Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 21:57, курсовая работа
В курсовой работе будут рассмотрены проблемы :
• Проблемы мира и безопасности;
• Проблемы затрат на содержание армий.
В ходе курсовой работы необходимо достигнуть следующие цели:
• сформировать знания по проблемам мира и безопасности;
• изучить основные проблемы экономической цивилизации;
• расширить знания по мировой экономике.
Таблица 1.2- Пять крупнейших импортеров обычного оружия и их крупнейшие поставщики в 2007–2011 годах
Главные поставщики оружия (доля в общем импорте покупателя) | ||||
Импортер |
Доля в мировом |
|
|
|
Индия |
10 |
Россия (80%) |
Великобритания (6%) |
Израиль (4%) |
Южная Корея |
6 |
США (74%) |
Германия (17%) |
Франция (7%) |
Пакистан |
5 |
Китай (42%) |
США (36%) |
Швеция (5%) |
Китай |
5 |
Россия (78%) |
Франция (12%) |
Швейцария (5%) |
Сингапур |
4 |
США (43%) |
Франция (39%) |
Германия (8%) |
Продолжение таблицы 1.2
Американский
экспорт увеличился на 24%. Крупнейшими
покупателями оружия родом из США оказались
Азия и Океания (45% экспорта) и Ближний
Восток (27%). Кстати, сделку с Саудовской
Аравией, которая заказала в 2011 году 84
новых боевых самолетов F-15SG и модернизацию
70 F-15E, эксперты SIPRI назвали крупнейшей
за последние 20 лет.
Также Штаты входят в десятку крупнейших
импортеров вооружения, обладая при этом
самой диверсифицированной базой поставщиков.
В 2007–2011 годах США закупали оружие у 15
стран, ни на одну из которых не пришлось
более 23% импорта. Речь идет, главным образом,
о комплексах вооружения, которые использовались
в военных операциях в Афганистане и Ираке.
Объем экспорта вооружений
России в 2007–2011 гг. вырос только на 12%.
Крупнейшим регионом, покупающим наше
оружие, стала Азия и Океания (63% экспорта).
Треть поставок пришлась на Индию.
В свою очередь, доля импортируемого Россией оружия невелика. В 2011 г. мы подписали соглашение с Францией о совместном производстве 4 многоцелевых десантных кораблей Mistral, а также заключили контракт с Италией о совместной сборке 60 бронемашин Lynx LMV с возможностью увеличения их числа до 2500. Кроме того, Россия приобрела израильские беспилотники.
Регионом, показавшим наибольший рост закупок оружия, стала Африка (+110%), причем поставки странам северной части континента – увеличились на 273%. Крупнейшими импортерами оружия в регионе стали Алжир, ЮАР и Марокко (соответственно, 43%, 17% и 16% от всего объема), причем последняя страна показала рост на 443%.
Объемы поставок в страны Ближнего Востока снизились на 8%, однако есть все признаки, что вскоре тенденция изменится. Продажа оружия в государства «Арабской весны» вызвала широкие общественные и правительственные обсуждения в некоторых странах-экспортерах, однако на их политику экспорта это повлияло не столь значительно. Несмотря на пересмотр в 2011 г. политики торговли оружием в регионе, США остаются главным поставщиком оружия для Туниса и Египта (в частности, в 2011 г. США продали Египту 45 танков M-1A1 и договорились о поставках еще 125). А Россия в 2007–2011 годах поставила 78% от всего импортированного Сирией оружия (ЗРК «Бук-М2Э», подвижные береговые ракетные комплексы «Бастион-П», 36 учебно-боевых самолетов «Як-130»).
В число экспортеров оружия, подвергшихся критике за поставки оружия в страны «Арабской весны», попала и Великобритания. Она хоть и приостановила действие ряда экспортных лицензий и объявила об изменении механизмов контроля за экспортом, но все же не расторгла крупнейшие контракты со странами региона, включая сделки по крупным поставкам оружия в Саудовскую Аравию. Ближний Восток остается основным потребителем британского оружия (30% британского экспорта вооружений).
Рис.1.1 Динамика продаж обычного (неядерного) оружия в мире в 2002–2011 годах, млрд TIV*
Годовые объемы продаж оружия измеряются в млрд TIV (Trend-indicator value). Эта единица отражает изменения в мировом оружейном экспорте и рассчитывается на сравнительных технических характеристиках вооружений, а не на финансовых объемах. Столбики обозначают совокупные объемы торговли оружия по годам, а горизонтальная линия – меняющиеся средние показатели за 5 лет.
2.2 Мероприятия по сокращению гонки вооружений и демилитаризации.
Разоружением принято считать комплекс мер, направленных на прекращение наращивания средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН. Пункт 1 ст. 11 относит «принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений» к числу «общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности». Рассмотрение этих принципов входит в компетенцию Генеральной Ассамблеи, которая выносит по этим вопросам рекомендации Совету Безопасности и членам ООН. Совет Безопасности несет ответственность за формулирование «планов создания системы регулирования вооружений» (ст. 26); в решении этой задачи ему содействует Военно-штабной комитет, который дает советы и оказывает помощь по вопросам, относящимся к «регулированию вооружений и к возможному разоружению» (п. 1 ст. 47).
Кажущееся непоследовательным
употребление терминов «разоружение»
и «регулирование вооружений» является
результатом компромисса, достигнутого
составителями Устава при создании
ООН. Что касается термина «регулирование
вооружений», редко встречающегося
в официальных и доктринальных
источниках, то по своему содержанию он
приближается к широко употребляемому
термину «контроль над
В отечественной доктрине
преобладает мнение о существовании
в международном праве
Основным источником норм в рассматриваемой области являются международные договоры: универсальные (например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.), региональные (например, Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.), двусторонние (например, Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.). Договоры в этой области можно классифицировать и по их целям и объекту (договоры об ограничении вооружений или об ограничении деятельности, с ними связанной; договоры, касающиеся оружия массового уничтожения или относящиеся к обычным вооружениям) .
Повышение роли универсальных международных организаций обусловливает возрастание значения их резолюций в качестве вспомогательного источника права в области разоружения. Отдельные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам разоружения допустимо рассматривать как содержащие нормы права, находящиеся в процессе формирования. В некоторых случаях резолюции Генеральной Ассамблеи ООН являются дополнительным средством имплементации договорных норм. К их числу можно отнести, в частности, резолюции, направленные на обеспечение полного введения в действие Договора о безъядерной зоне в южной части Тихого океана 1985 года. Весьма примечательным стало создание Генеральной Ассамблеей в 1989 году ранее отсутствовавшего механизма проверки соблюдения договорной нормы (Женевского протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г.), который состоит из специальных процедур расследования сообщений о случаях применения химического оружия, проводимых экспертами, уполномоченными Генеральным секретарем ООН.
Действующее международное право не содержит нормы, прямо обязывающей государства разоружаться. Суть основного обязательства в данной области заключается в том, чтобы «в духе доброй воли вести переговоры... о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем» (ст. VI Договора о нераспространении ядерного оружия). Ссылка на такую цель или на упомянутую статью Договора о нераспространении содержится почти во всех основных современных договорах об ограничении вооружений, как правило, в их преамбулах.
К настоящему времени сложился и действует свод норм, определяющих частичные меры по разоружению. Суть частичных мер — запрещение и ликвидация отдельных видов оружия, запрещение их производства, накопления, развертывания и применения, ограничение некоторых видов вооружений в количественном и качественном отношении, сужение возможности качественного совершенствования оружия, сокращение сферы или районов размещения различных видов вооружений. К ним примыкают меры по укреплению доверия и безопасности, не предусматривающие ограничения вооружений, но создающие благоприятные условия для его осуществления.
Наиболее развит комплекс норм, относящихся к оружию массового уничтожения. В соответствии с определением, выработанным ООН еще в 1948 году, такое оружие «должно быть определено таким образом, чтобы включать оружие, действующее атомным взрывом, оружие, действующее при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и биологическое оружие и любое разработанное в будущем оружие, обладающее характеристиками, сравнимыми по разрушительному действию с атомной бомбой и другим упомянутым выше оружием».
Действующее международное право запрещает испытывать ядерное оружие в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.). Любые ядерные взрывы, а также размещение ядерного оружия запрещены в Антарктике (Договор об Антарктике 1959 г.), Латинской Америке (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г., известный как Договор Тлателолко), южной части Тихого океана (Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана 1985 г., известный как Договор Раротонга), на морском дне и в его недрах (Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.), на Луне и других небесных телах (Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1984 г.).
Существующие нормы направлены на то, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия и не допустить приобретения его каким-либо государством, помимо пяти, признанных обладающими им (США, Россия, Великобритания, Франция и Китай). Сложности с соблюдением режима нераспространения ядерного оружия возникли в связи с прекращением существования СССР, в результате чего имевшееся у него ядерное оружие оказалось на территории четырех независимых государств — бывших союзных республик (Беларуси, Казахстана, России и Украины).
Актуальной проблемой является регулирование ядерных стратегических вооружений. Термин «стратегические вооружения» условен и ныне охватывает межконтинентальные баллистические ракеты, тяжелые бомбардировщики как носители бомб, баллистических ракет и крылатых ракет, баллистические ракеты, запускаемые с подводных лодок, а также средства противоракетной обороны. Сопоставимые задачи способны решать крылатые ракеты морского базирования большой дальности.
В соответствии с ныне
действующими обязательствами в
отношениях между Россией и США
запрещается развертывание
Регулирование ядерных
стратегических вооружений до недавнего
времени осуществлялось только в
советско-американских отношениях (Временное
соглашение о некоторых мерах
в области ограничения
Еще до прекращения существования СССР на основании его договора с США были ликвидированы их баллистические и крылатые ракеты средней и меньшей дальности, то есть имеющие дальность полета в диапазоне от 500 до 5500 км (Договор о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г.).
Помимо ядерного к оружию массового уничтожения принято относить химическое и бактериологическое оружие. Бактериологическое оружие находится под всеобъемлющим запретом: его нельзя не только применять на войне, но и разрабатывать, производить и накапливать, а запасы подлежат уничтожению или переключению на мирные цели [Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.].
Информация о работе Экономические аспекты проблемы мира и безопасности