Экономические аспекты в экологических проблемах Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование экономических аспектов экологических проблем.
Задачи:
1.систематизировать теоретический материал, посвященный экономическим механизмах экологических проблем;
2.провести анализ существующих экологических проблем и описать их экономические причины;
3.определить пути решения экологических проблем экономическими методами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития
1.2 Экологические проблемы и основные пути их решения
1.3 Сущность экологической политики
2.АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ И ЭКОЛОГИЗАЦИЯЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Основные экологические проблемы Беларуси
2.2 Особенности экологической политики
2.3 Совершенствование экологического налогообложения как повышение эффективности природоохранной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

1.Полная курсовая.doc

— 661.00 Кб (Скачать файл)

Проблема утилизации и ликвидации отходов становится одной из важнейших во всех странах  мира.

Рекомендуется следующий комплекс мероприятий:

  • создание на крутых склонах полос-буферов из многолетних трав;
  • укрепление, облесение оврагов, песков и сильно эрозированных склонов, создание защитных лесонасаждений и лесов хозяйственного значения;
  • защита дорог от размывания и др.;
  • углубление пахотного слоя, что обеспечивает лучшее впитывание влаги и уменьшение величины поверхностного стока;
  • безотвальную обработку земель, при которой сохраняется стерня, укрепляющая почву и др.

Среди мероприятий  по повышению продуктивности земельных  ресурсов важным является мелиорация. Мелиорации земель - это система мероприятий по коренному улучшению свойств земель и условий почвообразования с целью повышения плодородия.

Процесс восстановления земель складывается из горнотехнической и биологической рекультивации. На первом этапе планируют местность - засыпают карьеры, выравнивают рвы, осуществляют регулирование водного режима, насыпают плодородный слой почвы, на втором - производят восстановление почвенно-растительного покрова и плодородия почвы. Рекультивируемые земли используются под посев нетребовательных к почвенным условиям растения.

Основным гарантом поддержания стабильных условий существования жизни на Земле является сохранение максимального биологического разнообразия, то есть всех возможных форм живых организмов всех сред обитания, включая наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются. Огромное разнообразие организмов на нашей планете - это необходимое условие поддержания нормального состояния и функционирования биосферы в целом.

На протяжении эволюции одни виды вымирали, другие возникали, достигали своего расцвета и снова исчезали, а на смену им выступали новые. Этот процесс связан, прежде всего, с динамикой климата Земли и некоторыми геологическими процессами. В результате этого не только один вид сменялся другим, но изменялись и целые биотические сообщества. Однако это происходило необычайно медленно, на протяжении десятков миллионов лет. В период научно-технической революции главной силой, преобразующей растительный и животный мир, выступает человек.

Наиболее заметно  сокращение лесной площади нашей планеты: за последние 300 лет уничтожено 66 - 68 % лесов, а лесистость сократилась до 30%. В период 1990 - 1995 гг. в развивающихся странах в результате чрезмерной вырубки, трансформации под сельскохозяйственные угодья, болезней и пожаров было потеряно почти 65 млн. га лесных угодий.

Одной из основных причин такого истощения лесных ресурсов является высокий спрос на древесину в промышленно развитых странах. В качестве альтернативы необходимо значительно расширить лесовосстановление и повысить эффективность технологии производства лесоматериалов, в первую очередь бумаги, более широко использовать отходы и вторичные материалы, в целях экономии бумаги выпускать издательскую продукцию в электронном виде.

Кроме лесов  в тщательной охране нуждаются и  другие растительные сообщества, животный мир нашей планеты. Необходимо выделить также такую отрасль промышленности, как производство медицинских препаратов на растительной основе. По мере того как растет осведомленность научных и коммерческих кругов о ценности растительных медицинских препаратов, увеличивается и угроза исчезновения самих этих растений. Согласно последним исследованиям, обобщенным специалистами ООН, около четверти миллиона видов растений, то есть каждый восьмой, находятся под угрозой исчезновения. Проблематичным является и выживание приблизительно 25 % всех видов млекопитающих и 11 % видов птиц. Продолжается истощение рыбных промысловых районов.

Осознание непредсказуемой  ценности биологического разнообразия, его значения для поддержания  естественной эволюции и устойчивого функционирования биосферы привело к принятию Конвенции о биологическом разнообразии (1992г.). Основные положения конвенции направлены на рациональное использование природных биологических ресурсов и осуществление действенных мер по их сохранению. 
 Перечень экологических проблем на этом не заканчивается. Стоит отметить, что ни какие локальные очистные или защитные сооружения не смогут решить  все проблемы охраны окружающей среды в XXI. Единственные выход —разработка и реализация международных эколого-экономических программ устойчивого развития всех регионов мира. Лишь на мировом уровне в целом можно согласовать задачи защиты окружающей среды и развития экономики.

1.3 Сущность экологической политики

Экологическая политика – комплекс мероприятий по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях.

Механизм управления природопользованием объединяет методы, функции и организационные структуры (органы управления).

Методы управления — это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Основные из них:

  • Административные (командно-распорядительные) - обеспечиваемые возможностью государственного принуждения. Административно-правовые методы управления заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регламентирующих организацию и управление в сфере природопользования и имеющих обязательную силу.
  • Экономические - методы, создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий, решений органов управления в сфере природопользования.
  • Социально-психологические - методы морального стимулирования, которые реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей (благодарности или, напротив, выговоры, устные или в приказах администрации и т. п.).
  • Организационные методы, охватывающие процессы подготовки, принятия и реализации решений, направленных на предотвращение и ликвидацию нарушений, загрязнений окружающей среды. Организационные методы обеспечивают распределение функций в сфере управления, поддержание технологической дисциплины, контроля и т. д.

Общими для  всех отраслей и звеньев управления природопользованием являются следующие его функции:

  • нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окружающей среды и природопользования;
  • учет природных объектов и ведение природных кадастров;
  • осуществление мониторинга окружающей среды;
  • экологический контроль, экспертиза и аудит;
  • эколого-экономическое прогнозирование и планирование;
  • экономическое стимулирование природоохранной деятельности;
  • разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, применение санкций за нарушение природоохранного законодательства и др.

Общесистемные функции административного управления включают следующие виды деятельности:

  • планирование, в том числе формирование целей, задач, определение необходимых ресурсов для их выполнения (материальных, финансовых, кадровых), формирование приоритетов, прогнозирование результатов;
  • проведение организационных мероприятий с выполнением детальной классификации предстоящих работ;
  • подбор и расстановку кадров, повышение их квалификации с учетом новых задач и выдвигаемых требований;
  • технологическое и санитарно-гигиеническое нормирование хозяйственной деятельности, нормирование качества выпускаемой продукции и окружающей среды;
  • выполнение контрольных и учетных функций, лицензирование различных видов природопользования, осуществление мониторинга окружающей среды, разработку экологических правил, нормативно-правовых актов и т. п.

Основными инструментами  административного регулирования являются стандарты, нормы, нормативы, законы, постановления, руководства, применяемые государственными природоохранными органами, а также ряд разрешений или запретов на природопользование, ограничения, лимиты, система надзора за деятельностью субъектов хозяйствования и т. п.

Центральное место  в административном регулировании принадлежит системе экологических стандартов, которая подразумевает установление единых и обязательных для всех объектов управления экологических норм и требований. Экологические стандарты охватывают все аспекты загрязнения окружающей среды и соответственно этому различают следующие их виды:

    • Стандарты качества окружающей среды - регламентируют допустимое состояние воздушного, водного бассейнов, почв и других составляющих природной среды. Устанавливаются предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязнителей в природной и техногенной среде.
    • Стандарты воздействия на окружающую среду определенного производственного процесса - эмиссионные стандарты - регламентируют уровень выбросов (сбросов) из данного точечного источника (трубы) после применения очистного оборудования.
    • Технологические стандарты устанавливают определенные экологические требования к технике, оборудованию, процессам производства или очистной технологии.
    • Стандарты качества продукции, или товарные стандарты (по экологичности продуктов, изделий, сырья и т. п.). Например, стандарт содержания тех или иных вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде и т. п.

Помимо экологических  стандартов (нормативов), административное регулирование предполагает широкое применение правовых рычагов, мер административного воздействия на виновников загрязнения (запреты, ограничения, лицензии и пр.).

Так, прямые запреты на производство продукции или использование первичных ресурсов применяются, когда их прекращение становится жизненно необходимым. Если же масштабы воздействия (потребление или производство какого-либо вещества, лов рыбы, вырубка леса и т. п.) лишь ограничиваются, то вводятся лимиты, или квоты. Иногда введение лимитов предшествует полному запрету, как в случае с производством озоноразрушающих веществ. Мировое сообщество приняло решение поэтапно отказаться от их применения.

Сертификаты на использование земли, воды, выбросы и т. п. выдаются природопользователям, как правило, когда для них определены лимиты воздействия. Сертификат дает право на временное или постоянное использование конкретного участка земли, леса, на забор определенного объема воды, выбросы некоторого количества вредных веществ и т. п.

Разрешения  и лицензии необходимы для природопользователей, желающих активизироваться в сфере, подлежащей лицензированию, или легально осуществлять выбросы. Лицензии и разрешения выдаются на определенный срок и возобновляются через установленное время.

Ответственные работники Минприроды и его органов или других уполномоченных властных структур имеют право приостанавливать деятельность предприятий в случае ее несоответствия нормам экологической безопасности, составлять протоколы и налагать административные взыскания на граждан и должностных лиц за нарушение природоохранного законодательства.

 

2.Анализ экологических  проблем и экологизация экономики  Республики Беларусь.

2.1 Основные экологические проблемы Беларуси

Экологическая ситуация на территории Беларуси в 2010 г. оставалась относительно стабильной. Достигнутый уровень экологической безопасности в целом не создавал недопустимых рисков для здоровья населения, развития экономики, биологического и ландшафтного разнообразия. Вместе с тем сохранялись проблемы, унаследованные из прошлого, а также вызванные текущим функционированием национального производственного комплекса и внешними воздействиями.

Сохранение  экологического равновесия. В Беларуси сложились благоприятные предпосылки  для поддержания экологического равновесия. Природные и близкие к природным экосистемы (лесные, луговые, болотные, водные) занимают 2/3 территории страны, в т.ч. леса – почти 2/5. В составе природных угодий имеются крупные лесные и болотные массивы, которые имеет не только национальное, но и общеевропейское экологическое значение.

В 2010 г. продолжилась тенденция к увеличению природных  угодий за счет вывода из оборота малопродуктивных сельскохозяйственных земель. Площадь  последних сократилась за год на 29 тыс.га, в т.ч. пашни – на 6 тыс.га.

При наличии благоприятной ситуации с сохранением экологического равновесия для страны в целом, в Беларуси имеются отдельные территории, где данная проблема является ощутимой. К таковым относятся районы с низкой лесистостью (меньше 30%), а также высоким уровнем осушительной мелиорации (больше 30%).

Всего в стране насчитывается 29 районов  с лесистостью меньше 30%, которые  занимают 19% территории Беларуси, в  т.ч. 7 районов с лесистостью меньше 20%, что составляет 3,6% площади страны. Уровень осушительной мелиорации свыше 30% имеет место в 9 районах, занимающих 7,2% территории Беларуси.

Основную  роль в сохранении биологического и  ландшафтного разнообразия играют особо охраняемые природные территории. Их общая площадь за рассматриваемый год не изменилась, оставшись на уровне 7,7% от территории страны. С 2010 г. в экологическое законодательство Беларуси введено требование о формировании национальной экологической сети и биосферных резерватов.

В национальную экологическую сеть включаются ключевые территории (зоны ядра), обеспечивающие сохранение наиболее ценных и типичных для данного региона компонентов биологического и ландшафтного разнообразия, естественных экологических систем; транзитные территории (экологические коридоры), обеспечивающие связь между ключевыми территориями с целью сохранения генетического фонда объектов растительного и животного мира и обеспечения непрерывности среды их обитания; буферные территории (буферные зоны), обеспечивающие предотвращение или смягчение вредных воздействий на ключевые и транзитные территории.

Информация о работе Экономические аспекты в экологических проблемах Республики Беларусь