Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:26, контрольная работа
Во всякой науке используется определенная совокупность методов исследования. Вопрос о методах экономической теории — это вопрос о том, как, каким образом изучаются экономические явления и процессы. Следует различать две группы методов: общие и локальные.
Чаще всего для установления значений ординалистской функции полезности используют последовательность натуральных чисел, начиная с единицы, например: U(A) = 1, U(Б) = 2, U(B) = 3 и т.д. При этом сами значения порядковой функции полезности выстраиваются в аналогичную последовательность: U1 U2, U3,..., Un. Однако в принципе для каждого данного упорядочения потребительского множества существует бесконечно много ординалистских функций полезности. Любая монотонно возрастающая функция [2, с. 99] также будет являться порядковой функцией полезности для той же самой системы предпочтений. С практической точки зрения потребитель с порядковой функцией полезности всегда может сказать, что чему он предпочитает, но не может определить, насколько один набор лучше другого [2, с. 99].
Краткие выводы
Набор благ — это совокупность данных количеств данных видов благ, совместно потребляемых в данный период времени. Экономические решения при выборе благ для приобретения продиктованы желанием покупателя достичь наибольшей выгоды, или отдачи при имеющихся возможностях. Эта выгода, при потреблении представляющая собой уровень благосостояния, или степень удовлетворения потребностей данного экономического субъекта, называется полезностью. Функция полезности — соотношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемого при этом потребителем. Порядковая (ординалистская) функция полезности выражает только определенную последовательность, порядок, в котором располагаются классы безразличия или группы равноценных для данного потребителя наборов благ (благ, обладающих одинаковой полезностью), например, от менее предпочтительных к более предпочтительным.
Совершенно конкурентная фирма — фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке. Среди присущих ей специфических черт следует выделить то, что совершенно конкурентная фирма не может воздействовать на рыночную цену и принимает рыночную цену как данную. Поэтому при совершенной конкуренции взаимодействие между фирмами лишено стратегического поведения, т.е. фирма не учитывает реакции своих конкурентов на принимаемые ею решения, а суть ее поведения сводится к приспособлению к складывающейся рыночной ситуации. Поскольку продукция совершенно конкурентной фирмы является стандартизированной, то спрос на ее продукцию является абсолютно эластичным, а кривая спроса будет параллельной оси абсцисс (рис. 3) [2, с. 159].
Рис. 3. Кривая спроса
На совершенно конкурентном рынке спрос не является совершенно эластичным, он совершенно эластичен в отношении продукции отдельной фирмы. Для совершенно конкурентной фирмы рыночная цена продукции задается извне и с точки зрения принятия фирмой текущих решений может быть принята в качестве постоянной величины (Р = const). В этом случае средняя выручка (AR = = TR/Qf = PQf/Qf= P) и предельная выручка (MR = DTR/DQf = D(PQf)/DQf = Р DQf /DQf = P) фирмы от реализации продукции будут равны рыночной цене. Это обстоятельство указывает на то, что для совершенно конкурентной фирмы условие максимизации прибыли MR = МС трансформируется в форму Р = МС, поскольку для данного типа фирмы MR = Р. Таким образом, совершенно конкурентная фирма максимизирует прибыль при объеме выпуска, для которого предельные издержки производства равны рыночной цене единицы продукции, что является частным случаем общего принципа. При этом общая прибыль будет определяться как: n = (Р — AC)Q [2, с. 159].
Предложение в краткосрочном периоде.
Так как совершенно конкурентная фирма не способна оказывать влияние на рыночную цену, то для нее реализация принципа максимизации прибыли связана с выбором объема предложения. Он должен быть таким, чтобы предельные издержки производства равнялись рыночной цене единицы продукции. Учитывая, что в рамках применяемой фирмой технологии уровень предельных издержек определяется особенностями производственной функции, становится очевидным, что объем предложения фирмы будет зависеть от уровня рыночной цены.
Случай максимизации прибыли (рис. 4) [2, с. 160]:
Рис. 4. Случай максимизации прибыли
Руководствуясь принципом максимизации прибыли, при цене Р* фирма будет осуществлять предложение, равное qi, получая при этом максимальную прибыль, равную (Р — AС)qi — затемненная область. При этом следует обратить внимание на ряд обстоятельств: 1) максимальная прибыль получена при объеме выпуска, для которого средние издержки (АС) не являются минимальными; 2) выпуск, при котором прибыль максимизируется, не означает получение максимальной прибыли на единицу продукции; 3) следовательно, показатели уровня прибыли и издержек на единицу продукции не являются критериями получения максимальной прибыли. Фирма всегда максимизирует совокупную прибыль при выпуске, для которого предельная выручка равна предельным издержкам. До тех пор, пока предельная выручка превышает предельные издержки (MR > МС), функция совокупной прибыли будет расти и фирма будет увеличивать предложение.
Случай самоокупаемости (рис. 5) [2, с. 160]:
Рис. 5. Случай самоокупаемости
В случае снижения рыночной цены до уровня минимальных средних издержек (Р = АС) фирма будет продолжать производство, функционируя на основе самоокупаемсти. При этом, не получая экономической прибыли, фирма фактически будет иметь некоторую бухгалтерскую прибыль. Следовательно, фирма всегда осуществляет производство, для которого совокупные издержки минимально превышают совокупную выручку [2, с. 160].
Случай минимизации убытков (рис. 6) [2, с. 161]:
Рис. 6. Случай минимизации убытков
Если рыночная цена упадет ниже средних издержек, то фирма будет нести убытки. Но и в этом случае она не должна прекращать производство, поскольку, продолжая его, она компенсирует часть постоянных издержек. Только когда цена снизится до уровня минимальных средних переменных издержек (AVС), фирма вынуждена будет прекратить выпуск, т.к. при любом дальнейшем снижении цены убытки возрастут. Таким образом, фирма всегда минимизирует убытки краткосрочного периода путем остановки производства, если цена падает ниже средних переменных издержек. В случае прекращения производства убытки фирмы составят величину, равную совокупным постоянным издержкам. Будет ли фирма в действительности извлекать прибыль или нести убытки, зависит от соотношения между рыночной ценой и средними издержками. Однако в любом случае решение об объеме предложения она будет принимать, руководствуясь принципом максимизации прибыли МС = Р. Поскольку все точки оптимального, с точки зрения максимизации прибыли, выпуска лежат на кривой предельных издержек, то она отражает связь между ценой и объемом выпуска. Линия, показывающая предлагаемое фирмой количество продукции для каждого данного уровня цены, называется кривой предложения совершенно конкурентной фирмы для краткосрочного периода.
Предложение в долгосрочном периоде
В долгосрочном периоде фирма может изменить все факторы и даже уйти из отрасли, а другие фирмы могут войти в нее. Именно последнее обстоятельство и определяет характер установления долгосрочного рыночного равновесия (рис. 7) [2, с. 161]. В случае смещения рыночного спроса на продукцию отрасли с D до D1), равновесная рыночная цена вырастет до P1. Руководствуясь принципом максимизации прибыли, фирма увеличит предложение
Рис. 7. Установление долгосрочного рыночного равновесия
до q1. Поскольку уровень цены P1 превышает минимальные средние долгосрочные издержки (LRAC), фирмы отрасли будут получать экономическую прибыль, что привлечет в отрасль новые фирмы и в результате приведет к росту отраслевого предложения [2, с. 161]. Отсутствие экономической прибыли сделает отрасль непривлекательной, и приток в нее новых фирм прекратится, а фирмы, имеющие средние долгосрочные издержки не выше минимальных, не будут уходить из отрасли. Фирма и отрасль оказываются в положении долгосрочного равновесия. [2, с. 162].
Краткие выводы
Совершенно конкурентная фирма — фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке. Так как в краткосрочном периоде совершенно конкурентная фирма не способна оказывать влияние на рыночную цену, то для нее реализация принципа максимизации прибыли связана с выбором объема предложения. Он должен быть таким, чтобы предельные издержки производства равнялись рыночной цене единицы продукции.
В долгосрочном периоде фирма может изменить все факторы и даже уйти из отрасли, а другие фирмы могут войти в нее. Последнее обстоятельство и определяет характер установления долгосрочного рыночного равновесия.
Список литературы