Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 11:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение методов регулирования ВЭД неа уровне отдельного предприятия.
Для достижения данной цели в ходе выполнения курсовой работы автором были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотрены теоретические основы внешнеэкономической деятельности: ее цели и задачи;
Выделены основные особенности в управлении ВЭД на предприятии, а также методы управления ВЭД;
Проведен анализ ВЭД на примере промышленного предприятия ОАО «ИркАЗ РусАл»
Введение 3
1. Теоретические основы управления внешнеэкономической деятельностью предприятия 5
1.1 Экономическая сущность внешнеэкономической деятельности предприятия – ее основные цели и задачи 5
1.2. Особенности управления внешнеэкономической деятельностью предприятия 6
1.3 Методы управления внешнеэкономической деятельностью предприятия 9
2. Анализ внешнеэкономической деятельности Иркутского алюминиевого завода 17
2.1 Характеристика деятельности Иркутского алюминиевого завода 17
2.2 Основные технико-экономические показатели деятельности ИркАЗа 18
2.3 Анализ внешнеэкономической деятельности ОАО «ИркАЗ РусАл» 22
3. Разработка рекомендаций, направленных на совершенствование внешнеэкономической деятельности ОАО «ИркАз РусАл» 25
3.1 Направления совершенствования методов управления ВЭД на предприятии 25
3.2 Исследование перспектив дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности ОАО «ИркАз РусАл» 26
3.3 Методы снижения рисков при заключении внешнеэкономических контрактов 28
Заключение 30
Список литературных источников: 31
К числу экономических методов управления ВЭД предприятия относятся методы управления, основанные на использовании объективных экономических законов. Данные методы включают в себя: 1) методы экономического стимулирования; 2) метод самоокупаемости, сущность которого заключается в том, что организация должна осуществлять свою деятельность рентабельно или, другими словами, быть способна покрывать свои расходы доходами; 3) метод ценообразования, который заключается в разработке и установлении таких цен, которые были бы способны одновременно выступать как измерителями эффективности затрат так и измерителями результатов хозяйственной деятельности; 4) метод финансирования, предполагающий организацию расчетов с поставщиками и потребителями, финансовыми и банковскими органами; 5) метод кредитования, который основан на создании таких условий для организации, при которых она могла бы наиболее рационально использовать кредитные средства для расчетов с банком, бюджетом и поставщиками.
Суть экономических методов
состоит в использовании
Для того чтобы определить насколько та или иная коммерческая сделка целесообразна, необходимо соблюдать следующие основные положения:
- принцип полной самоокупаемости экспортно-импортной операции;
- объем предполагаемой сделки устанавливается исходя из имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов: материальных, валютных, интеллектуальных;
- до заключения сделки должны быть проведены тщательные маркетинговые исследования, дано технико-экономическое обоснование проекта, рассмотрены и рассчитаны другие возможные варианты данной сделки.
Также очень важным моментом в управлении ВЭД предприятия является то, что при осуществлении сделок на внешнем рынке жизненно важно учитывать такие макроэкономические показатели, как денежно-кредитная политика государства, налогообложение и таможенное регулирование, внешнеторговая политика, уровень инфляции, объем платежеспособного спроса. При выходе на внешний рынок важно также учитывать деятельность различных международных организаций, действие межгосударственных соглашений, в первую очередь деятельность ГАТТ/ВТО.
При этом обязательным является определение основных характеристик конкретного рынка, его структуру и тип конкуренции, а также особенности реализуемого товара.
Изучая рынок конкретного
Факторы, от которых зависит эластичность спроса на тот ли иной товар, следующие:
1) группа, к которой относится
данный товар: предметы первой
необходимости или предметы
2) степень насыщения рынка данным товаром;
3) способы использования товара, которых чем больше, тем выше эластичность спроса;
4) срок изменения спроса;
5) сравнительная доступность аналогичных товаров и товаров-заменителей;
6) частота покупок товара- при этом чем больше покупок совершается, тем выше чувствительность данного товара к цене.
Обязательным является учет затрат на производство и реализацию продукции фирмы на рынке, так как на каком бы рынке организация не осуществляла свою детальность и какой бы стратегии при этом не придерживалась – конечной целью является получение прибыли. Поэтому построение стратегии невозможно без рассмотрения величины и структуры затрат на производство.
Учет затрат осуществляется посредством калькуляции
Принципиально выделяют четыре основных метода учета и калькуляции затрат.
1. Простое отражение затрат - сущность данного метода заключается в том, что все производственные затраты учитываются по статьям бухгалтерского учета или местам их возникновения. Данный метод является очень простым, но его недостатком является то, что он дает мало информации и на его основе очень сложно провести какой бы то ни было анализ.
2. Метод стандарт-кост -заключается в том, что учет и калькуляция затрат производятся по уточненным, детализированным статьям калькуляции. По каждой статье устанавливается определенный норматив, далее учет производится по отклонениям реальных затрат от нормативных. Преимущество данного метода заключается в том, что в данном случае предоставляется возможность провести немедленный анализ затрат, на основании которого можно разработать меры по снижению себестоимости, а также оперативно проконтролировать насколько данные меры эффективны.
3. Метод маржинал-кост (метод сокращенных затрат) - сущность данного метода состоит в учете только переменных затрат. Применяя данный метод исходят из того, что постоянные издержки на существующих основных фондах не меняются, следовательно, поиск оптимальной структуры выпуска необходимо проводить на основании только прямых расходов. Отметим, что такой метод является оправданным только при условии, что в краткосрочном плане цена товара постоянна. Данный метод является основой метода расчета цены по предельным издержкам, который заключается в определении цены без учета косвенных расходов. Применение данного метода, как правило, осуществляется. Если имеет место реализация товара на нескольких рынках при наличии свободных производственных мощностей. Недостатком данного метода является то, что при его использовании далеко не все расходы могут быть проконтролированы полностью и иногда все-таки требуется дополнительный расчет полной себестоимости.
4. Метод Стандарт-маржинал-кост представляет собой объединение двух предыдущих методов.
В многономенклатурном производстве для определения структуры выпуска продукции используется также метод калькуляционного выравнивания.
В процессе разработки и реализации стратегии предприятия по выходу на международный рынок, следует учитывать на какой стадии своего жизненного цикла находится тот или иной товар: внедрения, этапа роста, этапа зрелости или этапа упадка.
Если жизненный цикл товара находится на первой стадии- этапе внедрения, то организация должна придерживаться следующих основных принципов.
Если же анализируемый товар переживает стадию зрелости, то на данном этапе возрастает роль маркетинга и маркетинговых методов стимулирования продаж.
Для того чтобы как можно быстрее и с наименьшими потерями преодолеть этап упадка. Организация может прибегнуть к следующим действиям:
Иркутский алюминиевый
завод (ОАО «РУСАЛ-ИркАЗ» или «ИркАЗ»)
— крупнейший и один из старейших
алюминиевых заводов в Восточно
Сырьё для алюминия в виде глинозёма привозится с Урала, Казахстана и Ачинского глинозёмного комбината в Красноярском крае. Продукция направляется во многие экономические районы европейской части России и за границу. Её высокое качество и конкурентные способности «ИркАЗа» не раз отмечались премиями и призами на престижных международных конкурсах, а торговая марка завода зарегистрирована на Лондонской бирже металлов.
Алюминий «ИркАЗа» впервые был отправлен потребителю 24 марта 1962 года. Правда, он был третьего сорта. Но уже в конце марта из ванны № 402 был вылит алюминий первого сорта, а 11 апреля — нулевого (высшего). За первый год работы завода было выдано около 2 739 600 тонн первичного сплава. Введены в строй основные цехи, станции и комбинаты, необходимые для эффективной работы и выпуску продукции.
В 1965 году на заводе было организовано литейно-прокатное производство, началось производство алюминиевой катанки.
После окончания строительства завода «Иркутсккабель» (также находится в городе Шелехове) и ввода его мощностей, большая часть катанки с «ИркАЗа» поступает на этот завод.
С 2005 года на заводе началась реализация проекта крупномасштабной модернизации. В связи с чем была построена пятая серия электролиза, ввод первого корпуса которой состоялся 6 февраля 2008 года. Инвестиции в проект составили более 600 миллионов долларов. Пятая серия позволила увеличить мощность предприятия в 1,5 раза и выпускать до 450 тысяч тонн алюминия ежегодно. В 2012 году Иркутский алюминиевый завод отметил50-летие своей деятельности.
По предварительным данным, за первое полугодие 2012 г. выпуск алюминия-сырца на Иркутском алюминиевом заводе (ИрАЗ) составил около 202 тыс. т (перевыполнение бизнес-плана примерно на 1,5 тыс. т, рост по сравнению с первым полугодием 2011 г. - более 3,5 тыс. т).
Выпуск товарного алюминия составил около 205,5 тыс. т (перевыполнение бизнес-плана на более чем 1,5 тыс. т, рост по сравнению с первым полугодием 2011 г. - более 4 тыс. т).
ИркАЗом было выпущено катанки более 79,300 тыс. т (на 11,5 тыс. т больше, чем в первом полугодии 2011 г.); сплавов - более 61,500 тыс. т (почти на 4,5 тыс. т больше).
По сравнению с первым полугодием 2011 г. объем выпуска продукции с добавленной стоимостью (катанка и сплавы) увеличился на 12,8%. Ее доля в общем объеме выпуска составила более 68% (в первом полугодии 2011 г. - 62%, бизнес-план - 65,7%).
За счет увеличения объемов производства и сокращения издержек выработка алюминия-сырца на одного работающего возросла с 70,8 тонн в первом полугодии 2011 г. до почти 76 тонн - в первом полугодии 2012 г.
На ИркАЗе ведется планомерная работа по снижению себестоимости продукции. Так, на второе полугодие завод полностью отказался от дорогостоящего китайского прокаленного нефтяного кокса в пользу сырого пекового кокса отечественного производства и прокаленного нефтяного кокса с БрАЗа, а также планирует на 25% снизить поставки китайских анодов за счет анодов Саяногорского алюминиевого завода, которые в 1,8 раза дешевле.
С целью увеличения доходов
выполняется программа
Так, на заводе продолжается проект ИркАЗ-5. На пятую серию поставлены два технологических крана, сейчас ведется их монтаж. Стоимость кранов, включая монтаж, более 234 млн. руб. Выполняется проект внешнего электроснабжения. Не останавливается капитальный ремонт электролизеров.
На проектные работы по техническому перевооружению действующего производства в первом полугодии направлено почти $0,5 млн. Реализовывается проект организации опытного производства и испытания технологии получения алюминиевых сплавов с редкоземельными, переходными металлами и высокоэффективного оборудования для производства электротехнической катанки.
Для того, чтобы выяснить насколько успешной была деятельность предприятия в отчетном 2011 году, рассмотрим основные показатели его финансовой деятельности.
Чистая прибыль завода в 2011 г. увеличилась почти в 3,5 раза и составила 738,5 млн. долл. Выручка в 2011 г. увеличилась на 29% по сравнению с 2010 г. и составила 2711 млн. долл. Рост чистой прибыли связан в первую очередь с тем, что рос выручки опережает рост себестоимости продукции.
В структуре оборотных активов на конец 2011 года преобладали высоколиквидные активы, суммарная доля которых была почти 50% (48,26%). Запасы и краткосрочная дебиторская задолженность занимали 26,65% и 23,88% соответственно.
Важно отметить, что по всем основным финансовым показателям заводом в 2011 году были достигнуты показатели, превышающие нормативные значения. Так, коэффициент абсолютной ликвидности достиг 3,82, текущей ликвидности – 7,92, общий показатель платежеспособности – 5,39. Рост коэффициентов ликвидности связан с более быстрым ростом оборотных активов, в том числе высоколиквидных активов, по сравнению с увеличением краткосрочных заемных средств, кредиторской задолженности и резервов предстоящих расходов и платежей компании.