1/3 капитальных вложений на оборудование), средства от реализации продукции, фонд развития производства, науки и техники, ресурсы, мобилизованные в ходе строительства, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий.

Важнейший источник финансирования  капитальных вложений -  кредит  банка, особое значение играет долгосрочный кредит банка. Долгосрочный банковский кредит является тем гибким и эластичным  инструментом,  с  помощью которого создается возможность обеспечить осуществление мероприятий по дальнейшему развитию предприятия.

Механизм долгосрочного  кредитования  заказчиков нельзя создавать отдельно. Он не должен стоять в стороне от  других  кредитно-расчетных рычагов в  сфере  капитальных вложений.  Нужна  единая  система долгосрочного и краткосрочного кредита, снабженная рациональными формами расчетов. Источником погашения кредита в первую очередь должна быть прибыль от осуществления кредитуемых мероприятий,  а затем уже средства фонда развития производства и амортизационные отчисления. Это значительно приблизит кредит к уровню рентабельности кредитуемых мероприятий.

На финансирование капитальных вложений направляются и централизованные ресурсы государства – бюджетные ассигнования. Размер бюджетных средств, необходимых для финансирования капитальных вложений, определяется как разница между годовым объемом затрат на капвложения и суммой собственных средств  предприятия,  выделяемых  на эту цель.  Конкретный размер бюджетных средств,  устанавливаемых  для  финансирования  капитальных вложений, рассчитывается на основе балансовых доходов и расходов.  Вполне возможен вариант применения  субвенции, то есть  предоставления  предприятиям бюджетного кредита.

Итоги работы предприятий показывают, что многие из них, используя средства фонда развития производства, среди которых амортизационные отчисления весьма значительны, заменяют устаревшее оборудование, внедряют новую технику, совершенствуют организацию производства и труда, добиваясь значительных успехи в повышении производительности труда, снижении себестоимости и улучшении качества продукции и рентабельности производства.

 

 

    1. Источники, порядок и методы финансирования основного капитала

предприятия

 

Государство финансирует инвестиционную деятельность в отраслях народной хозяйства путем финансовой поддержки целевых строительных программ. Суммы ассигнований на эти цели ежегодно отражаются в утверждаемых бюджетах и инвестиционных программах в объемах государственных инвестиций. Эти инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений, финансируются из республиканского бюджета и местных бюджетов республики на безвозвратной и возвратной основе (в форме бюджетного кредита).

Расходы на финансирование государственных, капитальных вложений предусматриваются:

- в республиканском бюджете — при условии, что они являются частью затрат на реализацию соответствующих государственных целевых программ, а также на основании предложений президента РК либо правительства РК;

- в местных бюджетах  РК — при условии, что эти расходы являются частью затрат на осуществление соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов РК.

Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет республиканского бюджета, осуществляется в соответствии с законодательством РК в порядке, определенном для федеральных целевых программ. Согласно перечням инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, формируют государственные инвестиционные программы. Органы исполнительной власти субъектов Республики Казахстан определяют перечни инвестиционных проектов, подлежащих финансированию за счет бюджетов субъектов РК.

 Решения об использовании  средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых республикой Казахстан совместно с иностранными государствами, принимаются после заключения правительством РК на основе соответствующих международных соглашений. Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд за счет средств республиканского бюджета и местных бюджетов для реализации конкретных проектов осуществляют государственные заказчики посредством проведения конкурсов.

Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности до их утверждения подлежат экспертизе. Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов устанавливает правительство РК.

Следует подчеркнуть, что за последние пять лет доля затрат на финансирование промышленности, энергетики и строительства в расходах республиканского бюджета сократилась более чем в 4,6 раза, что негативно сказалось на производственно-техническом потенциале этих базовых отраслей.

Постоянное снижение удельного веса государственных инвестиций в расходах республиканского бюджета не позволяет реализовать даже в минимальном объеме предусмотренные в нем адресные инвестиционные программы.

Предоставление средств из республиканского бюджета на безвозмездной основе осуществляется в соответствии с утвержденным перечнем строек и объектов для государственных нужд. Финансирование государственных капитальных вложений осуществляет Министерство финансов Республики Казахстан (через органы  казначейства) на основании представленного государственными заказчиками перечня строек и объектов с указанием объемов капиталовложений и государственных контрактов (договоров строительного подряда) на сооружение объектов для государственных нужд. Государственные заказчики переводят средства республиканского бюджета, предоставляемые на безвозвратной основе, непосредственным застройщикам в пределах сообщенных Министерством финансов РК объемов капиталовложений. Эти средства поступают на специальные счета застройщиков, открытые им в банках, и расходуются под контролем территориальных органов Департамента казначейства РК. Государственные заказчики ежемесячно представляют Министерству финансов Республики Казахстан отчеты об использовании средств бюджета, выданных на безвозмездной основе для финансирования государственных капитальных вложений.

Предоставление бюджетных инвестиций негосударственным предприятиям (акционерным обществам) влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставного (складочного) капитала и имущества указанных юридических лиц. Оформление доли Республики Казахстан и субъектов РК в уставном (складочном) капитале негосударственных предприятий осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются законодательством РК.

Бюджетные инвестиции негосударственным предприятиям включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между правительством РК, органом исполнительной власти субъекта РК и указанными юридическими лицами об участии государственных органов в собственности субъекта инвестирования. Проекты договоров оформляются в течение двух месяцев после вступления в силу закона о бюджете.

Правительству РК предоставлено право при отсутствии проектно-сметной документации и при не заключении договоров с акционерными обществами о передаче в государственную собственность акций по объектам, включенным в Государственную адресную инвестиционную программу, перераспределять объемы предусмотренных к выделению средств.

Главные распорядители средств республиканского бюджета — государственные заказчики Государственной адресной инвестиционной программы на текущий год вправе направлять средства, предоставленные им на финансирование государственных капитальных вложений, на оплату подтвержденных обязательств (непогашенной кредиторской задолженности), возникших у них в предыдущие годы по стройкам и объектам, включенным в перечень строек и объектов для государственных нужд.

Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и социального назначения в эквивалентной части уставного (складочного) капитала и имущества передаются в распоряжение соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.

Бюджетные ассигнования на возвратной основе для финансирования государственных инвестиций ежегодно предусматриваются в бюджете. Заемщиками средств федерального бюджета на возвратной основе могут быть только казахстанские предприятия независимо от формы собственности. Бюджетный кредит негосударственному предприятию может быть выдан только при наличии договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РК. Заемщик обязан предоставить заимодавцу высоколиквидное обеспечение своего обязательства по возврату кредита. Способами обеспечения исполнения обязательства по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства и залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита.

Обязательным условием выдачи бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита. Средства данного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в банке. Осуществление платежей за счет средств бюджетного кредита осуществляется заемщиком самостоятельно в соответствии с целевым назначением кредита. Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет. Бюджетный кредит может быть выдан только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

Информация о работе Экономическая сущность основных фондов