Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:45, курсовая работа
Цель работы – исследование экономических аспектов экологических проблем.
Задачи:
1.систематизировать теоретический материал, посвященный экономическим механизмах экологических проблем;
2.провести анализ существующих экологических проблем и описать их экономические причины;
3.определить пути решения экологических проблем экономическими методами.
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития
1.2 Экологические проблемы и основные пути их решения
1.3 Сущность экологической политики
2.АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ И ЭКОЛОГИЗАЦИЯЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Основные экологические проблемы Беларуси
2.2 Особенности экологической политики
2.3 Совершенствование экологического налогообложения как повышение эффективности природоохранной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Для уменьшения потерь вторичных материальных ресурсов и снижения угрозы загрязнения окружающей среды в городах организован раздельный сбор коммунальных отходов, которым в 2010 г. было охвачено 66% городского населения. Заготовка этих ресурсов составила 23% от объема образования коммунальных отходов.
В обзоре представлен далеко не полный перечень экологических проблем Республики Беларусь. Для их полного или частичного устранения необходимо предпринять меры по экологизации дальнейшего социально-экономического развития страны. Это особенно актуально в условиях кризиса экономики, когда все средства направляются на решение очевидных, сиюминутных проблем (снижение инфляции, социальной напряженности, сокращение дефицита бюджета и т. п.), причем любыми путями, что чревато дальнейшим усугублением экологической ситуации.
2.2 Особенности экологической политики
Проводимая
в Республике Беларусь экологическая
политика направлена на обеспечение
экологической безопасности, эффективное
использование природных
Основными направлениями государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды являются:
Природоохранные мероприятия на первом этапе (до 2010 г.) должны были включать: улучшение экологической ситуации в ряде крупных городов и промышленных центров (Минск, областные центры, Бобруйск, Полоцк, Мозырь, Светлогорск, Новополоцк и др.); сохранение и восстановление природных систем в эколого-дестабилизированных регионах; дальнейшее решение экологических проблем рек Днепр, Западная Двина, Неман, Припять; обеспечение населения чистой питьевой водой, в первую очередь, в сельской местности и районах с неблагоприятной экологической ситуацией; расширение сети особо охраняемых природных территорий международного значения в приграничных регионах; разработка и реализация комплексной программы по организации системы сбора, переработки и захоронения отходов; принятие превентивных мер по предотвращению техногенных катастроф; развитие мониторинга окружающей среды, совершенствование статистического учета в области окружающей среды, ведение кадастров природных ресурсов; оценка степени деградации экосистем, истощения минерально-сырьевых и других природных ресурсов; развитие информационной системы, обеспечение открытости, достоверности и своевременности экологической информации по вопросам состояния окружающей среды, ее охраны и использования природных ресурсов; совершенствование структуры государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды; совершенствование системы оценки воздействия на окружающую среду, включая стратегическую экологическую оценку планов, программ, законодательных актов; стимулирование внедрения экологически малоотходных, безотходных и безопасных технологий, государственная поддержка реконструкции действующих производств при переходе на малоотходные и ресурсосберегающие технологии.
На втором этапе (2011–2020 гг.) потребуется дальнейшее развитие эффективной экологически ориентированной рыночной экономики, повышение социальной активности населения, формирование общественного экологического мировоззрения и осознание ответственности за сохранение природно-ресурсного потенциала. Для этого необходимо обеспечить: нормативно-правовое регулирование функций по владению, использованию и распоряжению природными ресурсами; дальнейшее совершенствование экономических инструментов природопользования; стимулирование внедрения ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий; разработку системы экономических показателей, обеспечивающих учет природных ресурсов и оценку степени воздействия хозяйственной деятельности на их состояние; внедрение стандартов и процедур экологической маркировки продукции; сохранение и восстановление нарушенных экосистем, имеющих международное экологическое и рекреационное значение, большую природно-ландшафтную ценность; реализацию комплексной программы по сбору, переработке и утилизации отходов. Особое внимание должно уделяться гармонизации отношений общества и природы за счет развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей природной среды.
Таким образом, после проведения мероприятий первого этапа (до 2010г.) была отмечена динамика многих показателей окружающей среды. Анализ данных, полученных на сети мониторинга атмосферного воздуха в 2010 г., показал, что в результате проведения плановых природоохранных мероприятий во многих контролируемых городах Беларуси сохраняется тенденция к снижению содержания в воздухе специфических загрязняющих веществ. Наибольшие выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников среди городов страны характерны для Новополоцка (50,3 тыс.т) и Минска (30,9 тыс.т) (Прил. Г). Более 10 тыс.т загрязняющих веществ выброшено в 2010 г. в Новолукомле, Гродно и Гомеле. Еще в 12 городах объемы выбросов составили от 2,5 до 10,0 тыс.т. Наиболее существенное сокращение выбросов произошло в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом в Белоозерске (на 6,6 тыс.т или 71,1%) и Костюковичах (на 4 тыс.т или 61,5%). Сокращение выбросов на более чем 10 тыс.т произошло в Минске (18,5 тыс.т), Новополоцке (13,5 тыс.т) и Новолукомле (12,6 тыс.т). Сокращение объемов выбросов произошло в основном за счет твердых веществ и диоксида серы.
По сравнению с 2009 г., количество вносимых минеральных удобрений на сельскохозяйственные земли изменилось незначительно, снизившись в среднем по стране на 9 кг д.в./га. Однако за пятилетний период в связи с интенсификацией сельскохозяйственного производства объемы применения минеральных удобрений в Беларуси возросли в 1,5 раза.(Прил. Д)
Изменения показателей
лесного фонда в целом положите
За отчетный год увеличились площади лесных и покрытых лесом земель, в том числе спелых и перестойных насаждений. Площадь не покрытых лесом земель продолжает оставаться значительной – 288,4 тыс.га (3% площади лесного фонда), в том числе: прогалины и пустыри – 192 тыс.га, вырубки – 89,5 тыс.га, гари и погибшие насаждения – 6,9 тыс.га (Приложение Е).
Согласно данным сохраняется тенденция к росту лесистости, которая на 01.01.2011 достигла 38,8%, что на 0,3% больше, чем в 2010 г.
Важным показателем, используемым для количественной оценки насаждений, является продуктивность. В целом продуктивность лесов Беларуси в 2010 г. увеличилась по сравнению с прошлым годом на 43,5 тыс.га и составила 8045,9 тыс.га. В 2010 г., как и в 2009 г., наибольшую долю составили высокопродуктивные леса (51,3% от общей продуктивности лесов Беларуси), наименьшую – низкопродуктивные (3,3), доля среднепродуктивных лесов составила 45,4% (Прил. Ж).
По данным показателям можно сказать, что проводимая в стране экологическая политика эффективна. Но её продуктивность может быть намного выше. Для этого, экономическое регулирование природопользования и охраны окружающей среды, должно быть направлено на интеграцию и взаимодействие экологических факторов и экономических стимулов – поощрение наиболее эффективных мер по снижению вредного воздействия на окружающую среду и установление экономических барьеров для неэффективных с экологической точки зрения видов деятельности.
2.3 Совершенствование экологическо
Эффективным экономическим инструментом обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды во многих странах мира является налоговая политика, которая реализуется посредством учета экологического фактора в общей системе налогообложения. Средством учета экологического фактора являются экологические налоги (платежи), которые направлены на решение двуединой задачи: во-первых, стимулирование развития экологобезопасных производств и сокращение их антиподов, во-вторых, аккумулирование денежных средств для целевого решения природоохранных задач.
Сама по себе проблема экологического налогообложения не является чем-то новым для целей обеспечения устойчивого развития государства. Хотя и считалось, что в советский период природопользование было бесплатным, однако на самом деле элементы платности все же присутствовали, хотя и носили формальный характер. Но данные платежи не охватывали всех видов природных ресурсов, не были основаны на экономической оценке этих ресурсов и потому не были эффективными, не обеспечивали рациональное природопользование и охрану окружающей среды. Данное положение объясняется причиной невозможность денежной оценки природных ресурсов, которая основывалась на идее К.Маркса о том, что земля не является продуктом труда, а потому не может иметь денежного эквивалента. Данное положение распространялось на все виды природных ресурсов, и получалось: так как природные ресурсы – это «даровое благо природы», они не могут иметь стоимостного эквивалента.
Между тем экологические проблемы имеют комплексный характер и предполагают комплексное государственное управление в области охраны окружающей среды. Цена загрязнения и деградации природы не может рассматриваться статично, так как загрязняющие вещества способны накапливаться в окружающей среде и обладают эффектом суммации вредного воздействия, при этом полный ущерб может выявиться только по истечении определенного периода времени.
В Беларуси ставки экологического налога впервые были установлены Постановлением Совета Министров от 11 мая 1990 г. № 119 и закреплены в Законе «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)». Анализ практики исчисления и уплаты экологического налога за истекший период свидетельствует о том, что это привело к активизации природоохранной деятельности в государстве. Вместе с тем механизму платежей был присущ ряд недостатков. Так, например, пересмотр ставок платежей не соответствовал темпам инфляции, а невысокие ставки платежей приводили к тому, что природопользователям выгоднее было платить экологический налог даже с учетом повышающих коэффициентов за сверхлимитное природопользование, чем внедрять новые дорогостоящие технологические процессы производства или очистное оборудование. Помимо этого, экологический налог составлял десятые и даже сотые доли процента в себестоимости продукции и практически не превышал 0,2–0,3%, к тому же компенсировался в ценах на продукцию.
Невысокие ставки экологического налога приводили к тому, что его удельный вес составлял незначительную долю: 0,4–0,7% ВВП. По данному показателю республика значительно уступает европейским странам. В частности, в Польше доля экологического налога составляет 1,9%, а в Чехии – 2,7% ВВП.
Плательщиками налога не являлись владельцы личных транспортных средств (платили лишь юридические лица), а используемый транспорт не считался объектом налогообложения. Для Республики Беларусь это – актуальная проблема, поскольку передвижные источники по-прежнему доминируют в общем объеме загрязнения атмосферного пространства. На долю автотранспорта приходится, 75% общего выброса в атмосферное пространство.
С 1 января 2010 г. вопросы исчисления и уплаты налогов, пошлин и сборов регулируются основным законодательным актом – Налоговым кодексом Республики Беларусь (Общая часть и Особенная часть). На основании этого произошли определенные изменения в подходах к исчислению и уплате экологического налога. Так, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками не признаются объектом обложения экологическим налогом. Следовательно, за передвижные источники выбросов, среди которых самыми распространенными являются автомобили, экологический налог не рассчитывается и не уплачивается. Изменился порядок применения ставок экологического налога за сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду. Например, больше не предусмотрена зависимость ставок от категории качества сточных вод. В настоящее время ставки зависят только от объекта, в который производится сброс (например, водоток; водоем; подземные воды при использовании земледельческих полей орошения, полей фильтрации, полей подземной фильтрации, фильтрующих траншей, песчано-гравийных фильтров, земляных накопителей; недра) и категорий плательщиков (владельцев коммунальной и ведомственной канализации, для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств, иных плательщиков). При этом степень очистки сточных вод и наличие в них остаточных концентраций загрязняющих веществ не учитываются.
Появились новые
объекты налогообложения –
Анализ и критическое осмысление произошедших изменений свидетельствуют о том, что не со всеми этими изменениями, можно согласиться. Например, недостаточно обоснованным представляется отказ от признания передвижных источников объектом обложения экологическим налогом. Это тем более актуально, что, как уже упоминалось, удельный вес передвижных источников в общем объеме загрязнения атмосферного пространства Республики Беларусь составляет в настоящее время 75%. Кроме того, отказ от учета качественных характеристик сточных вод (а следовательно, и от учета номенклатуры и объемов сбросов конкретных ингредиентов) при расчете экологического налога не позволит учесть уровень опасности стоков, объемов сбрасываемых загрязняющих веществ и тем самым не будет в должной мере способствовать улучшению состояния водных объектов республики.
Информация о работе Экономические аспекты в экологических проблемах Республики Беларусь