Экономическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:26, контрольная работа

Описание работы

Во всякой науке используется определенная совокупность методов исследования. Вопрос о методах экономической теории — это вопрос о том, как, каким образом изучаются экономические явления и процессы. Следует различать две группы методов: общие и локальные.

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.docx

— 279.41 Кб (Скачать файл)

Рассмотрение качественных признаков экономических систем дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов  при помощи методов математики и  статистики. Экономисты широко пользуются разного рода моделями, хотя и упрощающими реальную действительность, но позволяющими тем не менее в компактной форме получать и демонстрировать определенные содержательные результаты. Один из наиболее плодотворных методов экономической науки — математическое моделирование исследуемых явлений. Моделирование как инструмент научного мышления способствует проникновению в сущность объектов познания, выявлению присущих им закономерностей.

  1. Спрос и факторы его определяющие. Закон спроса.

 

Спрос — один из фундаментальных  критериев рыночной экономики. Он характеризует  потребности людей. Однако далеко не всякая потребность может быть и  действительно бывает учтена рынком. Для этого она должна стать  платежеспособной потребностью. Спрос данного потребителя качественно характеризуется не столько тем, что он хотел бы приобрести, сколько тем, что он на самом деле способен купить в данной ситуации. Часто говорят, что спрос определяется максимальными возможностями покупателя или его максимальной готовностью заплатить за данный товар.

Вместе с тем у любого явления имеется и количественная сторона. И именно в отношении  количественных характеристик спроса в нашем сознании бытует множество  превратных представлений. Прежде всего далеко не всегда осознаются те конкретные ограничения, при которых вообще имеет смысл говорить о величине спроса. А величина (объем) спроса определяется именно тем максимальным количеством данного блага, которое может приобрести данный покупатель (покупатели) за данный период времени при данных условиях.

В этом определении важны  оба уточнения. Во-первых, объем спроса — это поток, протекающий во времени. Поэтому всегда надо четко определять, к какому периоду времени относится  данная величина спроса. Во-вторых, условия, при которых формируется данный объем спроса, чрезвычайно важны, так как именно они характеризуют  ту среду, в которой находится  наш принимающий решение о  покупке потребитель.

Выделим главные факторы, определяющие спрос (детерминанта спроса), воздействующие на выбор покупателя:

— цена данного товара (Р);

—цены товаров, заменяющих данный в потреблении, или товаров-субститутов

— цены товаров, дополняющих  данное благо в потреблении, или  комплементарных благ

— доход потребителя, выделяемый им для покупки данного товара (У);

— вкусы и предпочтения потребителя (Z);

— объективные, естественные (внешние) условия потребления (N);

— ожидания потребителей (Е).

От словесной модели, описывающей  совокупность факторов, воздействующих на объем спроса, мы, используя данные им обозначения, можем теперь перейти  к аналитической. Функцией спроса называется зависимость величины спроса от соответствующих указанным факторам величин [2, с. 66]:

Конечно, можно бы и расширить список факторов, воздействующих на спрос (детерминант спроса). Однако и приведенной совокупности вполне хватит, чтобы обречь практика на долгие наблюдения и вычисления. Поэтому чаще всего поступают обратным образом: сокращают число принимаемых во внимание факторов до необходимого минимума. Фактически это означает, что прочие факторы считаются неизменными (действует правило ceteris paribus). В крайнем случае получается зависимость объема спроса от цены данного товара [2, с. 67]:

Эту зависимость уже достаточно легко оценить, проводя соответствующие  измерения и обобщая полученные в ходе статистических наблюдений данные в виде таблиц (шкал) либо графиков. Таблица (шкала) спроса может иметь следующий вид (табл. 1) [2, с. 67]:

Таблица 1

При всем многообразии определяемых таким образом конкретных функций спроса их объединяет одно общее свойство: с ростом цены (при прочих равных условиях, т.е. когда значения всех факторов, перечисленных выше, не меняются) количество товара, которое способен купить потребитель, сокращается (точнее, не растет). Именно эта эмпирически выведенная зависимость и является законом спроса. Поэтому выражающая ее на графике кривая спроса (рис. 1) имеет отрицательный наклон [2, с. 67].

 

 Рис. 1. Кривая спроса

Вместе с тем взаимосвязь  цены и покупаемого количества можно  рассматривать и в обратном направлении. В таком случае та же самая кривая спроса на том же самом графике  будет показывать, какую именно максимальную цену готов заплатить данный потребитель  за каждое данное количество товара (рис. 2) [2, с. 67].

 Рис. 2. Кривая спроса

В представляющей рассматриваемую  взаимосвязь таблице спроса (табл. 1) для выражения обратной зависимости  цены от количества приобретаемого товара ладо просто поменять местами строки цен и покупаемых количеств (табл. 2) [2, с. 67]:

Таблица 2

А в аналитической форме  такая обратная зависимость максимальной цены, которую в состоянии заплатить  данный покупатель, от количества покупаемого  товара соответственно может быть выражена в виде обратной функции спроса [2, с. 67]:

Такая обратная зависимость  также является убывающей: максимальная цена

при покупке большего количества того же самого товара всегда снижается. Связь

прямой и обратной функций  спроса может быть наглядно продемонстрирована на

примере линейной зависимости [2, с. 68]:

а также при нелинейной (например, гиперболической) функции  спроса [2, с. 68]:

Пересечение горизонтальной и вертикальной осей графика кривой спроса выражает, с одной стороны, тот факт, что даже бесплатное потребление любого данного блага за ограниченный период времени имеет свои пределы, а с другой стороны, что далеко не все товары покупаются нами даже в очень небольших количествах (или, по обратной функции спроса, чаще всего существует максимальная цена, при превышении которой данный потребитель вообще не будет приобретать данный товар).

Когда цена товара изменяется, то имеет место движение вдоль кривой спроса. Когда изменяется по крайней мере одно из «прочих равных» условий — цены на другие товары, доход, вкусы, предпочтения и т.д. — происходит сдвиг самой кривой спроса. Важно различать движение вдоль кривой спроса и сдвиг самой кривой, отражающие соответственно изменение величины (объема) спроса и изменение спроса [2, с. 68].

 При изменении цены  данного товара значение функции  спроса, конечно, тоже изменится:  величина спроса станет другой, и соответствующая точка рыночной  конъюнктуры на нашем графике  переместится вдоль кривой спроса. В таблице спроса мы при  этом должны будем перейти  от одной пары соответствующих  величин цены и объема спроса  к другой.

Если же перемены произойдут в каком-нибудь ином воздействующем на спрос факторе, то это изменит  саму функцию спроса. На графике  это будет выражено сдвигом всей кривой спроса влево—вниз или вправо—вверх. Соответственно всю таблицу спроса придется переписывать заново. Такие  изменения, с одной стороны, величины спроса и, с другой стороны, самого спроса как совокупности всех соответствующих  величин (например, всех их пар при  однофакторной функции спроса) всегда надо четко разграничивать. Если изобразить эти взаимосвязи схематически, то у нас получатся следующие  цепочки [2, с. 70]:

 

Краткие выводы

Спрос — один из фундаментальных  критериев рыночной экономики. Главные факторы, определяющие спрос (детерминанта спроса), воздействующие на выбор покупателя:

— цена данного товара (Р);

—цены товаров, заменяющих данный в потреблении, или товаров-субститутов

— цены товаров, дополняющих  данное благо в потреблении, или  комплементарных благ

— доход потребителя, выделяемый им для покупки данного товара (У);

— вкусы и предпочтения потребителя (Z);

— объективные, естественные (внешние) условия потребления (N);

— ожидания потребителей (Е).

С ростом цены количество товара, которое способен купить потребитель, сокращается (не растет). Именно эта зависимость и является законом спроса.

 

  1. Ординалистская  версия поведения потребителя.

 

В основе формирования рыночного  спроса лежат решения отдельных  потребителей конкретных благ. Благо  в теории потребления — это  любой объект потребления, приносящий определенное (устойчивое, предсказуемое) удовлетворение потребителю, яо есть повышающий уровень его благосостояния. Чаще всего блага потребляются не по отдельности, а в определенных наборах (комплектах, или «корзинах»). Набор благ — это совокупность данных количеств данных видов благ, совместно потребляемых в данный период времени.

Экономические решения при  выборе благ для приобретения продиктованы желанием покупателя достичь наибольшей выгоды, или отдачи при имеющихся  возможностях. Эта выгода, при потреблении  представляющая собой уровень благосостояния, или степень удовлетворения потребностей данного экономического субъекта, называется полезностью [2, с. 96]. Теория потребления исходит из того, что потребитель при выборе покупаемых благ имеет определенные последовательные индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетом и что он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность. Первой такой обязательной, обеспечивающей существование системы последовательных предпочтений, предпосылкой, или аксиомой теории потребительского выбора, является аксиома полной упорядоченности предпочтений потребителя. Для построения теории, объясняющей поведение потребителя, по меньшей мере необходимо, чтобы само поведение было налицо, то есть, чтобы реальный потребляющий субъект принимал определенные решения в сфере потребления и затем реализовывал их, например, выбирал обои определенного цвета и рисунка и покупал их. Но ни одно фактическое решение не может быть принято без предварительного определения данным потребителем своего отношения к рассматриваемым благам и их комбинациям. Поэтому делающий покупку потребитель всегда может либо указать, какой из каждых двух сравниваемых наборов благ лучше другого, либо счесть их равноценными. Второй необходимой предпосылкой теории потребительского выбора является аксиома транзитивности предпочтений потребителя — для принятия определенного решения и его последующего осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Третьей аксиомой теории потребительского выбора является рефлексивность предпочтений потребителя — каждый набор благ должен быть не хуже и не лучше себя самого. Фактически это означает, что предпочтения любого потребителя в рамках данной ситуации выбора должны быть зафиксированы на одних и тех же наборах благ и отношение потребителя к ним не должно меняться в данном процессе выбора. Помимо указанных аксиом, имеющих всеобщий характер, для построения достаточно практичной теории потребления необходимо еще сделать предположения:

- о ненасыщаемости потребностей —при решении каждой данной проблемы потребления большее количество любого блага всегда будет предпочтительнее, чем меньшее количество того же блага. Соответственно и набор благ, в котором количества каждого из видов благ не меньше аналогичных количеств благ в другом наборе, а количество благ по крайней мере одного вида больше, чем в другом, всегда будет рассматриваться как более предпочтительный.;

- непрерывность предпочтений. Будем считать, что где-то в промежутке между явно лучшим и заведомо худшим по отношению к данному наборами всегда найдется более или менее равноценный ему [2, с. 97].

Все эти предпосылки необходимы для того, чтобы получить возможность  определить функцию полезности. Наглядно особенности предпочтений каждого  данного потребителя могут быть выражены с помощью кривых безразличия.

Для точного анализа поведения  потребителя необходимо формально  описать его целевые установки, т.е. зависимость уровня полезности от набора потребляемых благ. Такая  зависимость представляет собой  функцию полезности. Функция полезности — соотношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемого при этом потребителем [2, с. 98]:

где U— уровень полезности,

  количества потребляемых благ.

Полезность высвечивает  принципиальный момент в поведении  потребителя, выбирающего тот или  иной набор благ: она служит критерием  отбора, показывает, насколько необходим  тот или иной объект выбора данному  экономическому субъекту в данных условиях, определяет, к чему стремится потребитель  в данной ситуации. Фактически это  — целевая функция действий потребителя  в процессе выбора, количественное значение которой он стремится максимизировать. Конечно, мы далеко не всегда можем прямо измерить, сколько единиц полезности получил тот или иной потребитель от данного набора благ. По сути, функция полезности — это определенная форма выражения упорядочения предпочтений потребителя. Существуют различные уровни формализации предпочтений различных групп потребителей, из которых вытекают различные уровни количественной соизмеримости полезности благ. Это выражается порядковой (ординалистской) и количественной (кардиналистской) функциями полезности. Порядковая (ординалистская) функция полезности выражает только определенную последовательность, порядок, в котором располагаются классы безразличия или группы равноценных для данного потребителя наборов благ (благ, обладающих одинаковой полезностью), например, от менее предпочтительных к более предпочтительным. Ее можно образовать с помощью любого последовательного множества чисел, соответствующих данным классам безразличия таким образом, что число, поставленное в соответствие более предпочтительному классу безразличия, будет больше числа, поставленного в соответствие менее предпочтительному классу безразличия. Тогда значения такой порядковой (ординалистской) функции полезности и будут выражать только расстановку (ранжирование, последовательность, порядок) определенных групп равноценных наборов благ: для любых наборов благ А и Б    U(A) > U(Б), U(А) < U(Б) либо U(А) = U(Б) [2, с. 98].

Информация о работе Экономическая теория