Экономические аспекты проблемы мира и безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе будут рассмотрены проблемы :
• Проблемы мира и безопасности;
• Проблемы затрат на содержание армий.
В ходе курсовой работы необходимо достигнуть следующие цели:
• сформировать знания по проблемам мира и безопасности;
• изучить основные проблемы экономической цивилизации;
• расширить знания по мировой экономике.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 57.88 Кб (Скачать файл)

Таблица 1.2- Пять крупнейших импортеров обычного оружия и их крупнейшие поставщики в 2007–2011 годах

 

Главные поставщики оружия (доля в общем импорте покупателя)

Импортер

Доля в мировом 
 
импорте оружия (%)

 
1

 
2

 
3

Индия

10

Россия (80%)

Великобритания (6%)

Израиль (4%)

Южная Корея

6

США (74%)

Германия (17%)

Франция (7%)

Пакистан

5

Китай (42%)

США (36%)

Швеция (5%)

Китай

5

Россия (78%)

Франция (12%)

Швейцария (5%)

Сингапур

4

США (43%)

Франция (39%)

Германия (8%)


Продолжение таблицы 1.2

      Американский экспорт увеличился на 24%. Крупнейшими покупателями оружия родом из США оказались Азия и Океания (45% экспорта) и Ближний Восток (27%). Кстати, сделку с Саудовской Аравией, которая заказала в 2011 году 84 новых боевых самолетов F-15SG и модернизацию 70 F-15E, эксперты SIPRI назвали крупнейшей за последние 20 лет. 
   Также Штаты входят в десятку крупнейших импортеров вооружения, обладая при этом самой диверсифицированной базой поставщиков. В 2007–2011 годах США закупали оружие у 15 стран, ни на одну из которых не пришлось более 23% импорта. Речь идет, главным образом, о комплексах вооружения, которые использовались в военных операциях в Афганистане и Ираке. 
     Объем экспорта вооружений России в 2007–2011 гг. вырос только на 12%. Крупнейшим регионом, покупающим наше оружие, стала Азия и Океания (63% экспорта). Треть поставок пришлась на Индию.

      В свою очередь, доля импортируемого Россией оружия невелика. В 2011 г. мы подписали соглашение с Францией о совместном производстве 4 многоцелевых десантных кораблей Mistral, а также заключили контракт с Италией о совместной сборке 60 бронемашин Lynx LMV с возможностью увеличения их числа до 2500. Кроме того, Россия приобрела израильские беспилотники.

    Регионом, показавшим наибольший рост закупок оружия, стала Африка (+110%), причем поставки странам северной части континента – увеличились на 273%. Крупнейшими импортерами оружия в регионе стали Алжир, ЮАР и Марокко (соответственно, 43%, 17% и 16% от всего объема), причем последняя страна показала рост на 443%.

     Объемы поставок в страны Ближнего Востока снизились на 8%, однако есть все признаки, что вскоре тенденция изменится. Продажа оружия в государства «Арабской весны» вызвала широкие общественные и правительственные обсуждения в некоторых странах-экспортерах, однако на их политику экспорта это повлияло не столь значительно. Несмотря на пересмотр в 2011 г. политики торговли оружием в регионе, США остаются главным поставщиком оружия для Туниса и Египта (в частности, в 2011 г. США продали Египту 45 танков M-1A1 и договорились о поставках еще 125). А Россия в 2007–2011 годах поставила 78% от всего импортированного Сирией оружия (ЗРК «Бук-М2Э», подвижные береговые ракетные комплексы «Бастион-П», 36 учебно-боевых самолетов «Як-130»).

      В число экспортеров оружия, подвергшихся критике за поставки оружия в страны «Арабской весны», попала и Великобритания. Она хоть и приостановила действие ряда экспортных лицензий и объявила об изменении механизмов контроля за экспортом, но все же не расторгла крупнейшие контракты со странами региона, включая сделки по крупным поставкам оружия в Саудовскую Аравию. Ближний Восток остается основным потребителем британского оружия (30% британского экспорта вооружений).

 Рис.1.1  Динамика продаж обычного (неядерного) оружия в мире в 2002–2011 годах, млрд TIV*

       Годовые объемы продаж оружия измеряются в млрд TIV (Trend-indicator value). Эта единица отражает изменения в мировом оружейном экспорте и рассчитывается на сравнительных технических характеристиках вооружений, а не на финансовых объемах. Столбики обозначают совокупные объемы торговли оружия по годам, а горизонтальная линия – меняющиеся средние показатели за 5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Мероприятия по сокращению гонки вооружений и демилитаризации.

 

      Разоружением принято считать комплекс мер, направленных на прекращение наращивания средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН. Пункт 1 ст. 11 относит «принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений» к числу «общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности». Рассмотрение этих принципов входит в компетенцию Генеральной Ассамблеи, которая выносит по этим вопросам рекомендации Совету Безопасности и членам ООН. Совет Безопасности несет ответственность за формулирование «планов создания системы регулирования вооружений» (ст. 26); в решении этой задачи ему содействует Военно-штабной комитет, который дает советы и оказывает помощь по вопросам, относящимся к «регулированию вооружений и к возможному разоружению» (п. 1 ст. 47).

Кажущееся непоследовательным употребление терминов «разоружение»  и «регулирование вооружений» является результатом компромисса, достигнутого составителями Устава при создании ООН. Что касается термина «регулирование вооружений», редко встречающегося в официальных и доктринальных  источниках, то по своему содержанию он приближается к широко употребляемому термину «контроль над вооружениями».

В отечественной доктрине преобладает мнение о существовании  в международном праве общепризнанного  принципа разоружения, из которого вытекают двоякого рода обязательства: строго и  неуклонно соблюдать действующие  договоры о разоружении, участвовать  в мероприятиях, предусмотренных  договорами, направленными на ограничение  гонки вооружений и разоружение; добиваться создания новых норм, заключения договоров, направленных на разоружение, вплоть до договора о всеобщем и полном разоружении под строгим международным контролем.

       Основным источником норм в рассматриваемой области являются международные договоры: универсальные (например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.), региональные (например, Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.), двусторонние (например, Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.). Договоры в этой области можно классифицировать и по их целям и объекту (договоры об ограничении вооружений или об ограничении деятельности, с ними связанной; договоры, касающиеся оружия массового уничтожения или относящиеся к обычным вооружениям) .

      Повышение роли универсальных международных организаций обусловливает возрастание значения их резолюций в качестве вспомогательного источника права в области разоружения. Отдельные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам разоружения допустимо рассматривать как содержащие нормы права, находящиеся в процессе формирования. В некоторых случаях резолюции Генеральной Ассамблеи ООН являются дополнительным средством имплементации договорных норм. К их числу можно отнести, в частности, резолюции, направленные на обеспечение полного введения в действие Договора о безъядерной зоне в южной части Тихого океана 1985 года. Весьма примечательным стало создание Генеральной Ассамблеей в 1989 году ранее отсутствовавшего механизма проверки соблюдения договорной нормы (Женевского протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г.), который состоит из специальных процедур расследования сообщений о случаях применения химического оружия, проводимых экспертами, уполномоченными Генеральным секретарем ООН.

      Действующее международное право не содержит нормы, прямо обязывающей государства разоружаться. Суть основного обязательства в данной области заключается в том, чтобы «в духе доброй воли вести переговоры... о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем» (ст. VI Договора о нераспространении ядерного оружия). Ссылка на такую цель или на упомянутую статью Договора о нераспространении содержится почти во всех основных современных договорах об ограничении вооружений, как правило, в их преамбулах.

      К настоящему времени сложился и действует свод норм, определяющих частичные меры по разоружению. Суть частичных мер — запрещение и ликвидация отдельных видов оружия, запрещение их производства, накопления, развертывания и применения, ограничение некоторых видов вооружений в количественном и качественном отношении, сужение возможности качественного совершенствования оружия, сокращение сферы или районов размещения различных видов вооружений. К ним примыкают меры по укреплению доверия и безопасности, не предусматривающие ограничения вооружений, но создающие благоприятные условия для его осуществления.

     Наиболее развит комплекс норм, относящихся к оружию массового уничтожения. В соответствии с определением, выработанным ООН еще в 1948 году, такое оружие «должно быть определено таким образом, чтобы включать оружие, действующее атомным взрывом, оружие, действующее при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и биологическое оружие и любое разработанное в будущем оружие, обладающее характеристиками, сравнимыми по разрушительному действию с атомной бомбой и другим упомянутым выше оружием».

Действующее международное  право запрещает испытывать ядерное  оружие в атмосфере, в космическом  пространстве и под водой (Договор  о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.). Любые ядерные взрывы, а также размещение ядерного оружия запрещены в Антарктике (Договор об Антарктике 1959 г.), Латинской Америке (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г., известный как Договор Тлателолко), южной части Тихого океана (Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана 1985 г., известный как Договор Раротонга), на морском дне и в его недрах (Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.), на Луне и других небесных телах (Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1984 г.).

Существующие нормы  направлены на то, чтобы предотвратить  распространение ядерного оружия и  не допустить приобретения его каким-либо государством, помимо пяти, признанных обладающими им (США, Россия, Великобритания, Франция и Китай). Сложности с  соблюдением режима нераспространения  ядерного оружия возникли в связи  с прекращением существования СССР, в результате чего имевшееся у  него ядерное оружие оказалось на территории четырех независимых  государств — бывших союзных республик (Беларуси, Казахстана, России и Украины).

Актуальной проблемой  является регулирование ядерных  стратегических вооружений. Термин «стратегические  вооружения» условен и ныне охватывает межконтинентальные баллистические ракеты, тяжелые бомбардировщики как  носители бомб, баллистических ракет  и крылатых ракет, баллистические ракеты, запускаемые с подводных лодок, а также средства противоракетной  обороны. Сопоставимые задачи способны решать крылатые ракеты морского базирования  большой дальности.

В соответствии с ныне действующими обязательствами в  отношениях между Россией и США  запрещается развертывание систем противоракетной обороны территории страны либо создание основы для такой  системы, а для разрешенных систем действуют определенные количественные и качественные ограничения (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.). Стратегические наступательные вооружения ограничены определенными суммарными уровнями и подуровнями по категориям вооружений, для достижения которых осуществляется их сокращение.

Регулирование ядерных  стратегических вооружений до недавнего  времени осуществлялось только в  советско-американских отношениях (Временное  соглашение о некоторых мерах  в области ограничения стратегических наступательных вооружений 1972 г., Договор  об ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 г., который так и  не вступил в силу, хотя применялся на протяжении нескольких лет, Договор  о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г.), однако после прекращения существования  СССР участниками этого процесса в той или иной степени стали  указанные бывшие союзные республики (что нашло отражение в факте  подписания ими и США в 1992 г. Протокола  к Договору о сокращении и ограничении  стратегических наступательных вооружений 1991 г.), притом что полноправным участником переговоров должна оставаться только Россия (в 1993 г. Российская Федерация  и США подписали Договор о  дальнейшем сокращении и ограничении  стратегических наступательных вооружений). Участие остальных обусловлено  необходимостью завершения процесса ликвидации или удаления остающихся на их территориях  регулируемых средств.

Еще до прекращения существования  СССР на основании его договора с  США были ликвидированы их баллистические и крылатые ракеты средней и меньшей  дальности, то есть имеющие дальность  полета в диапазоне от 500 до 5500 км (Договор о ликвидации ракет средней  дальности и меньшей дальности 1987 г.).

Помимо ядерного к  оружию массового уничтожения принято  относить химическое и бактериологическое оружие. Бактериологическое оружие находится  под всеобъемлющим запретом: его  нельзя не только применять на войне, но и разрабатывать, производить  и накапливать, а запасы подлежат уничтожению или переключению на мирные цели [Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.].

Информация о работе Экономические аспекты проблемы мира и безопасности