Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 21:57, курсовая работа
В курсовой работе будут рассмотрены проблемы :
• Проблемы мира и безопасности;
• Проблемы затрат на содержание армий.
В ходе курсовой работы необходимо достигнуть следующие цели:
• сформировать знания по проблемам мира и безопасности;
• изучить основные проблемы экономической цивилизации;
• расширить знания по мировой экономике.
Введение.
Во второй половине 20 в. – начале 21 в. человечество столкнулось с комплексом глобальных проблем, угрожающих существованию цивилизации. Они находятся в такой взаимосвязи и единстве, что их решение требует кардинально новых, концептуальных подходов. Глобальные проблемы могут решаться только путем сотрудничества всех государств, входящих в систему мирового хозяйства.
Ведущей тенденцией мирового развития современности стала глобализация социально-экономических процессов. Перед человечеством возник целый ряд проблем, которые благодаря масштабности и важности для жизни людей получили название глобальных.
Люди начинают постепенно осознавать характер взаимосвязей общества и природы, оценивать последствия своей производственной и интеллектуальной деятельности.
Глобальные проблемы современного мирового сообщества – это негативные результаты научно-технического и экономического прогресса. Каждый этап прогрессивного развития общества оставляет за собой сложные нерешенные социально-экономические проблемы. Иначе говоря, прогресс неминуемо содержит в себе и элементы регресса. Общество может предотвратить негативные тенденции экономического роста.
Заметной тенденцией в развитии теории глобальных проблем последних лет являются попытки повышения степени организованности в их решении как на международном уровне, так и в пределах каждой страны. Эти попытки вызвали к жизни самостоятельную глобальную проблему – проблему управляемости исследованием и практическим решением глобальных проблем.
В курсовой работе будут рассмотрены проблемы :
В ходе курсовой работы необходимо достигнуть следующие цели:
Задачи курсовой работы:
1. Проблемы мира и безопасности.
1.1 Роль военно- промышленного комплекса в мировой экономике.
Военно-промышленный
комплекс – это совокупность промышленных
предприятий и учреждений науки и техники,
производящих военную технику, боеприпасы
и оружие.
Военно-промышленный комплекс традиционно
является флагманом российской промышленности.
Многие предприятия ВПК имеют многовековую
историю, десятилетиями складывающуюся
культуру производства и самые современные
промышленные технологии, позволяющие
им сегодня выставлять на мировой рынок
продукцию, сравнимую или превосходящую
лучшие зарубежные аналоги. Военно-промышленный
комплекс сосредоточивал наиболее квалифицированные
и инициативные кадры, лучшую технику
и умелых организаторов производства.
Его масштабы были огромны. В конце 80-х
гг. на 1800 предприятиях военно-промышленного
комплекса России было занято около 4,5
млн. человек, в том числе 800 тысяч – в сфере
науки. Это составляло около четверти
занятых в промышленности. Затраты на
содержание вооруженных сил и военно-промышленного
комплекса лежали на всем населении страны,
понижали его уровень жизни.
В сфере военно-промышленного
комплекса господствовало убеждение,
что самое главное – произвести как можно
больше продукции. Экономика СССР исторически
складывалась как милитаризованная экономика,
ориентирующаяся на сугубо затратную
структуру производства, не способную
к конкуренции, ориентированную на закрытый
внутренний рынок. Непосредственно военно-промышленный
или оборонный комплекс постепенно обособился
в самостоятельную организационную структуру,
включавшую систему управления, предприятия
и организации девяти министерств. В течение
длительного времени оборонный комплекс
обеспечивался в приоритетном порядке
финансовыми средствами, научно-техническими
кадрами, материальными ресурсами. В результате
этого предприятия оборонного комплекса
обеспечили себе высокие, по отношению
к предприятиям и организациям других
отраслей народного хозяйства характеристики
материального и кадрового потенциала,
определяли уровень научно-технических
достижений в стране и темпы научно-технического
прогресса.
Самыми общими и употребительными
в мировой статистике показателями роли
военно-промышленного комплекса в экономической
структуре государства являются удельный
вес военных расходов в ВВП и объем военного
производства. В СССР в 80-х гг. удельный
вес оборонных расходов составлял 9-13%.
Отраслевая структура и высокий научно-технический
потенциал промышленности позволяли обеспечивать
стратегический паритет с ведущей в экономическом
и военном отношении страной мира – США.
По сравнению с СССР экономические возможности
России существенно ухудшились. Сегодня
по размеру ВВП Россия отстает от США в
10 раз, Китая – в 6, Японии – в 4, Германии
– в 3, Индии, Франции, Великобритании и
Италии – в 2 раза. По объему ВВП мы занимает
15-е место в мире, пропустив вперед не только
указанные страны, но и Испанию, Бразилию,
Южную Корею, Канаду, Мексику и даже Индонезию.
По объему ВВП на душу населения наши позиции
еще хуже (примерно 100-е место в мире).
2 В состав ВПК входит более 1000 предприятий.
Кроме заводов к ВПК относятся научно-исследовательские
институты, конструкторские бюро, испытательные
полигоны. Отраслевой состав ВПК:
Факторы размещения ВПК:
Предприятия военно-промышленного
комплекса расположены на территории
большинства субъектов РФ, хотя и крайне
неравномерно. Некоторые районы и более
70 городов-заводов, включая закрытые административно-
Основными факторами размещения предприятий
являются:
1.2 Затраты на содержание армий.
Служащие отдельного конструкторско-технического бюро Черноморского флота Министерства обороны РФ объявили бессрочную голодовку в знак протеста против многомесячной невыплаты зарплаты. За полтора года предприятие задолжало своим сотрудникам почти 9 миллионов рублей. И даже письма командующего Черноморским флотом и главы городской администрации Севастополя в адрес президента и премьер-министра России пока не помогли работникам оборонного КБ получить заработанные деньги.
Это второй громкий скандал с зарплатными долгами в российской армии за последнее время. Буквально два дня назад пресс-секретарь министра обороны сообщила, что министр Анатолий Сердюков взял под личный контроль ситуацию вокруг восьмимесячной задолженности по зарплате работникам военно-морского строительного управления Северного флота.
При постоянном и весьма заметном росте военных расходов, которые не были урезаны и увеличивались даже в разгар экономического кризиса, Россия не в состоянии обеспечить своевременную выплату зарплат даже в армии, институте, который является оплотом любого государства.
Министерство обороны под предлогом нехватки финансирования уже признало провал своих планов перевода частей и соединений на контрактную основу. Хотя главной миссией бывшего руководителя Федеральной налоговой службы Анатолия Сердюкова при назначении на должность военного министра называлось упорядочение контроля над финансовыми потоками ведомства. Потоки растут, а на зарплаты почему-то не хватает.
В результате
свыше 60% военнослужащих (офицеров и контрактников), по данным
Минобороны, не удовлетворены своим материальным
положением из-за низкого денежного довольствия,
сообщил «Интерфаксу-АВН»
информированный источник в комитете
по обороне Совета федерации. По информации,
которой располагает комитет СФ, темпы
роста денежных доходов военнослужащих
в 1,2 раза ниже, чем в целом по стране. А
доля семей военнослужащих, имеющих денежные
доходы
на одного члена семьи менее прожиточного
минимума, в 1,6 раз выше, чем в среднем по
России. Не решили проблему, по оценке
собеседника агентства, и премиальные
надбавки, установленные приказом министра
обороны России еще 2 года назад. Напротив,
большие деньги, которые сейчас получает
в качестве премиальных часть офицерского
состава, еще увеличили разрыв в денежном
содержании офицерского корпуса, чем вызвали
недовольство в воинских коллективах.
Кроме главного, сугубо человеческого аспекта (любое государство обязано своевременно оплачивать работу всего армейского персонала, армия – это не бизнес, она не обязана быть окупаемой) эта проблема имеет и государственный.
Российская власть преподносит как гигантскую внешнеполитическую победу соглашение о продлении пребывания Черноморского флота в Крыму на полвека, но при этом не может (или не хочет) его содержать.
Да и внутриполитической стабильности рост недовольства в армейских рядах на фоне проблем с зарплатами явно не способствует. Невыплата зарплат в госсекторе, тем более в армии — вернейший признак системного разложения власти, ее предельной недееспособности.
Два года назад, на заре своего президентства, объясняя ветеранам Курской битвы причины только закончившейся войны в Южной Осетии, Дмитрий Медведев процитировал известную истину – «тот, кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую». «Мы этого допустить не можем», – заявил тогда президент.
На деле получается по-другому. Игра внешнеполитическими мускулами и демонстрация амбиций влиятельной державы вовсе не гарантирует сытости и довольствия армии.
2. Анализ мирового рынка вооружений.
2.1 Динамика объемов продаж оружия.
Объем международной торговли оружием за 2007–2011 года вырос на 24% по сравнению с предыдущей пятилеткой. Спрос на оружие увеличился за счет азиатских стран, свидетельствуют данные обзора мирового рынка торговли основными видами вооружений, подготовленного Стокгольмским международным институтом исследования мировых проблем (SIPRI). Россия занимает второе место среди главных мировых поставщиков вооружений – на ее долю приходится почти четверть мирового экспорта. Вот основные выводы исследования: Доля пятерки крупнейших поставщиков немного снизилась: теперь на них приходится 75% всего экспорта основных видов обычного вооружения против 78% в период 2002–2006 гг.
Таблица 1.1- Крупнейшие экспортеры обычного оружия и их главные покупатели в 2007–2011 годах.
Главные покупатели оружия (доля в общем экспорте поставщика) | ||||
Экспортер |
Доля в мировом экспорте оружия (%) |
1 |
2 |
3 |
США |
30 |
Южная Корея (13%) |
Австралия (10%) |
ОАЭ (7%) |
Россия |
24 |
Индия (33%) |
Китай (16%) |
Алжир (14%) |
Германия |
9 |
Греция (13%) |
Южная Корея (10%) |
ЮАР (8%) |
Франция |
8 |
Сингапур (20%) |
Греция (10%) |
Марокко (8%) |
Великобритания |
4 |
Саудовская Аравия (28%) |
США (21%) |
Индия (15%) |
Продолжение таблицы 1.1
Теперь все крупнейшие импортеры основных видов обычного вооружения находятся в регионе Азии и Океании: ОАЭ и Грецию в топ-5 сменили Пакистан и Сингапур. На пятерку основных покупателей пришлось 30% импорта оружия против 39% пятилеткой ранее. Мало того, сменился лидер: прежний №1 Китай спустился на четвертое место, а новый рэнкинг возглавляет Индия. Китай стал меньше зависеть от импорта оружия и, одновременно, почти в два раза увеличил объемы собственного экспорта. Теперь эта страна является шестым по величине поставщиком. Китай ориентируется, в первую очередь, на другие страны Азии и Океании (73% экспорта), затем следуют Ближний Восток (12%), Африка (9%) и Южная Америка (6%). Росту экспорта страна в значительной степени обязана Пакистану. В частности, Пакистан закупил у Китая 50 истребителей JF-17, три фрегата класса F-22P и 203 танка MBT-2000. На других крупных рынках особого прорыва Китай не сделал. Кроме того, он все еще продолжает закупать двигатели и другие компоненты для боевой авиатехники у России, Франции, Швейцарии, Великобритании, Украины и Германии.
Информация о работе Экономические аспекты проблемы мира и безопасности